Урок по развитию речи в 3 классе по теме «Посуда. Уход за посудой»
методическая разработка (3 класс) на тему

Задачи: 1. Обучающие: 1.уточнить и конкретизировать представления детей о посуде. 2.сформировать знания о классификации посуды и применять их в жизни. 3.Обобщить знания об уходе за посудой с целью формирования жизненно важной компетенции учащихся. 4.развивать словообразовательную функцию; 5.составлять распространенное предложение; 6.составлять описательный рассказ. 2. Коррекционно-развивающие: 7.коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей; 8.развитие памяти и внимание ; артикуляционной моторики 9.формирование представление о речевом поведении . 3. Воспитательные: 10.воспитывать коммуникативную культуру учащихся; 11.осознавать необходимость общения; 12.развивать активность и самостоятельность общения в группах. Оборудование: картинки с изображением различной посуды; конверты с осколочными картинками; плакаты с этапами работы; выставка различных видов посуды; слайды, презентация к уроку, кукольная посуда, полотенце, средства для мытья посуды, хозяйственное мыло.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urokposuda.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:3

Раздел программы по учебной программе: «Посуда»                                        
   Тема «Посуда. Уход за посудой»

Тип урока: Повторно - обобщающий    

Вид урока: урок - беседа

Тема урока: «Посуда. Уход за посудой».

Урок с использованием  коммуникативной технологии обучения.

Тип урока: повторно - обобщающий.

Цель: формирование обобщенного понятия посуда и уход за ней.

Задачи:

1. Обучающие:

1.уточнить и конкретизировать представления детей о посуде.

2.сформировать знания о классификации посуды и применять их в жизни.

3.Обобщить знания об уходе за посудой с целью формирования жизненно важной компетенции учащихся.

4.развивать словообразовательную функцию;

5.составлять распространенное предложение;

6.составлять описательный рассказ.

2. Коррекционно-развивающие:

7.коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей;

8.развитие памяти и внимание ; артикуляционной моторики

9.формирование представление о речевом поведении

.

3. Воспитательные:

10.воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

11.осознавать необходимость общения;

12.развивать активность и самостоятельность общения в группах.

Оборудование: картинки с изображением различной посуды; конверты с осколочными картинками; плакаты с этапами работы; выставка различных видов посуды; слайды, презентация к уроку, кукольная посуда, полотенце, средства для мытья посуды, хозяйственное мыло.

Ожидаемый результат:

расширение знаний о разных видах посуды;

развитие активности и самостоятельности в группах;

оценка собственной деятельности.

Оснащение урока и цифровые ресурсы:

1.Знакомство с окружающим миром .3 класс. Е.Д.Худенко, И.А Терехова, М: АРКТИ, 2004

2.Сборник заданий по развитию речи. Т.И. Прокопьева, Чебоксары 2013

5.http: //ped-kopilka. ru/      

6.http://zanimatika.narod.ru/

7.http://www.pahdia.ru/

Ход урока.

I. Организационный момент:

Веселый зазвенел звонок,

Давайте же начнем урок,

Работать вместе будем,

Всё важное обсудим.

На урок к нам пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им! Чтобы урок наш получился интересным и полезным, вы должны постараться показать свои знания, которые вы получили на уроках развития речи. Я думаю: у вас у всех все получится!

2.Введение в тему.

Загадки.  

- Отгадайте, загадки:

Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Красненькая ( Чашка)

Все легко он режет очень.

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится,

Пригласит чайку напиться. (Чайник)

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта не пронесу. (Ложка)

Длинная ручка у ложки большой,

Себе я налью суп куриный с лапшой.

Ею налью и борщ и окрошку,

Её назовите, подумав немножко. (Половник)

     Словно блин, кругла она,
Съел я кашу всю до дна.
Глубокая иль нет –
В ней всегда лежит обед (Тарелка)

Он прозрачный, он высокий,
Ох, напьюсь сейчас я соку.
Вкуснотища – не обман,
Опустеет мой   …(стакан)

 Не сделаешь причёску,
Хоть похожа на расчёску.
И совсем не пилка,
Для котлет и мяса ( вилка)

Чайника подружка,
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её …(кастрюля
)

Ребята, а как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Скажите мне пожалуйста , как вы считаете , почему нужна человеку посуда?( для того , чтобы человек мог культурно принимать пищу. )

- Посмотрите сюда: сколько разной посуды придумал человек.

