Урок по развитию речи в 3 классе по теме «Посуда. Уход за посудой»
методическая разработка (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urokposuda.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс:3
Раздел программы по учебной программе: «Посуда»
Тема «Посуда. Уход за посудой»
Тип урока: Повторно - обобщающий
Вид урока: урок - беседа
Тема урока: «Посуда. Уход за посудой».
Урок с использованием коммуникативной технологии обучения.
Тип урока: повторно - обобщающий.
Цель: формирование обобщенного понятия посуда и уход за ней.
Задачи:
1. Обучающие:
1.уточнить и конкретизировать представления детей о посуде.
2.сформировать знания о классификации посуды и применять их в жизни.
3.Обобщить знания об уходе за посудой с целью формирования жизненно важной компетенции учащихся.
4.развивать словообразовательную функцию;
5.составлять распространенное предложение;
6.составлять описательный рассказ.
2. Коррекционно-развивающие:
7.коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей;
8.развитие памяти и внимание ; артикуляционной моторики
9.формирование представление о речевом поведении
.
3. Воспитательные:
10.воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
11.осознавать необходимость общения;
12.развивать активность и самостоятельность общения в группах.
Оборудование: картинки с изображением различной посуды; конверты с осколочными картинками; плакаты с этапами работы; выставка различных видов посуды; слайды, презентация к уроку, кукольная посуда, полотенце, средства для мытья посуды, хозяйственное мыло.
Ожидаемый результат:
расширение знаний о разных видах посуды;
развитие активности и самостоятельности в группах;
оценка собственной деятельности.
Оснащение урока и цифровые ресурсы:
1.Знакомство с окружающим миром .3 класс. Е.Д.Худенко, И.А Терехова, М: АРКТИ, 2004
2.Сборник заданий по развитию речи. Т.И. Прокопьева, Чебоксары 2013
5.http: //ped-kopilka. ru/
6.http://zanimatika.narod.ru/
7.http://www.pahdia.ru/
Ход урока.
I. Организационный момент:
Веселый зазвенел звонок,
Давайте же начнем урок,
Работать вместе будем,
Всё важное обсудим.
На урок к нам пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им! Чтобы урок наш получился интересным и полезным, вы должны постараться показать свои знания, которые вы получили на уроках развития речи. Я думаю: у вас у всех все получится!
2.Введение в тему.
Загадки.
- Отгадайте, загадки:
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Красненькая ( Чашка)
Все легко он режет очень.
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится,
Пригласит чайку напиться. (Чайник)
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта не пронесу. (Ложка)
Длинная ручка у ложки большой,
Себе я налью суп куриный с лапшой.
Ею налью и борщ и окрошку,
Её назовите, подумав немножко. (Половник)
Словно блин, кругла она,
Съел я кашу всю до дна.
Глубокая иль нет –
В ней всегда лежит обед (Тарелка)
Он прозрачный, он высокий,
Ох, напьюсь сейчас я соку.
Вкуснотища – не обман,
Опустеет мой …(стакан)
Не сделаешь причёску,
Хоть похожа на расчёску.
И совсем не пилка,
Для котлет и мяса ( вилка)
Чайника подружка,
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её …(кастрюля)
Ребята, а как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Скажите мне пожалуйста , как вы считаете , почему нужна человеку посуда?( для того , чтобы человек мог культурно принимать пищу. )
- Посмотрите сюда: сколько разной посуды придумал человек.
Продолжение рассказа учителя:
- А знаете ли вы ребята, где изготавливают посуду? (ответы ребят).
Посуду изготавливают на фабриках, заводах, в мастерских. Есть известные на весь мир русские заводы: Санкт-Петербургский фарфоровый завод, фабрика Гжель, Гусь-Хрустальный, Хохлома, где изготавливают не просто посуду, а удивительные по своей красоте изделия. Из них люди пьют и едят по праздникам. Их можно увидеть в музеях и на выставках.
Обычная посуда тоже красива, если она сияет и блестит, т.е. чистая. Любая посуда требует бережного отношения.
3. Сообщение темы урока.
Давайте проверим, правильно ли вы предположили.
- Тема сегодняшнего урока «Посуда. Уход за посудой»
Сегодня на уроке мы должны уточнить знания о посуде, научиться делить ее по группам ,научиться ухаживать за ней. А главное - научиться применять эти знания в своей жизни!
- Так что же такое посуда? (Посуда – это предметы, из которых пьют, едят, готовят пищу.)
4. Актуализация опорных знаний.
1. – Какой посудой пользуются для приготовления пищи? (Кастрюлей, сковородой, …)
– Как называется эта посуда? (Кухонная).
