Род имен существительных
план-конспект урока (3 класс) на тему

Сидоренко Анна Иннокентьевна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе, по теме "Род имен существительных".  Познакомить уч-ся с понятием что такое "род".. Учиться определять род у имен существительных, классифицировать слова по родам, выделять окончания. В процессе урока ребятам нужно понять зачем нужно изучать род у имен существительных.  На уроке использую фронтальную, групповую работу, а также работу в парах. Презентацию-игру для закрепления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imen_sushchestvitelnyh.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc28 КБ
Office presentation icon rod_imen_sushchestvitelnyh.ppt111.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          Род имен существительных

Цель:  определять род имен существительных

Задачи: содействовать формированию умений определять род имен существительных; классифицировать имена существительные по родам и обосновывать правильность определения рода; способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений; развивать наблюдательность, внимание, устную и письменную речь.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

Регулятивные: определять тему и ставить цели урока, контролировать свою деятельность после каждого этапа

Познавательные: уметь выполнять задания в учебнике, применяя полученные знания; задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них; осуществлять анализ, сравнение, сопоставление и обобщение  

Коммуникативные: развивать умение сотрудничать со сверстниками при работе в группе и парах; слушать и слышать друг друга и учителя; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности    

Личностные: развивать умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; уметь выражать свое мнение; работать над адекватной самооценкой.  

Тип урока: поиск новых знаний  

Этап урока

   Деятельность учителя

Деятельность ученика

I  

Организацион-

ный  момент

II повторение изученного материала

Актуализация знаний

Закрепление

Итог урока

Рефлексия

Проверка готовности рабочих мест.  

Создание положительного настроения

Учащихся на урок

    Мы рады приветствовать вас

                                                в классе нашем

    Возможно, есть классы и лучше

                                               и краше.

   Но пусть в нашем классе вам

                                            будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

А для того, чтобы было уютно и легко

нашим гостям и нам с вами ребята мы должны:

    На уроке не зевать,

    А работать и писать!

 Сегодня мы проведем исследование, и откроем новые знания.

- А вы знаете, кто такие исследователи? (это люди . которые занимаются научными исследованиями, выясняют, изучают что-то новое). Если дети не ответят предлагаю желающим посмотреть с толковом словаре.

- В роли исследователей выступите вы сами. Исследования будете проводить в группах.

- Я буду консультантом и координатором ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать ход выполнения заданий.

-Уважаемые исследователи приступим к работе.

-Откройте свои тетради запишите число, месяц. Соблюдайте правильную осанку во время письма

На доске слова:

С…мейный, р…ка, уд….вительный, пр…мой

-Прочитайте слова, подумайте какие задания можно выполнить с этими словами

1 Вставить пропущенные буквы

2. Найти лишнее слово

Запишите лишнее слово, вставляя пропущенную букву.

- Какое слово лишнее и почему?

-Какая орфограмма вам встретилась?

-Запишите еще 3 имени существительных

(проверка)

 - А сейчас вспомним все что вы знаете об имени существительном

Игра  «Да – нет»

Имя сущ-ое – часть речи   (+)

Имя сущ-ое отвечает на вопрос: какой? Какая? Какие?  (-)

Имя сущ-ое обозначает предмет  (+)

Имя существительное бывают одушевленное и неодушевленное   (+)

Имя сущ- ое отвечает на вопрос кто? Что? (+)

Собственные имена сущ-ые пишутся с маленькой буквы (-)

Нарицательные имена сущ-ые пишутся с большой буквы  (-)

Поменяйтесь тетрадями проверь работу и оцени

работу соседа.

Оцените работу в оценочном листе ( 5бальная система)

-У кого сосед выполнил все верно

- У кого  допустил ошибки

Мы продолжим наши исследования на доске слова

Мама, книга, мальчик, дом, солнце, девочка, папа, яблоко

Прочитайте внимательно слова

В группах исследуете слова и обсудите, что вы знаете об этих словах и можно ли разделить данные слова в 3 группы

Если ДА то как, если нет – то почему?

1. мама, девочка, книга             ж.р.

2. папа, дом                                 м.р.

3. солнце, яблоко                        ср.р.  

- тема нашего урока?  

- Поставим цели, чему будем учиться?

- А  как вы понимаете слово  род?  

-А что помогло вам определить род имен сущ-х

(заменить местоимением он мой, она моя, оно мое)

- А где мы можем проверить наши предположения,?   ( в учебнике)

- Откройте учебник с. 25 читайте правило

-Как определить род имен существительных?

