Подвижные игры как средство профилактики СДВГ в среднем возрасте детей дошкольного обучения
методическая разработка по физкультуре на тему

Барчукова О. А.

Здесь представлены классификация и содержание подвижно-ролевых игр, сюжетных сценариев для профилактической работы в дошкольном учебном заведении. Меры воздействия, применительно к разновидности нозологических групп и неврологическо-поведенческих реакций детей в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_dlya_detey_sredney_gruppy.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Подвижные игры для детей средней группы.

                                                   ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ - БЕГ

      «Быстро в домик». Гимнастические скамейки – домики - расположены на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети спрыгивают со скамеек и разбегаются по площадке. По сигналу воспитателя «Быстро в домик!» они должны быстро встать на скамейку. Игра повторяется 4-5 раз.

     «Спящая лиса». Выбирают лису. Она уходит в угол площадки (нору) и крепко засыпает (закрывает глаза). На противоположной стороне площадке, за чертой- дом зайцев. Они резвятся на площадке, бегая в разных направлениях. Через некоторое время воспитатель говорит: «Лиса проснулась!» Все дети, спасаясь от лисы, бегут в свой дом. Лиса догоняет их, стараясь дотронуться рукой. Пойманных лис отводит в нору. Когда в норе окажется 2-3 ребёнка, выбирается новая лиса. Игра повторяется со всеми детьми. В конце воспитатель отмечает самую ловкую лису.

    «Самолеты».  (1 вариант). Дети бегают по площадке, изображая самолёты (расставив руки в стороны). Самолёты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полёт. Игра продолжается 2-3 минуты.

    2-й вариант. Дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это- самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолёты друг за другом отправляются в полёт и летают (медленно) в любых направлениях стараясь не задевать друг друга крыльями. По сигналу самолёты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.

    «Добеги до предмета». Воспитатель называет предмет на площадке, до которого надо добежать. По команде дети бегут и шагом возвращаются обратно. Затем воспитатель называет другой предмет. Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель отмечает тех, кто во время бега не задевал товарищей.

    «Кто добежит быстрее?» Дети стоят вокруг воспитателя. Воспитатель показывает детям дерево (беседку, место на дорожке) на расстоянии 20 метров от детей и говорит: «Кто добежит быстрее?» Дети бегут до указанного места и шагом возвращаются к воспитателю. Пробежка повторяется 2-3 раза до нового места. В конце воспитатель отмечает самых быстрых.

     «Ловишки». Выбирают ловишку. По сигналу воспитателя «Раз, два, три, Лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка их ловит, дотрагиваясь рукой. Пойманные отходят в сторону. Когда будет поймано 3-4 ребёнка, выбирается новый ловишка. Игра повторяется 3-4 раза.

    «Ловишки с домами». Выбирают ловишку. Он становится в центре площадки. По сигналу воспитателя дети разбегаются, а ловишка их ловит (дотрагиваясь рукой). От ловишки можно спастись в домике (встать на скамейку, доску, забраться на лестницу). Когда будет поймано 4-5 ребёнка, выбирают нового ловишку. Игра повторяется 2-3 раза. В конце отмечаются лучшие ловишки и дети, которые ни разу не были пойманы.

    «Птички и кошка». Воспитатель чертит или выкладывает шнуром большой круг. В центре круга встает водящий- кошка. Остальные дети располагаются за кругом. Они птички. Кошка засыпает (закрывает глаза), птички по сигналу воспитателя впрыгивают в круг, летают там, присаживаются, клюю зерна. После слов воспитателя: «Кошка проснулась» - птицы убегают за круг, а кошка их ловит. Пойманных птичек кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает их. Игра повторяется с другой кошкой.

    «Лиса и птицы». Дети (птицы) На скамейках, брёвнах, пеньках и других снарядах (гнёздах).  В углу площадки нора лисы. Птицы вылетают поклевать вредных насекомых (жуки, червяки, мошки и т. п.). По сигналу воспитателя «Лиса!» все птицы летят в свои гнёзда. Лиса выбегает из своей норы и пытается поймать птиц. Пойманных он уводит к себе в нору. После двух повторений выбирают новую лису.

