программа дополнительного образования детей "Обереги своими руками"
рабочая программа (1 класс) по теме

 Актуальность программы заключается не только в приобщении детей к русской народной культуре, способствующей духовному развитию, но и в знакомстве с декоративно-прикладным творчеством и особенностями культуры других народов, что способствует формированию толерантной личности.

Практическая значимость состоит в формировании у детей представлений о декоративно-прикладном творчестве разных народов, истоках современных видов дизайна и рукоделия. Учащиеся овладевают приемами изготовления сувениров и декорирования изделий , изготовления кукол-оберегов.

Данная программа способствует исследовательской и проектной деятельности и связана с такими предметами школьной программы как история, ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, технология, изобразительное искусство.

 Программа предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 2 года обучения – 128 часов в год, 4 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx53.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНОТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИМ.Б.Б.ПРОТАСОВА»

Рассмотрено                                                                                       Утверждаю:

на методическом совете ЦДО                                       Директор МАОУДОД

Протокол №____                                                 _____________А.А.Мамбетов

«____»_____________________                        «____»_____________________

Образовательная программа

«Обереги своими руками»

Срок реализации программы – 2 года

Возраст детей – 7-14 лет

Год разработки – 2013

 

Автор-составитель:

Ванькова Т.А.-

 педагог дополнительного образования

г. Красновишерск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Обереги своими руками» разработана в соответствии с законом об Образовании, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», с учетом требований «Примерных программ по социализации и воспитанию для начальной школы в рамках ФГОС». Актуальность программы заключается не только в приобщении детей к русской народной культуре, способствующей духовному развитию, но и в знакомстве с декоративно-прикладным творчеством и особенностями культуры других народов, что способствует формированию толерантной личности.

Практическая значимость состоит в формировании у детей представлений о декоративно-прикладном творчестве разных народов, истоках современных видов дизайна и рукоделия. Учащиеся овладевают приемами изготовления сувениров и декорирования изделий , изготовления кукол-оберегов.

Данная программа способствует исследовательской и проектной деятельности и связана с такими предметами школьной программы как история, ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, технология, изобразительное искусство.

 Программа предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 2 года обучения – 128 часов в год, 4 часа в неделю.

 

Цель программы – приобщение детей к истокам народного творчества, культурное самоопределение и самореализация личности ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

обучающие

-развитие познавательного интереса к декоративно-оформительскому искусству и желание реализовать свой потенциал через разные виды прикладного творчества;

- приобщение детей к традиционной русской обрядовой культуре;

-формирование общего представления о многообразии и неповторимой самобытности культуры разных народов;

- приобретение навыков изготовления поделок и сувениров из бумаги, ткани, ниток, шерсти, соломы и рогоза.

воспитательные

- воспитывать бережное отношение к культуре своего народа и толерантно-уважительное по отношению к другим;

- развитие навыков социального общения, умения работать в коллективе, толерантности

развивающие

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, усидчивости и аккуратности, ответственности;

- развитие творческого воображения и творческой активности

Ведущие педагогические принципы, положенные в основу программы:

- учета возрастных особенностей

- природосообразности – развитие природных склонностей ребенка и его способностей

- креативности – развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах

- культуросообразности - содержание программы строится на основе этнографического и национально-культурного материала

- толерантности – взаимоуважение, терпимость к чужим обычаям, мнениям и т.д.

- добровольности – самоопределение и выбор ребенком вида деятельности.

Особенности программы

        Познание истоков возникновения оберегов, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально-нравственных основ культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства патриотизма, осознанию своих родовых корней.

        Включение детей в различные виды творчества: ручное и машинное шитье, частично-поисковую деятельность, - способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка, позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества при изготовлении изделий. Данный вид деятельности доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитать уверенность в своих силах. В образовательный процесс включена как индивидуальная, так и коллективная творческая деятельность.

        Особенностью данной программы является и материальный аспект. Экономические возможности семей и материальная база большинства учреждений   заставляет ориентироваться на доступность и дешевизну материалов. Изготовление оберегов не требует больших финансовых затрат, все очень просто и доступно.

        Партнерами в реализации данной программы становятся дети, педагоги, родители и люди старшего поколения.

Возрастные особенности обучающихся

Данная образовательная программа рассчитана на детей от 7 до 11 лет. Дети 7-11 летнего возраста   достаточно осознанно делают выбор предметной сферы для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия нового материала, в большинстве своем имеют высокий уровень   познавательной мотивации, легко идут на контакт и готовы к сплочению в дружный коллектив, интересуются историей и культурой своей страны.