Продолжение рассказа учителя:

- А знаете ли вы ребята, где изготавливают посуду? (ответы ребят).

Посуду изготавливают на фабриках, заводах, в мастерских. Есть известные на весь мир русские заводы: Санкт-Петербургский фарфоровый завод, фабрика Гжель, Гусь-Хрустальный, Хохлома, где изготавливают не просто посуду, а удивительные по своей красоте изделия. Из них люди пьют и едят по праздникам. Их можно увидеть в музеях и на выставках.

Обычная посуда тоже красива, если она сияет и блестит, т.е. чистая. Любая посуда требует бережного отношения.

3. Сообщение темы урока.

Давайте проверим, правильно ли вы предположили.

- Тема сегодняшнего урока «Посуда. Уход за посудой»

Сегодня на уроке мы должны уточнить знания о посуде, научиться делить ее по группам ,научиться ухаживать за ней. А главное - научиться применять эти знания в своей жизни!

- Так что же такое посуда? (Посуда – это предметы, из которых пьют, едят, готовят пищу.)

4. Актуализация опорных знаний.

1. – Какой посудой пользуются для приготовления пищи? (Кастрюлей, сковородой, …)
– Как называется эта посуда? 
(Кухонная).
– Какая еще посуда бывает? (Чашка, блюдце, сахарница, … – это чайная посуда).
– А как назовете глубокую тарелку, супницу, салатницу ..? 
(Столовая)
– Как называются приборы, которыми мы пользуемся при  приеме пищи? 
(Ложка, вилка, нож). Диалог сопровождается наглядностью.
– Какая посуда тебе нравится? 
(Чистая, блестящая). Что надо делать, чтобы посуда была такой?

- Как называется специальная посуда, которую используют в определенных целях: пить чай, есть суп или второе блюдо и рассчитанная на 6 или 12 человек? (Сервиз.)

- Как называется сервиз для чайной церемонии? (Чайный).

- Как называется сервиз, из которого можно кушать суп и второе блюдо? (Столовый.)

 Далее учитель рассказывает и показывает, какие предметы входят в чайный сервиз: чашки, блюдца, заварочный чайник, сахарница, молочник.

- Ребята, а ко мне вчера приходили гости и случайно перепутали чайный сервиз со столовым. Помогите мне найти чайные предметы и поставить их на поднос. (Ребята должны на поднос поставить все предметы чайного сервиза).

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Вывод: Какая бывает посуда?

5. Работа в группах.

- Сегодня, ребята, мы будем работать с вами в группах. В каждой группе у нас 2 человека. Это наши маленькие бригады, каждая бригада сидит за отдельным столом и будет стараться правильно выполнять каждое своё задание. Возьмитесь за руки! А дружно работать в бригаде нам поможет такое стихотворение:

Дружная работа, дружная игра –

Пусть отстанет кто-то – это ерунда.

Правило простое в жизнь с собой возьмем.

Мы помочь готовы товарищу во всем.

- Желаю Вам сегодня трудиться дружно и помогать друг другу.

Правило вывешивается на доску:

Мы  помочь готовы товарищу во всем.

Упражнение в распознавание различных видов посуды.

 (1 группа-чайная посуда, 2 группа-кухонная,3группа- столовая).

- Сейчас от каждой группы выйдет по одному человеку к доске.

На доске три плаката: Столовая Чайная Кухонная

Чашка, сахарница, тарелка, салатница, сковородка, кастрюля, селедочница

миска, блюдце.

- Ребята из первой бригады найдут чайную посуду

- Ребята из второй бригады найдут кухонную посуду

- Ребята из третьей бригады найдут столовую посуду

А сейчас приготовьтесь рассказать о вашей посуде. Для чего она предназначена.