   «Успей выбежать из круга».  На площадке чертят или выкладывают шнуром большой круг (диаметр 3-5 м). Воспитатель встаёт в центр круга, дети за кругом по одну сторону. По сигналу они перебегают на другую сторону круга, стараясь как можно скорее выбежать из круга. Воспитатель ловит тех, кто не успел это сделать. Игра продолжается 3-5 минут.

    «Лошадки». Дети распределяются на пары по своему желанию: Один – кучер, другой лошадка. Кучер запрягает лошадку- надевает вожжи (скакалки). По команде воспитателя лошадки едут по площадке, объезжают препятствия (скамейку, стойки, кубики и т.п.), стараясь не задеть их и друг друга. По сигналу воспитателя дети меняются ролями.

                                     ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ПРЫЖКИ

     «Перепрыгни через ручеёк». На площадке рисуют или выкладывают двумя шнурами ручеёк: с одного конца узкий (30 см), с другой широкий (до 60-70 см). Дети один за другим перепрыгивают через ручеёк, начиная прыгать с узкого места и постепенно продвигаясь к широкой части ручейка.  Воспитатель отмечает тех, кто сумел перепрыгнуть ручеёк в самом широком месте.  

      «Воробышки» (1 вариант). Посередине площадки чертят две линии (или выкладывают шнур) на расстоянии 2-3 м друг от друга. Это - дорожка, с одной стороны от которой поле, с другой – луг. Воробышки (дети), махая руками, как крыльями, свободно летают над полем. По сигналу воспитателя они спускаются на поле и прыгают на 2 ногах по дорожке к лугу. Когда все дети окажутся по другую сторону дорожки, воспитатель разрешает им летать им летать над лугом, не перелетая дорожку. Игра повторяется 3-4 раза. В конце воспитатель отмечает лучших воробышков.

    2-й вариант. На площадке чертят (или выкладывают шнур) круг (диаметр 3-4 м). Дети (воробышки) располагаются за кругом. В кругу кошка. Воробышки то впрыгивают в круг на двух ногах и клюют зернышки, то выпрыгивают. Кошка, бегая в кругу, не даёт воробышкам собирать зёрна, ловит их (дотрагивается рукой). Воробышки стараются увернуться от кошки. Когда кошка поймает 3-4 воробышков, выбирают новую кошку. Игра повторяется 3-4 раза.

   «Достань мяч».  Воспитатель подвешивает в нескольких местах мячи в сетках. Дети поочерёдно подходят и подпрыгивают, стараясь коснуться мяча двумя руками (прыгать можно с места или слегка разбежавшись).

  «Лиса в курятнике». На одной стороне площадке ставят гимнастические скамейки- это насест для кур. На противоположной стороне находится нора для лисы.  Один из играющих назначается лисой, а остальные- куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по площадке (двору), клюют зёрна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают в курятник и взбираются на насест, а лиса старается поймать курицу не успевшую спастись, и уводит её в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают  с насеста , и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда лиса поймает двух-трёх кур. Можно повторить её с другой лисой.

    «На одной ножке по дорожке». Дети встают по краю площадки. Воспитатель предлагает им допрыгать до середины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на другой ноге.

   «Зайцы и волки».  Одного из играющих выбирают волком. Остальные- зайцы. На одной стороне площадке зайцы устраивают домик (чертят кружки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках, волк – на другом конце площадки (в овраге). По сигналу воспитателя зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!» волк выбегает из оврага и ловит зайцев (стараясь коснуться их). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра возобновляется. После того, как поймано два-три зайца, выбирается другой волк.

   «Спрыгни вниз».  Дети стоят на гимнастических скамейках. По сигналу воспитателя они спрыгивают на землю. Можно усложнить задание, начертив перед скамейкой кружки (диаметром 25-30 см.), в которые дети должны спрыгнуть 5-8 раз.

