Планирование "Развивающие курсы дошкольного обучения"
рабочая программа на тему
Календарно-тематическое планирование по ФГОС по системе «Школа 2100».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_obuchenie_planirovanie_kiyanovskaya_n.m._2017-2018_uch.god_.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «Школа №18» от ________2017 г. №_________ |
Рабочая программа
кружка «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
2017 – 2018 учебный год
(платные образовательные услуги)
Составлена по УМК «Школа 2100», Программа «По дороге к Азбуке» Автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) |
Учитель Кияновская Наталья Михайловна
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ / Максимова Л.А./ «____»_____________2017 г. |
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО __________ / Батакшова С.А. / «____» ____________2017 г. Протокол № |
д. Черное, ул. Агрогородок, д. 4 А
2017 г.
Пояснительная записка
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и они начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).
Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения, мелкой моторики руки.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по системе «Школа 2100» «По дороге к Азбуке» Автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) Издательство «Баласс» 2013г., «Наши прописи» Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Издательство «Баласс» 2013г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Задачи работы:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Обучение звукослоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики руки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (96 занятий)
- Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Обучение звуко-слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Место курса в учебном плане
Срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май). Режим предшкольной подготовки: три раза в неделю по одному занятию. Продолжительность каждого занятия - 30 минут. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников. Любить родителей. 3. Освоить роли ученика; формировать интерес (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на занятии, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на занятии, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей в группе. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Ожидаемые результаты:
- Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
- Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
- отвечать на вопросы педагога;
- задавать свои вопросы;
- подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять звук в начале слова;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и называть буквы русского алфавита;
- соединять звуки в слоги.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата планируемая | № занятия | Темы занятий обучение грамоте | Темы занятий обучение письму | Дата проведения |
02.10-06.10 | Звуки и буквы | Звуки и буквы. | ||
Звуки и буквы | Звуки и буквы. | |||
Слова. Звуки | Слова. Звуки. | |||
09.10-13.10 | Слова. Звуки | Слова. Звуки. | ||
Звук [А]. | Буква А. Написание буквы А. | |||
Звук [А]. Рассказ по сюжетной картинке. | Буква А. Написание буквы А. | |||
16.10-20.10 | Звук [О]. | Буква О. Написание буквы О. | ||
Звук [Э]. | Буква Э. Написание буквы Э. | |||
Звук [И]. Рассказ по сюжетной картинке. | Буква И. Написание буквы И. | |||
23.10-27.10 | Звук [Ы]. | Буква Ы. Написание буквы Ы. | ||
Дифференциация звуков [И] - [Ы]. | Буквы И-Ы. Написание букв И-Ы. | |||
Дифференциация звуков [И] - [Ы]. | Буквы И-Ы. Написание букв И-Ы. | |||
30.10-03.11 | Звук [У]. | Буква У. Написание буквы У. | ||
Гласные звуки и их дифференциация. | Гласные буквы их написание. | |||
Гласные звуки и их дифференциация. | Гласные буквы их написание. | |||
06.11-12.11 | Согласные звуки. Звук [М]. | Буква М. Написание буквы М. | ||
Слоги. Рассказ по картинке. | Буква М. Написание буквы М. | |||
Звук [М']. | Буква М. Написание буквы М. | |||
13.11-17.11 | Твёрдые и мягкие согласные. | Написание слогов и слов. | ||
Звук [Н]. | Буква Н. Написание буквы Н. Написание слогов и слов. | |||
Звук [Н']. | ||||
20.11-24.11 | Звук [П]. | Буква П. Написание буквы П. Написание слогов и слов. | ||
