Конспекты уроков
план-конспект занятия (2 класс)

Штрак  Наталья  Александровна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Красивская средняя общеобразовательная школа"

филиал "Кулевчинский"

Открытый урок  ОРКСЭ

по модулю «Основы православной культуры» 

Тема:"Милосердие и сострадание"

(4 класс, II четверть)

2017 г.

Пояснительная записка.

Ф.И.О. учителя:  Штрак Наталья Александровна       Дата проведения:  21.12.2017 г.            

Предмет: ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»                Класс: 4        

Тема урока: Милосердие и  сострадание.                                                 Урок 12

Тип урока: урок  «открытия» новых знаний

Цель урока:   

сформировать представление о милосердии и сострадании, как  самых  главных  качествах человеческой души

Задачи урока: 

  1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня».
  2. Способствовать формированию  у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.
  3. Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.
  4. Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты:

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей  о добром самарянине;  

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.        

Основные понятия:   

долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная,  групповая.              

Виды  деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,  участие в учебном диалоге.

Оборудование:

  • учебник  Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012
  • интерактивная доска,
  • презентация,  
  • проектор,
  • диск по курсу ОРКСЭ («Основы православной культуры»);
  • притчи «Милосердие» и «О добром самарянине»  
  • компьютер;
  •  видеозапись «Не было такой»;
  • видеозапись «Песня о доброте»;
  • бумажное сердечко.

Ход урока:

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.(слайд 1) звучит музыка

-Добрый день всем! Ребята, я рада видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Улыбнитесь!  Сегодня у нас необычный урок, много гостей, повернитесь и поздоровайтесь с ними, подарите им свои улыбки!

- А теперь тихонько  садитесь  на свои места.

- Меня зовут Наталья Александровна. Сегодня я хочу провести у вас урок ОРКСЭ, познакомить вас с тем, что вы ещё не знаете и научиться чему-то у вас. Надеюсь, наша встреча будет интересной и полезной.

II. Устный опрос.

- Ребята, с чем вы познакомились на прошлом занятии?

- Что такое заповеди?   Сколько их?

- Кто их дал людям? Где это произошло и как?

- А для чего Бог дал людям заповеди?

 

III. Введение в тему.

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души как топоры…

Слишком многих мы словом раним,

Позабыв, что слова остры.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании. О милом сердце…

IY. Выбор темы урока и целеполагание.

- Как вы ребята понимаете слово «милосердие»? Что это такое? (Ответы детей)

- Верно, молодцы, тема нашего урока «Милосердие и сострадание».

- Сегодня мы с вами постараемся понять:

Что такое милосердие? Что такое сострадание? В чем проявляется милосердие? Кто нуждается в сострадании?  

Вы узнаете:

- Кого называют «ближним».

- Как христианин должен относиться к людям

IV. Открытие новых знаний.(слайд 2)

- Откройте ваши рабочие тетради. Запишите, число и тему нашего урока.

- Какую цель поставим перед собой?

- Для чего надо знать эту тему?

1. Словарная работа

- Ребята, как вы понимаете значение  слов «милосердие» и «сострадание».

Милосердие – милое сердце, милующее сердце. Сострадание – умение переживать за другого человека. (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.  Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека. Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

- Запишите значение этих  слов в тетрадь.

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Молодцы! Верно! Любовь. (слайд 3)

    Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

   Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь. Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

2. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний». (слайд 4)

- Бог дал людям заповеди, которые записаны в Библии и сказал:

 «ИСПОЛНИ ЭТИ ПРАВИЛА И БУДЕШЬ СЧАСТЛИВЫМ!»

- Однажды его спросили, а какая самая главная среди заповедей.

- Как вы думаете, что ответил Иисус Христос?  Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».  

И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». (слайд 5)

-Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.

-Ребята, а вы  знаете кто такой самарянин? А  ближний?

- Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам  познакомиться с притчей. Слушайте внимательно, после мы обсудим, кто же такой самарянин, что  хотел нам сказать Иисус Христос этой притчей о нашем ближнем. (включаю с диска притчу)

  Беседа по притче

- Кто же такой добрый самарянин?

- А кто ближний?

- Что же означает притча Христа?  

СЛОВАРНАЯ РАБОТА  (слайд 6)

Притча - рассказ с нравоучением.

Священник - священнослужитель в  храме, посредник между Богом и человеком

Левит - священнослужитель низшего духовного сана у древних евреев.

Самарянин - означает чужак, человек другой веры.

Самарянин - представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами.

Ближний  - всякий человек, который нуждается в помощи

- Только ли людям можно помочь в беде?

- Кто из вас проявлял милосердие и в чём?         (природа, животные).

