АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
рабочая программа по технологии (1, 2, 3 класс)
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr_prog_umelye_ruki_2019.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»
Возраст детей: 7-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработана с учетом психофизических
особенностей обучающихся коррекционного класса VIII вида педагогом дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДиЮ
Ширшовой М.А.
Настоящая адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Умелые руки» принята
на педагогическом совете МБУ ДО ЦРТДиЮ
Протокол № от «____» _____________2020 г.
ЗАТО Озерный
2020 год
Содержание:
- Пояснительная записка с. 3
- Учебно-тематический план с. 7
- Содержание программы с. 9
- Методическое обеспечение с. 11
- Список литературы с. 14
- Пояснительная записка.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Умелые руки» разработана для решения проблем социальной адаптации детей коррекционного класса VIII вида, ориентирована на обучение разным видам декоративно-прикладного творчества.
Программа имеет художественную направленность.
Актуальность программы
В настоящее время в отечественной системе образования проблеме воспитания и обучения школьников с задержкой развития уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Главная проблема такого ребенка заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – развивающая личность, имеющая право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве и достижениях. Он так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющих проблем со здоровьем. Чтобы развить творческий потенциал детей с ОВЗ и предлагается данная программа.
Новизна программы
Исходной теоретической основой программы являются принципы коррекционно-развивающего обучения.
Идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной, творческой личности. Она направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развития творческой инициативы, самостоятельности, приобретения навыков и опыта при изготовлении простых, а затем и сложных изделий.
Программой предусмотрена работа с различными материалами. Работа с бумагой, картоном, тканью, природным и бросовым материалом – это не просто доступный вид деятельности, но и труд, который способствует умственному, нравственному и художественному воспитанию ребенка.
Сделать занятия для детей интересными, чтобы каждый ребенок имел желание выполнить задание правильно, чтобы работа была творческой, приносила удовольствие, и чтобы ребенок мог гордиться своими достижениями, - таковы условия успешности занятий по программе.
Педагог может сам менять соотношение пропорций разделов программы, как для всего коллектива, так и для каждого из его участников в зависимости от возраста детей, их развития, навыков, знаний, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.
В процессе обучения в кружке создается атмосфера доброжелательного делового общения со сверстниками. Педагог заинтересован в росте творческой активности каждого ребенка, его умении фантазировать и создавать интересные образы, изделия, композиции, - всего, что способствует развитию мышления, умение сопоставлять явления и выделять главное.
Цель программы:
- расширение возможностей социальной адаптации детей средствами
декоративно-прикладного творчества;
- развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
- создание условий для развития личности ребенка посредством приобщения его к труду, так как в процессе изготовления того или иного изделия ребенок получает новые знания, приобретает практический опыт, видит результаты своего труда и гордится ими.
Задачи программы:
Создание для детей благоприятной среды, развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе, включение детей в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, расширение зоны их творческих возможностей, круга интересов.
а) обучающие: - приобретение знаний, умений и обучить конкретным трудовым навыкам работы с бумагой, картоном, природным и бросовым материалом;
- научить владеть инструментами, приспособлениями, шаблонами;
б) развивающие:
- развитие личности ребенка, его активности, самостоятельности, творческого воображения, интеллектуальных способностей;
- формирование потребности в самопознании, самореализации.
в) воспитательные:
- формирование нравственного сознания личности: доброты, терпения, усидчивости, внимания, чувства вкуса и меры,
- воспитание взглядов, убеждений,
- формирование способов поведения детей в обществе, привить им правила поведения в коллективе, быть вежливыми, стремиться оказать помощь товарищу, снятие психологической напряженности, комплексов неполноценности, способов самоконтроля;
- формировать здоровый образ жизни;
г) эстетические:
- приучить к аккуратности, опрятности,
- привить умение ценить красоту в себе и окружающем мире.
