Урок по литературному чтению "Докучные сказки"
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

В условиях современного развития общества личностная успешность определяется мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получать новую информацию, необходимую в настоящий момент. Решение этих задач возможно, если исходить из убеждения: все дети способны хорошо учиться, если создать для них необходимые условия. Именно это убеждение лежит в основе программы «Перспективная начальная школа» ». Несомненным достоинством проекта является прочность приобретаемых знаний, что подтверждается мониторингом уровня обученности школьников. Поскольку проект «Перспективная начальная школа» исходит из того, что опыт ребенка – это не только его возраст, но также тот образ мира, который определяется его укорененностью в определенной среде, то можно констатировать факт органичного вхождения этого проекта в учебно-методический комплекс, используемый в гимназии. Основные знания и умения, приобретенные во время урочной деятельности, интегрируются в развивающие занятия дополнительного образования. Объединяет эти проекты специально организованная учебная деятельность, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации; высокая степень дифференциации вопросов и заданий, их количество. Все это помогает школьнику работать в условиях своего актуального развития и создает возможности его индивидуального продвижения.
На занятиях создаются условия для понимания значимости мнения каждого. На уроках по предмету «Окружающий мир» познавательная деятельность основана на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с их ровесницей Машей и ее младшим братом Мишей; ученики стараются ответить на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками, вырабатывают уважительное отношение к их суждениям. И на уроках, и на занятиях по проекту «Образ и мысль» ученики побуждаются к составлению собственных суждений. А потом, когда появляются взрослые герои – мама и папа, тетя и дядя Маши и Миши, младшие школьники выстраивают новые взаимоотношения.
Дети на уроках и на внеклассных занятиях:
- наблюдают,
- привлекают свой жизненный опыт,
- высказывают свою точку зрения,
- фантазируют,
- переживают,
- советуются,
- выслушивают чужое мнение,
- соотносят его со своим.
«Литературное чтение» также тесно смыкается с курсом «Образ и мысль», поскольку является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого решаются не столько узкопредметные, сколько общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир. Имеются в виду не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы.
Такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту.
Таким образом создаются условия приобретения нового ОПЫТА: ощущать себя укорененным в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений. Параллельно идет вхождение в поликультурную среду путем изучения иностранного языка с первого класса, второго иностранного языка с пятого класса, через участие в проектах дополнительного образования: английский, немецкий, французский хоры и театры.
И постоянно в образовательном процессе все предметное многообразие систематизируется через содержательные линии:
- формирование познавательных интересов и их готовности к самообразовательной деятельности, развитие творческого мышления;
- воспитание социально-психологической адаптивности, готовности брать ответственность на себя, принимать решения и действовать;
- воспитание осознания ценности здорового образа жизни;
- формирование эстетического сознания и художественного вкуса, эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры, воспитание эстетического чувства;
- социально-нравственное воспитание школьников: развитие природных задатков чувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания, воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и в семье, знакомство с эстетическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
В условиях обычной, традиционной начальной школы носителем содержания является учитель, он и выступает как интегральная единица. ». Несомненным достоинством проекта является прочность приобретаемых знаний, что подтверждается мониторингом уровня обученности школьников.
1. Школьники научились не только слушать, но и слышать друг друга. Причем, слышать не только сказанное, но и прочувствованное. По малейшему движению руки, по взгляду, по наклону головы мы слышим внутреннее высказывание человека, сидящего рядом, и не боимся, если собственное внутреннее звучание будет услышано другими.
2. Школьники научились общаться. И тот полилог, который возникает на уроке, очень радует нас, учителей .Происходит активизация пассивной лексики детей. От словосочетаний в 1-м классе мы к 3-му классу приходим к сложным синтаксическим конструкциям. Вся атмосфера урока способствует ненасильственной коммуникации.
3. Школьники научились мыслить. Ведь те познавательные умения, формированию которых способствует программа (умению анализировать, сравнивать, формулировать, сопоставлять), ведут к становлению исследовательской культуры детей.
4. Школьники научились принимать другого человека таким, какой он есть, принимать другие мнения, отличные от своих, принимать другие культуры, непохожие на нашу, что способствует воспитанию толерантного человека.
5. Школьники научились ценить прекрасное, в обычном видеть необычное. Ценить красоту цвета, линии, формы. Очень часто, даже на уроке в 1-м классе, звучат предложения: «А давайте посмотрим мою картину». И с гордостью юный художник выносит на обозрение свое «произведение искусства». Он знает, что не будет высмеян, что не услышит обидных высказываний, наверно, он даже надеется услышать то, о чем сам не задумывался при создании своего «шедевра», чему явно способствовала работа в картинной галереи.
6. Школьники осознали, что урок – это поле для сотворчества, основанного на свободном общении, демократичности в отношениях между учителем и учениками, атмосфере доброжелательности, взаимного доверия, где не так важны оценки.
Безусловно, кроме перечисленных изменений, произошедших на самом уроке, эта программа повлияла на наши педагогические взгляды. Если ребенок высказывает свои мысли, основанные на увиденном и прочувствованном, если обосновывает свою точку зрения, если вслушивается в ответы собеседников, то работа получается интересной и творческой. Уходя от рутинного урока, включая учащихся в полилог, удается перейти от описания отдельного предмета, явления к осмыслению мира и себя в этом мире.
Представляем фрагмент урока -актуализация знаний по литературному чтению
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА : ЗАКОНЫ ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ

«Сказка про сороку и рака.»

 ЦЕЛИ УРОКА:  

1) продолжить знакомство с докучной       сказкой;         с особенностями сказки – повторами ; сюжетно композиционными  особенностями жанра докучной сказки;

 2) развивать артикуляционный аппарат, память.

  развивать способности к театрализованной    деятельности  , чувство юмора;

 3)воспитывать интерес к устному народному творчеству.

ОБОРУДОВАНИЕ: условные знаки, иллюстрации репейника  , учёного кота , ребусы , карточки слоги, рисунок родника, компьютер и проектор, Миша и Маша, костюмы скоморохов, маски животных.

                            ХОД УРОКА:

Организационный  момент .

Поднялась над лесом солнце       И в дорогу нас зовёт.    С Мишей , Машей за околиц    

    На чудесный огород.

 Объявление темы урока.

_ Сегодня ученого Кота пригласили на научную конференцию, поэтому нашим помощником будет Родник сюрпризов.  

 Чтобы с ним подружиться , отгадайте ребусы.

100л(стол)    ком (комната)    ма  (ам)   З  Д            (зубы)

   ка   (канава)       ? ист (аист)

ва

-Назовите первый звук в каждом слове ,какое слово получилось?

-СКАЗКА.

-Молодцы! Родник зовёт Мишу , Машу и нас дальше в путешествие и предлагает отгадать загадки о его друзьях.

 Кто ни прикасается,

   За того цепляется.    ( Репейник)

- Смотрите , знакомый знак( на доске появляется условный знак «Репейники») Какой это знак ?

- Это знаки докучных сказок.

- Миша удивлен , почему Родник Сюрпризов дружен с репейниками. А вы догадались?

-Родник поит репейников своей чистой, прохладной водичкой .

- Молодцы! А репейники что делают ?

- Рассказывают  ему свои любимые докучные сказки.

- Придётся Мише и Маше придумать докучные сказки, иначе репейник не пропустит дальше. Поможем нашем друзья?

-Да.  ( Двое заранее подготовленные дети  одевают костюмы скоморохов и рассказывают докучные сказки.)

_ Мы с тобой шли?

_ Шли._ Кожух нашли ?          -   _ Нашли ?

-    Я тебе его дал?                    -_ Дал.  

    _ Ты его взял?                        -_ Взял.

_ Так где же он .                          -_ Что?

_ Кожух.                                         -_ Какой?

_ Мы с тобой шли .

_Шли…………..и так несколько раз.

        



Предварительный просмотр:

Урок математики во втором классе по УМК «Перспективная начальная школа»

Цели: -Закрепить знания названий компонентов умножения, умений применять переместительное свойство умножения, вычислительные навыки.

-Развивать память, внимание, логическое мышление, умение решать задачи.

        -Совершенствовать вычислительные навыки в пределах 1000, умение решать задачи изученных видов.

-Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать; аргументировать свое мнение.

    -Способствовать развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, воспитывать     негативное отношение к вредным привычкам

Оборудование:  Математика. 2 класс, часть 2,  цветик – семицветик (из картона), сигнальные карточки, , разноуровневые задания, задачи на логическое мышление, , буквы, цветки каждому, сказка В.Катаева “Семицветик”.

Ход урока

I. Организация класса к уроку. 

Психологический настрой

- Ребята, улыбнитесь друг - другу, пожелайте удачи и сядьте удобнее .

- Готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.
Мой хороший, дружный класс
Все получится у нас.

-Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, чтобы мы вместе повторили, закрепили то, что мы уже знаем.

II. Мобилизационный этап.

- Сегодня я пришла к вам с волшебным цветиком - семицветиком.

- Что вы знаете об этом цветке? (ответы детей)

- Да, эту сказку написал Валентин Катаев. И называется “ Цветик -семицветик”

-О чём это сказка?

-В этой сказке цветик –семицветик исполняет желания девочки. .

-Но наш цветок не будет выполнять наши желания, а мы наоборот должны выполнить все его задания. Все лепестки имеют тайну. Выполнив первое задание мы с вами узнаем  о чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке .Для этого нам надо расставить эти числа  в порядке возрастания .

120 , 45,35, 49,89, 5, 364 , 587, 90, 812, 999,78,43,100,234,36.79,56,346,567,678,788,800,

Сзади написаны буквы. Дети собирают пословицу: Здоровье дороже богатства

- О чём мы будем говорить  на сегодняшнем уроке?        

-О здоровье .

-А какого человека можно назвать здоровым?

( спортивная форма, он не болеет, блестящие глаза, лёгкая походка, белозубая улыбка).

-Вот сейчас ,когда мы узнали о чем будем говорить на уроке приступаем  исполнять желания семицветика.

- Лепестки будем брать по часовой стрелке, по одному.

_Какое стихотворение рассказывала девочка  в сказке?

Дети хором  Лети лети лепесток через ……..(один ученик берёт лепесток)

1 лепесток –Привычки .

-Какие же полезные для здоровья привычки вы знаете?

-А сейчас назовите вредные для здоровья привычки.  Молодцы!

-Вы хотите чтобы всегда с вами были только полезные привычки ?

- Вот для этого нам надо выполнить следующие желание цвеика –семицветика.

 Устный счёт (сзади карточки Привычки .  “Устный счёт”)

а) - Первое задание, зарядка для ума. Разминка.

- Кто же у нас самый – самый умный? Сколько лыж у двух спортсменов?

 Сколько клюшек у десяти хоккеистов?

Сколько коньков у девяти фигуристов?

Сколько мячиков у шести мальчиков ,если у каждого по четыре мяча?

Сколько шахматных фигур на шахматной доске если белых пять , а  черных столько же?

  б)1.Во время утренней зарядки мальчик сделал 27 упражнений ,а Карлсон в три раза меньше. Сколько упражнения  сделал Карлсон?

2.В первом тайме футболисты 2 б класса забили 30 голов, а во втором тайме на 8 меньше .Сколько голов забили футболисты во втором тайме?

- Молодцы.

III. Закрепление.

- А теперь кто хочет брать, следующий лепесток.
Лети Лети …….

- Прочитай, что написано 2 лепесток  “Личная гигиена”

-Что же это такое?(соблюдение своего тела и жилище в чистоте)

:- Слово гигиена произошло от греческого слова гигиея. Гигиея-греческая богиня здоровья. Какие правила гигиены вы знаете? (содержать руки в чистоте, правильно ухаживать за зубами, ухаживать за волосами и ногтями, мыться, содержать в чистоте одежду и обувь.)

А сейчас посмотрите на своих рук . Какие они у нас чистые и красивые , старательные Давайте их подготовим к письме

Гимнастика для кисти рук.

- Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз 5 раз, вправо, влево 5 раз. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке и 5 против часовой стрелки.

Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к работе.

Число, классная работа.   Минуты чистописания 3  6  9 продолжи ряд…..

. - И следующее задание такое: представьте числа в виде разрядных слагаемых:

№1     517, 620, 405

517=500+10+7       620=600+20            405=400+5

№2  Используя эти же числа 8, 2, 4 попробуйте записать выражения на умножение. 1 вар.

(2 · 4 = 8 и 4· 2= 8) на деление 2 вар.(8:2=4 8: 4=2)

- Как называются компоненты умножения и деления.

