Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности. История города.
методическая разработка (2 класс) на тему
Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._istoriya_goroda.docx | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга | |||
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Заседание МО протокол № ___от _____ | Зам. директора ГБОУ средней школы № 233 ______________________ (ФИО, в зависимости от уровня общего образования или направления деятельности) | на заседании Педагогического совета протокол № ____от_______ | Директор ГБОУ средней школы № 233 _____________________ приказ № ______ от ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История Санкт-Петербурга»
духовно-нравственное направление
для 2 А класса
Срок реализации рабочей программы 2017 / 2018 учебный год
Николаева Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2017 год
- Пояснительная записка
Содержание, цели и задачи рабочей программы
Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.
Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.
Программа направлена на решение задач, поставленных при изучении учебных дисциплин художественно-эстетического и гуманитарного циклов и учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга», определенного в учебном плане как региональный компонент. Основная цель программы — воспитание юных школьников истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.
Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для учащихся 2 класса разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цель курса: создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации младших школьников в окружающем их городском пространстве.
Задачи курса:
1. Способствовать формированию у учащихся:
- познавательного интереса к изучению города;
- элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга - его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.
На основе этих знаний:
2. Содействовать формированию представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.
3. Начать формирование краеведческих умений:
- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;
- ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;
- соотносить объект на карте с городским пространством;
- пользоваться краеведческой литературой;
- рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник уметь извлекать из него информацию;
- описывать памятники, достопримечательности по памяткам;
- соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях.
4. Развивать монологическую речь и мыслительные умения:
- работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы, кроссворды); - подбирать слова, характеризующие объект; - выявлять главные признаки объекта; - сравнивать объекты и делать выводы; - обосновывать свою точку зрения;
- переносить знания, полученные на других учебных предметах.
5. Создавать условия для формирования оценочных суждений:
- формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;
- выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.
- Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:
- изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).
- Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:
- соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах.
Содержание программы:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные
Обучающиеся научатся и приобретут:
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Обучающиеся получат возможности для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.
Метапредметные
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающиеся получат возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
повысить творческую активность и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность:
владеть монологической и диалогической формами речи;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:
расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.
Учащиеся научатся:
находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.
Формы учета планируемых результатов: викторина
2. Учебно - тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |||
Теория | Форма занятия | Практика | Форма занятия | ||
1. | Наш город - Санкт- Петербург. | 1 | научное общество | ||
2. | Крепость на Заячьем острове. | 1 | научное общество | ||
3. | Домик Петра Первого. | 1 | научное общество | ||
4. | Троицкая площадь. | 1 | научное общество | ||
5. | Петропавловский собор. | 1 | научное общество | ||
6. | Петропавловский собор. | 1 | научное общество | ||
7. | Адмиралтейская верфь. Здание Адмиралтейства. | 1 | научное общество | ||
8. | Летний сад. | 1 | научное общество | ||
9. | Сады о парки Петербурга. | 1 | научное общество | ||
10. | Летний дворец. | 1 | научное общество | ||
11. | Дворцовая площадь. | 1 | научное общество | ||
12 – 13 | Зимний дворец. | 1 | научное общество | 1 | общественно-полезные практики |
14. | Экскурсия на тему «Город-музей». | 1 | Экскурсия | ||
15. | Арка Главного штаба. | 1 | научное общество | ||
16. | Александровская колонна. | 1 | научное общество | ||
17 – 18 | Стрелка Васильевского острова. | 1 | научное общество | 1 | общественно-полезные практики |
19 – 20 | Площадь декабристов. | 1 | научное общество | 1 | общественно-полезные практики |
21. | Исаакиевская площадь. | 1 | научное общество | ||
22. | Исаакиевский собор. | 1 | научное общество | ||
23 – 24 | Невский проспект. | 1 | научное общество | 1 | общественно-полезные практики |
25 | Казанский собор. | 1 | научное общество | ||
26. | Храм Воскресения Христова (Спас на крови). | 1 | научное общество | ||
27. | Экскурсия на тему «Храмы и соборы Санкт-Петербурга». | 1 | Экскурсия | ||
28. | Гостиный двор. | 1 | научное общество | ||
29. | Городская дума. | 1 | научное общество | ||
30. | Аничков дворец. | 1 | научное общество | ||
31. | Аничков мост. | 1 | научное общество | ||
32. | Экскурсия на тему «Мосты повисли над водой». | 1 | Экскурсия | ||
33. | Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг и гимн. | 1 | научное общество | ||
34. | Знай и люби свой город (итоговое занятие). | 1 | общественно-полезные практики | ||
Итого | 26 ч. | 8 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности "История моего города", 2 класс
рабочая программа 1-4...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой город" для 1-2 классов содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование для 1и 2 классов. Пояснительная записка содержит:-общую ха...
Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"
Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...
Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы». 4 класс
Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опрос...
Программа для внеурочной деятельности "История нашего города"
Я считаю данную программу актуальной , т.к. к сожалению современное поколение плохо знает историю своего города. В прошлые годы был хороший курс "Москвоведение", но к сожалению его убрали....
Методическая разработка .Программа по внеурочной деятельности для 1 класса Риторика
Прграмма по внеурочной деятельности. Пояснительная записка и формы деятельности....
Методическая разработка к внеклассному мероприятию по истории города на тему: «История Петропавловской крепости».
Мероприятие разработанодля учеников вспомогательной школы.Историческое образование играет большую роль в образовательном и воспитательном процессе, помогает формировать гражданско-патриотические качес...