Основные особенности занятий, этапы реализации программы:
Адаптированная общеобразовательная программа кружка «Умелые руки» рассчитана на один год. Группа разновозрастная. Большое значение имеют возраст детей и их знания. Педагог имеет возможность варьировать степень сложности заданий и время их исполнения. Во время занятий педагог учитывает накопленный опыт и знания, овладение приемами умственной и практической деятельности, развития логического мышления, чувства формы, пропорций, пластичности, цвета, пространственного воображения и графической грамотности.
Формы и методы занятий.
- Сведения о коллективе обучающихся:
- вид образовательной группы – коррекционный класс,
- вид группы – профильный,
- состав учебной группы - постоянный,
- набор детей свободный,
- возраст детей - 7-16 лет,
- формы проведения занятий: всем коллективом, группами, практические и теоретические; игры, беседы, экскурсии;
- режим занятий: 72 часов в год, по два занятия в неделю продолжительностью 1 час;
- количество обучающихся – 10-15 детей;
- место проведения занятий – учебный кабинет
2. Сроки реализации образовательной программы: 1 год.
3. Достигаемый уровень подготовки – начальный.
Результативность программы
Предполагаемый результат деятельности педагога:
- формирование желания заниматься понравившимся видом деятельности,
- снятие страха перед предстоящей деятельностью у ребенка, освобождение его от зажатости,
- выстраивание перспективы деятельности ребенка в кружке,
- корректировка учебной программы с учетом разновозрастного (7-16 лет) и разного уровня состава детей,
- создание ребенку ситуации успеха,
- укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях,
- развития умения сопереживать и сочувствовать другому,
- развитие творческой активности ребенка, коммуникативных организаторских способностей ребенка.
Предполагаемый результат для детей:
- развитие коммуникативных навыков поведения в коллективе;
- расширение круга общения детей;
- знакомство с историей декоративно-прикладного творчества и современными видами творчества;
- получат знания о роли цвета в декоративно-прикладном творчестве;
- научатся правилам безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
- получат знания о материалах и их свойствах;
- получат знания технологии изготовления изделий;
- научатся максимально использовать полученные знания и навыки на практике;
- научатся самостоятельно придумывать и изготавливать поделки.
В конце обучения учащиеся будут знать:
- о быте и традициях народов России;
- о видах декоративно-прикладного искусства, о новых и необычных техниках прикладного творчества;
- правила безопасности труда.
будут уметь:
- применять основные приемы и навыки работы с различными материалами;
- самостоятельно составлять сюжетную композицию;
- самостоятельно изготовлять подарки, сувениры;
- работать с наглядными пособиями, дополнительной литературой;
- владеть инструментами и приспособлениями;
- применять правила безопасности труда.
Формы подведения итогов реализации программы
Для оценки результативности применяется входной, промежуточный и итоговый контроль.
Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний, умений и навыков воспитанников.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный опрос, собеседование с детьми и родителями.
Цель промежуточного контроля - оценка качества усвоения материала.
Формы оценки: текущие тестовые занятия, творческие задания, собеседование, выставки работ детей.
Цель итогового контроля – диагностика полученных знаний и умений за учебный год.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, итоговая выставка творческих работ детей, оформление альбома фотографий лучших работ детей.
- Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего часов | Теорет. часов | Практ. часов | |
1 | Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
2 | Раздел 2. Тема 1. Понятие о материалах и инструментах. Свойства материалов, основные рабочие операции. Организация рабочего места. Тема 2. Свойства бумаги. Тема 3. Бумажная пластика. | 7 | 1 | 6 |
3 | Раздел 3. Тема 1. Декоративно-прикладное искусство. Знакомство с народными промыслами России. Тема 2. Народные промыслы Тверской области. Рассматривание открыток, фотографий. | 4 | 1 | 3 |
4 | Раздел 4. Тема 1. Работа с природным материалом. | 6 | 1 | 5 |
5 | Раздел 5. Тема 1. Конструирование игрушек из плоских деталей. Тема 2. Знакомство с шаблоном, способы и приемы разметки при помощи шаблона. Тема 3. Развертка, изготовление игрушек из развертки. | 6 | 1 | 5 |
6 | Раздел 6. Тема 1. Конструирование игрушек из объемных деталей картона и бумаги. Тема 2. Изготовление игрушек из готовых объемных форм (бросовый и подручный материал). | 8 | 1 | 7 |
7 | Раздел 7. Тема 1. Аппликация. Виды аппликаций. Тема 2. Аппликация из бумаги и картона. Техника выполнения. Эскизная проработка (придумать, создать, перерисовать с картинки или перевести по шаблону). Тема 3. Сюжетная аппликация. Тема 4. Плоская аппликация. Тема 5. Аппликация из геометрических фигур. Тема 6. Объемная аппликация. Тема 7. Плоская и объемная аппликация из опилок. Тема 8. Аппликация с использованием пластичных материалов (глина, тесто, пластилин). | 16 | 2 | 14 |
8 | Раздел 8. Тема 1. Мозаика. Виды мозаики. Мозаика из картона, бумаги. Тема 2. Мозаика из рваной бумаги, из комочков. Тема 3. Мозаика из бросового материала. | 8 | 1 | 7 |
9 | Раздел 9. Тема 1. Коллаж с использованием составляющих из различных материалов. | 4 | 1 | 3 |
10 | Раздел 10. Тема 1. Игрушки, сувениры, открытки к праздникам. | 10 | 1 | 9 |
11 | Итоговое занятие, выставка. | 2 | 2 | - |
Итого: | 72 | 14 | 58 |
- Содержание программы
Раздел 1. Знакомство с программой. Понятие о материалах и инструментах, способах соединения деталей, правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Беседа о правилах противопожарной безопасности и поведении в чрезвычайных ситуациях. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах проезда в личном транспорте, как выбрать безопасный путь от дома до здания ЦРТД и Ю.
Раздел 2. Понятие о материалах и инструментах. Знакомство детей с инструментами и материалами для работы, рассказ о способах соединения деталей. Свойства материалов, основные рабочие операции. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с инструментами. Изучение свойств бумаги и картона.
Практические работы: «Корзина с фруктами», «Цветы из кружочков», «Буратино», «Морской котик» и другие.
Раздел 3. Знакомство с народными промыслами Тверской области, тверским костюмом. Знакомство с народными промыслами в декоративно-прикладном творчестве России. Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций.
Практические работы: «Тверские матрешки», «Русский народный костюм», «Глиняная игрушка».
Раздел 4. Экскурсия в парк. Беседа об охране природы. Сбор природного материала. Приемы сушки и хранения природного материала. Разбор принесенного природного материала. Показ способов сушки. Приемы наклеивания природного материала. Правила техники безопасности при работе с природным материалом.
Практические занятия: «Ваза», «Хризантемы», «Дары природы», «Ёжик» и другие.
Раздел 5. Понятие «шаблон», «выкройка». Способы и приемы разметки при помощи шаблона. Сборка деталей при помощи клея. Конструирование игрушек из плоских деталей. Понятие «развертка». Изготовление развертки. Понятия «по центру», «слева», «справа» и т.д.
Практические работы: «Кот в сапогах», «Дюймовочка», «Ослик», «Коробочка с сюрпризом», «Пожарная машина» и другие.
Раздел 6. Первоначальные понятия о геометрических телах: куб, параллелепипед, цилиндр, конус. Первоначальные понятия об элементах геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Конструирование игрушек из объемных деталей картона и бумаги. Правила изготовления игрушки из готовых объемных форм (бросовый или подручный материал).
Практические работы: «Корзинка», «Гриб мухомор», «Секретер», «Шкатулка», «Робот», «Зонтик» и другие
Раздел 7. Знакомство с аппликацией. Виды аппликаций. Показ образцов, иллюстраций. Знакомство детей с инструментами и материалами для работы, рассказ о способах соединения деталей. Знакомство со свойствами бумаги, картона. Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем. Аппликация из картона и бумаги. Техника выполнения. Эскизная проработка (придумать, создать, перерисовать с картинки, перевести по шаблону). Плоская аппликация. Аппликация с использованием пластичных материалов (глина, тесто, пластилин). Аппликация из геометрических фигур. Объемная аппликация. Плоская и объемная аппликация из опилок. Сюжетная аппликация
Практические работы: «Воспоминание о лете», «Колобок», «Утка с утятами», «В лесу», «Я качаюсь на луне», «Уличные забавы», «Лилии», «Солнышко лучистое» и другие.
