Образовательная программа дополнительного образования "Умелые руки".
методическая разработка
"Умелые руки". Мною составленная образовательная программа для детей 7-10 лет . Можно использовать в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelye_ruki._4_klass.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жердевская школа-интернат»
Рассмотрено и рекомендовано к Утверждаю:
утверждению Приказ №280 -ОД от 25.08.15 г
Протокол Методического совета Директор школы- интерната
№1 от24.08.15 г. _________ О.С. Паршина
Председатель МО
_________Н.Ю. Гончарова
Образовательная программа дополнительного образование детей
«Умелые руки»
(программа рассчитана для работы с детьми 7 – 10 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель
Саютина Светлана Николаевна
2015 г
Информационная карта
1.Учреждение | Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Жердевская школа-интернат » |
2.Полное название программы | «Умелые руки». |
3.Ф.И.О. должность автора | Саютина Светлана Николаевна учитель начальных классов |
4.Сведения о программе | |
4.1Нормативная база | Закон « Об образовании» .Устав Тамбовского областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Жердевская школа-интернат» |
4.2 Область применения | Дополнительное образование детей |
4.3 Направленность | Общественно- полезная и практическая деятельность |
4.4Тип программы | Модифицированная |
4.5 Вид программы | Художественно- эстетическое ,трудовое |
4.6 Возраст обучения | 7-10 лет |
4.7 Продолжительность обучения | 1 год |
5. Заключение методического совета | Утвердить программу «Умелые руки» для работы в Тамбовском областном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Жердевская школа- интернат» |
Пояснительная записка
Ручной труд — составная часть единой интегрированной системы обучения и воспитания ребёнка, которая строится на основе целостного подхода к человеку. В процессе занятия ручным трудом развивается весь человек: его мышление, чувства, воля. Приобщение детей к различным видам ручного труда, можно считать значимой частицей эстетического воспитания детей.
Прививая детям навыки ручного труда, я стремлюсь сформировать творческую, гуманную, интеллектуально развитую, самостоятельную и внутренне свободную личность, способную ценить свой труд и труд других людей. Обучение рукоделию направлено также на достижение следующих задач:
Цель программы - научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, используя различные техники: оригами, модульное оригами, плетение.
Задачи программы
развитие:
- творчества;
- сенсорики, мелкой моторики рук;
- пространственного воображения;
- технического и логического мышления, глазомера;
- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
- начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
- опытом практической деятельности по созданию поделок;
- способами планирования и организации досуговой деятельности;
- навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
- уважительного отношения к результатам труда;
- интереса к творческой и досуговой деятельности;
- практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
В основу построения программы положен концентрический принцип: принцип повторяемости и постепенного усложнения выполняемых работ. Все работы основываются на уже приобретенных навыках и дают возможность ребенку сделать очередной шаг в своем развитии, осваивая новые техники и материалы, выполняя все более сложные изделия, приобретая новые умения.
Структура кружка состоит из теоретических и практических занятий.
В начале изучения каждой новой темы в программе уделено внимание безопасным приемам труда при работе с оборудованием и инструментами.
Для успешного функционирования кружка подобран материал, соответствующий интересам и склонностям участников кружка. Это позволит им самостоятельно подбирать мотивы, отбирать материалы и технику выполнения.
Выполненные работы будут использованы для участия на различных конкурсах, что будет способствовать росту престижа участников кружка, более серьезному отношению их к своему творчеству в рамках кружка, а также росту популярности занятий в нем.
Занятия проводятся еженедельно.
К концу года дети должны уметь:
-пользоваться ножницами, бумагой, клеем;
-уметь рационально использовать цветную бумагу,
-правильно находить место на листе для выполнения работы;
-уметь выполнять работу в определенной последовательности согласно инструкции взрослого;
-желать заниматься ручным трудом в свободное время.
-работать с бумагой, используя как минимум 2 техники;
-создавать поделки по образцу и по памяти;
-создавать поделки самостоятельно;
-принимать участие в выставках, конкурсах.
Методы обучения:
-индивидуальный;
-групповой;
-практический;
-наглядный.
Формы обучения:
-игры, загадки, беседы;
-практические упражнения для отработки необходимых навыков;
-организация выставок детских работ
Форма подведения итогов по окончании раздела:
-рефлексия по окончании каждого занятия;
-итоговые работы по разделам программы;
-организация выставок детских работ.
Ключевые слова:
-аппликация;
-оригами;
-симметрия;
-диагональ;
-сгиб;
-угол;
-прямоугольник;
-модуль;
-заготовка.
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.
Начальная школа - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.
Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, нравственного, умственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Развитие ручной умелости позволяет развивать у детей моторику, координацию, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить порученное дело до конца.
Формируется общая умелость руки, в том числе мелкая моторика руки - важный показатель физического и нервно-психического развития.
При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления - наглядно-образному - и будет оперировать уже не предметами, а их образами.
