Исследовательское занятие "Особенности русских народных сказок"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Со Ен Дя Тамара Валерьевна

Исследовательское занятие по теме "Особенности волшебных русских народных сказок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательское занятие по теме «Особенности русских народных волшебных сказок  на примере сказки «О молодильных яблоках и живой воде»

Цель

  1. Формирование исследовательских умений: наблюдение, анализ, сравнение, подготовка публичных выступлений.
  2. Воспитание личностных качеств: целеустремленность, усидчивость, терпение.
  3. Развитие коммуникативных умений

Оборудование: текст  сказки «О молодильных яблоках и живой воде», листы бумаги, фломастеры, карандаши.

        Ход занятия

1. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

2. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала

У: Какие жанры устного народного творчества  вы уже знаете?

Д: Пословицы, скороговорки, загадки, сказки …

У: А  какой сказкой мы познакомились на прошлом занятии?

Д: О молодильных яблоках и живой воде

У: К какому виду сказок она относится?

Д: Это волшебная сказка

У: Докажите.

Д: Присутствие волшебшых сил, есть троекратные повторы, положительные и отрицательные герои и т.д.

У: Мне кажется, что наши открытия еще не закончились. Они впереди. Я предлагаю  попытаться обнаружить   особенности этой сказки. Может быть, мы поймем, почему волшебные сказки так привлекают нас.  

3. Постановка  учебной задачи.

Цель: проговаривание  цели занятия

У: Какова цель нашего занятия?

Д: Обнаружить особенности  волшебной сказки

У: Как мы можем оформить результаты исследования?

Д: В виде книжки-самоделки

4.Открытие нового знания

Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения

Подготовительный этап

Цель: совместное определение направлений исследования; подготовка рабочих групп

1 Определение  направлений исследования:

а) построение сюжета;

б) языковые особенности;

в) характеристики основных героев;

г) волшебные силы и превращения.

2. Деление на группы и распределение  заданий.

У: 1 группа будет  исследовать особенности  построения сюжета сказки, подмечать необычные моменты. А что нам в этом поможет?

Д: План сказки

У: 2 группа  будет исследовать  языковые особенности сказки. Что это значит?

Д: Можно найти красивые сочетания слов, которые помогают ярче представить образы.

У: А с какими средствами художественной выразительности вы уже знакомы?

Д: С эпитетами. Значит, мы можем их обнаружить в сказке.

У: 3 группа  попробует  найти волшебных  помощников  и дать характеристику основным героям.  Назовите их.

Д: (называют)

 3 . Инструкция по организации работы в группах и ТБ

У: Напомним себе правила работы в группах.

Д: (вспоминают правила)

Основной этап

Цель: Работа в группах по направлениям

У: консультирует, направляет, координирует работу в группах

Д: работают с источником информации, анализируют и сравнивают её, наблюдают и делают выводы; распределяют обязанности в группе.

5. Оформление результатов исследования

Цель: изготовление книжек-самоделок

У: консультирует, направляет, координирует работу в группах.

Д: действуют согласно  обязанностям.

6. Подведение итогов

Цель: презентация работ

У: Выступает 1 группа

Д: Выступление ребят

У: Какие же особенности  в построении сюжета сказки?

Д: В сказке есть троекратные повторы; часто используется число 3;испытания проходит младший сын Иван, но с честью возвращается домой с наградой.

У: Выступление группы 2

Д: Выступление ребят

У: Какие языковые особенности вы обнаружили?

Д: Есть слова, которые в настоящее время не используются (хулить, бранить, осерчать…). Также обнаружили эпитеты: девица прекрасная, плетка нехлестанная, кинжалище булатный…

У: Выступление 3 группы. Каких героев вы характеризовали?

Д: Иванушку и старших братьев.

У: Какие качества отличают Ивана?

Д: Честь, смелость, доброта.

У: Есть ли превращения в сказке?

Д: Да ( называют)

7. Рефлексия

Цель: осознание учащимися  своей деятельности, самооценка  результатов деятельности своей и класса.

У: Какую задачу ставили?

Д: Обнаружить особенности волшебных сказок

У: Удалось её решить?

Д: Да

У: Каким способом?

Д: Учились работать с текстом сказки, наблюдать за развитием событий, анализировать язык сказки, давать характеристику героям.

У: Были сложности? Какие?

Д:  (ответы ребят)

У: Что нужно сделать еще?

Д: Учиться быть наблюдательными и терпеливыми.

У: Спасибо всем за участие в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина...

«Знатоки русских народных сказок»

В этом материале собраны те сказки, которые очень хорошо знакомы детям. Ребята очень охотно отвечали на все вопросы. Этот материал поможет проводить мероприятия как на уроках народного творчества, так...

"Путешествие в мир русских народных сказок". Классный час для 1 класса.

Классный час по русским народным сказкам. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.Сказки любят и ...

Викторина для 1-2 класса "Мир русских народных сказок".

Данная викторина поможет в игровой форме закрепить и расширить знания детей по теме "Устное народное творчество". Она можеть быть использована и во внеклассной работе. Я проводила эту викторину вместе...

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие

Путешествие в страну русских народных сказок  сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....