Звук [П']. Рассказ по сюжетной картинке. | ||||
Звук [Т]. | Буква Т. Написание буквы Т. Написание слогов и слов. | |||
27.11-01.12 | Звук [Т']. | |||
Звук [К]. | Буква К. Написание буквы К. Написание слогов и слов. | |||
Звук [К']. | ||||
04.12-08.12 | Звук [Х]. | Буква Х. Написание буквы Х. | ||
Звук [Х']. Пересказ текста. | ||||
Пересказ текста. | Написание слогов и слов. | |||
11.12-15.12 | Дифференциация звуков [К] - [Х]. | Буквы К-Х. Написание букв, слогов. | ||
Дифференциация звуков [К'] - [Х']. | Написание слов с данной буквой. | |||
Звук [Ф]. | Буква Ф. Написание буквы Ф. | |||
18.12-22.12 | Звук [Ф']. | |||
Пересказ текста. | Написание слогов и слов. | |||
Звук [Й']. Комбинированный рассказ. | Буква Й. Написание с буквы Й. | |||
25.12-29.12 | Звук [Й'О]. Дружные звуки. | Буква Ё. Написание буквы Ё. | ||
Звук [Й'У]. | Буква Ю. Написание буквы Ю. | |||
Звук [Й'А]. Пересказ текста. | Буква Я. Написание буквы Я. | |||
08.01-14.01 | Звук [Й'Э]. | Буква Е. Написание буквы Е. | ||
Дифференциация звуков [Й'Э]. | Написание букв Е. | |||
Дифференциация звуков [Й'О]. | Написание букв Ё. | |||
15.01-19.01 | Дифференциация звуков [Й'У]. | Написание букв Ю. | ||
Дифференциация звуков [Й'А]. | Написание букв Я. | |||
Звук [Л]. | Буква Л. | |||
22.01-26.01 | Комбинированный рассказ. | Написание слогов и слов с данной буквой. | ||
Звук [Л']. | Буква Л. | |||
Комбинированный рассказ. | Написание слогов и слов с данной буквой. | |||
29.01-02.02 | Дифференциация звуков [Л'] и [Й]. | Написание букв Л и Й. Слоги и слова с данными буквами. | ||
Звук [В]. | Буква В. | |||
Звук [В']. | Написание буквы В. | |||
05.02-09.02 | Рассказ по сюжетной картине. | Написание слогов и слов. | ||
Дифференциация звуков [В] - [Ф]. | Написание слогов и слов. | |||
Дифференциация звуков [В'] - [Ф']. | Написание слогов и слов. | |||
12.02-16.02 | Звук [Ч']. | Буква Ч. Написание буквы Ч. | ||
Звонкие и глухие согласные. | Написание слогов и слов. | |||
Звук [Щ']. | Буква Щ. Написание буквы Щ. | |||
19.02-23.02 | Рассказ по сюжетной картине. | Написание слогов и слов. | ||
Дифференциация звуков [Ч'] - [Щ']. | Написание букв, слогов, слов с буквами Ч, Щ. | |||
Звук [Б]. | Написание буквы Б. | |||
26.02-02.03 | Звук [Б']. | Написание букв, слогов и слов. | ||
Дифференциация звуков [Б] - [П]. | Буквы Б и П. | |||
Дифференциация звуков [Б'] - [П']. | Буквы Б и П. | |||
05.03-09.03 | Звук [Д]. | Буква Д. | ||
Звук [Д']. | Буквы Д-Т. | |||
Рассказ по сюжетной картине. | Написание букв, слов, слогов с данными буквами. | |||
12.03-16.03 | Дифференциация звуков [Д] - [Т]. | Написание букв, слов, слогов с данными буквами. | ||
Дифференциация звуков [Д'] - [Т']. | Написание букв, слов, слогов с данными буквами. | |||
Звук [С]. Рассказ по сюжетной картине. | Буква С. Написание слогов и слов с данной буквой. | |||
19.03-23.03 | Звук [С']. | Буква С. Написание слогов и слов с данной буквой. | ||
Рассказ по сюжетной картине. | Буква С. Написание слогов и слов с данной буквой. | |||
Звук [Ц]. Рассказ по сюжетной картине. | Буква Ц. Написание буквы Ц. | |||
26.03–01.04 | Дифференциация звуков [Ц] - [С]. | Буквы Ц-С, Ц-Ч. Написание слогов, и слов. | ||
Дифференциация звуков [Ц] -[Ч']. | Буквы Ц-С, Ц-Ч. Написание слогов, и слов. | |||
Звук [Г]. | Буква Г. Написание буквы Г. | |||
02.04-06.04 | Звук [Г′]. Рассказ по сюжетной картине. | Буква Г. Написание буквы Г. | ||
Дифференциация звуков [Г] - [К]. | Написание букв, слогов и слов с Г-К. | |||
Дифференциация звуков [Г'] - [К'] | Написание букв, слогов и слов с Г-К. | |||
09.04-13.04 | Звук [З]. | Буква З. Написание слогов, слов с данной буквой. | ||
Звук [З]. | Буква З. Написание слогов, слов с данной буквой. | |||
Комбинированный рассказ. | Написание слогов и слов. | |||
16.04-20.04 | Звук [З']. Рассказ по сюжетной картине. | Написание слогов и слов. | ||
Дифференциация звуков [С] - [З]. | Буквы С-З. Их написание в слогах и в словах. | |||
Дифференциация звуков [С'] - [З']. | Буквы С-З. Их написание в слогах и в словах. | |||
23.04-27.04 | Звук [Ш]. | Буква Ш. Написание буквы Ш. | ||
Дифференциация звуков [Ш] - [С]. | Буквы Ш-С. Их написание в слогах, словах. | |||
Дифференциация звуков [Ш] - [Щ']. | Буквы Ш-Щ. Их написание в слогах, словах. | |||
