программа дополнительного образования детей "Обереги своими руками"
рабочая программа (1 класс) по теме
Актуальность программы заключается не только в приобщении детей к русской народной культуре, способствующей духовному развитию, но и в знакомстве с декоративно-прикладным творчеством и особенностями культуры других народов, что способствует формированию толерантной личности.
Практическая значимость состоит в формировании у детей представлений о декоративно-прикладном творчестве разных народов, истоках современных видов дизайна и рукоделия. Учащиеся овладевают приемами изготовления сувениров и декорирования изделий , изготовления кукол-оберегов.
Данная программа способствует исследовательской и проектной деятельности и связана с такими предметами школьной программы как история, ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, технология, изобразительное искусство.
Программа предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 2 года обучения – 128 часов в год, 4 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 53.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНОТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИМ.Б.Б.ПРОТАСОВА»
Рассмотрено Утверждаю:
на методическом совете ЦДО Директор МАОУДОД
Протокол №____ _____________А.А.Мамбетов
«____»_____________________ «____»_____________________
Образовательная программа
«Обереги своими руками»
Срок реализации программы – 2 года
Возраст детей – 7-14 лет
Год разработки – 2013
Автор-составитель:
Ванькова Т.А.-
педагог дополнительного образования
г. Красновишерск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Обереги своими руками» разработана в соответствии с законом об Образовании, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», с учетом требований «Примерных программ по социализации и воспитанию для начальной школы в рамках ФГОС». Актуальность программы заключается не только в приобщении детей к русской народной культуре, способствующей духовному развитию, но и в знакомстве с декоративно-прикладным творчеством и особенностями культуры других народов, что способствует формированию толерантной личности.
Практическая значимость состоит в формировании у детей представлений о декоративно-прикладном творчестве разных народов, истоках современных видов дизайна и рукоделия. Учащиеся овладевают приемами изготовления сувениров и декорирования изделий , изготовления кукол-оберегов.
Данная программа способствует исследовательской и проектной деятельности и связана с такими предметами школьной программы как история, ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, технология, изобразительное искусство.
Программа предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 2 года обучения – 128 часов в год, 4 часа в неделю.
Цель программы – приобщение детей к истокам народного творчества, культурное самоопределение и самореализация личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
обучающие
-развитие познавательного интереса к декоративно-оформительскому искусству и желание реализовать свой потенциал через разные виды прикладного творчества;
- приобщение детей к традиционной русской обрядовой культуре;
-формирование общего представления о многообразии и неповторимой самобытности культуры разных народов;
- приобретение навыков изготовления поделок и сувениров из бумаги, ткани, ниток, шерсти, соломы и рогоза.
воспитательные
- воспитывать бережное отношение к культуре своего народа и толерантно-уважительное по отношению к другим;
- развитие навыков социального общения, умения работать в коллективе, толерантности
развивающие
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, усидчивости и аккуратности, ответственности;
- развитие творческого воображения и творческой активности
Ведущие педагогические принципы, положенные в основу программы:
- учета возрастных особенностей
- природосообразности – развитие природных склонностей ребенка и его способностей
- креативности – развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах
- культуросообразности - содержание программы строится на основе этнографического и национально-культурного материала
- толерантности – взаимоуважение, терпимость к чужим обычаям, мнениям и т.д.
- добровольности – самоопределение и выбор ребенком вида деятельности.
Особенности программы
Познание истоков возникновения оберегов, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально-нравственных основ культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства патриотизма, осознанию своих родовых корней.
Включение детей в различные виды творчества: ручное и машинное шитье, частично-поисковую деятельность, - способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка, позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества при изготовлении изделий. Данный вид деятельности доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитать уверенность в своих силах. В образовательный процесс включена как индивидуальная, так и коллективная творческая деятельность.