– Какая еще посуда бывает? (Чашка, блюдце, сахарница, … – это чайная посуда).
– А как назовете глубокую тарелку, супницу, салатницу ..? (Столовая)
– Как называются приборы, которыми мы пользуемся при приеме пищи? (Ложка, вилка, нож). Диалог сопровождается наглядностью.
– Какая посуда тебе нравится? (Чистая, блестящая). Что надо делать, чтобы посуда была такой?
- Как называется специальная посуда, которую используют в определенных целях: пить чай, есть суп или второе блюдо и рассчитанная на 6 или 12 человек? (Сервиз.)
- Как называется сервиз для чайной церемонии? (Чайный).
- Как называется сервиз, из которого можно кушать суп и второе блюдо? (Столовый.)
Далее учитель рассказывает и показывает, какие предметы входят в чайный сервиз: чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница, молочник.
- Ребята, а ко мне вчера приходили гости и случайно перепутали чайный сервиз со столовым. Помогите мне найти чайные предметы и поставить их на поднос. (Ребята должны на поднос поставить все предметы чайного сервиза).
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Вывод: Какая бывает посуда?
5. Работа в группах.
- Сегодня, ребята, мы будем работать с вами в группах. В каждой группе у нас 2 человека. Это наши маленькие бригады, каждая бригада сидит за отдельным столом и будет стараться правильно выполнять каждое своё задание. Возьмитесь за руки! А дружно работать в бригаде нам поможет такое стихотворение:
Дружная работа, дружная игра –
Пусть отстанет кто-то – это ерунда.
Правило простое в жизнь с собой возьмем.
Мы помочь готовы товарищу во всем.
- Желаю Вам сегодня трудиться дружно и помогать друг другу.
Правило вывешивается на доску:
Мы помочь готовы товарищу во всем.
Упражнение в распознавание различных видов посуды.
(1 группа-чайная посуда, 2 группа-кухонная,3группа- столовая).
- Сейчас от каждой группы выйдет по одному человеку к доске.
На доске три плаката: Столовая Чайная Кухонная
Чашка, сахарница, тарелка, салатница, сковородка, кастрюля, селедочница
миска, блюдце.
- Ребята из первой бригады найдут чайную посуду
- Ребята из второй бригады найдут кухонную посуду
- Ребята из третьей бригады найдут столовую посуду
А сейчас приготовьтесь рассказать о вашей посуде. Для чего она предназначена.
(по 1 уч-ся от группы)
Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом изобрели различные материалы, появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая , пласмассовая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.
6.Упражнение в распознавание материала, из которого делается посуда.
– А сейчас узнаем, из какого материала чаще всего делают посуду.
- Вопрос первой бригаде:
- Скажите, из чего сделаны стаканы? Как называется посуда из стекла?
Вопрос 2 бригаде:
- Из какого материала сделаны кастрюли? Как называется такая посуда? (металлическая)
Вопрос 3 бригаде: - Из какого материала делают контейнеры для хранения продуктов ? Как называется такая посуда? (пластмассовая посуда)
Вывод: Из каких материалов делают посуду?
7. Слуховая гимнастика.
- Послушайте моё задание:
Опустите головки, глазки закройте.
Послушайте звуки без остановки.
Узнайте по звуку материал -
Стекло, пластмасса или металл.
Учитель стучит по посуде из различных материалов. Дети отгадывают по звуку материал, из которого сделана посуда.
– Теперь я проверю, знаете ли вы части посуды. Сравнение разной по виду посуды (кастрюля, чайник, чайник для заварки, кружка, тарелка)
.
Словарь: Дно, донышко. Что значит «выпить до дна»? Ручка (работа над многозначностью слова «ручка»). Крышка. Носик. Отличие – по размеру, по форме, по цвету, материалу, по виду посуды.
Вывод: Какие части посуды вы знаете?
8. Работа с осколочной картинкой.
- Каждая бригада получает конверт с осколочной картинкой и складывает её.
1 бригада | 2 бригада | 3 бригада |
чашка | чайник | кастрюля |
– А сейчас каждая группа должна посовещаться и дать характеристику своему предмету. Для этого надо закончить предложения, которые даны на доске:
Это – __________.
У него (неё) есть_______________.
Он (она) нужен (нужна) для _
9. Физкультурная минутка.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу
Крышечка запрыгает,
Будто кто-то двигает
Вот уже кипит вода, значит,
чай пить нам пора.
