Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный грамотей" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный грамотей" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_yunyy_gramotey.docx876.17 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Ваня\Desktop\Юный грамотей.jpg


Программа внеурочной деятельности

«Секреты орфографии»

I. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность  “ Путь к грамотности ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. Программа данного курса представляет систему занятий на развитие речи и творческих способностей у младших школьников и рассчитана на три года обучения, 34 часа в год,   для учащихся 2 класса,  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Программа составлена на основе УМК Т.В. Шклярова «Учимся в школе и дома» : М.Издательство «Грамотей» 2015г.

 Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания русского  языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

 Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Путь к грамотности ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “ Путь к грамотности ” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

II. Цель и задачи курса:

Цель: Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и углубление программного материала;
  • совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • повышение общей языковой культуры учащихся;
  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие: 

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;
  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

III. Формы проведения занятий

  1. практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  2. анализ и просмотр текстов;
  3. самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;
  2. теоретическая;
  3. практическая.

V. Основные методы и технологии

  1. технология разноуровневого обучения;
  2. развивающее обучение;
  3. технология обучения в сотрудничестве;
  4. коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  1. осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  2. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  3. учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  1. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  2. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  2. слушать и понимать речь других;
  3. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание программы.

  1. Повторение изученного в 1 классе
  2. Состав слова
  3. Корневые орфограммы.
  4. Понятие о частях речи.
  5. Предлог и приставка
  6. Правописание разделительных ь и ъ
  7. Удвоенные согласные
  8. Правила переноса
  9. Повторение изученного

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Материально-техническое обеспечение

Т.В. Шклярова «Учимся в школе и дома» М.Издательство «Грамотей» 2015г.

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Содержание урока

Практическая часть

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС).

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-3

1-3

Повторение изученного в 1 классе

Обобщение знаний об изученном материале в 1 классе.

Состав слова

Умеют проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем.

Регулятивные.

Выполнять учебное задание с самопроверкой.

Познавательные.

Изменять форму слова.

Коммуникативные.

Формулировать понятные высказывания.

Проявлять творческое отношение к процессу отгадывания шарады.

4

1

Состав слова. Части слова

Что такое морфема? Дать общее представление о морфемном составе слова и о единообразном написании морфем

Морфема, корень, родственные слова

Знают, что такое корень слова, родственные слова. Умеют выделять корень в слове.

Регулятивные.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные.

Определять группу родственных слов.

Коммуникативные.

Формулировать понятные высказывания.

Проявлять интерес

К изучению темы

5-6

2

Корень

Выделять корень в родственных словах. Разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Корень, однокоренные слова.

Разграничивают родственные слова и слова с омоничными корнями.

Регулятивные.

Соотносить учебные действия с известным алгоритмом.

Познавательные.

Определять группу однокоренных слов и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Формулировать понятные высказывания.

Оценивать результат своей деятельности

7-8

2

Приставка

Для чего нужна приставка? Сформировать представление о приставке как значимой части слова.

приставка

Знают, что приставка является значимой частью слова и понимают роль приставки в образовании новых слов.

Регулятивные.

Выполнять взаимопроверку учебного материала и вносить корректировку.

Познавательные.

Определять функцию приставки в слове и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Формулировать понятное высказывание, используя термины «приставка», «корень».

Проявляют интерес к изучению темы

9-10

2

Суффикс

Для чего нужен суффикс? Дать представление о суффиксе как значимой части слова. Показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образования новых слов.

суффикс

Знают, что суффикс – это значимая часть слова.

Регулятивные.

Выполнять взаимопроверку учебного материала и вносить коррективы.

Познавательные.

Определять суффиксы в словах и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Формулировать понятное высказывание, используя термины «приставка», «корень», «суффикс».

Адекватно представлять результат своей деятельности

11-12

2

Окончание

Окончание Создать представление об окончании как изменяемой части слова, показать роль окончания при связи слов в предложении. Способствовать выработке правильного употребления окончаний в устной и письменной речи.

окончание

Знают, что окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Регулятивные.

Проверять задание и вносить коррективы.

Познавательные.

Определять роль окончания в слове и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Формулировать понятное высказывание, используя термины «корень»,»суффикс», «Окончание», «приставка».

Проявлять интерес к изучению темы

13-14

2

Обобщение

Обобщить знания о частях слова. Закрепить умение проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем.

Состав слова

Умеют проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем.

Регулятивные.

Выполнять учебное задание с самопроверкой.

Познавательные.

Изменять форму слова.

Коммуникативные.