Особенностью данной программы является и материальный аспект. Экономические возможности семей и материальная база большинства учреждений заставляет ориентироваться на доступность и дешевизну материалов. Изготовление оберегов не требует больших финансовых затрат, все очень просто и доступно.
Партнерами в реализации данной программы становятся дети, педагоги, родители и люди старшего поколения.
Возрастные особенности обучающихся
Данная образовательная программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет. Дети 7-11 летнего возраста достаточно осознанно делают выбор предметной сферы для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия нового материала, в большинстве своем имеют высокий уровень познавательной мотивации, легко идут на контакт и готовы к сплочению в дружный коллектив, интересуются историей и культурой своей страны.
Именно в этом возрасте у детей вырабатывается умение планировать свой труд, развивается логическое мышление, индивидуальность, самостоятельность, прививается чувство личной ответственности и уверенности в своих силах и любви к народному творчеству. Все эти качества позволяют детям успешно заниматься данным видом творчества. Очень важно в этот момент развития научить их грамотно организовать свой умственный и ручной труд.
Группы детей третьего, четвёртого и пятого годов обучения, в случае положительной мотивации, отличаются сравнительно высоким уровнем аналитического мышления и критического подхода к себе и окружающим, их психофизические показатели позволяют участвовать в выставках и конкурсах разного уровня.
Форма и режим занятий
Занятия проводятся четыре раза в неделю по одному часу.
Наполняемость групп – 10-15 человек. Это позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребенка, а затем в зависимости от качества усвоения материала, вносить коррективы в программу.
Программа предусматривает проведение разнообразных форм занятий: бесед, традиционных занятий, лекций, практических работ с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся. Хорошие результаты дает использование нестандартных форм занятий: выставки, выставки-продажи, экскурсии, конкурсы.
При изучении тем, связанных с символикой оберегов, занятия проводятся не только в помещении, но и на природе. Эта работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережному отношению к ней.
Приемы и методы
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный,
- проблемный;
- частично поисковый или эвристический;
- исследовательский.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изученному материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.
В ходе реализации программы применяется интегративный подход в обобщении и применении полученных знаний на таких предметах школьной программы, как математика, история, изобразительное искусство, технология, биология. Это обуславливает межпредметные связи при освоении программы обучающимися.
На занятиях широко применяются разнообразные наглядные пособия: плакаты, буклеты, памятки, коллекции фотографий и др.
В обучении применяются технические средства: магнитофон, компьютер.
Для качественного проведения занятий в кабине имеются:
- образцы практических работ;
- журналы, книги, буклеты, фотографии;
- инструкционные карты;
- шаблоны и лекала.
Ожидаемые результаты:
После освоения данной программы обучающиеся
Знают:
- исторические сведения о традициях, связанных с оберегами;
- способы изготовления оберегов;
- сведения о материалах и приспособлениях для изготовления оберегов;
- сведения о знаках и символах оберегов;
- о цветовом сочетании в изделиях;
- русские народные праздники.
Умеют:
- самостоятельно изготавливать обереги;
- разбираться в чертежах;
- работать по шаблону;
- в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;
- ориентироваться на качество изделий;
- правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.
Формы подведения итогов реализации программы
В конце каждого полугодия оформляются выставки работ учащихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Оценочные формы детских работ:
- оценка педагога;
-оценка учащихся;
- самооценка своей работы;
- отбор работы на выставки;
- участие в конкурсах.
Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети.
Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года.
Домашние задания отсутствуют. Однако, инициатива, самостоятельность и творчество, проявленные вне занятия, поощряются.
В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают универсальные умения и навыки, позволяющие им развивать свои способности и возможности. В той или иной мере используются все виды контроля:
- устный контроль;
- практический контроль;
- дидактические тесты;
- наблюдение.
Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.
Ребенок может участвовать во всевозможных выставках, конкурсах, организуемых Домом детского творчества. Лучшие работы принимают участие в районных конкурсах, региональных. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах.
Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.