10. Игра "Что изменилось?" (используется натур. посуда)
Посмотрите и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Со стола убирается желтый чайник и ставится на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?- Красный чайник.- Чего не стало?- Желтого чайника.
- Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убирается сахарница и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?
- Зеленый молочник.
- Чего не стало?
- Синей сахарницы. - Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.
Пальчиковая гимнастика "Помощники".
Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.
Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, на название посуды
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился
Ложку мы чуть-чуть сломали. Попеременно ритмично ударяют в ладошки
Так мы маме помогали.
11.Игра "Что лишнее?"
На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.
-Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.
- Что здесь лишнее и почему?
- Лишний мяч. Он - игрушка.
- А все остальное?
- Посуда.
- Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставится на наборное полотно новый комплект)
Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)
-Чашка, стол, стакан, кружка.
- Что здесь лишнее и почему?
- Лишний стол. Он - мебель.
- А все остальное?
- Посуда.
12. Составление загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.
Приглашаю к себе группу детей и показываю каждому предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.
- Посмотри на картинку: Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?
Ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?
- Эта тарелка.
- Молодец. Ты правильно составил(а) загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.
Аналогично составляют загадки остальные дети. Оказываю им необходимую помощь.
13. Игра "Поймай слово".
(Хлопком ладоней "поймать" слова, которые называют посуду.)
Посуда - это чашка, чайник, миска, чай, вилка, повар, кастрюля, ложка, стол, сковорода, стакан, мясорубка, стул.
14. Игра « Наоборот» (Подобрать к данным словосочетаниям противоположные по значению слова)
Большая ложка-
Глубокая тарелка-
Полная кастрюля-
Чистая посуда-
15. Назови ласково
Чашка-
Миска-
Блюдце-
Стакан-
Ложка-
16. Знакомства с правилами мытья посуды.
- Ребята, а что делают с посудой, после того, как поели. (Её моют).
Раздаётся стук в дверь.
Появляется Федора. Плачет.
Федора: Ой, какое горе, какое горе!
Учитель: Что случилось? Вы кто? (обращаясь к Федоре)
Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.
У: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?
Д: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».
У: Почему же она плачет, может она заболела?
Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.
У: И помчалися по улице ножи:
Эй, держи, держи, держи, держи!
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу!
«Я бегу, бегу, бегу;
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь –ля –ля! Дзынь –ля –ля!
Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет.
У: Ребята, поможем Федоре?
Д: Да.
У: Садись Федора и учись вместе с ребятами как надо обращаться с посудой.
- Люди очень бережно относятся к посуде. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.
(Демонстрация учителем мытья тарелки, чашки.)
Учитель одевает фартук.
Посмотрите как надо содержать посуду: сначала тарелки, чашки освобождают от остатков пищи (показ ученикам), затем моют в горячей воде с хозяйственным мылом или другими моющими средствами (показ средства), затем её полощут очень основательно, затем вытирают и убирают в шкаф.
- Повторите в нужной последовательности действия по мытью посуды.(очистить, вымыть, прополоскать, вытереть, убрать)
Демонстрация учеником мытья тарелки, чашки. Класс обговаривает его действия: «Что сейчас делает Коля? И т. д.»
У: Ты, Федора, поняла как нужно обращаться с посудой? Береги свою посуду, относись к ней бережно, вовремя её мой, держи в чистоте и в порядке. Запомни правила:. сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф . На доску прикрепить :(очистить, вымыть , прополоскать, высушить, убрать)
Ф: Спасибо, ребятки, что помогли мне. И за это я вас отблагодарю.
( Федора их благодарит и дарит им картины .)
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду.
И любить и уважать.
У: Спасибо тебе, Федора, за подарки, помни наши наставления и советы.
(Федора уходит)
17. Подведение итогов.
- Ребятки, понравилось вам урок? Назовите столовые приборы.
В какой посуде готовят пищу? Как она называется?
Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?
Как мы должны относиться к посуде?
Хотите быть похожими на Федору?
- Ребята, вы сегодня молодцы! Вы дружно трудились и помогали друг другу.
Домашнее задание: каждый из вас получит картинки- раскраски и составите описательный рассказ о своей посуде по плану: название; внешние признаки; из чего сделана; назначение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"
ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель: -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...
Урок по развитию речи 2 класс, программа 8 вида.Тема: Транспорт "Машины-помощники"
Урок содержит материал для учащихся, обучающихся по программе 8 вида коррекционной школы....
Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"
Этот конспект урока по письму будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....
Урок по письму и развитию речи 3 класс по теме "Употребление в речи слов, отвечающих на вопросы: кто? что? в различных формах".
конспект и презентация....
Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий
На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...