                               ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ПОЛЗАНИЕ И ЛАЗАНЬЕ

   «Наседка и цыплята».  Поперек площадки на высоте 50 см. протягивают шнур. С одной стороны шнура – поле, с другой – двор, на котором находятся цыплята (дети) и наседка (воспитатель). Цыплята прыгают на двух ногах. Воспитатель зовет цыплят в поле погулять. Дети подлезают под шнур, стараясь его не коснуться, и бегают по полю, клюют зерна (присаживаются на корточки). Через некоторое время воспитатель созывает цыплят на двор. Дети вновь подлезают под шнур. Кто не задел за шнур считается выигравшим. Игра повторяется 3-4 раза.

   «Котята и щенята».  Дети распределяются на две подгруппы – котят и щенят. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята – на другой стороне площадки, в домиках за гимнастическими скамейками. Воспитатель предлагает первой группе детей – котятам – побегать легко, мягко. На слова воспитателя: «Щенята!» - вторая группа детей перелезает через скамейки и бежит за котятами лая: «Ав-ав!». Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются в свои домики. После двух-трех повторений дети меняются ролями.

   «Птицы и дождь».  Игра проводится с подгруппой детей. Птицы бегают по площадке. Воспитатель говорит: «Дождь пошел!», «Буря налетела!» и т.п. Птицы спешат укрыться на дереве (гимнастической стенке). Через некоторое время воспитатель говорит: «Дождь прошел, выглянуло солнце». Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 3-4 раза. Воспитатель следит, чтобы птицы облетали всю площадку.

   «Рыбаки и сеть». Дети бегают по площадке перед гимнастической стенкой. Это рыбки в пруду. Гимнастическая стенка – это большая сеть. Воспитатель говорит: «Рыбаки закинули сеть, но яркие рыбки не боятся рыбаков!». Дети бегут к сети, пролезают между рейками и оказываются в безопасном месте. Воспитатель говорит: «Ни с чем ушли рыбаки, не поймали они ни одной рыбки». Дети возвращаются на площадку и снова бегают. Игра повторяется 3-4 раза.

                            ИГРЫ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

   «Найди свое место».  Воспитатель распределяет детей на три подгруппы. Каждая строится у какого-нибудь физкультурного пособия (или дерева). Воспитатель предлагает детям назвать его и запомнить. По сигналу дети разбегаются по площадке и бегают 0,5-1 минуту. По команде «Найди свое место!» они должны построиться в прежнем месте. Подгруппа, построившаяся первой, выигрывает. Игра повторяется 3-4- раза.

   «Найди себе пару».  Дети встают в пары, взявшись за руки, и идут по площадке. По сигналу воспитателя дети разбегаются по всей площадке. По другому сигналу они должны быстро найти своего товарища. Воспитатель отмечает наиболее быстрых. Игра повторяется 3-4 раза.

   «Не задень!».  Дети произвольно располагают на площадке различные предметы: мячи, кегли, кубики, чурбачки и т.п. По условиям игры они могут бегать по площадке в любом направлении, но не сталкиваться и не задевать предметы. Ребенок, задевший предмет, ставит его на место и продолжает играть. Через 2 мин. Дети по сигналу воспитателя останавливаются. Воспитатель называет победителей (кто ни разу не нарушил правила). Игра повторяется. Ее можно усложнить, увеличивая число предметов и уменьшая площадку.

                       ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ  

                                           ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ - БЕГ           

   «Мы веселые ребята». На расстоянии 2-3 м от границ площадки проводят две линии. Между ними – ловушка. Дети находятся на одной линии. Воспитатель громко говорит: «Три-четыре!». Дети хором отвечают:

                             Мы веселые ребята

                             Любим бегать и играть,

                             Ну, попробуй нас поймать!

Дети перебегают на другую сторону площадки, а ловушка догоняет их. Тот, до кого ловушка дотронется, прежде чем играющий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2-3 перебежек подсчитывают пойманных и выбирают новую ловушку. Игра продолжается.

