Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный грамотей" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный грамотей" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_yunyy_gramotey.docx | 876.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Секреты орфографии»
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность “ Путь к грамотности ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников и рассчитана на три года обучения, 34 часа в год, для учащихся 2 класса, Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Программа составлена на основе УМК Т.В. Шклярова «Учимся в школе и дома» : М.Издательство «Грамотей» 2015г.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Путь к грамотности ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “ Путь к грамотности ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
II. Цель и задачи курса:
Цель: Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования.
Задачи:
Образовательные:
- расширение и углубление программного материала;
- совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные:
- воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
- воспитание чувства патриотизма;
- повышение общей языковой культуры учащихся;
- выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие:
- развитие интереса к языку как учебному предмету;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
III. Формы проведения занятий
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
V. Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Содержание программы.
- Повторение изученного в 1 классе
- Состав слова
- Корневые орфограммы.
- Понятие о частях речи.
- Предлог и приставка
- Правописание разделительных ь и ъ
- Удвоенные согласные
- Правила переноса
- Повторение изученного
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Материально-техническое обеспечение
Т.В. Шклярова «Учимся в школе и дома» М.Издательство «Грамотей» 2015г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Практическая часть | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС). | ||||
план | факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
1-3 | 1-3 | Повторение изученного в 1 классе | Обобщение знаний об изученном материале в 1 классе. | Состав слова | Умеют проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем. | Регулятивные. Выполнять учебное задание с самопроверкой. Познавательные. Изменять форму слова. Коммуникативные. Формулировать понятные высказывания. | Проявлять творческое отношение к процессу отгадывания шарады. | ||
4 | 1 | Состав слова. Части слова | Что такое морфема? Дать общее представление о морфемном составе слова и о единообразном написании морфем | Морфема, корень, родственные слова | Знают, что такое корень слова, родственные слова. Умеют выделять корень в слове. | Регулятивные. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные. Определять группу родственных слов. Коммуникативные. Формулировать понятные высказывания. | Проявлять интерес К изучению темы | ||
5-6 | 2 | Корень | Выделять корень в родственных словах. Разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | Корень, однокоренные слова. | Разграничивают родственные слова и слова с омоничными корнями. | Регулятивные. Соотносить учебные действия с известным алгоритмом. Познавательные. Определять группу однокоренных слов и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Формулировать понятные высказывания. | Оценивать результат своей деятельности | ||
7-8 | 2 | Приставка | Для чего нужна приставка? Сформировать представление о приставке как значимой части слова. | приставка | Знают, что приставка является значимой частью слова и понимают роль приставки в образовании новых слов. | Регулятивные. Выполнять взаимопроверку учебного материала и вносить корректировку. Познавательные. Определять функцию приставки в слове и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Формулировать понятное высказывание, используя термины «приставка», «корень». | Проявляют интерес к изучению темы | ||
9-10 | 2 | Суффикс | Для чего нужен суффикс? Дать представление о суффиксе как значимой части слова. Показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образования новых слов. | суффикс | Знают, что суффикс – это значимая часть слова. | Регулятивные. Выполнять взаимопроверку учебного материала и вносить коррективы. Познавательные. Определять суффиксы в словах и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Формулировать понятное высказывание, используя термины «приставка», «корень», «суффикс». | Адекватно представлять результат своей деятельности | ||
11-12 | 2 | Окончание | Окончание Создать представление об окончании как изменяемой части слова, показать роль окончания при связи слов в предложении. Способствовать выработке правильного употребления окончаний в устной и письменной речи. | окончание | Знают, что окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. | Регулятивные. Проверять задание и вносить коррективы. Познавательные. Определять роль окончания в слове и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Формулировать понятное высказывание, используя термины «корень»,»суффикс», «Окончание», «приставка». | Проявлять интерес к изучению темы | ||
13-14 | 2 | Обобщение | Обобщить знания о частях слова. Закрепить умение проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем. | Состав слова | Умеют проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем. | Регулятивные. Выполнять учебное задание с самопроверкой. Познавательные. Изменять форму слова. Коммуникативные. Формулировать понятные высказывания. | Проявлять творческое отношение к процессу отгадывания шарады. | ||