30.04-04.05 | Звук [Ж]. Пересказ текста. | Буквы Ш-С, Ш-Щ. Их написание в слогах, словах. | ||
Пересказ текста. | Написание слогов и слов. | |||
Дифференциация звуков [Ж] -[Ш]. | Буквы Ж-Ш. | |||
07.05-11.05 | Дифференциация звуков [Ж] - [З]. | Буквы Ж-З. Написание слогов и слов. | ||
Звук [Р]. | Буква Р.Написание слогов и слов с данной буквой. | |||
Звук [Р']. | Буква Р.Написание слогов и слов с данной буквой. | |||
14.05-18.05 | Страна Азбука | Написание алфавита. | ||
Страна Азбука | Написание алфавита. | |||
Страна Азбука | Написание изученных слогов и слов. |
Комплект состоит из следующих учебников:
- Пособие «Тетрадь по дороге к азбуке» подготовка к обучению грамоте, комплект Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова.
- Пособие «Наши прописи» подготовка к обучению письму, комплект
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «Школа №18» от ________2017 г. №_________ |
Рабочая программа
кружка «Математическое развитие школьников»
2017 – 2018 учебный год
(платные образовательные услуги)
Составлена по УМК «Школа 2100», Программа «По дороге к Азбуке» Автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева) |
Учитель Кияновская Наталья Михайловна
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ / Максимова Л.А./ «____»_____________2017 г. |
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО __________ / Батакшова С.А. / «____» ____________2017 г. Протокол № |
д. Черное, ул. Агрогородок, д. 4 А
2017 г.
Пояснительная записка
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по системе «Школа 2100», изд. «Баласс», 2013 г.. Учебник: М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина «Моя математика» в 3-х ч, изд. «Баласс», 2013г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Задачи работы:
1.Развивать способности и математические представления детей;
2.Формировать словесно-логическое, алгоритмическое и комбинаторное мышление;
3.Дать представление о натуральном числе, величине, плоских геометрических фигурах; 4.Готовить к успешному решению задач;
5.Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
6.Развитие мелкой моторики руки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (60 занятий)
Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.
Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами.
Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.
Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел. Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок.
Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.
Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков-заместителей, придуманных детьми.
Последовательность чисел. Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе сравнения предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного на один).
Различение количественного и порядкового счета, счет в обратном порядке.
Знакомство с элементами арабских цифр.
Величины и их измерение. Величины: длина, масса, объем. Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измерения числовой карточкой, соотнесение результатов измерений с предметами-заместителями.
Простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Составление математических рассказов на основе предметных действий, сюжетных рисунков и слуховых диктантов.
Составление и решение простых арифметических задач на нахождение суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого.
Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, прямая, кривая линия, отрезок.) Моделирование геометрических фигур путем деления их на равные части и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.
Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.
Различные виды классификаций геометрических фигур.
Элементы логического мышления. Объединение предметов в группы по их назначению, происхождению и т.д. на основе жизненного опыта детей, имеющихся у них ассоциаций.
Простейшие логические построения, закономерности из геометрических фигур.
Отношения соподчинения (полного включения) видового понятия в родовое.
Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.
Ориентация в пространстве с использованием себя, выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Чтение и составление плана пространства на основе замещения и моделирования, определение своего места на плане.
