"Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи в общеобразовательной школе"
статья (1 класс) на тему
Сегодня существует тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 - 2018 учебном году в 1 класс ко мне пришёл ученик с тяжёлыми нарушениями речи. Я впервые заново учусь учить такого ребёнка в классе со всеми детьми. Какие проблемы возникают при этом говорится в этой статье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Осташёвская средняя общеобразовательная школа»
«Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи
в общеобразовательной школе».
учитель высшей категории:
Фирюлина Т. В.
07 ноября 2017 год
Сегодня существует тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья, а в частности детей с тяжелыми нарушениями речи. Одна из задач подхода это создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ. Решением данной задачи является возможность как инклюзивного, так и образования в школе.
Для ребенка, имеющего различные нарушения в развитии, важнейшим является получение определенного уровня общего образования, для того, чтобы, во-первых, продолжить обучение в профессионально-технических училищах, техникумах или ВУЗах.
Основная цель обучения и воспитания общеобразовательной школы: Реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями, их социальная адаптация в обществе, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Главными задачами обучения и воспитания являются:
- обеспечение обязательного минимума содержания образования учащимся с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями ФГОС;
- развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
- организация психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в учреждениях образования;
- реализация коррекционно-развивающего обучения, направленного на исправление или ослабление имеющихся у детей физических и психических нарушений;
- формирование позитивного отношения к детям с особенностями психофизического развития, создание психологически комфортной среды в учреждении образования.
С 2017 года в МОУ «Осташёвская СОШ обучается ребёнок с тяжелыми нарушениями речи. Он обучается по адаптированной общеобразовательной программе (вариант 5.1) для детей с ТНР, по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Для таких обучающихся нужны отдельные занятия с логопедом и психологом. Это индивидуальные и групповые коррекционные занятия логопедической направленности, логоритмические занятия, индивидуальные и групповые занятия с психологом, часы отдыха. Во внеурочной деятельности проводятся занятия - это кружки – «Шахматы», «Умники и умницы», «Планета здоровья», логопедический кружок «Хочу говорить правильно», «Речевые игры», занятия по психологии.
Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.
К огромному сожалению до школы ребёнок не посещал детский сад, не был в коллективе с группой сверстников, не общался с ними. Он чисто домашний ребёнок, причём воспитывался до школы бабушкой и дедушкой. Перенёс сложнейшую операцию, должна быть ещё одна, которая бы дала может быть результат по улучшению произношения звуков, но операции не случилось, так как заболела бабушка. Произношение звуков у ребёнка плохое, общаться тяжело, так как всё, что произносит ребёнок вообще непонятно. Для этого ребёнка с ТНР характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: его не понимают, с ним не желают разговаривать.
Ребёнок психологически очень раним.
Система дифференцированного логопедического и психологического воздействия позволяет добиться у детей с ТНР определенных положительных изменений в разговорной и описательной речи, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения.
Задачи коррекционно-педагогического воздействия.
*формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.
*уточнение и коррекция фонематического восприятия
*уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза
*формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса
*уточнение и коррекция грамматических категорий
*коррекция специфических ошибок письменной речи
*формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков
В настоящее время увеличилось количество учащихся со сложной структурой дефекта.
Детям с недоразвитием речи присуще отставание в развитии двигательной сферы. У детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении движений, наибольшие трудности представляет для детей с ТНР выполнение движений по словесной инструкции.
Для выработки единого подхода к коррекционному развитию таких детей, учитель должен взаимодействовать с логопедом, родителями уч-ся, школьным психологом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи
зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...
Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс
Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс...
Мастер-класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Комплексная работа по обучению пересказу повествовательного текста"
Мастер-класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Комплексная работа по обучению пересказу повествовательного текста"...
Проект Программы по нравственному воспитанию учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
Актуальность педагогического проекта заключается в существующих противоречиях: между необходимостью воспитывать всех и каждого в отдельности;между необходимостью формировать нравственный опыт на основ...
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) в ГБОУ ВЛГ №1389 нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным програ...
Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Консультация для учителей, в классе которых обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации....