Исследовательская работа "О лукавой поэтике докучных сказок"
проект (2 класс) на тему
На уроках литературного чтения мы изучали русские народные сказки: волшебные, бытовые и сказки о животных. Но больше всего нам понравилось читать очень короткие, веселые и смешные докучные сказки.
Что же такое докучная сказка? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать докучные сказки.
Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки: «У попа была собака…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской конкурс исследовательских и творческих работ
«Первые шаги в науке»
Секция
«Гуманитарные науки»
ТЕМА РАБОТЫ
«О лукавой поэтике докучных сказок»
Авторы работы:
Ван-Дэ-Цин Анастасия Алексеевна,
Рыков Михаил Михайлович,
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №36», 2 «Б» класс,
Руководитель: Улунова Татьяна Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МАОУ «Средняя общеобразовательная
школа №36»
Кемерово, 2017 год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Что такое докучная сказка?..........................................................................4
2. История докучной сказки…………………………………………………….5
3. Композиция, сюжет и структура докучной сказки………………………...6
4. Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни»……………………….7
5. Живут ли в нашем городе докучные сказки?..............................................8
6. Проба пера: сочиняем докучные сказки…………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы………………………………………………………………11
Приложения
Введение
На уроках литературного чтения мы изучали русские народные сказки: волшебные, бытовые и сказки о животных. Но больше всего нам понравилось читать очень короткие, веселые и смешные докучные сказки.
Что же такое докучная сказка? В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать докучные сказки.
Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки: «У попа была собака…»
Цель исследования: углубить знания об одном из жанров детского фольклора - докучной сказке.
В процессе исследования мы решали следующие задачи:
1) узнать историю докучных сказок;
2) выявить основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;
3) сочинить собственные (авторские) докучные сказки;
4) создать сборник «Докучные сказки» для использования на внеклассных занятиях по литературе.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что докучная сказка – это не просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей, это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией.
Объектом нашего исследования является один из жанров детского фольклора – докучная сказка.
Предмет исследования – своеобразие и отличительные черты докучных сказок, их классификация и направленность.
В ходе выполнения исследования нами использованы такие методы: анализ литературных источников; анкетирование, наблюдения, сочинение собственных (авторских) сказок; интервьюирование.
1. Что такое докучная сказка?
«Докука» - старинное слово, обозначающее надоедливую просьбу. Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать. То есть докука – это то, что надоедает, делается скучным. Следовательно, словосочетание «докучная сказка» - сказка, которую рассказывают неугомонным детям, которые часто лишают родителей покоя своими просьбами.
За толкованием слова «докука» мы обратились к различным словарям и справочникам:
1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое значение: «Докучать, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать…»
2) В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение: «докука (устар.) - надоедливая просьба, а также надоедливое, скучное дело.
3) В книге для чтения «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»
4) Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: «Сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки»
В результате изучения данных определений, мы пришли к выводу, что самое точное определение дал «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий. «Докучный» докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная.
2. История докучной сказки
Сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения. Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.
Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа». В скобках после текстов указывался их жанр - «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца - не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка?
Исследованием докучной сказки занимались известные ученые, фольклористы и этнографы - А.Ф. Можаровский, А.Н.Афанасьев, Н.П. Колпакова, А.И. Никифоров. Особое внимание в работах этих и других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за основу берутся сказки-шутки, сказки - издевки.
Главное в докучной сказке, как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая».
Докучная сказка - веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной шутливости докучной сказки.
3. Композиция, сюжет и структура докучной сказки.
Анализируя тексты докучных сказок, мы выяснили, что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует быстрый конец, в подмене начала концом и конца - началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся. Суть докучной сказки заключается в некоем обмане.
Рассмотрим их поподробнее.
1. Неоправданно короткие.
Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.
Жили были два гуся, Жил - был жеребец,
Вот и сказка вся; Вот и сказке конец.
Персонажами сказок могут быть различные звери, птицы, сказочные персонажи. Основным звеном построения текстов является рифма. У этих сказок неожиданно скорый конец.
Сидел дед 300 лет, а как 301 пошел, он встал и ушел.
2. Неоправданно незаконченные.
Бесконечность такой докучной сказки создается открытостью ее конца.
- Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, набрал со всего царства костей, стали мочить - перемочили, стали сушить - кости пересохли, опять намочили... - Ну что же дальше было? - А когда намокнут, тогда доскажу.
3.Неоправданно повторяющиеся и бесконечные.
По своей структуре эти сказки напоминают маятник, принцип которого - бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста.
Раз иду я через мост - под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост - пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, на мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост - пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост - под мостом ворона мокнет …
Данные тексты не имеют начала и конца: весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало - концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?». Образуется без начала, без конца круг, кольцо, из которого рассказчик не собирается выходить:
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была мочала, не сказать ли сказочку сначала?
4. Особую группу докучных сказок составляют, на наш взгляд, сказки с приращением.
Конец этих сказок отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки.
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь у нас будет, сказать тебе сказку про белого бычка?..
В этих сказках ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку.
Был себе человек Яшка, на нем красная рубашка, на затылке пряжка, на шее тряпка, на голове шапка. Хороша ли моя сказка? - Хороша (Нехороша). - Ты говоришь: хороша (нехороша), я говорю: хороша (нехороша), а вот послушай: был себе человек Яшка…
Такая сказка длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем. Ты: не хочу, да я: не хочу…; Ты говоришь: молчи, я говорю: молчи… А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений.