15-16 | 2 | Корневые орфограммы. Проверяемые безударные гласные | Развивать умение подбирать проверочные слова. | Безударная гласная | Умеют подбирать к словам с безударной гласной родственные слова с гласной в сильной позиции. | Регулятивные. Планировать свое действие в соответствии с учебным заданием. Познавательные. Распознавать ударную и безударную гласную и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Формулировать речевое высказывание и аргументировать свое мнение. | Оценивать свою работу | ||
17-18 | 2 | Непроверяемые безударные гласные | Показать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением. | Безударная гласная непроверяемая ударением | Понимают, что есть слова с безударными гласными, непроверяемые ударением. Знают, как можно проверить правильность написания таких слов. | Регулятивные. Писать слова с проверяемой и непроверяемой гласной. Познавательные. Определять способ проверки безударной гласной и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Выполнять взаимопроверку учебного задания. | Проявлять творческое отношение к процессу создания письма. | ||
19-20 | 2 | Парные по глухости-звонкости в слабой позиции | Повторить изученные орфограммы, правила написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных звуков, способы проверки | Безударная гласная, парные согласные, непарные согласные, звонкие, глухие согласные | Знают правила написания безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. | Регулятивные. Выполнять учебное действие в соответствии с планом. Познавательные. Использовать приобретенные знания. Коммуникативные. Формулировать высказывания. | Проявлять желание помочь соседу | ||
21-22 | 2 | Непроизносимые согласные | Научить использовать словарные слова с непроизносимыми согласными. | Непроизносимая согласная | Знают о словах с непроизносимой согласной, знают способы проверки слов с непроизносимой согласной. | Регулятивные. Применять алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной. Познавательные. Строить предложения со словами с непроизносимой согласной. Коммуникативные. Формулировать понятное для партнера высказывание. | Оценивать результат своей деятельности | ||
23-24 | 2 | Понятие о частях речи | Что такое части речи? Показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. Развивать речь учащихся при составлении предложений по опорным словам разных частей речи. | Части речи | Знают, что такое части речи, на какие общие вопросы отвечают слова каждой части речи. | Регулятивные. Выполнять учебное задание. Познавательные. Определять части речи и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. | Проявлять интерес к изучению темы | ||
25-26 | 2 | Предлог и приставка | Познакомить учеников со способом разграничения приставки и предлога. Подчеркнуть разницу в написании предлога и приставки. | Предлог, приставка | Знают, чем предлоги отличаются от приставок. Умеют писать словосочетания с предлогами. | Регулятивные. Соотносить учебные действия с известным алгоритмом. Познавательные. Различать предлоги приставки и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Согласовывать позиции и находить общее решение. | Оценивать результат своей деятельности | ||
27-28 | 2 | Правописание разделительных ь и ъ | Разграничить случаи употребления разделительных твердого и мягкого знаков. Научить школьников конструировать слова из данных морфем. | Разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак | Правильно пишут слова с разделительным твердым знаком. | Регулятивные. Выполнять взаимопроверку учебного задания. Познавательные. Определять случаи написания в словах разделительных Ъ и Ь и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Формулировать понятное высказывание. | Соотносить полученный результат с поставленной целью. | ||
29-30 | 2 | Удвоенные согласные | Закрепить умение правильно писать слова с удвоенными согласными. Развивать речь при составлении рассказа по рисунку. | Удвоенные согласные | Умеют правильно писать слова с удвоенными согласными | Регулятивные. Выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные. Определять слова, в которых есть удвоенная согласная. Коммуникативные. Формулировать высказывание. | Проявлять творческое отношение к заданиям | ||
31-31 | 2 | Правила переноса | Отрабатывать навык деления слов на части для переноса. Развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов переноса слов, при нахождении еще не изученных правил. Перенос слов | Отрабатывать навык деления слов на части для переноса. | Различают деление слова на слоги и деление слова для переноса с одной строки на другую. Знают правила деления слова на слоги. | Регулятивные. Выполнять учебное задание в соответствии с планом. Познавательные. Определять способы деления слова на слоги и обосновывать свое мнение. Коммуникативные. Формулировать понятные высказывания. | Проявлять интерес к изучению темы. | ||
33-34 | 2 | Повторение изученного | Обобщение и закрепление изученного. | Отработка навыков и умений | Отработка навыков и умений | Регулятивные. Выполнять учебное задание с самопроверкой. Познавательные. Изменять форму слова. Коммуникативные. Формулировать понятные высказывания. | Проявлять творческое русскому языку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...