IV. Самостоятельная работа. Работа с разноуровневыми  карточками.

- Кто желает взять следующий лепесток?    Витаминчики 3

- Что написано? Витаминчики

-Для чего нам  нужны витамины.?

-Какие витамины нам известны и в каких продуктах?

-В1 –хлебе, витамин С –лимоне, капусте, Д- сливочном масле В2 -яице

-Что вы знаете о витаминах? 2 ученика рассказывают стихотворение о витаминах.

Если хочешь быть здоровым                       Бананы, зерна злаков печень

И в кровати не валяться –                               Тебе совет6ую все есть.

Ешь говядину и творог                                      и в хлебе грубого помола                                            

Они содержат В12                                        есть ценный витамин В6

Лепесток дал каждому задание поищите по своими партами . Вам лепесток оставил примеры с витаминками , у всех разные витаминки  (разноуровневые задания) - выполняем в тетрадях А, В2 ,Е.

А- 700-487    В12 924- 111    Е 342+209 ( Переворачиваю витаминки  )

Поменяйтесь тетрадями и проверти друг у друга примеры по доске.

- Кто желает взять следующий лепесток?

Лети  ,лети  лепесток …

Какое же желание цветика мы будет выполнять

4 Берём следующий лепесток  4  Спорт

Как вы думаете какое желание у цветика - семицветика  мы должны выполнить сейчас .

( Заниматься спортом , выполнить гимнастические упражнения , провести физкультминутку.)

_ Молодцы ! Что выбираете?

- физкультминутку.

.Ручки  вперёд , ручки назад Переворот                                                                                    .            

Палочки, приседалочки, скакалочки,

Галочки, ученички , единички,

Очки, кулачки, бычки ,

Венец .Конец.

- Зачем нам нужна физкультминутка.?

Цветик  семицветик желает, чтобы вы решили уравнения.

Х+47=68           85-Х =23                              

Х=68-47            Х=85-23

Х= 21                     Х=62

23+47=68         85-62=23

21 –корень            62-корень    

  каждый ученик самостоятельно проверяет уравнение.

Здоровое питание.5

-Чем же надо питаться, чтобы быть здоровыми?

(Фруктами, овощами, молочными и мясными продуктами, содержащими кальций, йод)

-А что не должны употреблять?

( чипсы, газированную воду. Продукты , содержащие различные химические вещества, разрушающие наш организм.)Решив задачу о фруктах мы выполним следующее пожелание цветика семицветика .Переверните карточки которые лежат у вас на партах прочитайте задачу.

. V .Работа с геометрическим материалом.

Лети лети леписток….Хорошее настроение -6

Геометрия.

а) - Итак, на доске геометрические фигуры, среди них найдите лишнюю фигуру и докажите, что она лишняя.

периметр прямоугольника со сторонами 6см и 2см;

-У нас остался еще один лепесток ,что здесь может быть написано , о чем мы не говорили сегодня на уроке.

- Соблюдать режим дня.

Режим дня-7 лепесток.

VII. Итог урока.

- Итак, мы выполнили все желания цветика – семицветика и всегда будем и всегда выполнять. Что мы должны   будем делать ? У нас получается памятка , как быть здоровым человеком.

- В знак благодарности, семицветик дарит вам цветы. Будьте всегда добрыми, помогайте друг другу, берегите, здоровье   родных и друзей., нашу планету и тогда все ваши желания исполнятся. А на цветке написано ваше домашнее задание. В конце у рока на доске  появляются слова Будьте  все   здоровы!

Выставление оценок. - Спасибо, ребята, за урок!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного литературного чтения «Сказки». Класс: 1

Урок внеклассного чтения в 1 классе проводён в форме викторины по сказкам народным и литературным....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»

Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка о жабе и розе"

Конспект открытого урока-исследования по литературному чтению в 4 классе. Тема: "Сказка о жабе и розе" В.М.Гаршина...

Конспект урока по литературному чтению "Сказки А.С.Пушкина"

Конспект урока.Сказки А. С. Пушкина.Цели урока: ознакомить с творчеством А. С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка; развивать память, мышление, речь, н...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка о рыбаке и рыбке"

Урок комплексного применения знаний. Урок начала с тихой мелодии, с необычного приветствия.Взяв за руку сказала: "Хочу передать вам тепло своей души, частичку своего сердца, а ты передай это товарищу,...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»

На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...