- В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала;
4. Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни».
Изучая эту тему, мы заинтересовались, знают ли учащиеся нашей школы, что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование среди одноклассников. В анкетировании приняли участие 26 человек.
Кроме того, нам стало интересно узнать, что же знают взрослые (наши родители) о докучных сказках? Для этого мы провели опрос и среди них. В анкетировании приняли участие 47 человек.
По результатам анкетирования мы выяснили:
Таблица 1.
№ п/п | Вопросы | Дети | Родители |
1 | Не знают, что такое докучная сказка | 0% | 19% |
2 | Знают, что докучная сказка - это сказка без начала и конца, без смысла, надоедливая. | 100% | 81% |
3 | Впервые услышали докучные сказки: в раннем детстве в школе | 30% 70% | 53% 47% |
4 | Докучные сказки услышали: от родителей от учителей от сверстников | 31% 42% 27% | 53% 19% 28% |
5 | Докучные сказки предназначены: чтобы развеселить людей чтобы дразнить детей чтобы дети не плакали без особой цели | 38% 19% 35% 8% | 40% 19% 32% 9% |
Из данного исследования видно, что учащиеся нашей школы и взрослое население знакомы с понятием «докучная сказка». Прослеживается культурная и историческая связь поколений: эти виды малых жанров фольклора передаются и закрепляются «из уст в уста».
5. Живут ли в нашем городе докучные сказки?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили встретиться с жительницей нашего города Макеевой Людмилой Михайловной. Людмила Михайловна почетный работник Общего образования, ветеран труда, руководитель вокального ансамбля «Черемушка», МАОУДО «Детская школа искусств № 46».
Нам удалось не только узнать о докучных сказках, бытующие в нашем городе, но и проиграть докучную сказку «Медведь».
Удалось выяснить, что сказки, бытующие в нашем городе, соответствуют правилам построения и структуре докучных сказок. Они не несут воспитывающей нагрузки, но используются как хитрый прием для надоедливого слушателя и для успокаивания и усыпления детей вместо колыбельной.
6. Проба пера: сочиняем докучные сказки
В ходе исследования мы нашли ответы на многие вопросы. Изучив структуру, законы построения докучных сказок, нам захотелось проявить свои способности в творчестве. Мы придумали свои докучные сказки. Привлекли к этой работе своих одноклассников и даже родителей.
У нас получился целый сборник докучных сказок, который учитель может использовать в своей дальнейшей работе.
Заключение
Мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей.
Мир в докучных сказках лжив, лукавен: начало превращается в конец, а конец - в начало, она не имеет срединного звена (собственно содержания), не имеет конца. Она противостоит сказочному, волшебному пространству. В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия; вымысел. В.Г.Белинский в одной из своих статей написал: «В них видны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и этот лукавый
русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».
Докучная сказка по форме повествования, по поэтике близка к сказке и присказке (рифмовке), по содержанию и назначению – к поддёвке.
В докучной сказке много разных персонажей, но все они составляют одно целое. Нет разных, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет «хороших» и «плохих», героев и врагов, так же как нет хорошего или плохого конца.
Докучная сказка - игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.
Наши исследования и наблюдения подтвердили гипотезу.
Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.
Сказки это народная энциклопедия жизни русского народа, они отражают народный образ жизни.
Список литературы
1. Амроян И. Ф. Русские докучные сказки [Текст] / И.Ф. Амроян . - Тольятти, 1996.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / И.С. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 2010 г.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М., 1955. Т. 1.
4. Малаховская О.В. Литературное чтение: терадь для самостоятельной работы [Текст]: 1 кл./О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
5. Чуракова Н.А.Литературное чтение [Текст]: 1 кл.: Учеб./ Н.А. Чуракова. – М.:Академкнига/Учебник, 2010.
Приложение 1.
Анкета «Докучные сказки в нашей жизни»
1. Укажите Ваш возраст ___________________________________________
2. Какие сказки называют докучными? ______________________________
________________________________________________________________
3. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? ___________
________________________________________________________________
4. От кого в первый раз Вы услышали докучные сказки? Нужное подчеркнуть.
- от родителей;
- от учителей;
- от сверстников.
5. Для чего, по Вашему мнению, предназначены докучные сказки? Нужное подчеркнуть.
- чтобы развеселить людей;
- чтобы дразнить детей;
- чтобы дети не плакали;
- без особой цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению "Докучные сказки"
В условиях современного развития общества личностная успешность определяется мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получать новую информацию, необходимую в насто...
Творчески работающий учитель - творчески работающий ученик
С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд,...
Урок по литературному чтению по теме: "Загадки докучных сказок"
Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа: "Загадки докучных сказок"...
Исследовательский проект Тема: «Баба-Яга – удивительная героиня русских народных сказок»
Баба-Яга - многообразный персонаж русских народных сказок....
Исследовательское занятие "Особенности русских народных сказок"
Исследовательское занятие по теме "Особенности волшебных русских народных сказок"...
Исследовательский проект «Сходство и различие английских и русских сказок» (На примере сказки «Чудовище Уинделстоунского ущелья»)
Исследовательский проект в 4 классе. «Сходство и различие английских и русских сказок»(На примере сказки «Чудовище Уинделстоунского ущелья»)...
Презентация к научно-исследовательской работе: "Анализ основных черт характера сказок о животных Югорских народов".
Объект исследования: сказки о животных народов ханты и манси.Предмет исследования: отличительные черты характера героев сказок о животных.Гипотеза исследования: главные герои сказок о животных х...