Обучение элементам геометрии в курсе развивающего обучения математике по УМК "Гармония"
методическая разработка по математике по теме

Шашкова Марина Вячеславовна

работа с тетрадью по геометрии УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение элементам геометрии в курсе развивающего обучения математике

по учебно-методическому комплекту «Гармония».

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В программе «Гармония» реализована методическая концепция развивающего обучения. Основной целью начального курса математики я вижу формирование приемов умственной деятельности (анализ, синтез,  классификация, обобщение) в процессе усвоения знаний. Система геометрических знаний является неотъемлемой частью начального курса математики.

На моих уроках геометрический материал занимает большое место и тесно связан с формированием понятий числа, операции над числами. Система геометрических знаний имеет определенное самостоятельное значение и не должна использоваться как дополнительный материал.

В начальном курсе математики я  формирую представления о геометрических величинах: длине, массе, площади, объеме. Представления формирую поэтапно:

  1. Сравнение (визуально или путем наложения).
  2. Измерение мерками.
  3. Знакомство с единицами измерения.

Большую помощь мне оказывает тетрадь по геометрии «Наглядная геометрия»

для 1 класса Н.Б. Истоминой и И.В. Шадриной. Она включает такие понятия как: взаимное расположение предметов, поверхности, линии, точки, области, границы. Учащиеся, в ходе выполнения заданий, овладевают навыками построения и измерения геометрических фигур с помощью измерительных инструментов, описывать (словесно выражать) процессы и результаты работы, применять символику и терминологию.

Курс развивающего обучения «Гармония» предполагает новый методический подход к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которой лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование в соответствии с заданными условиями. В основе этой связи лежит возможность установления отношений между числами и фигурами. Это позволяет на уроке использовать фигуры в процессе формирования математических понятий, они также служат наглядной иллюстрацией арифметических закономерностей, связей, зависимостей. И наоборот числа используют для изучения свойств геометрических фигур.

            В самом начале 1 класса я применяю фигуры наряду с другим математическим материалом – счетными палочками, предметами и т.д. как объекты для счета, сравнения и классификации предметов, установления закономерностей.

            Задания в тетради «Наглядная геометрия» : найди закономерность и закончи рисунок; раскрась по образцу; строительный набор содержит детали определенного вида по цвету и форме – дети построили замок, раскрась детали. Задания на пространственные преставления: раскрась елочку так, чтобы было видно, что елочка стоит сзади дубочка.

Дополнительно к этим заданиям можно задать следующие вопросы:

  1. Каких фигур больше?
  2. На сколько больше (на сколько меньше)?
  3. Сосчитай маленькие (большие) фигуры.
  4. Обозначь цифрой количество красных (зеленых, синих) фигур.

Подготовка к решению задач предполагает замену предметов их схематическим образом – геометрической фигурой (отрезком). На отрезках иллюстрируются все простые задачи.

              Работа с тетрадью «Наглядная геометрия» формирует у детей пространственное мышление, развивает пространственное ориентирование.

В 1 классе я знакомлю учащихся с измерениями отрезков, с единицами измерения длины (см, дм). Эти единицы использую в качестве счетного материала. Дети выполняют умственные операции по анализу и синтезу. Важной задачей методики обучения в этот момент является обеспечение целенаправленного и полного анализа фигуры, на основе которого выделяются ее существенные признаки.

Таким образом, очень важно определить основные направления изучения геометрического материала, а также методику, обеспечивающую эффективное усвоение учащимися его в каждом классе. В курсе развивающего обучения «Гармония» задача развития пространственного и логического мышления решается при участии геометрического материала из тетради «Наглядная геометрия».

                                           Учитель начальных классов

                                            ГБОУ СОШ № 918

                                            Шашкова М.В.

Используемая литература:

  1. Истомина Н.Б. Методика преподавания математики. – Смоленск, Ассоциация ХХ1 век, 2002г.
  2. Истомина Н.Б., Шадрина И.В. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1-го класса четырехлетней начальной школы. – ЛИНКА-ПРЕСС, Москва, 2002г.
  3. Пышкало А.М. Основные вопросы содержания и методики обучения элементам геометрии в начальных классах. – Сборник статей., М.: Просвещение, 1970г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

Элементы развивающего обучения на уроках математики в начальной школе.

Повышение интеллектуального потенциала нации и развитие творческой личности является одной из наиболее актуальных целей образования. Проблема, над которой мы работаем – использование  элементов р...

Курс занятий коррекционно-развивающего обучения с использованием элементов песочной терапии

     Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира в...

Развитие познавательного интереса младших школьников при обучении элементам геометрии

В работе даётся обощение собственного опыта по формированию познавательного интереса младших школьников при обучении элементам геометрии, систематизация упражнений и заданий,  построенных на геом...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИГИДНЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения....

Статья. "Применение элементов развивающего обучения на уроках математики в начальных классах".

Современная система образования предоставляет сегодня учителю возможность выбора среди множества инновационных методик выбрать ту, которая позволит по-новому взглянуть на привычные вещи, поможет воору...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...