Формирование временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентация в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Конструирование. Практическое моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу.
Моделирование новых геометрических фигур.
Место курса в учебном плане
Срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май). Режим предшкольной подготовки: два раза в неделю по одному занятию. Продолжительность каждого занятия - 30 минут. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников. Любить родителей. 3. Освоить роли ученика; формировать интерес (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на занятии, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на занятии, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей в группе. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Ожидаемые результаты:
- Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
- Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
- свободно считать в пределах 10;
- сравнивать числа в пределах 10;
- знать «соседей» числа;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
- выполнять на слух инструкции для обучающегося;
- ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого, решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание, решать логические задачи;
- самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.
- продолжить заданную закономерность;
- производить классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему названию;
- устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленный педагогами вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?;
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков из 5–10 деталей по образцу;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
.
Дата планируемая | № занятия | Темы занятий | Дата проведения |
02.10-06.10 | Свойства предметов. | ||
Объединение предметов в группы по форме. | |||
09.10-13.10 | Объединение предметов в группы по цвету. | ||
Объединение предметов в группы по размеру. | |||
16.10-20.10 | Объединение предметов в группы по общему свойству. | ||
Объединение частей в целую группу (множество). | |||
23.10-27.10 | Обозначение равенства и неравенства. | ||
Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения. | |||
30.10-03.11 | Пространственные отношения: на, над, под. | ||
Пространственные отношения: справа, слева. | |||
06.11-12.11 | Пространственные отношения: сверху, снизу. | ||
Удаление части из целого (вычитание). | |||
13.11-17.11 | Представление о действии вычитания. | ||
Пространственные отношения: между, посередине. | |||
20.11-24.11 | Взаимосвязь между целым и частью. | ||
Представление: один – много. | |||
27.11-01.12 | Число 1и цифра 1. | ||
Пространственные отношения: внутри, снаружи. | |||
04.12-08.12 | Число 2 и цифра 2. Пара. | ||
Представление о точке и линии. | |||
11.12-15.12 | Представление об отрезке и луче. | ||
Число 3 и цифра 3. | |||
18.12-22.12 | Представление о замкнутой и незамкнутой линиях. | ||
Представления о ломаной линии и многоугольнике. | |||
25.12-29.12 | Число 4 и цифра 4. | ||
Представление об углах и видах углов. | |||
08.01-14.01 | Представление о числовом отрезке. | ||
Число 5 и цифра 5. | |||
15.01-19.01 | Пространственные отношения: впереди, сзади. | ||
Сравнение групп предметов по количеству. | |||
22.01-26.01 | Обозначение отношений: больше – меньше, раньше, позже. | ||
Упражнения по выбору детей. | |||
29.01-02.02 | Числа 1 – 5. Цифры 1 – 5. | ||
Закрепление умения увеличивать или уменьшать число на один. | |||
05.02-09.02 | Число 6 и цифра 6. | ||
Формирование умения составлять число 6 из двух меньших. | |||
12.02-16.02 | Пространственные отношения: длиннее, короче. | ||
Сравнение длины. | |||
19.02-23.02 | Зависимость результата сравнения от величины мерки. | ||
Число 7 и цифра 7. | |||
26.02-02.03 | Формирование умения составлять число 7 из двух меньших. | ||
Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 7 | |||
05.03-09.03 | Пространственные отношения: тяжелее, легче. | ||
Сравнение массы. | |||
12.03-16.03 | Зависимость результата сравнения от величины мерки. | ||
Число 8 и цифра 8. | |||
19.03-23.03 | Формирование умения составлять число 8 из двух меньших. | ||
Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 8 | |||
26.03 – 01.04 | Представления об объёме (вместимости). | ||
Сравнение объёма. | |||
02.04-06.04 | Зависимость результата сравнения от величины мерки. | ||
Число 9 и цифра 9. | |||
09.04-13.04 | Формирование умения составлять число 9 из двух меньших. | ||
Решение простых задач на сложение и вычитание. | |||
16.04-20.04 | Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 9. | ||
Представление о площади. Сравнение площади. | |||
23.04-27.04 | Зависимость результата сравнения от величины мерки. | ||
Число 0 и цифра 0. | |||
30.04-04.05 | Числа 0 – 9. Цифры 0 – 9. | ||
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10. | |||
07.05-11.05 | Сложении и вычитании в пределах 10. | ||
Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. | |||
14.05-18.05 | Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. | ||
Работа с таблицами. Задачи на смекалку. |
Комплект состоит из следующих учебников:
- Пособие «Раз – ступенька, два – ступенька…» Математический курс для дошкольников, комплект Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
УТВЕРЖДЕНА Приказом МБОУ «Школа №18» от ________2017 г. №_________ |
Рабочая программа
кружка «Окружающий мир для дошкольников»
2017 – 2018 учебный год
(платные образовательные услуги)
Составлена по УМК «Школа 2100»,
Программа «По дороге к Азбуке»
Автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)
Учитель Кияновская Наталья Михайловна
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ / Максимова Л.А./ «____»_____________2017 г. |
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО __________ / Батакшова С.А. / «____» ____________2017 г. Протокол № |
д. Черное, ул. Агрогородок, д. 4 А
2017 г.