Условия реализации программы
В конце каждого полугодия оформляются выставки работ учащихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Оценочные формы детских работ:
- оценка педагога;
-оценка учащихся;
- самооценка своей работы;
- отбор работы на выставки;
- участие в конкурсах.
Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети.
Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года.
В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания, умения, навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. В той или иной мере используются все виды контроля:
- устный контроль;
- практический контроль;
- дидактические тесты;
- наблюдение.
Для успешной реализации программы на вводном занятии проводится анкетирование с целью выявления у детей представлений о декоративно-прикладном искусстве, русском народном творчестве; навыков по работе с тканью и бумагой; определения уровня развития личности. На основании обработанных данных корректируется программа, составляется календарно-тематический план, план работы по воспитанию нравственных и эстетических качеств личности воспитанников, определяются основные направления работы с детьми, методы и средства, педагогические технологии.
Критериями оценивания полученных результатов являются:
- рост художественного уровня авторских работ (оригинальность и фантазия, проявляющиеся при выполнении работ, техническая чистота выполнения); - участие в коллективных работах и мероприятиях, проявление организаторской инициативы;
- уровень нравственного сознания, готовность осуществлять нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.
Итогом реализации программы является организация и проведение выставок-конкурсов и творческих отчетов на уровне образовательного учреждения, участие в районных, окружных и краевых выставках-конкурсах декоративно-прикладного творчества. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах.
Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулирование деятельности детей: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.
Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.
Материально-техническая база.
- кабинеты для занятий оборудованы необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов, гладильной доской и пр.).
-индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;
- технологические карты;
- альбомы с образцами, фотографиями и схемами,
- библиотека по прикладному творчеству,
- методическая литература по предмету;
- материалы, инструменты, приспособления;
- рабочий материал.
Внешние условия реализации программы:
- посещение выставок;
- участие в выставках;
- наличие методической литературы по предмету.
Определение уровня овладения учащимися умениями и навыками
0-й уровень (0) – не владеет
Низкий уровень (Н) – знакомы с характером данного действия, но умеют выполнять при непосредственной помощи педагога.
Ниже среднего (Н/с) – умеют выполнять самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога, сверстника
Средний уровень (С) – умеют действовать свободно, выполнять действия, познавая каждый шаг.
Высокий уровень(В) – автоматизировано, безошибочно выполняет действия
Гр. №__________ Название творческого объединения_________________________
ФИО педагога___________________________
№п/п | ФИ учащихся | Год обучения | Входящий контроль | Итоги за I полугодие | Итоги за II полугодие | |||
Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | Теор. | Практ. | |||
Итоговая таблица результатов
определения уровня овладения учащимися умениями и навыками
Уровень (всего) | Входящий контроль | I полугодие | II полугодие | |||
Теория | Практика | Теория | Практика | Теория | Практика | |
0 | ||||||
Низкий | ||||||
Ниже среднего | ||||||
Средний | ||||||
Высокий |
Тематическое планирование занятий
1 год
№ | Тема | Количество часов | Теория | Практика | Итого |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | |
История оберегов. |
| 1 | |||
2 | Народные приметы и поверья. Сведения о возникновении оберегов. «Какие приметы ты знаешь?» | 1 | 1 | ||
Символика. | 6 | ||||
3 | Символическое значение материалов. «Что к чему?» | 1 | 1 | ||
4 | Экскурсия в лес. Знакомство с жителями чудесного леса. Заготовка материала. | 2 | 2 | ||
5 |
Аппликация с данной символикой. | 3 | 3 | ||
Душистые травянистые мешочки | 4 | ||||
6 | Значение трав | 1 | 1 | ||
7 | Изготовление травяного мешочка | 2 | 2 | ||
8 | Оформление мешочка | 1 | 1 | ||
Денежный мешочек | 4 | ||||
9 | История оберега | 1 | 1 | ||
10 | Изготовление денежного мешочка | 2 | 2 | ||
11 | Оформление мешочка | 1 | 1 | ||
Деревце счастья | 7 | ||||
12 | Немного истории. | 1 | 1 | ||
13 | Деревце счастья | 4 | 4 | ||
| Оформление деревца | 2 | 2 | ||
Викторина «Что за чудо эти травы» |
|
| 1 | ||
Подкова счастья | 8 | ||||
14 | Такие разные подковы | 1 | 1 | ||
15 | Изготовление подковы | 3 | 3 | ||
16 | Колокольчики для счастья | 2 | 2 | ||
17 | Оформление оберега | 2 | 2 | ||
Плетение из нитей. | 14 | ||||
18 | Нитяные обереги разных народов. | 1 | 1 | ||
19 | Славянский оберег «Божье око» | 3 | 1 | 2 | |
20 | Кукла - мартиничка | 3 | 1 | 2 | |
21 | Кукла - Желанница | 3 | 1 | 2 | |
22 | Браслеты дружбы | 4 | 1 | 3 | |
Обереги из рогоза и соломы | 40 | ||||
Солнце – главный оберег |
| 7 | |||
Солнце с теплыми лучами | 5 | 1 | 4 | ||
Украшение Солнца | 2 | 2 | |||
Неразлучники | 4 | ||||
Что такое дружба | 1 | 1 |
| ||
Неразлучники | 3 | 3 | |||
Волшебный конь – символ добра | 4 | ||||
Доброта в жизни людей | 1 | 1 | |||
Волшебный конь | 3 | 3 | |||
Декоративный веничек | 8 | ||||
Веничек - оберег | 8 | 1 | 7 | ||
Ложка – помощница хозяйки | 6 | ||||
Праздник «Будьте всегда сыты!» | 2 | 2 | |||
Ложка на все времена | 4 | 1 | 3 | ||
Мельница | 17 | ||||
Мельница – символ плодородия | 1 | 1 | |||
Основа мельницы | 3 | 3 | |||
Лопасти для мельницы | 3 | 3 | |||
Детали сюжета | 6 | 6 | |||
Покраска фигурок | 2 | 2 | |||
Сборка мельницы | 2 | 2 | |||
Выставка оберегов | 1 | ||||
История народной куклы |
| 2 | |||
Волшебство славянских кукол. | 1 | 1 | |||
Куклы из бабушкиного сундука | 1 | 1 | |||
Простые куклы на основе квадрата-ткани | 20 | ||||
«Отдарок на подарок». | 2 | 2 | |||
«Утешница». | 2 | 2 | |||
Сила оберега. «Подорожница». | 2 | 2 | |||
«Пеленашка» на основе квадрата | 2 | 2 | |||
«Ангел». | 2 | 2 | |||
Всякому времени свой час. «День и ночь» | 2 | 2 | |||
«Северная берегиня» | 2 | 2 | |||
Узелковые игровые куклы. «Бессоница». «Зайчик на пальчик». | 2 | 2 | |||
«Птичка» | 2 | 2 | |||
Кукла добрых вестей «Валдайский колокольчик» | 2 | 2 | |||
Вепсские куклы. | 14 | ||||
Вепсская «Нянюшка» | 2 | ||||
Вепсская «Капустка» | 2 | ||||
Вепсская сложная. «Радостея». | 2 | ||||
«Покосница» | 2 | ||||
«Благополучница» | 2 | ||||