3. Притча «Милосердие».

- Послушайте ещё одну притчу и скажите, чему учит эта притча?

- Скажите, ребята, как вы думаете, милосердию можно научиться?

- А что для этого нужно?

- Предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». (слайд 7) Для этого нужно  передавать друг другу сердечко и назвать добрые дела, которые совершали. Приглашаю 5 человек. Выигрывает тот, кто назовет больше добрых дел. Молодцы! Запомните, что добрые дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным и милосердным. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

      Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.

4.Беседа о благотворительности в современном мире.

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые – дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают

И никакого "спасибо" не ждут!

- Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботится о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется  непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.

-В нашей стране  созданы специальные благотворительные фонды помощи детям с тяжелыми заболеваниями. Поднимите руку, кто слышал про такие благотворительные фонды?  (слайд 8)

- Я хотела вам рассказать о замечательной женщине, маме, докторе, руководителе фонда "Справедливая помощь"  Елизавете Глинке, или докторе Лизе, как все её называли.

Елизавета окончила медицинский институт по специальности детский реаниматолог-анестизиолог. В 2007 году  году она создала благотворительный фонд "Справедливая помощь". В 2012 году она награждена орденом Дружбы, в 2014 - медалью "Спешите делать добро", в 2015 - знаком отличия "За благодеяние",  в 2016 - государственной премией Российской Федерации за достижения в области правозащитной деятельности.  Всегда первой приходила на помощь, осуществляя материальную помощь пострадавшим от пожаров, или от наводнения.

Глинка много раз ездила в Донбасс и вывозила детей в Россию во время военных действий.  

С первых дней вооруженного конфликта на Украине доктор Лиза оказывала не только материальную помощь, помогая с доставкой лекарств. Именно она, невзирая на свист пуль над головой, рискуя собственной жизнью, вылетала в Донецк и Луганск, чтобы забрать раненых и больных детей, и отвезти их на лечение в Россию. «Завтра лечу в Донецк, оттуда – в Сирию, мы никогда не уверены, что вернемся оттуда живыми...» – эти слова Елизавета Петровна произнесла 8 декабря в Кремле, после того как получила от Владимира Путина Госпремию за правозащитную деятельность.

 Глинка слушала только сердце. Она готова была умереть за подопечных. Много хорошего сделала эта маленькая женщина.

К сожалению, её не стало с нами 25 декабря 2016 года.  Она летела в самолёте ТУ-154, который потерпел крушение над Черным морем. На борту – артисты Ансамбля имени Александрова, съемочные бригады телеканалов, а также  Доктор Лиза. Она везла в Латакию (Сирия)  медикаменты  и  детишкам подарки на Новый год. А также вместе с ансамблем Александрова хотела поздравить наших военных с наступающим праздником. При взлете самолет разбился.

Вечная память Доктору Лизе, и всем кто находился на борту самолета. (слайд 9)

5. Просмотр видеоролика "Не было такой».

6. Беседа.

- Ребята, а с какими проявлениями доброты встречались вы, может быть слышали о них или видели? А часто ли вы сами совершаете благородные поступки? Какие? А ждёте ли вы благодарности после того, как сделали что-то хорошее?

- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

V.Закрепление полученных знаний.

1.Ребята, помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его (слайд 10).

Физкультминутка

Учитель:

- Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость.

- Что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе? (дети отвечают) Мы хотим, чтобы нас простили. Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения .

Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время - и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача? Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды.

(слайд 11). Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».

- Да, это трудно.  Но если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.

2. Понятие «милостыня» (слайд 12).

- Одно из дел милосердия – милостыня.

- А как вы себе представляете, что такое милостыня?

Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).

- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку.

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?

(Ответы детей)

Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.

Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.

3.Творческая работа в группах (2 группы).

Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.

1.        Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.

2.        В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.

3.        Вы нашли у своего дома маленького котенка

4.        Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?

4.Собери цветок «Лучики добра».

- Ребята, посмотрите на доску, как много мы видим слов.

- Давайте выберем  те слова, которые  не соответствуют милосердию.  Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».

 «ПОКА ЖИВЁШЬ, ТВОРИ ДОБРО, ЛИШЬ ПУТЬ ДОБРА  - СПАСЕНИЕ  ДУШИ» - так гласит народная мудрость.

-И в результате у нас получился волшебный, добрый цветок милосердия

5.Страничка мудрости. (слайд 13).

(дети вслух читают на слайде высказывания известных людей о доброте)

VII. Обобщение.Рефлексия.

- Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

- Сумели мы узнать более подробно, что означает слово «милосердие»?

-Что нам помогло?

