Мастер-класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Комплексная работа по обучению пересказу повествовательного текста"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Мастер-класс для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Комплексная работа по обучению пересказу повествовательного текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_svyaznyy_pereskaz_teksta_22.03.17.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по обучению пересказу повествовательного текста для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Учитель – логопед начальных классов Акулова С.А.
Тема:
Комплексная работа по формированию навыков и умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи связному пересказу повествовательного текста по составленному плану
Цель урока:
- Закрепить умение выделять главную тему и мысль текста
- Провести словарную работу над новыми словами
- Сформировать умения и навыки давать развернутые ответы на смысловые вопросы по тексту
- Учить делить текст на смысловые части и выделять главную тему каждой части
- Сформировать умения составлять план текста
- Сформировать умения и навыки связного пересказа текста по составленному плану
Ход урока:
Учитель – логопед выдаёт каждому ребёнку лист с текстом.
Сначала текст читает логопед, затем дети читают хором.
Друг детства
Вите было шесть лет. Он решил стать боксёром. На чём же ему отрабатывать силу удара?
Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Посадил его Витя на диван и приготовился бить.
А мишка поднял лапы и ждёт. Один глаз у него жёлтый, а другой – белый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки.
Витя решил: я никогда не буду боксёром.
Задание
- Определение темы текста.
- Ребята, о чём или о ком говорится в тексте ?
(В тексте говориться о мальчике Вите, о его игрушке Мишке)
- Определение главной мысли текста.
- Что хотел сказать автор в этом рассказе?
(Автор хотел сказать, что Витя не смог ударить мишку, потому что это была его любимая игрушка и ему стало его жалко).
- Словарная работа
«боксёр» – спортсмен, занимающийся боксом
«кладовая» - помещение для хранения каких-либо товаров, припасов в доме
- Развёрнутые ответы на смысловые вопросы по тексту
(Дети отвечают на вопросы развёрнутыми предложениями или, если затрудняются, находят соответствующее предложение в тексте и зачитывают его).
- Сколько лет было Вите?
- Кем он решил стать?
- Какую игрушку достала мама из кладовой?
- Куда посадил Витя мишку?
- Какие глаза были у мишки?
- Когда начали дружить Витя и мишка?
- Что делал Витя вместе с мишкой в детстве?
- Что решил Витя?
- Деление текста на смысловые части и определение главной темы каждой части
- Давайте теперь прочитаем текст и разделим его на смысловые части. Определим главную тему каждой части
Вите было шесть лет. Он решил стать боксёром. На чём же ему отрабатывать силу удара?
- Какая главная тема этой части текста?
(Витя решил стать боксёром.)
Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Посадил его Витя на диван и приготовился бить.
- Какая главная тема этой части текста?
(Мама достала мишку.)
А мишка поднял лапы и ждёт. Один глаз у него жёлтый, а другой – белый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки.
- Какая главная тема этой части текста?
(Мишка – это старый друг Вити.)
Витя решил: я никогда не буду боксёром.
- Какая главная тема заключительной части текста?
(Витя решил, что никогда не будет боксёром)
- Составление плана пересказа
Теперь вспомним главные темы каждой смысловой части текста и составим план пересказа.
План.
1. Витя решил стать боксёром.
2. Мама достала мишку.
3. Мишка - старый друг.
4. Витя решил, что никогда не будет боксёром.
- Пересказ текста с опорой на составленный план
Дети пересказывают текст по плану. Если возникают затруднения, задаём наводящие вопросы по тексту или просим найти нужный фрагмент в тесте, зачитать его, а затем пересказать своими словами.
Рефлексия
- Чему мы учились сегодня на уроке?
(Пересказывать текст)
- Да, это тяжёлая работа! Для этого мы сначала провели словарную работу, отвечали на вопросы по тексту, разделили текст на смысловые части и составили план пересказа.
- Что у нас получилось сделать?
(Ответы детей)
- Что было для нас сложно сделать пока?
(Ответы детей)
- Вы молодцы! Хорошо сегодня работали !
Список литературы
- Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст» «Владос», Москва, 2010 г.
- Воробьёва В.К. «Методика развития связной речи у детей с системный недоразвитием речи» , «АСТ Астрель» Москва 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи
зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...
Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс
Открытый урок на тему "Единственное и множественное число глаголов" для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 2 класс...
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) в ГБОУ ВЛГ №1389 нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным програ...
"Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи в общеобразовательной школе"
Сегодня существует тенденция увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2017 - 2018 учебном году в 1 класс ко мне пришёл ученик с тяжёлыми нарушениями речи. Я впервые заново учусь учит...
Методическая разработка. Роль игры в развитии основ коммуникации детей с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
В разработке представлены формы игровой деятельности, наиболее эффективные в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....
Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Консультация для учителей, в классе которых обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации....
Статья на тему «Особенности работы в обучении пересказу детей с ОВЗ».
Вам представлены 4 способа обучения пересказу детей с ОВЗ....