Раздел 8. Мозаика. Виды мозаики. Повторение техники безопасности при работе с инструментами. Мозаика из картона и бумаги. Мозаика из бросового материала. Мозаика из рваной бумаги, из комочков.
Практические работы: «Зайчата на поляне», «Ракета», «Цапля», «Кареа для Золушки» и другие
Раздел 9. Коллаж. Понятие о коллаже. Способы изготовления изделий с использованием различных материалов.
Практические занятия: «Одуванчики», «Яблоки на тарелке», «Кот в шляпе»
Раздел 10. Знакомство с техникой создания игрушек, сувениров и открыток. Способы приготовления соленого теста, правила работы с ним. Необходимые инструменты при работе с пластичным материалом. Рассказ о значение сувениров и открыток в нашей жизни.
Практические работы: «Привет из Озерного», «Великая Победа», «Самолет», «Домовенок», «Лошадка», «Весна», «Ура, каникулы» и другие.
Итоговое занятие. Подведение итогов обучения. Беседа о проделанной работе. Выставка работ. Награждение детей.
4. Методическое обеспечение
Особенности методики обучения.
Важнейшее требование к занятиям – дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, творческих и умственных способностей и трудовых навыков.
Фронтальная (групповая) форма организации работы рекомендуется, когда рассматриваются темы по истории прикладного творчества, свойствам различных материалов, работа с инструментами.
Каждое занятие начинается с короткой беседы (5-10 минут), в целях общей заинтересованности учащихся. В беседе в первую очередь необходимо познакомить ребят с задачей предстоящего занятия, рассказать об основных вопросах к данному занятию, об истории, относящейся применительно к данному занятию.
Теоретическая часть курса построена на поэтапном овладении различными знаниями, проводится устно, без ведения записей.
Учебный процесс строится с учетом следующих педагогических принципов:
- принцип доступности – изучение материала ведется от простого к сложному;
- принцип наглядности – показ фотографий, рисунков, иллюстрации, готовых изделий;
- преемственности - содержание второго и третьего года обучения основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных во время первого года обучения, тесно связано с ними и является взаимопроникающим и дополняющим.
Метод научности – программа основывается на первоисточниках, достоверной и проверенной информации, на современных технических достижениях.
Методы проведения занятий.
Для реализации поставленных задач используются следующие методы:
- устные – беседы, объяснения, рассказ.
- творческие – предполагают постановку и решение проблемных ситуаций. В этих случаях новые знания и умения открываются воспитанникам непосредственно в ходе решения практических задач.
- демонстрационные – показывается иллюстрационная литература, образцы изделий, фотоматериалы.
- практические – практическая работа.
В процессе работы по программе используются информационно-методические материалы:
- новые педагогические технологии в образовательном процессе;
- литература по разделу декоративно-прикладное творчество;
- игры, конкурсы, викторины;
- методическая литература.
Дидактическое обеспечение.
- Пакет технолого-методических материалов.
- Наглядные пособия, изготовленные педагогом и кружковцами.
- Изготовление новых образцов.
Беседы с детьми.
- Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях и в МБУ ДО ЦРТДиЮ.
- Беседа о бережном отношении к оборудованию, материалам, инструментам, приспособлениям.
- Беседы по правилам безопасного поведения на дорогах и выборе безопасного маршрута из дома на занятие и пути домой.
- Беседы о правилах пожарной безопасности. Проведение учебной эвакуации. Научить детей правильно передвигаться по зданию в случае эвакуации при пожаре или чрезвычайном положении.
- Беседы с детьми о вреде наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.
Работа с социумом
1. Посещение детей в школах с целью ознакомления их с деятельностью кружка.