-Появилось ли у вас желание кому-нибудь помочь?

-Что вы можете для этого сделать?

-Запомните, что помогать  просто, полезно, правильно и приятно. (Правило пяти «П»)

VIII. Проблемная ситуация.

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

ПАУЗА

  • Человек, желая помочь бабочке, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо ей, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.  
  • Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
  • Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены.
  • Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас.
  • Мы никогда не смогли бы летать.
  • Подумай! Почему эта притча рассказана именно здесь, ведь она останавливает человека в его порыве сделать доброе дело?

Обсуждение и заключение по притче

(Надо быть внимательным, от слова внимать…Милосердие милосердию рознь. Милосердие должно помогать, поднимать, но не развращать)

VIII . Подведение итогов. Рефлексия.  Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Дорогие ребята, я попрошу вас сегодня, придя домой, побеседовать со своими родителями о Доброте и Милосердии. Расскажите им о том новом, что вы узнали на уроке или что вам показалось наиболее интересным. Я уверена, что и от своих родителей вы узнаете немало ценного и нужного. Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких  людей. Ведь ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.(слайд 14)

 

Д\з: найти в газетах, журналах или по телевидению примеры милосердия и сострадания. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

- Прочитать  с.42-45 учебника, ответить на вопросы после параграфа.

(слайд 15) Звучит фонограмма  «Песня о Доброте» (видеозапись)

-  Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

-  Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил», которые вы прочитаете сегодня вечером вместе с родителями и частичку своего сердца (шарики в форме сердца).

Спасибо всем присутствующим за внимание! - Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила Штрак Н.А., учитель начальных классов филиала «Кулевчинский» МБОУ «Красивская СОШ» 2017 г. «Милосердие и сострадание»

Слайд 2

Милосердие – милое сердце, милующее сердце. (Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.) Сострадание – умение переживать за другого человека. (Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека.)

Слайд 3

Но при встрече с бедой, любовь бывает с заплаканным лицом. Чужой беды не бывает!

Слайд 4

«Люби ближнего своего как самого себя»

Слайд 5

А кто наш ближний?

Слайд 6

Притча - рассказ с нравоучением Священник - священнослужитель в храме, посредник между Богом и человеком Самарянин - означает чужак, человек другой веры, представитель этнической (связанное с принадлежностью к какому-нибудь народу, с его культурой) группы, которую евреи не признают единоверцами Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи

Слайд 8

Руководитель фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, доктор Лиза

Слайд 10

Человек может научиться милосердию, совершая дела милосердия.

Слайд 11

« Любите врагов ваших»

Слайд 12

Одно из дел милосердия – милостыня. Иисус Христос говорил: «Просящему у тебя – дай».

Слайд 13

«Страничка мудрости» «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» Л.Толстой «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» М.Сервантес «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» Ж.Ж.Руссо «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Л. Н.Толстой «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». В. О. Ключевский «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от оди­ночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов «Доброта – солнечный свет, под которым рас­пускается цветок добродетели». А. Грин

Слайд 14

Твори добро По велению души Не позволяй Сиюминутного суда Постой Остынь Поверь Оружье сильных — доброта.



Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме

«Страна, открывшая путь в космос»


Образовательная программа:

программа окружающего мира в рамках образовательной системы «Школа России»

Класс: 4
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Страна, открывшая путь в космос» знакомит детей с важнейшими моментами освоения космонавтики в нашей стране, пробуждает чувство гордости за свой народ. На этапе введения новых знаний, используется современная мультимедийная презентация с аудио и видеофайлами, выполненная в PowerPoint. Презентация наглядно-образно помогает представить тему урока, оказывает воздействие на зрительный канал поступления информации, что способствует лучшему запоминанию учебного материала. Также в уроке представлена презентация «Ю.А.Гагарин», выполненная самостоятельно к данному уроку ученицей 4 класса. В процессе урока охватывается обширный учебный материал. Использование мультимедийных технологий повышает обучающий эффект при изучении данной темы

Цели.

  1. Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики
    в нашей стране.
  2. Расширять кругозор, развивать память и грамотную устную речь.
  3. Прививать чувство гордости за свое государство, народ, его укрепляющий
    и прославляющий.

Оборудование для учеников:

учебник «Окружающий мир» Плешакова А. А. 4 класс,
презентация «Ю.А. Гагарин», подготовленная учеником,
карточки для эмоциональной оценки урока,
воздушные шары.

Оборудование для учителя:
компьютер, мультимедийный проектор,
презентация «Страна, открывшая путь в космос» с видео- и аудиофайлами,
карточки для самостоятельной работы, тесты,
иллюстративный материал, посвященный освоению космоса,
выставка книг и журналов о Космосе,
иллюстрации звёзд для физминутки.