Особая значимость продуктивных ручных действий дошкольников состоит в формировании базовых глубинных компонентов «психического стержня» ребенка, т.е. целенаправленная деятельность, результатом которой стал бы некий продукт, представляющий собой ценность и пригодный к употреблению. Эту потребность американский ученый Эрик Эриксон охарактеризовал как «чувство созидания», т.е. на смену желанию у ребенка «все разобрать», разломать приходит желание что-то смастерить, починить самостоятельно, непременно, чтобы этот продукт труда пригодился во взрослой жизни.
Формулировка: «Я сам могу это сделать, я справлюсь» - это первая формула «психологии победителя». Уже во взрослой жизни человек, обладающий такой внутренней убежденностью, сталкиваясь с проблемой, думает не о сложности, а о том, как ее решить. И, как правило, достигает успеха. Технология, направленная на развитие ручной умелости, выполняет свою важнейшую психологическую функцию: «работает» на формирование у ребенка базовой, глубинной убежденности в своей компетентности, поскольку результат его труда вызывает у окружающих положительные эмоции, одобрение и похвалу без всяких натяжек.
Учебно–тематический план
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. | 2 | 1 | 1 |
2 | Материалы, используемые на занятиях ручного труда | 1 | 1 | 0 |
3 | Техники, используемые при работе с бумагой. | 1 | 1 | 0 |
4 | Овладение техникой «Плетения». | 10 | 0 | 20 |
5 | Овладение техникой «Вышивания крестом». «Моделирования». «Криволинейное складывание.» | 20 | 2 | 13 |
6 | Итого | 34 | 5 | 34 |
Содержание изучаемого курса
1. Вводное занятие. Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работы. Ознакомление с правилами техники безопасности и поведения на занятиях. Ознакомление с понятием «культура ручного труда». 2.Материалы, используемые на занятиях ручного труда. Виды бумаги. Предметы, необходимые при работе с бумагой. Инструменты, приспособления. Классификация инструмента, ознакомление с ним. Рабочее место и его оборудование.
3.Техники, используемые при работе с бумагой . Знакомство с понятием «техника работы с бумагой». Выставка детских работ старшей группы.
4.Овладение техникой «Вышивания», «Плетения», «Моделирования». Организация помощи воспитанникам младшей группы. Сборка поделок «Тёплая осень», «Бабочка», «Такса», «Бантик», «Кукла -крестовец». Сборка моделей по выбору. Организация выставок. 5. Овладение техникой «Аппликация. Объёмная аппликация», «Криволинейное складывание», «Каркасные фигурки», «Объёмные игрушки с подвижными деталями». Знакомство с техникой «Аппликация». Изготовление деталей и заготовок. Знакомство с интернет – страничками. Сборка поделок «Гусеница», «Дутики», «Говорящие звери», «Бумажный город». Сборка поделок по выбору. |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
1.Аланина А. Д. Ножницы-художницы. Аппликация из бумаги. Москва.1998г.
2. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. Москва. Просвещение.
3. Богатеева З.А. Занятие аппликации.- Москва «Просвещение», 1988 г.
4. Соловьянюк В.Г. Внеклассная работа по технологии.- Бирск, 2007г.
5. . Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. – Москва. Просвещение .2002г
6. Выгонов В.В. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции,
подарки, модели. - Москва «Первое сентября», 2002г.
7.Приказ Минобрнауки от 26.06.2012 года №504 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
8.Письмо Минобразования РФ от 20 мая 2003 № 28-51-391/16 "О реализации
дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».
9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы(1-4). М: Просвещение, 2009г.
10. Романина В.И., Машинистов В.Г. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3) М: Просвещение, 1998г.
Список литературы
1.И. Агапова. Поделки из бумаги. Оригами и другие игрушки из бумаги и картона. Лада. 2007г.
2.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.
3.Н. А. Цирулик.Е. Н. Проснякова. Методические разработки.
4.Н. А. Цирулик.Т. Н. Проснякова. Умные руки.1класс.
5.Н. А. Цирулик. Т. Н. Проснякова. Уроки творчества.2 класс.
6.И. Б. Виноградов. Рукоделие в начальных классах. Москва. 1994г.
7.Л.Каченаускайте . Аппликация. - Москва, издательство «Сталкер»,2004 г.
8.А. А. Ермолаева. Моделирование на уроках в начальной школе. Модели, разработки уроков, практические задания.
9.. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997г.
10. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
11. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей. М.: Владос. 2003г.
12. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
13.Презентация «Конструирование в начальной школе из бумаги». «Объёмная аппликация». «Мозаика в начальной школе».
14.Компьютер, проектор.
