Методическая разработка .Программа по внеурочной деятельности для 1 класса Риторика
методическая разработка (1 класс)
Прграмма по внеурочной деятельности. Пояснительная записка и формы деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_1_klass_3.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга | |||
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Заседание МО протокол № ___от _____ | Зам. директора ГБОУ начальной школы № 233 ______________________ (Кураш Т.Н.) | на заседании Педагогического совета протокол № ____от_______ | Директор ГБОУ средней школы № 233 _____________________ приказ № ______ от ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Риторика»
общеинтеллектуальное направление
для 1 «А» класса
Срок реализации рабочей программы 2020 / 2021 учебный год
ФИО учителя: Николаева Елена Николаевна
Санкт-Петербург
2020 год
- Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, занимаясь риторикой, ученики учатся общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Для достижения указанной цели в процессе реализации программы, решаются следующие задачи:
- научить правильной речи,
- развивать коммуникативные умения,
- научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях,
- решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.
Содержание
Общение. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
Текст. Речевые жанры.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности и форм их учета
Личностными результатами изучения курса «Риторики» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса «Риторики» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы .
Предметными результатами изучения курса «Риторики» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Форма учёта: конференция по теме «Виды текстов»
- Учебно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Количество часов | |||
Теоретических | Форма занятия | Практических | Форма занятия | ||
1 | Речь в жизни человека. | 1 | Научное общество | 0 | |
2 | Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения. | 0 | 1 | Соревнование | |
3 | Вывески, их информационная роль. | 1 | Конференция | 0 | |
4 | Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся. | 1 | Круглый стол | 1 | Конференция |
5 | Давайте договоримся | 0 | 1 | Конференция | |
6 | Говорим – слушаем, читаем – пишем. | 1 | Диспут | ||
7 | Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу. | 1 | Конференция | 1 | |
8 | Правила разговора по телефону. | 0 | 1 | Конференция | |
9 | Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. | 1 | Круглый стол | 1 | Конференция |
10 | Прощаемся в разных ситуациях общения. | 0 | 1 | Конференция | |
11 | Правила вежливого поведения во время разговора. | 1 | Конференция | 0 | |
12 | Благодарим за подарок, услугу. | 0 | 1 | Конференция | |
13 | Повторение и обобщение. | 1 | Конференция | ||
14 | Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные заголовки. | 1 | Конференция | 3 | Конференция |
15 | Извинение | 0 | 1 | Конференция | |
16 | Очень важные слова. | 1 | Круглый стол | 0 | |
17 | Знакомые незнакомцы. | 1 | Научное общество | 0 | |
18 | Ключ к тексту (основная мысль текста). | 1 | Круглый стол | 1 | Конференция |
19 | Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. | 1 | Круглый стол | 1 | Конференция |
20 | Как построен текст. | 1 | Круглый стол | 1 | Конференция |
21 | Обращение. | 1 | Круглый стол | 1 | Конференция |
22 | Повторение и обобщение. | 1 | Круглый стол | 1 | Конференция |
ИТОГО | 14ч | 19ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программы по внеурочной деятельности "Исторический калейдоскоп"
Методическая разработка программы по истории для младших школьников предназначена для проведения в рамках внеурочной деятельности в 3 - 4 классе (два года обучения). Первый год предполагает знакомство...
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Риторика", 4 класс.
Цель данного курса как предмета филологического цикла-научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в различных ситуациях, решать коммуникативные задач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружок «Риторика» (художественно-эстетическое направление)
Изучение курса «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуника...
Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности. История города.
Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование....
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Детская риторика"для обучающихся 2 класса
Рабочая программа курса" Детская риторика" предназначена для обучающихся 2 класса.Цель: научить речи,формирование коммуникативных умений....
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса " Детская риторика"для обучающихся 1 класса
Рабочая программа курса" Детская риторика" предназначена для обучающихся 1 класса.Цель: научить речи,формирование коммуникативных умений....
Методическая разработка. Программа по внеурочной деятельности «Азбука Победы». 4 класс
Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. А жестокая кровопролитная война стала историей. Многочисленные опрос...