Ход урока.

  1. Организация класса.


Открываем ровно в срок,
Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи
И успеха всем в придачу!

  1. Проверка домашнего задания.


На прошлом уроке мы с вами прошли тему «Великая война и великая победа». Мы знаем,
что победа досталась нашему народу дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Война коснулась каждого человека нашей страны. И дома я просила вас узнать какой след оставила Великая Отечественная война в жизни вашей семьи? Есть ли в вашей семье ветераны войны: фронтовики, партизаны, труженики тыла? У кого из ваших родных детские годы выпали на время войны?
 

Ответы на вопрос №2 стр. 146 учебника «Мир вокруг нас». Рассказы учащихся.

III. Работа над новым материалом.
1.Вводная беседа. Сообщение темы урока.

Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Не смотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса.

Слайд 2. Издревле люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам.

В устах ученых много лет
Жила мечта заветная –
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.
И это случилось в 50-е годы!

Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса.

2.Рассказ учителя
Слайд 3. КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука.

Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса.
Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)- простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране.
Он верил, что человечество устремится к другим мирам.
 Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского.
Сергей Павлович Королев (1906 -1966)
 – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Слайд 4. Открываем первую страницу книги истории освоения космоса.

Строительство космодрома. 
Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос.
Слайд 5. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Запуск искусственного спутника Земли.
В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

Слайд 6. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет в космос живого существа.
Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить.
Слайд 7. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Первый полет человека в космос.

После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек.
12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной.
Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили
(Аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны…

              Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос».
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам.
Чтобы узнать об этом человеке побольше, давайте посмотрим презентацию подготовленную ученицей.


 Сообщение ученика о Ю.А. Гагарине, сопровождающееся показом собственной презентации.


Задание:
Во сколько лет Ю. Гагарин совершил свой первый космический полет, если мы
знаем, что он родился 9 марта 1934 года?

Вычислите, сколько лет люди летают в космос, если первый космический полет
состоялся в 1961 году?
Какой праздник отмечает страна 12 апреля и почему? (День космонавтики)


Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
Но первым был Гагарин, он был свой,
Родной, с улыбкой детской, озорной.
Когда День космонавтики справляют,
Любимца своего все вспоминают.

Но в этот день поздравим мы и тех,
Кто славу создает стране, успех:
Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
Как космонавты подвиг совершают,
И тех, кто отправляет корабли,
Стартующие с матушки-Земли, -
Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
Народ своей любовью им обязан.
Гордится космонавтикой страна:
Она была и будет нам нужна!

ФИЗМИНУТКА

  1. Глазодвигательные упражнения. Проверим внимательны ли вы.


Слайд 8. Открываем следующую страницу книги освоения космоса.

Выход человека в открытый космос.
Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года.
Слайд 9. Достижения нашей страны в области космоса велики:

Первыми направили космическую станцию на Луну;

Именно советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны.

Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1»

Первыми создали искусственный спутник Луны;

В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны.
Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.

В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса.

А в 1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс – 3» совершил посадку в южном полушарии Марса

Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита» «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами). Теперь я проверю, как вы знаете
космическую азбуку. 
3.Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам).


Космонавтика


от латинского «orbita» - колея, путь.


Космодром


человек, испытывающий космическую технику в космическом полёте.


Космический корабль


комплекс сооружения для сборки и запуска космических кораблей


Космонавт


застеклённое непроницаемое окно на корабле.


Скафандр


индивидуальное герметическое снаряжение, обеспечивающее
жизнедеятельность человека в условиях отличных от нормальных.


Иллюминатор


космический аппарат для полёта человека в космос.


Невесомость


пилотируемый или автоматический аппарат, длительное время
функционирующий на орбите.


Орбита


отрасль науки для исследования и освоения космического пространства


Орбитальная станция


состояние, при котором отсутствует сила притяжения.



4.Проверка самостоятельной работы.
Слайд 10-19
5. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 151, прочитайте материал из «Ларца с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы:

1.Как называлась наша орбитальная станция? (Мир)

2.Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года)

3.Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане)
После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Посмотрите, как видят космонавты Землю из космоса.
Слайд 20. Просмотр видеофрагмента «Вид Земли из космоса»
- Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства?

6. Работа с карточками у доски.

(На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст):


• Слежение за погодой;


• Управление полетами самолетов;


• Управление курсом кораблей в океанах;


• Передача телевизионного сигнала;


• Организация телефонной связи;


• Изобретение новых лекарств в космосе;


• Открытие новых звёзд астрономами;


• Получение представления об экологическом состоянии нашей планеты;


• Исследование недр Земли, определение местонахождения полезных ископаемых;


• Ведение военной разведки, с целью защиты границы нашей Родины от врагов.