Календарно тематический план
№ п/п | Название темы | Часы | Конгнитивный компонент ( что узнают) | Операционный компонент ( что научатся делать) | Техническое оснащение | Связь с межпредметными курсами. | |
Форма подведения итогов | Информационная грамотность. | ||||||
1. | Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Лоскутная мозаика на бумаге. | Правила безопасной работы. | Научатся делать лоскутную мозаику на бумаге. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
2. | Вышивание крестом. Повторить правила безопасности труда при работе с иглами. | Значимость организации рабочего места. | Научатся вышивать крестом. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
3. | Вышивание крестом.. | Освоение способов организации рабочего места | Познакомятся с технологией вышивания крестом. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. .Цирулик. Уроки творчества. | |
4. | Вышивание крестом. | Формирование позитивного отношения к труду. | Расширить знания об истории вышивания разных народов. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
5. | Шов «вприкреп». Тёплая осень. | Формирование умения работать в группах | Освоят новый вид шва «вприкреп». | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
6. | Шов «вприкреп». Тёплая осень. | Способы работы с материалами и инструментами. | Расширить знания об искусстве вышивания. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
7. | Герб класса. | Освоение правил безопасности. | Формировать творческое воображение. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
8. | Шумелки. | Представление об аппликации. | Расширять кругозор о народных промыслах. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
9. | Маски. | Свойства бумаги. | Расширить знания об истории появления масок. | Компьютер. Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
10. | Свободная роспись. Коллаж «Аквариум». | Узнают в чём состоит этот приём аппликации. | Научатся расписывать ткань. | Компьютер. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
11. | Свободная роспись. Коллаж «Аквариум». | Узнают какую бумагу можно использовать для выполнения работы. | Освоят свободную роспись. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
12. | Холодный батик. Бабочка. | Закрепить представление о симметричном прорезании. | Освоят новый вид росписи ткани-холодный батик. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
13. | Холодный батик. Бабачка. | Познакомится с понятием- композиция. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | ||
14. | Бисероплетение. «Бычок». | Узнают технику работы объёмной аппликации. | Научатся плести из бисера. | 1.Компьютер. 2. Проектор | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
15. | Бисероплетение. «Такса» | «Цветовое решение»- понятие. | Научатся плести из бисера. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
16. | Плетение браслетов из резинок. | Способствовать развитию художественного вкуса. | Научатся плетению браслетов из резинок. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
17. | Плетение из резинок косичек. | Что такое модульное оригами. | Научатся плетению косичек из резинок. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
18. | Плетение модных украшений из цветных резинок. | Что такое сюрикен. | Научатся делать украшения из резинок. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
19. | Инструктаж по технике безопасности. Плетение из цветных резинок. «Бантик» | Узнают технику складывания кубика из одинаковых деталей. | Научатся плетению бантика из цветных резинок. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. АЦирулик. Уроки творчества. | |
20. | Плетение из цветных резинок «Цветок». | Узнают, как сделать закладку- надолго. | Научатся плести цветок. | Компьютер. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
21. | Плетение из цветных резинок «Паук». | Технологические приёмы работы с бумагой. | Научатся плести паука. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
22. | Моделирование Бумажный город. | Узнают, как обрабатывать бумагу. | Научатся разметки бумаги с помощью линейки. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
23. | Моделирование. Бумажный город. | Узнают технику обработки бумаги. | Научатся сгибать и резать бумагу. | Компьютер. Проектор. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
24. | Криволинейное складывание Украшения для праздника. | Узнают технику криволинейного складывания бумаги. | Научатся размечать, сгибать бумагу. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
25. | Криволинейное складывание. Украшения для праздника. | Закрепить алгоритм криволинейного складывания. | Воспитывать прилежность и аккуратность. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
26. | Объёмные игрушки с подвижными деталями. «Говорящие звери». | Закрепить умение работать с бумагой. | Научатся размечать, сгибать, правильно резать бумагу. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
27. | Объёмные игрушки с подвижными деталями. «Говорящие звери» | Воспитывать любовь к природе. | Научатся делать игрушки с подвижными деталями. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик.Уроки творчества. | |
28. | Игрушки из тонких тканей. «Дутики». | Узнают технику работы с тканью. | Научатся делать игрушки из тонких тканей. | Компьютер. Проектор. Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
29. | Игрушки из тонких тканей. «Дутики» | Узнают технику работы с тканью. | Развитие творческих способностей. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
30. | Каркасные фигурки. | Узнают технику обработки мягкой проволоки. | Научатся делать каркасные фигурки. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
31. | Моделирование бесшовных кукол. Кукла- крестовец. | Узнают историю появления кукол. | Научатся моделировать бесшовных кукол. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А.Цирулик. Уроки творчества. | |
32. | Моделирование бесшовных кукол. Кукла-крестовец. | Воспитывать любовь к народному творчеству. | Научатся моделировать бесшовных кукол. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А.Цирулик. Уроки творчества. | |
33. | Чулочная вязка. Гусеница | Узнают, что такое лицевая и изнаночная вязка. | Научатся чулочной вязке. | Образец изделия. | Выставка работ. | Н. А. Цирулик. Уроки творчества. | |
34. | Чулочная вязка. Выставка детских работ. | Воспитывать прилежность и аккуратность. | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Конкурс. Показать результаты проделанной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Образовательная программа дополнительного образования
Образовательная программа кружка "Умелые руки"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....