   «Мышеловка».  Дети распределяются на две неравные подгруппы. Меньшая (примерно треть играющих) образуют круг – мышеловку. Остальные – мыши. Они находятся за кругом. Дети, изображающие мышеловку берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

                 Ах, как мыши надоели;

                 Все погрызли, все поели.

                 Берегитесь же плутовки,

                 Доберемся мы до вас.

                 Вот поставим мышеловки,

                 Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки. Мыши вбегают в мышеловку, и тут же, выбегают с другой стороны. По сигналу воспитателя: «Хлоп!» дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают. Мышеловка считается захлопнутой. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они становятся в круг, и игра повторяется. Когда поймана большая часть мышей, дети меняются ролями, и игра продолжается.

   «Догони свою пару». Дети становятся парами один за другим на расстоянии 2-3 шагов на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя первые в парах бегут на другую сторону площадки, вторые догоняют (каждый свою пару). В обратную сторону дети меняются местами (первые догоняют вторых). Игра повторяется 2-3 раза.

   «Ловишки с приседаниями». Выбирают ловишку. По сигналу: «Раз, два, три. Беги!» дети разбегаются по площадке, а ловишка старается их поймать (коснуться рукой). Нельзя ловить того, кто успел присесть и дотронуться рукой до земли. Когда будет поймано 3-4 детей, выбирают нового ловишку. Игра повторяется 3-4 раза.

   «Стой!» Дети свободно бегают по площадке, не задевая друг друга. Через 30-40 с по сигналу воспитателя «Стой!» все замирают в какой-нибудь позе: на одной ноге, руки в стороны, присев и т.п. После 5-7 секундной паузы, во время которой воспитатель следит, чтобы никто не двигался, раздается сигнал «Беги!», и игра продолжается.

   «Наперегонки парами».  Дети распределяются на пары, берутся за руки и встают по одной стороне площадки. По сигналу воспитателя они бегут до противоположной стороны. Побеждает пара, которая добежала быстрее других, не разъединив рук. Игра

повторяется 4-5 раз. При повторении дети могут соединить руки крест-накрест.

   «Караси и щука».   Одного ребенка выбирают щукой. Остальные играющие распределяются на две подгруппы: одна из них образует круг – это камешки, другая – караси, которые плавают внутри круга. Щука находится за кругом. По сигналу воспитателя «Щука!» ребенок, изображающий ее, вбегает в круг и старается поймать карасей. Караси прячутся за камешки – приседая за кем-нибудь из играющих, стоящих по кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться, и уводит их за круг. После 2-3 повторений подсчитывают количество пойманных. Выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра продолжается.

   «Сокол и голуби».  На противоположных сторонах площадки линиями обозначают домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» Голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают нового сокола.

   «Синие, красные, желтые».  Дети берут ленты трех ( или двух) цветов, повязывают их на руку друг другу ( или заправляют конец ленты сзади под резинку спортивных брюк). Затем все выстраиваются вдоль линии на одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «Приготовились!», и все принимают положение высокого старта. Сигналом для начала бега является название цвета ленты, например: «Желтые!» По этому сигналу бегут дети только с желтой лентой. Остальные должны остаться на месте. Добежав до противоположной стороны площадки, дети остаются там. Затем воспитатель называет другой цвет, потом третий. При повторении дети бегут в противоположном направлении. И так меняются 3-4 раза.

                                       ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ПРЫЖКИ

   «Кто сделает меньше шагов».  Дети встают в шеренгу на одной стороне площадки. По сигналу воспитателя все перебегают с одной стороны площадки на другую широким шагом. Воспитатель отмечает, кто сделал меньше шагов. Игра повторяется 3-4 раза.

   «Лиса в курятнике».  Гимнастические скамейки ставят квадратом – это насест. На скамейках стоят дети – это куры. Внутри квадрата (курятника) бегает лиса. Куры то спрыгивают с насеста и бегают по курятнику, то залезают на скамейки. Лиса старается поймать (дотронуться рукой) курицу, которая хотя бы одной ногой касается земли. После того, как лиса поймает 3-5 кур, из числа самых ловких назначается новая лиса. Игра повторятся 4-5 раз.