2. Проведение мини-выставки с целью ознакомления с работой детей кружка.
3. Выступление педагога на родительских собраниях в школах с целью информирования родителей о работе кружка.
Работа с родителями учащихся
Все дети нуждаются в стимулировании, поэтому любая активность, самостоятельность, малейшие успехи поддерживаются методом поощрения. Вся учебная деятельность нацелена на поддержания у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Девиз занятий: «Ты все можешь!». Вместе с тем, требования к тому, чтобы воспитанник преодолевал трудности, доводил начатую работу до конца, чтобы качество изделий было высоким, помогают воспитывать у него силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, ответственность за порученное дело. Поэтому эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи, в начале учебного года с родителями подробно обсуждается учебная программа, материально-технические условия ее реализации. При организации учебного процесса учитываются условия жизни ребенка, интересы, увлечения, его физические возможности и состояние здоровья. Основное условие продолжительного и эффективного сотрудничества педагога с ребенком и его родителями – уважительно-доверительные и искренние отношения. Первостепенной задачей при организации образовательного процесса является установление атмосферы теплоты и взаимопонимания.
Работа с родителями предусматривает:
- совместные занятия с родителями;
- индивидуальные консультации, с целью разъяснения конкретных мер помощи ребенку в обучении с учетом его возможностей;
- обсуждение результатов продвижения ребенка в условиях педагогического воздействия,
- приглашение родителей на выставки;
- ознакомление родителей с Уставом МБУ ДО ЦРТДиЮ;
- организация и проведение выставок.
5.Список литературы
Для педагога:
1. Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях». – Москва, 1986 год.
2. Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала». – Москва, 1984 год.
3 Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги». - Ярославль, 1999 год.
4. Калмыкова Л. «Народное искусство Тверской земли». – Тверь, 1995 год.
5. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». – Ярославль, 2000 год.
6. Нагибина М.И. «Чудеса для детей из ненужных вещей». – Ярославль, 2000 год.
7. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». – Ярославль, 2000 год.
8. Писарева Е.С. «Цветы» (для девочек). - Москва, 2000 год.
9. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». – Ярославль, 1999 год.
10. Черныш И.В. «Забавные поделки к праздникам». - Москва, 2004 год.
11. Щеблыкин И.К. «Аппликационные работы в начальных классах». - Москва, 1983 год.
12. Журнал «Бюллетень» 2009 год №4, Кирмасов Б.А. «Разработка содержания образовательной программы педагога дополнительного образования детей». - Москва, 2009 год. – С. 2-6.
13. Журнал «Бюллетень» 2009 год №4, Буйлова Л.Н, Кленова Н.В. «Механизм разработки авторской образовательной программы». – Москва, 2009 год. – С. 6-15.
14. «Бюллетень» 2004 №6, Белостокова И.П. Социально-педагогический проект «Семейный клуб». – Москва 2004 год. – С28-31.
Для детей:
1. Галкина Н. «Альбом самоделок». – Киев, 1996 год.
2. Малотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек- сувениров». – Москва, 1983 год.
3. Гульянц Э.К. «Уроки детского творчества». – Москва, 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка УМЕЛЫЕ РУКИ
Рабочая программа кружка...
программа кружка "Умелые руки"
Творческое объединение «Умелые руки»художественно-эстетического направления ...
Программа кружка "Умелые руки"
программы по которым я работаю....
авторская разработка программы кружка "Умелые руки"
В рамках внеурочной деятельности я разработала программу кружка для 1 класса в рамках ФГОС...
Программа кружка "Умелые руки"
Кружок "Умелые руки" рассчитан на три года. Под руководством педагога дети работают с разными материалами, в том числе и с бросовым материалом....
Программа кружка "Умелые руки"
В задачи программы входят: развитие логического и творческого мышления учеников, овладение опытом создания оригинальных поделок, развитие мелкой моторик рук, овладение навыками творческого сотрудничес...
Рабочая программа кружка "Умелые руки".
Цель программы воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться....