Урок по литературному чтению по теме: "Загадки докучных сказок"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Власова Юлия Викторовна

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа: "Загадки докучных сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_dokuchnyh_skazok.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению учителя начальных классов МБНОУ «Гимназия № 44» Власовой Юлии Викторовны. Тема: «Загадки докучных сказок».

Цели: познакомить обучающихся с докучной сказкой, обратить внимание на особенность жанра устного народного творчества – наличие повторов.

Ход урока.

  1. - У нас сегодня на уроке гости, ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь.

               Организационный момент (психологический настрой).

          Рады слышать мы звонок,

          Начинается урок!

          Интересно нам читать,
         Думать, спорить, размышлять!

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. - Я вам предлагаю послушать музыку и пофантазировать.

          Звучит музыка.

  • Что вы представляли, когда слушали эту музыку?
  • Дайте характеристику музыке дополнив предложение. Эта музыка             .

- Как вы думаете, почему мы начинаем урок с этой волшебной музыки? (продолжаем путешествие в волшебный лес).

- Какова цель нашего путешествия. (Мы должны помочь Маше и Мише попасть в волшебный лес).

- Кто путешествует вместе с Машей и с Мишей? (Ученый кот).

- Легко ли дойти до волшебного леса? (Нет, встречаются преграды).

- С какой первой преградой вы встретились? (Репейники).

- Кому захотелось выучить стихотворения, которое мы читали о репейнике и рассказать? (Один человек).

  1. – Мы прослушали стихотворение о репейнике и я предлагаю выполнить задание в рабочей тетради о них.

- Откройте рабочие тетради. На какой странице открыли?

- Найдите 2 задание. Выберите слова, которые мы можем отнести к репейнику.

- А выполнять это задание будете в парах.

- Вспомним правила работы в парах (нужно прочитать задание, расскажи соседу какую учебную задачу будете решать, обсудите, как вы будете выполнять задание, выскажите точки зрения по очереди, если не согласны - выскажите аргументы,

договориться с соседом как будете представлять работу).

- Кто из вас помнит, какие слова нужно выбрать во втором задании?

- Приступили к работе.

- Проверяем. Представьте свою работу в паре.

- Какая пара выполнила работу так же?

- Молодцы!

 

  1. Определение темы и целей урока.

           – Вы сказали, что репей приставучий, надоедливый. А в какой лес    

           он не пропускал Машу и Мишу? (волшебный).

          - Где бывает волшебство? (В сказке).

- А могут ли сказки быть надоедливыми и приставучими? (нет, аргументы). (Почему сказки не могут надоесть? Может в них происходят интересные события?)

  • Назовите свои любимые сказки? (названия).
  • А как вы думаете, наш приставучий и надоедливый Репей какие сказки любит?

- Давайте узнаем, какие сказки любят репейники.

- Положите учебники на тетради. Откройте их.

- Прочитайте, что сказал старший Репей?

- Какие любимые сказки у репейников?

- А как вы считаете, докучные сказки это какие? (надоедливые).

- Назовите тему нашего урока (докучные сказки).

- Какой у нас будет урок? (Урок открытия нового знания).

- Определите цели урока? (познакомиться с докучными сказками, узнать, почему они так называются).

- Сегодня вы узнаете о законах докучных сказок и будете учиться их узнавать.

- Старший репей предлагает послушать сказку про белого бычка. Он утверждает, что эта сказка докучная. Согласитесь ли вы с ним?

  1. Чтение сказки учителем с выделением повторов.

- Понравилась ли вам сказка?

- Чем понравилась? (- когда я вам читала, заметила, что вы смеялись. Какое предложение вызвало у вас смех?).

- А почему репей сказал, что эта сказка докучная? (потому что здесь есть предложения, которые повторяются несколько раз).

- А теперь самостоятельно прочитайте сказку и подчеркните те предложения, которые доказывают, что эта сказка докучная.

- Повернитесь друг к другу и поделитесь, какие предложения вы подчеркнули.

- Продемонстрируйте, как вы работали в паре. Назовите те предложения, которые вы выбрали.