   «Бездомный заяц».  Дети-зайцы делают из скакалок, сложенных кольцом, домики. По сигналу воспитателя зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. Зайцы спешат занять любой домик, но одному домика не хватает. Он становится «бездомным зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося:  

                 Зайцы в поле побежали,

                 По полянке поскакали…

Дети выбегают и резвятся на площадке. Игра продолжается.

   «Волк во рву».  Поперек площадки двумя линиями (или шнурами) обозначают ров (ширина 80 см.). Во рву – волк. Дети стоят у края площадки – это козы. Воспитатель говорит: «Козы, в поле!» Дети бегут на противоположный край площадки, по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!» Дети вновь перепрыгивают ров, и игра продолжается.

   «Удочка». Дети стоят по кругу. Воспитатель – в центре круга. Он держит в руках шнур, на конце которого привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. (Предварительно объяснить детям, что подпрыгивая, нужно сильно оттолкнуться и подтянуть ноги.)

 «Не оставайся на земле». Игра проводится в той части площадки, где находятся гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, другие предметы высотой до 30 см. Выбирают водящего – ловишку. Ему на руку повязывают цветную ленту. Дети размещаются на снарядах. По первому удару в бубен они спрыгивают и начинают бегать по площадке в зависимости от ритма, который дает воспитатель. Ловишка принимает участие в общем движении. По сигналу воспитателя «Лови!» все дети снова взбираются на расставленные предметы, пособия. Ловишка ловит тех, кто не успел стать на возвышение. Пойманные отходят в сторону, и после 2-3 повторений их подсчитывают. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается.

  «Жучка и зайцы!» На площадке ставят гимнастические скамейки, кубики, раскладывают обручи, шнуры и др. с таким расчетом, чтобы дети могли с одного предмета переходить на другой по замкнутому кругу, не вступая на землю. Один ребенок изображает Жучку. Остальные дети – зайцы. Они прыгают с предмета на предмет, стараясь не касаться земли. Нарушивших правило Жучка уводит к себе в угол площадки. Здесь дети выполняют гимнастические упражнения или влезают на гимнастическую стенку. Если упражнение выполнено правильно, Жучка отпускает их. Сначала эту роль выполняет воспитатель, затем кто-либо из детей.

                                    ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЛАЗАНЬЕ

 «Медведи и пчелы». Дети распределяются на две неравные подгруппы. Одна (около трети детей) – медведи, другая – пчелы. На расстоянии 3-5 м от гимнастической стенки очерчивают лес, в 8-10 м – луг. Пчелы помещаются на гимнастической стенке – в (улье).

По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи влезают на стенку – в улей – и лакомятся медом. По сигналу воспитателя «Медведи!» пчелы летят и жалят медведей (дотрагиваясь до них рукой), не успевших убежать в лес. Затем пчелы возвращаются в улей, и игра продолжается. Ужаленный медведь 1 раз не выходит за медом. После 2-3 повторений игры дети меняются ролями.

 «Перелет птиц». Дети бегают по площадке – это птицы. По сигналу воспитателя «Ветер! Буря!» дети подбегают к гимнастической стенке и быстро залезают на нее – прячутся от ненастья на дереве. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло!» Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 4-5 раз.

                                           ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – МЕТАНИЕ

 «Перебрось за предмет». Дети с мячами (снежками) стоят у черты. В 5 м от черты укрепляют флажок. Дети бросают мячи, стараясь перебросить за флажок (5-6 раз). Воспитатель отмечает тех, кому это удалось сделать большее количество раз.

 «Сбей кеглю». Дети распределяются на две подгруппы и встают друг за другом. Перед каждой подгруппой проводят черту. В 2-3 м от нее ставят 5-6 кеглей на расстоянии 10 -15 см одна от другой. Дети каждой подгруппы по очереди подходят к черте и энергично катят шар (мяч), стараясь сбить кеглю (сбитые кегли возвращают на место). Когда все дети выполнят упражнение, подсчитывают, какая группа сбила больше кеглей.