 Именно в этом возрасте у детей вырабатывается умение планировать свой труд, развивается логическое мышление, индивидуальность, самостоятельность, прививается чувство личной ответственности и уверенности в своих силах и любви к народному творчеству. Все эти качества позволяют детям успешно заниматься данным видом творчества. Очень важно в этот момент развития научить их грамотно организовать свой умственный и ручной труд.

Группы детей третьего, четвёртого и пятого годов обучения, в случае положительной мотивации, отличаются сравнительно высоким уровнем аналитического мышления и критического подхода к себе и окружающим, их психофизические показатели позволяют участвовать  в выставках и конкурсах разного уровня.

Форма и режим занятий

Занятия проводятся четыре раза в неделю по одному часу.

Наполняемость групп – 10-15 человек. Это позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребенка, а затем в зависимости от качества усвоения материала, вносить коррективы в программу.

Программа предусматривает проведение разнообразных форм занятий: бесед, традиционных занятий, лекций, практических работ с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся. Хорошие результаты дает использование нестандартных форм занятий: выставки, выставки-продажи, экскурсии, конкурсы.

При изучении тем, связанных с символикой оберегов, занятия проводятся не только в помещении, но и на природе. Эта работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережному отношению к ней.

Приемы и методы

Используются следующие методы обучения:

- объяснительно – иллюстративный;

- репродуктивный,

 - проблемный;

- частично поисковый или эвристический;

- исследовательский.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изученному материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

В ходе реализации программы применяется интегративный подход в обобщении и применении полученных знаний на таких предметах школьной программы, как математика, история, изобразительное искусство, технология, биология. Это обуславливает межпредметные связи при освоении программы обучающимися.

На занятиях широко применяются разнообразные наглядные пособия: плакаты, буклеты, памятки, коллекции фотографий и др.

        В обучении применяются технические средства: магнитофон, компьютер.

Для качественного проведения занятий в кабине имеются:

- образцы практических работ;

- журналы, книги, буклеты, фотографии;

- инструкционные карты;

- шаблоны и лекала.

Ожидаемые результаты:

После освоения данной программы обучающиеся

Знают:

- исторические сведения о традициях, связанных с оберегами;

- способы изготовления оберегов;

- сведения о материалах и приспособлениях для изготовления оберегов;

- сведения о знаках и символах оберегов;

- о цветовом сочетании в изделиях;

- русские народные праздники.

        Умеют:

- самостоятельно изготавливать обереги;

- разбираться в чертежах;

- работать по шаблону;

- в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия;

- ориентироваться на качество изделий;

- правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.

                Формы подведения итогов реализации программы

        В конце каждого полугодия оформляются выставки работ учащихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Оценочные формы детских работ:

- оценка педагога;

-оценка учащихся;

- самооценка своей работы;

- отбор работы на выставки;

- участие в конкурсах.

Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети.

Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года.

Домашние задания отсутствуют. Однако, инициатива, самостоятельность и творчество, проявленные  вне занятия, поощряются.

        В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают универсальные умения и навыки, позволяющие им  развивать свои способности и возможности.      В той или иной мере используются все виды контроля:

- устный контроль;

- практический контроль;

- дидактические тесты;

- наблюдение.

         Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.

        Ребенок может участвовать во всевозможных выставках, конкурсах, организуемых Домом детского творчества. Лучшие работы принимают участие в районных конкурсах, региональных. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах.

Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.

Условия реализации программы

В конце каждого полугодия оформляются выставки работ учащихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми, в конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают учащихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Оценочные формы детских работ:

- оценка педагога;

-оценка учащихся;

- самооценка своей работы;

- отбор работы на выставки;

- участие в конкурсах.

Контрольные вопросы, викторины, кроссворды составляют как педагоги, так и сами дети.

Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года.

        В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания, умения, навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. В той или иной мере используются все виды контроля:

- устный контроль;

- практический контроль;

- дидактические тесты;

- наблюдение. 

Для успешной реализации программы на вводном занятии проводится анкетирование с целью выявления у детей представлений о декоративно-прикладном искусстве, русском народном творчестве; навыков по работе с тканью и бумагой; определения уровня развития личности. На основании обработанных данных корректируется программа, составляется календарно-тематический план, план работы по воспитанию нравственных и эстетических качеств личности воспитанников, определяются основные направления работы с детьми, методы и средства, педагогические технологии.