-Какое окончание имеет имя сущ-ое Ж.Р.?

-Какое окончание имеет имя сущ-ое М.Р.?

-Какое окончание имеет имя сущ – ое СР.Р.?

Продолжим наши исследования

- На партах конверт со словами и таблица, распределите слова в 3 столбика, выделите окончание.

Проверка

Оцените работу своего соседа

Продолжим наши исследования

- Я диктую слова, а вы должны образовать однокоренные имена сущ-ые, записать в тетрадь и определить род

Снежный, озерный, загадывать, зеленый, цепной, кричать, солнечный

Проверка

- Как определить род имен сущ-ых?

Оцените свою работу

- У вас на столах карточки, выберите себе карточку прочитайте задание и выполните

-Кто выполнял задания в розовых карточках?

Проверка

- Кто выполнял задания в голубых карточках?

Проверка

- Кто выполнял задания в белых карточках?

Проверка

Оцените свою работу

Посчитайте свои баллы общее количество

- Что нового вы узнали?

-Как определить род у имен сущ-ых?

Полеченные знания на уроке вам могут пригодиться в жизни?

На доске солнце успеха, а на столах ваши бумага зеленого, красного, и желтого цвета. Нарисуйте ладошку на желтой бумаге, если было интересно и понятно – ты доволен собой. Нарисуйте ладошку на зеленой бумаге, что-то не получалось, остались вопросы. Нарисуйте ладошку на красной бумаге, не доволен собой , запутался, не совсем все понятно

Мои помощники, кому бы вы сегодня поставили оценки и какие?

Свои карточки с оценочными листами отправьте мне на проверку

Спасибо всем за активное участие в работе на уроке.

Приготовление к уроку  

Приветствие учителя

На доске слова

Фронтальная работа

Работа в тетради

Ребята работают в тетрадях, если да -+, если нет -  −

Взаимопроверка

Работа с оценочными листами

Ребята работают в группах обсуждают данную ситуацию и распределяют слова в 3 группы

По 1 уч-ся выходят к доске со своим результатом, затем ребята приходят к выводу, обобщению.

Проверка на экране

Работа в группах с объяснением

Проверка на экране

Лист самооценки

Фронтальная работа

Один ученик за доской

Оценивают в баллах

Работа по карточкам

Проверка на экране

На экране

Я сегодня узнал…

Я научился……

Мне было……

Я рад…….

Солнце успеха было почти все желтое, красных ладошек не было, зеленых было немного

Командиры в каждой группе оценили активных ребят

 

 



Предварительный просмотр:

род

              М.Р.

        Ж.Р.

       СР.Р.

Слова

помощники

Счастье, волос, скамейка, окно, метель, дедушка, папа, молоток, указка, местность, яблоко, сердце, борода, сторож, площадь, зеркало, походка,  малыш, речь.

_____________________________________________________________________________

Карточка розовая

Из предложения выписать имена существительные и указать род

В парнике цветет горох. Медведица часто останавливалась, покачивала головой, нюхала воздух. Медвежонок покорно следовал за ней.

____________________________________________________________________________  

____________________________________________________________________________

Карточка голубая

Образуй однокоренные имена существительные, укажи род

Снежный -_____________________                ночной - ___________________________

Честный -______________________                мышиный - _________________________

Звонкий -  ____________________                  яблочный - __________________________

Карточка белая

Укажи род имен существительных

Путь, луна, суббота, пирог, зной, узор, окно, зерно, метель, дождь, петух, родник, лось, ветер, град.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Род имен существительных

Слайд 2

Игра «Да - нет» Имя существительное часть- речи + Имя существительное отвечает на вопрос: какой? Какая? Какие? ─ Имя существительное обозначает действие предмета ─ Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? +

Слайд 3

Имя существительное обозначает предмет + Имя существительное изменяется по числам + Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное + Собственные имена существительные пишется с маленькой буквы, а нарицательные с большой ─

Слайд 4

5 17 -20б 4 14-16 б 3 11 – 13 б От 10 и ниже – тебе нужно еще поработать

Слайд 5

Я сегодня узнал…………….. Я научился………………. Мне было………………. Я рад ……………..

Слайд 6

5 17 – 20 б 4 14 – 16 б 3 11 – 13 б От 10 и ниже тебе еще нужно поработать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...