Исследовательское занятие "Особенности русских народных сказок"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Исследовательское занятие по теме "Особенности волшебных русских народных сказок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект исследовательского занятия "Особенности волшебных русских народных сказок" | 15.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательское занятие по теме «Особенности русских народных волшебных сказок на примере сказки «О молодильных яблоках и живой воде»
Цель
- Формирование исследовательских умений: наблюдение, анализ, сравнение, подготовка публичных выступлений.
- Воспитание личностных качеств: целеустремленность, усидчивость, терпение.
- Развитие коммуникативных умений
Оборудование: текст сказки «О молодильных яблоках и живой воде», листы бумаги, фломастеры, карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
2. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала
У: Какие жанры устного народного творчества вы уже знаете?
Д: Пословицы, скороговорки, загадки, сказки …
У: А какой сказкой мы познакомились на прошлом занятии?
Д: О молодильных яблоках и живой воде
У: К какому виду сказок она относится?
Д: Это волшебная сказка
У: Докажите.
Д: Присутствие волшебшых сил, есть троекратные повторы, положительные и отрицательные герои и т.д.
У: Мне кажется, что наши открытия еще не закончились. Они впереди. Я предлагаю попытаться обнаружить особенности этой сказки. Может быть, мы поймем, почему волшебные сказки так привлекают нас.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: проговаривание цели занятия
У: Какова цель нашего занятия?
Д: Обнаружить особенности волшебной сказки
У: Как мы можем оформить результаты исследования?
Д: В виде книжки-самоделки
4.Открытие нового знания
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения
Подготовительный этап
Цель: совместное определение направлений исследования; подготовка рабочих групп
1 Определение направлений исследования:
а) построение сюжета;
б) языковые особенности;
в) характеристики основных героев;
г) волшебные силы и превращения.
2. Деление на группы и распределение заданий.
У: 1 группа будет исследовать особенности построения сюжета сказки, подмечать необычные моменты. А что нам в этом поможет?
Д: План сказки
У: 2 группа будет исследовать языковые особенности сказки. Что это значит?
Д: Можно найти красивые сочетания слов, которые помогают ярче представить образы.
У: А с какими средствами художественной выразительности вы уже знакомы?
Д: С эпитетами. Значит, мы можем их обнаружить в сказке.
У: 3 группа попробует найти волшебных помощников и дать характеристику основным героям. Назовите их.
Д: (называют)
3 . Инструкция по организации работы в группах и ТБ
У: Напомним себе правила работы в группах.
Д: (вспоминают правила)
Основной этап
Цель: Работа в группах по направлениям
У: консультирует, направляет, координирует работу в группах
Д: работают с источником информации, анализируют и сравнивают её, наблюдают и делают выводы; распределяют обязанности в группе.
5. Оформление результатов исследования
Цель: изготовление книжек-самоделок
У: консультирует, направляет, координирует работу в группах.
Д: действуют согласно обязанностям.
6. Подведение итогов
Цель: презентация работ
У: Выступает 1 группа
Д: Выступление ребят
У: Какие же особенности в построении сюжета сказки?
Д: В сказке есть троекратные повторы; часто используется число 3;испытания проходит младший сын Иван, но с честью возвращается домой с наградой.
У: Выступление группы 2
Д: Выступление ребят
У: Какие языковые особенности вы обнаружили?
Д: Есть слова, которые в настоящее время не используются (хулить, бранить, осерчать…). Также обнаружили эпитеты: девица прекрасная, плетка нехлестанная, кинжалище булатный…
У: Выступление 3 группы. Каких героев вы характеризовали?
Д: Иванушку и старших братьев.
У: Какие качества отличают Ивана?
Д: Честь, смелость, доброта.
У: Есть ли превращения в сказке?
Д: Да ( называют)
7. Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
У: Какую задачу ставили?
Д: Обнаружить особенности волшебных сказок
У: Удалось её решить?
Д: Да
У: Каким способом?
Д: Учились работать с текстом сказки, наблюдать за развитием событий, анализировать язык сказки, давать характеристику героям.
У: Были сложности? Какие?
Д: (ответы ребят)
У: Что нужно сделать еще?
Д: Учиться быть наблюдательными и терпеливыми.
У: Спасибо всем за участие в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина...
«Знатоки русских народных сказок»
В этом материале собраны те сказки, которые очень хорошо знакомы детям. Ребята очень охотно отвечали на все вопросы. Этот материал поможет проводить мероприятия как на уроках народного творчества, так...
"Путешествие в мир русских народных сказок". Классный час для 1 класса.
Классный час по русским народным сказкам. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.Сказки любят и ...
Викторина для 1-2 класса "Мир русских народных сказок".
Данная викторина поможет в игровой форме закрепить и расширить знания детей по теме "Устное народное творчество". Она можеть быть использована и во внеклассной работе. Я проводила эту викторину вместе...
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....
Исследовательский проект Тема: «Баба-Яга – удивительная героиня русских народных сказок»
Баба-Яга - многообразный персонаж русских народных сказок....