Критериями оценивания полученных результатов являются:

- рост художественного уровня авторских работ (оригинальность и фантазия, проявляющиеся при выполнении работ, техническая чистота выполнения); - участие в коллективных работах и мероприятиях, проявление организаторской инициативы;

- уровень нравственного сознания, готовность осуществлять нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.

Итогом реализации программы является организация и проведение выставок-конкурсов и творческих отчетов на уровне образовательного учреждения, участие в районных, окружных и краевых выставках-конкурсах декоративно-прикладного творчества. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах.

         Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулирование деятельности детей: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным призом.

Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.

Материально-техническая база.

- кабинеты для занятий оборудованы необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов, гладильной доской и пр.).

-индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого учащегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.;

- технологические карты;

- альбомы с образцами, фотографиями и схемами,

- библиотека по прикладному творчеству,

- методическая литература по предмету;

- материалы, инструменты, приспособления;

- рабочий материал.

Внешние условия реализации программы:

- посещение выставок;

- участие в выставках;

- наличие методической литературы по предмету.

Определение уровня овладения учащимися  умениями и навыками

0-й уровень (0) – не владеет

Низкий уровень (Н) – знакомы с характером данного действия, но умеют выполнять при непосредственной помощи педагога.

Ниже среднего (Н/с) – умеют выполнять самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога, сверстника

Средний уровень (С) – умеют действовать свободно, выполнять действия, познавая каждый шаг.

Высокий уровень(В) – автоматизировано, безошибочно выполняет действия

Гр. №__________ Название творческого объединения_________________________

ФИО педагога___________________________

№п/п

ФИ учащихся

Год обучения

Входящий контроль

Итоги за I полугодие

Итоги за II полугодие

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

Итоговая таблица результатов

определения уровня овладения учащимися умениями и навыками

Уровень

(всего)

Входящий контроль

I полугодие

II полугодие

Теория

Практика

Теория

Практика

Теория

Практика

0

Низкий

Ниже среднего

Средний

Высокий

Тематическое планирование занятий

1 год

Тема

Количество часов

Теория  

Практика

Итого

1

Вводное занятие

1

1

1

История оберегов.

 

1

2

Народные приметы и поверья. Сведения о возникновении оберегов.

«Какие приметы ты знаешь?»

1

1

Символика.

6

3

Символическое значение материалов.

«Что к чему?»

1

1

4

 Экскурсия в лес. Знакомство с жителями чудесного леса. Заготовка материала.

2

2

5

 

Аппликация с данной символикой.

3

3

Душистые травянистые мешочки

4

6

Значение трав

1

1

7

Изготовление травяного мешочка

2

2

8

Оформление мешочка

1

1

 Денежный мешочек

4

9

История оберега

1

1

10

Изготовление денежного мешочка

2

2

11

Оформление мешочка

1

1

Деревце счастья

7

12

Немного истории.

1

1

13

Деревце счастья

4

4

 

Оформление деревца

2

2

Викторина «Что за чудо эти травы»

 

 

1

Подкова счастья

8

14

Такие разные подковы

1

1

15

Изготовление подковы

3

3

16

Колокольчики для счастья

2

2

17

Оформление оберега

2

2

Плетение из нитей.

14

18

Нитяные обереги разных народов.

1

1

19

Славянский оберег «Божье око»

3

1

2

20

Кукла - мартиничка

3

1

2

21

Кукла - Желанница

3

1

2

22

Браслеты дружбы

4

1

3

Обереги из рогоза и соломы

40

Солнце – главный оберег

 

7

Солнце с теплыми лучами

5

1

4

Украшение Солнца

2

2

Неразлучники

4

Что такое дружба

1

1

 

Неразлучники

3

3

Волшебный конь – символ добра

4

Доброта в жизни людей

1

1

Волшебный конь

3

3

Декоративный веничек

8

Веничек - оберег

8

1

7

Ложка – помощница хозяйки

6

Праздник «Будьте всегда сыты!»

2

2

Ложка на все времена

4

1

3

Мельница

17

Мельница – символ плодородия

1

1

Основа мельницы

3

3

Лопасти для мельницы

3

3

Детали сюжета

6

6

Покраска фигурок

2

2

Сборка мельницы

2

2

Выставка оберегов        

1

История народной куклы

 

2

Волшебство славянских кукол.