• Изучение поверхности Земли и других планет и др.



Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе.
После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина- космонавт) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие.
(Портреты космонавтов)
Слайд 21. Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве стоит памятник создателям первого в мире искусственного спутника Земли.

Слайд 22. Также открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке.

Слайд 23. На аллее Героев космоса поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину.

Слайд 24. А на территории нашей Саратовской области в окрестности деревни Смеловки Энгельсского района установлена стела, устремленная в небо ракетой, под которой встал Гагарин. Установлена она на месте приземления Гагарина. Ведь, облетев первый раз земной шар, Гагарин приземлился именно в Саратовской области.

Закрепление нового материала.


Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом.


Тест

1.Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый космос?

а) Ю.А. Гагарин
з) А. Леонов
р) В.В. Терешкова

2.Кого называют основателем современной космонавтики?

к) Г.С. Титов
е) К.Э. Циолковский
д) Ю.А.Гагарин

3..Как назывался первый космический корабль?

в) «Мир»
и) «Союз»
м) «Восток»

4. В каком году человек впервые полетел в космос?

н) 1951 год
л) 1961 год
д) 1957 год

5. Кто был первым живым существом, полетевшим в космос?

с) кошка
м) попугай
я) собака




По выделенным буквам прочитайте слово. Какое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)
                                                                           Итог урока.


Юрий Алексеевич Гагарин - был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. После полёта он написал:
 Слайд 25.

« Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Слайд 26. Действительно, как прекрасна наша планета-Земля. Наша страна –Россия- является частью этой прекрасной планеты..

Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»:
• Первыми запустили искусственный спутник Земли;

• Первыми совершили пилотируемый космический полет;

• Первыми направили космическую станцию на Луну;

• Первыми создали искусственный спутник Луны;

• Первыми вышли в открытый космос;

• Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу.
Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во вселенную.

На уроке я старалась расширить ваши знания. Но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.

Эмоциональная оценка урока.


На столах у вас лежат карточки:
Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока.

Урок понравился!
Урок не понравился…
Урок оставил равнодушным.
Прикрепите ваши звёздочки на доску.

Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний вы получили.
Оценивание работы учащихся.


Домашнее задание. Слайд 27.
Ответить на вопрос №2 стр.150 учебника.

В дополнительной литературе найди сведения о том, какой отклик в нашей стране и в мире вызвало известие о полёте первого человека в космос. Узнай, каким запомнился этот день твоим родным и близким.

Используемая литература:
Дмитриева О. И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.: «ВАКО», 2004.

Детская энциклопедия открытий. ООО «Издательство Астрель», 2004 г

Журнал «Наша история. 100 великих имён». Выпуск №5, ООО «Де Агостини», 2010 г

Запуск ракеты.

На столе у вас лежат воздушные шарики. Надуйте слегка их, а потом отпустите.
Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы
думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в
противоположную сторону. У вас получился простейший
реактивный двигатель.

Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем
сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя
получается от сгорания ракетного топлива.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страна, открывшая путь в космос.

Слайд 2

Константин Эдуардович Циалковский Сергей Павлович Королёв

Слайд 3

Первый искусств енный спутник Земли 1957

Слайд 4

Собаки Белка и Стрелка

Слайд 5

ВОСТОК 12 апреля 1961г. 108 мин. Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 6

Первые космонавты

Слайд 7

Севастьянов Г. Гречко Г. Титов К. Феоктистов А. Леонов П. Попович В.Терешкова Т. Савицкая

Слайд 8

Космическая станция «МИР»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГАГАРИН Юрий Алексеевич

Слайд 2

ГАГАРИН Юрий Алексеевич (1934-1968) космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР. Первый человек, совершивший полёт в космос.

Слайд 3

Родился в семье колхозника в г. Гжатске Гжатского района Смоленской обл. 9 марта 1934 года.

Слайд 4

В 1955 году с отличием окончил индустриальный техникум и аэроклуб в Саратове и поступил в первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова, которое окончил в 1957 году по 1-му разряду .

Слайд 5

12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества космический полёт (на КК «Восток»). За 1 ч 48 мин облетел земной шар.

Слайд 6

Благополучно приземлился в окрестности деревни Смолевки Терновского района Саратовской области. Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита.

Слайд 7

Первоначально, никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Хрущёв. По словам Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны Маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

Слайд 8

За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке, но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть), под звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.»

Слайд 9

Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву: — Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…

Слайд 10

После полёта в космос Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...