(по 1 уч-ся от группы)

Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом изобрели различные материалы, появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая , пласмассовая посуда. Появились сервизы. Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.

 6.Упражнение в распознавание материала, из которого делается посуда.

– А сейчас узнаем, из какого материала чаще всего делают посуду.

- Вопрос первой бригаде:

- Скажите,  из чего сделаны стаканы? Как называется посуда из стекла?

Вопрос 2 бригаде:

- Из какого материала сделаны кастрюли? Как называется такая посуда? (металлическая)

Вопрос 3 бригаде: - Из какого материала делают контейнеры для хранения продуктов ? Как называется такая посуда? (пластмассовая посуда)

Вывод: Из каких материалов делают посуду?

7. Слуховая гимнастика.

- Послушайте моё задание:

Опустите головки, глазки закройте.

Послушайте звуки без остановки.

Узнайте по звуку материал -

Стекло, пластмасса или металл.

Учитель стучит по посуде из различных материалов. Дети отгадывают по звуку материал, из которого сделана посуда.

– Теперь я проверю, знаете ли вы части посуды. Сравнение разной по виду посуды (кастрюля, чайник, чайник для заварки, кружка, тарелка)

.
СловарьДно, донышко. Что значит «выпить до дна»? Ручка (работа над многозначностью слова «ручка»). Крышка. Носик. Отличие – по размеру, по форме, по цвету, материалу, по виду посуды.

Вывод: Какие части посуды вы знаете?

8. Работа с осколочной картинкой.

 - Каждая бригада получает конверт с осколочной картинкой и складывает её.

1 бригада

2 бригада

3 бригада

чашка

чайник

кастрюля

– А сейчас каждая группа должна посовещаться и дать характеристику своему предмету. Для этого надо закончить предложения, которые даны на доске:

Это – __________.

У него (неё) есть_______________.

Он (она) нужен (нужна) для _

9. Физкультурная минутка.

Я пыхчу,  пыхчу, пыхчу                                        

Больше греться не хочу    

Крышечка запрыгает,

Будто кто-то двигает                                                                                          

Вот уже кипит вода, значит,

 чай пить нам пора.                                              

                                                                                   

10. Игра "Что изменилось?"  (используется натур. посуда)

 Посмотрите и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Со стола убирается желтый чайник и ставится на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?- Красный чайник.- Чего не стало?- Желтого чайника.

- Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убирается сахарница и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

- Зеленый молочник.

- Чего не стало?

- Синей сахарницы. - Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.

Пальчиковая гимнастика "Помощники".

Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,                                   Попеременно ритмично ударяют  кулачок                                                                        

 Мы посуду перемыли:                                     Одна ладонь скользит по другой.

Чайник, чашку, ковшик, ложку                 Загибают пальчики, по одному, на название  посуды

 И большую поварешку.                                 

Мы посуду перемыли,                                    Одна ладонь скользит по другой.

Только чашку мы разбили,                            Снова загибают пальчики.

Ковшик тоже развалился,

 Нос у чайника отбился

Ложку мы чуть-чуть сломали.                      Попеременно ритмично ударяют  в ладошки  

 Так мы маме помогали.                                      

11.Игра "Что лишнее?"

На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

-Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.- Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний мяч. Он - игрушка.

- А все остальное?

- Посуда.

- Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставится на наборное полотно новый комплект)

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)

-Чашка, стол, стакан, кружка.

- Что здесь лишнее и почему?

- Лишний стол. Он - мебель.

- А все остальное?

- Посуда.

12. Составление загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Приглашаю к себе группу детей и показываю каждому  предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.

- Посмотри на картинку: Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

Ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?

- Эта тарелка.

- Молодец. Ты правильно составил(а) загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Аналогично составляют загадки остальные дети. Оказываю им необходимую помощь.

13.  Игра "Поймай слово".

(Хлопком ладоней "поймать" слова, которые называют посуду.)