- У кого получилось так же?

- Что вы заметили? (одно и то же предложение повторяется много раз).

- Итак, что же характерно для докучной сказки? (повторы)

  1. Динамическая пауза по санпинам 2011 г.:

           

   1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя  на  стуле.  1  -  2  -

отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову   наклонить

вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

     2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п.,

3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

     3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак.  2  -   разжать

кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем  руки  расслабленно  опустить    вниз и

потрясти кистями. Темп средний.

     4. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести

через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 -  4  -  то  же

правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

     5. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1  -  правую  руку   вперед,

левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4  раза,   затем

расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить   вперед.

Темп средний.

     6. Упражнение для мобилизации внимания. И.п.  -  стоя,  руки   вдоль

туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс,  3  -   правую

руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую

руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на

плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12  -   правую

руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4  -  6   раз.

Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4  -  5  -  быстрый,  6  -

медленный.

  1. А теперь рассмотрим иллюстрации на стр. 6.

- Кто изображен?

- Как вы думаете, какую сказку слушают Маша и Миша? (Про белого бычка).

- Почему? (на картинках изображен белый бычок).

- Что на иллюстрации помогает догадаться, что сказка про белого бычка докучная? (картинки повторяются).

- А теперь рассмотрите иллюстрации на 7 стр.

- Можете ли вы сказать, что на ней тоже изображены докучные сказки?

- Почему? (элементы повторяются как орнамент).

- А найдите на иллюстрации, где начало каждой сказки? (нет).

- Найдите, где она заканчивается? (нет).

- Так что же еще характерно для докучных сказок? (нет начала, нет конца). – Если нет конца, значит сказка какая? (бесконечная).

- Я согласна с вами, сказка бесконечная.

- Давайте попробуем доказать, что сказка про белого бычка бесконечная.

- Будем читать сказку по ролям.

- Я буду задавать вопросы, а вы вместе отвечайте.

- Давайте продолжим сочинять нашу сказку. Начну я, а вы ором отвечайте.

- Итак, что мы сейчас доказали, продолжая сказку? (она бесконечна).

- Уберите учебники на край стола.

  1. – А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно в рабочих тетрадях и применить свои знания.

- Найдите задание 3.

- Самостоятельно прочитайте и выполните задание.

- Какой рисунок вы выбрали и почему? (так как есть повторяющиеся элементы, нет начала, нет конца, элементы движутся по кругу).

- Кто выполнил это задание так же?

  1. - Какая была цель нашего урока? (Узнать законы докучных сказок).

- Какие законы докучных сказок вы узнали?

- Какая вторая цель? (научиться узнавать докучную сказку).

- Кто достиг этой цели мы узнаем оценив задание под номером 3 и оценивание вы будете проводить по следующему критерию: умение определять докучную сказку: зеленый цвет, научился определять, синий цвет – испытывал трудности, но справился, красный цвет – пока трудно узнавать докучную сказку.

- Оцените себя.

- Маша, скажи, почему ты оценила себя зеленым кругом?

- Рефлексивный листок.

- Молодцы, спасибо за работу на уроке. Вы хорошо поработали, теперь можете отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению на тему: "Загадка". 1 класс.

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС по технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон...

Урок литературного чтения по теме "Загадки" 1 класс

История возникновения загадки,анализ построения загадки,правила составления загадок....

Презентация по литературному чтению на тему "Загадки. Устное народное творчество"

Презентация для школьников на тему "Загадки" по литературному чтению 2 класс....

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» на тему: «Загадки, песенки, потешки».

Конструкт урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса....

Проверочная работа по литературному чтению по теме " Загадки , пословицы, небылицы"

Тестовая работа рассчитана на обучающихся 1 класса по программе " Школа России " к учебнику Климанова . Горецкий " Литературное чтение " . Поможет проверить знания по теме " З...

Проверочная работа по литературному чтению по теме " Загадки , пословицы, сказки"

Данная разработка позволит проверить изученные знания по теме " Загадки ,пословицы,сказки"...