Формулировать понятные высказывания.

Проявлять творческое отношение к процессу отгадывания шарады.

15-16

2

Корневые орфограммы. Проверяемые безударные гласные

Развивать умение подбирать проверочные слова.

Безударная гласная

Умеют подбирать к словам с безударной гласной родственные слова с гласной в сильной позиции.

Регулятивные. Планировать свое действие в соответствии с учебным заданием.

Познавательные.

Распознавать ударную и безударную гласную и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Формулировать речевое высказывание и аргументировать свое мнение.

Оценивать свою работу

17-18

2

Непроверяемые безударные гласные

Показать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением.

Безударная гласная непроверяемая ударением

Понимают, что есть слова с безударными гласными, непроверяемые ударением. Знают, как можно проверить правильность написания таких слов.

Регулятивные.

Писать слова с проверяемой и непроверяемой гласной.

Познавательные.

Определять способ проверки безударной гласной и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Выполнять взаимопроверку учебного задания.

Проявлять творческое отношение к процессу создания письма.

19-20

2

Парные по глухости-звонкости в слабой позиции

Повторить изученные орфограммы, правила написания букв безударных гласных звуков и парных по  звонкости-глухости согласных звуков, способы проверки

Безударная гласная, парные согласные, непарные согласные, звонкие, глухие согласные

Знают правила написания безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.

Регулятивные.

Выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Познавательные.

Использовать приобретенные знания.

Коммуникативные.

Формулировать высказывания.

Проявлять желание помочь соседу

21-22

2

Непроизносимые согласные

Научить использовать словарные слова с непроизносимыми согласными.

Непроизносимая согласная

Знают о словах с непроизносимой согласной, знают способы проверки слов с непроизносимой согласной.

Регулятивные.

Применять алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.

Познавательные.

Строить предложения со словами с непроизносимой согласной.

Коммуникативные.

Формулировать понятное для партнера высказывание.

Оценивать результат своей деятельности

23-24

2

Понятие о частях речи

Что такое части речи? Показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества. Развивать речь учащихся при составлении предложений по опорным словам разных частей речи.

Части речи

Знают, что такое части речи, на какие общие вопросы отвечают слова каждой части речи.

Регулятивные.

Выполнять учебное задание.

Познавательные.

Определять части речи и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Проявлять интерес к изучению темы

25-26

2

Предлог и приставка

Познакомить учеников со способом разграничения приставки и предлога.  Подчеркнуть разницу в написании предлога и приставки.

Предлог, приставка

Знают, чем предлоги отличаются от приставок. Умеют писать словосочетания с предлогами.

Регулятивные.

Соотносить учебные действия  с известным алгоритмом.

Познавательные.

Различать предлоги приставки и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Согласовывать позиции и находить общее решение.

Оценивать результат своей деятельности

27-28

2

Правописание разделительных ь и ъ

Разграничить случаи употребления разделительных твердого и мягкого знаков. Научить школьников конструировать слова из данных морфем.

Разделительный твердый знак, разделительный мягкий знак

Правильно пишут слова с разделительным твердым знаком.

Регулятивные.

Выполнять взаимопроверку учебного задания.

Познавательные.

Определять случаи написания в словах разделительных Ъ и Ь и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные.

Формулировать понятное высказывание.

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

29-30

2

Удвоенные согласные

Закрепить умение правильно писать слова с удвоенными согласными. Развивать речь при составлении рассказа по рисунку.

Удвоенные согласные

Умеют правильно писать слова с удвоенными согласными

Регулятивные.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные.

Определять слова, в которых есть удвоенная согласная.

Коммуникативные.

Формулировать высказывание.

Проявлять творческое отношение к заданиям

31-31

2

Правила переноса

Отрабатывать навык деления слов на части для переноса. Развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов переноса слов, при нахождении еще не изученных  правил.

Перенос слов

Отрабатывать навык деления слов на части для переноса.

Различают деление слова на слоги и деление слова для переноса с одной строки на другую. Знают правила деления слова на слоги.

Регулятивные. Выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Познавательные. Определять способы деления слова на слоги и обосновывать свое мнение.

Коммуникативные. Формулировать понятные высказывания.

Проявлять интерес к изучению темы.

33-34

2

Повторение изученного

Обобщение и закрепление изученного.

Отработка навыков и умений

Отработка навыков и умений

Регулятивные.

Выполнять учебное задание с самопроверкой.

Познавательные.

Изменять форму слова.

Коммуникативные.

Формулировать понятные высказывания.

Проявлять творческое русскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...