1

1

Куклы из бабушкиного сундука

1

1

Простые куклы на основе квадрата-ткани

20

«Отдарок на подарок».

2

2

«Утешница».

2

2

Сила оберега. «Подорожница».

2

2

«Пеленашка» на основе квадрата

2

2

«Ангел».

2

2

Всякому времени свой час. «День и ночь»

2

2

«Северная берегиня»

2

2

Узелковые игровые куклы. «Бессоница». «Зайчик на пальчик».

2

2

«Птичка»

2

2

Кукла добрых вестей «Валдайский колокольчик»

2

2

Вепсские куклы.

14

Вепсская «Нянюшка»

2

Вепсская «Капустка»

2

Вепсская сложная. «Радостея».

2

«Покосница»

2

«Благополучница»

2

«Кубышка-травница».

2

«Зернушка»

2

«Вечер Кукол»

 2

2

Выставка «Кто во что горазд»

 2

 2

Итоговое занятие «Подарок другу»

2

2

Всего

128 часов

Тематическое планирование занятий    2 год

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Праздник «Встречаем гостей»

2

2

 

Традиционные обереговые куклы

1

1

 

Куватка и их виды.

  13

 

3

Куватка и их виды.

3

1

2

 4

«Мартенички»

2

 

2

 5

Коса – девичья краса. «Доля»

2

 

2

 6

Куватка сложная. «Кузьма и Демьян» – покровители семейного очага и ремёсел

3

 

3

 7

Куватка сложная. «Неразлучники»

3

 

3

Скрутки /столбушки.

8

 8

Пеленашка.

2

 

2

 9

Желанница.

 2

 

2

 10

Владимирская столбушка

2

 

2

 11

Курская столбушка

2

 

2

Куклы-покравители

19

 12

Масленница широкая. «Маслена домашняя».

4

 2

2

 13

«Веснянка». «Первоцвет»

3

 

3

 14

«Орловская кукла»

2

 

2

 15

Кукла из медвежьей стороны (Каргопольская кукла). Параскева-Пятница

2

 

2

 16

 «Лихоманки»

 4

1

3

 17

«Матушкина куколка». Куклы в народных сказках.

 4

2

 2

 Итоги. Подготовка к выставке.

 2

2

 

Кукла в русском быту. Традиционная русская кукла в праздничной символике. Праздники на Руси. Язык орнамента. Календарь.

8

4

4

Куклы в помощь хозяйке

27

 

 «Филлиповка». «Десятиручка».

4

1

3

«Очистительная»

2

2

«Благополучие», «Сорока-Белобока»

2

2

Основа крестец из веток. «Крестец». «Рябинка на крестовине». «Параскева-пятница» «Купала.»

4

4

«Окно радости»

3

3

Свадебная кукла «Мировое древо»

3

3

«Невеста»

3

3

Берестяные куклы

6

2

4

Выставка работ.

2

2

Кукла – перевёртыш (Девка-баба)

4

1

3

«Московка» (Седьмая Я, Семья, Плодородие)

4

1

3

«Ведучка-кукла» ведущая в жизнь

5

1

4

«Санница»

5

1

4

«Помощница»

5

2

3

Оберег от одиночества. Толстушка-костромушка

4

1

3

Куклаки.

1

1

Куклаки игровые.

2

2

«Симеон столпник»

3

3

«Спиридон солнцеворот».

3

3

Кукла «Женское Счастье».

2

2

Барыни, девки, бабы.

2

2

«Солнечный конь»

3

3

Итоги. Выставка работ.

2

2

всего

128 часов

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Развитие моторики ведущей руки и речи учащихся -"ЛАСТОЧКА"- для 1-3 класса

Авторская программа дополнительного образования учащихся начальных классов "Ласточка" направлена на развитие мелкой моторики ведущей руки и речи учащихся 1-3 классов.   Цели: Необходимо ...

Программа дополнительного образования "Умелые руки"

Программа дополнительного образования "Умелые руки" для учащихся начальной школы (на 4 года)...

Программы дополнительного образования "Умелые руки", "Канзаши"

Данные программы разработаны для детей 6-9 и 10-14 лет. К программам прилагаются бланки личного дела, заявления и правила безопасности при работе....

Программа дополнительного образования "Умелые руки"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программахудожественной направленности     "Умелые руки"...

Образовательная программа дополнительного образования "Умелые руки".

quot;Умелые руки". Мною составленная образовательная программа для детей 7-10 лет . Можно использовать в работе с детьми....