Посуда - это чашка, чайник, миска, чай, вилка, повар, кастрюля, ложка, стол, сковорода, стакан, мясорубка, стул.

14. Игра « Наоборот» (Подобрать к данным словосочетаниям противоположные по значению слова)

Большая ложка-

Глубокая тарелка-

Полная кастрюля-  

Чистая посуда-

15. Назови ласково

Чашка-

Миска-

Блюдце-

Стакан-

Ложка-

16. Знакомства с правилами мытья посуды. 

- Ребята, а что делают с посудой, после того, как поели. (Её моют).

 Раздаётся стук в дверь.

Появляется Федора. Плачет.

Федора: Ой, какое горе, какое горе!

Учитель: Что случилось? Вы кто? (обращаясь к Федоре)

Ф: Разве вы меня не узнали? Я же Федора.

У: Ребята, вы знаете, кто такая Федора? Из какой сказки?

Д: Это бабушка Федора из сказки Чуковского «Федорино горе».

У: Почему же она плачет, может она заболела?

Д: От нее убежала посуда, потому что она ее не мыла.

У: И помчалися по улице ножи:
Эй, держи, держи, держи, держи!
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу!
«Я бегу, бегу, бегу;
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
А за ними блюдца, блюдца –
Дзынь – ля – ля! Дзынь – ля – ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь –ля –ля! Дзынь –ля –ля!

Ф: (плачет): Ой, не мыла я посуду, не любила я ее, а она взяла да убежала в лес. Убежала, и возвращаться не хочет.

У: Ребята, поможем Федоре?

Д: Да.

У: Садись Федора и учись вместе с ребятами как надо обращаться с посудой.

- Люди очень бережно относятся к посуде. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. 

7. практическая работа.

(Демонстрация учителем мытья тарелки, чашки.)

Учитель одевает фартук.

Посмотрите как надо содержать посуду: сначала тарелки, чашки освобождают от остатков пищи (показ ученикам), затем моют в горячей воде с хозяйственным мылом или другими моющими средствами (показ средства), затем её полощут очень основательно, затем вытирают и убирают в шкаф.

- Повторите в нужной последовательности действия по мытью посуды.(очистить, вымыть, прополоскать, вытереть, убрать) 

Демонстрация учеником мытья тарелки, чашки. Класс обговаривает его действия: «Что сейчас делает Коля? И т. д.»

У: Ты, Федора, поняла как нужно обращаться с посудой? Береги свою посуду, относись к ней бережно, вовремя её мой, держи в чистоте и в порядке. Запомни правила:. сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф    . На доску прикрепить :(очистить, вымыть , прополоскать, высушить, убрать)

Ф: Спасибо, ребятки, что помогли мне. И за это я вас отблагодарю.

( Федора их благодарит и дарит им картины .)

Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду.

И любить и уважать.

У: Спасибо тебе, Федора, за подарки, помни наши наставления и советы.

(Федора уходит)

17. Подведение итогов.

- Ребятки, понравилось вам урок?  Назовите столовые приборы.

В какой посуде готовят пищу? Как она называется?

Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай?

Как мы должны относиться к посуде?

Хотите быть похожими на Федору?

- Ребята, вы сегодня молодцы! Вы дружно трудились и помогали друг другу.

 Домашнее  задание: каждый из вас получит   картинки- раскраски  и составите описательный рассказ о своей посуде по плану: название; внешние признаки; из чего сделана; назначение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"

ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель:    -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...

Урок по развитию речи 2 класс, программа 8 вида.Тема: Транспорт "Машины-помощники"

Урок содержит материал для учащихся, обучающихся по программе 8 вида коррекционной школы....

Конспект урока письма и развития речи 3 класс по теме "Письмо другу"

Этот конспект урока по письму  будет интересен учителям, работающим в специальной коррекционной школе VIII вида....

Урок письма и развития речи 4 класса по теме "Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей" -урок третий

На данном уроке формируются ключевые компетентности учащихся с ОВЗ как основа успешной социализации их в обществе на основе изучения конкретной темы по письму и развитию речи....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...