«Кубышка-травница». | 2 | ||||
«Зернушка» | 2 | ||||
«Вечер Кукол» | 2 | 2 | |||
Выставка «Кто во что горазд» | 2 | 2 | |||
Итоговое занятие «Подарок другу» | 2 | 2 | |||
Всего | 128 часов |
Тематическое планирование занятий 2 год
№ | Тема занятий | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
|
2 | Праздник «Встречаем гостей» | 2 | 2 |
|
Традиционные обереговые куклы | 1 | 1 | ||
| Куватка и их виды. | 13
| ||
3 | Куватка и их виды. | 3 | 1 | 2 |
4 | «Мартенички» | 2 |
| 2 |
5 | Коса – девичья краса. «Доля» | 2 |
| 2 |
6 | Куватка сложная. «Кузьма и Демьян» – покровители семейного очага и ремёсел | 3 |
| 3 |
7 | Куватка сложная. «Неразлучники» | 3 |
| 3 |
Скрутки /столбушки. | 8 | |||
8 | Пеленашка. | 2 |
| 2 |
9 | Желанница. | 2 |
| 2 |
10 | Владимирская столбушка | 2 |
| 2 |
11 | Курская столбушка | 2 |
| 2 |
Куклы-покравители | 19 | |||
12 | Масленница широкая. «Маслена домашняя». | 4 | 2 | 2 |
13 | «Веснянка». «Первоцвет» | 3 |
| 3 |
14 | «Орловская кукла» | 2 |
| 2 |
15 | Кукла из медвежьей стороны (Каргопольская кукла). Параскева-Пятница | 2 |
| 2 |
16 | «Лихоманки» | 4 | 1 | 3 |
17 | «Матушкина куколка». Куклы в народных сказках. | 4 | 2 | 2 |
Итоги. Подготовка к выставке. | 2 | 2 |
| |
Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. Календарь. | 8 | 4 | 4 | |
Куклы в помощь хозяйке | 27 |
| ||
«Филлиповка». «Десятиручка». | 4 | 1 | 3 | |
«Очистительная» | 2 | 2 | ||
«Благополучие», «Сорока-Белобока» | 2 | 2 | ||
Основа крестец из веток. «Крестец». «Рябинка на крестовине». «Параскева-пятница» «Купала.» | 4 | 4 | ||
«Окно радости» | 3 | 3 | ||
Свадебная кукла «Мировое древо» | 3 | 3 | ||
«Невеста» | 3 | 3 | ||
Берестяные куклы | 6 | 2 | 4 | |
Выставка работ. | 2 | 2 | ||
Кукла – перевёртыш (Девка-баба) | 4 | 1 | 3 | |
«Московка» (Седьмая Я, Семья, Плодородие) | 4 | 1 | 3 | |
«Ведучка-кукла» ведущая в жизнь | 5 | 1 | 4 | |
«Санница» | 5 | 1 | 4 | |
«Помощница» | 5 | 2 | 3 | |
Оберег от одиночества. Толстушка-костромушка | 4 | 1 | 3 | |
Куклаки. | 1 | 1 | ||
Куклаки игровые. | 2 | 2 | ||
«Симеон столпник» | 3 | 3 | ||
«Спиридон солнцеворот». | 3 | 3 | ||
Кукла «Женское Счастье». | 2 | 2 | ||
Барыни, девки, бабы. | 2 | 2 | ||
«Солнечный конь» | 3 | 3 | ||
Итоги. Выставка работ. | 2 | 2 | ||
всего | 128 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса
Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов. Цели: Необходимо ...
Программа дополнительного образования "Умелые руки"
Программа дополнительного образования "Умелые руки" для учащихся начальной школы (на 4 года)...
Рабочая программа ( дополнительное образование ) "Тропинками своего Я "
Развивающее занятие для уч-ся 7-8 лет......
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (дополнительное образование) "Тропинками своего Я ".
(развивающие занятия для учащихся 7-8 лет)...
Программы дополнительного образования "Умелые руки", "Канзаши"
Данные программы разработаны для детей 6-9 и 10-14 лет. К программам прилагаются бланки личного дела, заявления и правила безопасности при работе....
Программа дополнительного образования "Умелые руки"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности "Умелые руки"...
Образовательная программа дополнительного образования "Умелые руки".
quot;Умелые руки". Мною составленная образовательная программа для детей 7-10 лет . Можно использовать в работе с детьми....