Пояснительная записка
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разноподготовленности детей на пороге школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоёв населения стало предшкольное образование. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности. В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по системе «Школа 2100», изд. «Баласс», 2013 г.. Пособие «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошкольников, комплект А.А. Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, изд. «Баласс», 2013г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Задачи работы:
1.Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2.Развитие грамматического строя речи.
3.Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
4.Помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
5.Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
6.Формировать отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни.
7.Обогащать знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.
8.Формировать у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.
9.Воспитывать бережное отношение к природе через формирование осознанно правильного отношения к ней.
10.Воспитание у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.
11.Расширить представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты.
12.Формировать элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
13.Обогащать и уточнять знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (32 занятия)
Подготовка к путешествию.
Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.
Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.
Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.
Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.
Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы, их доставка.
Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.
Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.
Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.
Путешествие на север.
Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.
Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.
Путешествие в леса.
Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары тайги (орехи, грибы). Тайга – наше богатство.
Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.
Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.
На каникулы – в Москву.
Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.
Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.
В гости – к мастерам.
Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.
Золотая Хохлома.
В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.
История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.
Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки.
Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.
Путешествие на юг.
Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.
Возвращаемся домой.
Рассказ о путешествии по стране (обобщающее занятие).
Путешествие в дальние страны.
Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.
Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).
Антарктида. Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).
Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.
Место курса в учебном плане
Срок реализации программы – 8 месяцев (с октября по май). Режим предшкольной подготовки: один раз в неделю по одному занятию. Продолжительность каждого занятия - 30 минут. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников. Любить родителей. 3. Освоить роли ученика; формировать интерес (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на занятии, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на занятии, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей в группе. 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 3. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в паре. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате работы дети знают:
- элементарные правила поведения в городе и природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- родственные отношения;
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
- зимующих птиц.
Дети имеют представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- о строении своего тела;
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- об образе жизни людей в других странах;
- о народных промыслах;
- о трех состояниях вещества на примере воды;
- о животных, растениях (обобщенное представление);
- о сезонных явлениях (обобщенное представление).
Дети могут:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- пользоваться календарем погоды;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата планируемая | № занятия | Тема занятия | Дата проведения |
02.10-06.10 | Приглашение к путешествию. | ||
09.10-13.10 | Береги себя. | ||
16.10-20.10 | Если хочешь быть здоров. | ||
23.10-27.10 | Если хочешь быть здоров. | ||
30.10-03.11 | Книги в дорогу. | ||
06.11-12.11 | «Уж небо осенью дышало…». | ||
13.11-17.11 | Район, в котором ты живёшь. | ||
20.11-24.11 | Помощники в путешествии: глобус и карта. | ||
27.11-01.12 | Выбираем транспорт. | ||
04.12-08.12 | Путешествие на Северный полюс. | ||
11.12-15.12 | Путешествие в тундру. | ||
18.12-22.12 | Жители тундры. | ||
25.12-29.12 | Путешествие в тайгу. | ||
08.01–14.01 | Путешествие в смешанный лес. | ||
15.01-19.01 | «Идёт волшебница зима…». | ||
22.01-26.01 | В гости к Городецким мастерам. | ||
29.01-02.02 | Путешествие к мастерам хохломы. | ||
05.02-09.02 | На каникулы в Москву. | ||
12.02-16.02 | Театры и музеи. | ||
19.02-23.02 | «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…» | ||
26.02-02.03 | Улицы Москвы. | ||
05.03-09.03 | В гости к дымковским мастерам. | ||
12.03-16.03 | Филимоновская игрушка. | ||
19.03-23.03 | История русского костюма. Ярмарка. | ||
26.03-01.04 | Весна в степи. | ||
02.04-06.04 | Как родится хлеб. | ||
09.04-13.04 | «Широка страна моя родная…» | ||
16.04-20.04 | Путешествие в Африку. | ||
23.04-27.04 | Путешествие в Австралию и Антарктиду. | ||
30.04-04.05 | Путешествие в Америку. | ||
07.05-11.05 | Зоопарк. | ||
14.05-18.05 | Викторина «Что? Где? Когда?». |
Комплект состоит из следующих учебников:
Пособие «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошкольников, комплект А.А. Вахрушев, Е.Е.Кочемасова
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №18»
____________/Т.А. Алейникова/
Приказ № 138/4 от 27.09.2017г
Расписание занятий
дошкольной подготовки платных образовательных услуг
(Развивающие курсы для дошкольников)
2017-2018 учебный год
1 группа (педагог Тимошина С.И. )
2 группа (педагог Чаркина И.И.)
3 группа, 4 группа (педагог Шарикова А.Н.)
5 группа, 6 группа (педагог Кияновская Н.М.)
Время | № Группы | Кабинет | Название курса |
Вторник | |||
16:00- 16:30 | 1 2 3 5 | Каб. 194 Каб.339 Каб. 247 Каб. 243 | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
16:40- 17:10 | 1 2 3 5 | Каб. 194 Каб.339 Каб. 247 Каб. 243 | Математическое развитие дошкольников |
17:30-18:00 | 4 6 | Каб. 247 Каб. 243 | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
18:10-18:40 | 4 6 | Каб. 247 Каб. 243 | Математическое развитие дошкольников |
Четверг | |||
16:00- 16:30 | 1 2 3 5 | Каб. 194 Каб.339 Каб. 247 Каб. 243 | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
16:40- 17:10 | 1 2 3 5 | Каб. 194 Каб.339 Каб. 247 Каб. 243 | Ознакомление с окружающим миром |
17:30-18:00 | 4 6 | Каб. 247 Каб. 243 | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
18:10-18:40 | 4 6 | Каб. 247 Каб. 243 | Ознакомление с окружающим миром |
Пятница | |||
16:00- 16:30 | 1 2 3 5 | Каб. 194 Каб.339 Каб. 247 Каб. 243 | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
16:40- 17:10 | 1 2 3 5 | Каб. 194 Каб.339 Каб. 247 Каб. 243 | Математическое развитие дошкольников |
17:30-18:00 | 4 6 | Каб. 247 Каб. 243 | Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
18:10-18:40 | 4 6 | Каб. 247 Каб. 243 | Математическое развитие дошкольников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курсов дошкольной подготовки "Буратино"
Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет...
Обучение элементам геометрии в курсе развивающего обучения математике по УМК "Гармония"
работа с тетрадью по геометрии УМК "Гармония"...
Программа подготовительного курса дошкольного обучения
Предназначена для подготовки детей к первому классу...
Внеурочное занятие по курсу "Исследовательское обучение младших школьников" по теме "Методы исследования"
Внеурочное занятие представлено на флипчарте для интерактивной доски. Было представлено для курсантов ИПКро. Представляет внеурочное занятие для учеников 3 класса с учетом требований ФГОС....
Программа курса «ЛИДЕР» (Обучение младших школьников правилам общения)
Создание системы духовно-нравственного воспитания младших школьников для формирования и развития коммуникативных способностей и умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизнен...
Календарно-тематическое планирование по курсу дошкольной подготовки
КТП разработано на основе учебных пособий: 1. Серия "Рабочие тетради дошкольника" "Солнечные ступеньки"; 2. Букварь. Авт.: Н.С. Жукова...
Подвижные игры как средство профилактики СДВГ в среднем возрасте детей дошкольного обучения
Здесь представлены классификация и содержание подвижно-ролевых игр, сюжетных сценариев для профилактической работы в дошкольном учебном заведении. Меры воздействия, применительно к разновидности нозол...