 «Попади в обруч». Дети берут мешочки и строятся в 2-3 колонны. Колонны встают у черты. В 2 м от черты кладут обручи. Дети по очереди бросают мешочки от черты в обруч снизу, от плеча. Когда все дети выполнят бросок, определяют, в каком обруче больше мешочков. При повторении дети бросают другой рукой. Постепенно можно увеличить расстояние до 3 м.

 «Попади в ворота». Дети с маленькими мячами в руках строятся в 3-4 колонны у черты. В 3-4 м впереди каждой колонны кубиками обозначены ворота (ширина 50 – 60 см). Друг за другом дети подходят к черте, принимают правильное исходное положение (левая ноги впереди, правая сзади, мяч в правой руке) и катят мяч в свои ворота. Когда упражнение выполнят все дети, подсчитываают количество попаданий и определяют победителя. При повторении игры дети катят мяч другой рукой.

 «Снежные круги». Дети делятся на 3 – 4 команды. Команды встают у черты в 2-3 м от мишени (диаметр 15 – 20 см). По сигналу воспитателя дети лепят снежки и бросают в центр мишени. Команда, которой удастся залепить снежками быстрее центр мишени (сделать снежный кружок), выигрывает. Если снег не липкий, то дети по очереди бросают мешочки, а победителя определяют по числу попаданий в центр мишени.

 «Охотники и зайцы». Выбирают охотника, остальные дети – зайцы. Зайцы сидят в кустах (по гимнастическим скамейкам, бревнам). В 3 – 4 м от кустов чертят круг – дом охотника. У него 2 -3 маленьких мяча (снежка). Зайцы выбегают из кустов и прыгают по площадке перед домом охотника. По сигналу «Охотник!» зайцы убегают, а охотник стреляет в них – бросает мячи (бросать можно только в ноги). Те, в кого охотник попал мячом, отходят к домику охотника. После 1 -2 повторений выбирают нового охотника.

 «Перебежки». На одной стороне площадки линией (или шнуром) обозначают дом, на расстоянии 5 – 6 м от него чертят другую линию, за которой находится другой дом. Вдоль одной из боковых сторон площадки перпендикулярно домам проводят еще одну черту. Играющие распределяются на подгруппы по 6 – 8 человек. Дети одной подгруппы встают вдоль линии любого дома. Вторая подгруппа размещается вдоль боковой линии, у каждого в руках по два мешочка с песком. По сигналу воспитателя первая подгруппа перебегает из одного дома в другой. Дети второй подгруппы бросают по одному мешочку в бегущих (в голову бросать нельзя). Те, в кого попали, отходят в сторону. По новому сигналу перебегают в обратную сторону. Затем подгруппы меняются местами. Воспитатель отмечает самых метких. В игру включаются две другие подгруппы.

                                                   ИГРЫ – ЭСТАФЕТЫ

 «Эстафета с палочкой». Дети выстраиваются тремя колоннами у черты. В 10 – 15 м впереди каждой колонны ставят по кубику. Дети, стоящие в колонне первыми, с эстафетными палочками по команде воспитателя бегут к кубику, обегают его, возвращаются к своей колонне, передают палочку следующему, а сами встают в конец колонны. Побеждает колонна, закончившая эстафету первой и допустившая меньше ошибок в передаче палочки. Игра повторяется 2 – 3 раза.

 «Эстафета парами». Дети распределяются на две подгруппы. Каждая встает в колонну по двое у черты. Перед колонной ставится по 5 – 6 кеглей в ряд на расстоянии 1 м одна от другой. По команде воспитателя пары, стоящие первыми, взявшись за руки, бегут между кеглями «змейкой», стараясь не задеть их, и возвращаются обратно. После этого бежит следующая пара и т.д. Во время бега пары не должны расцеплять руки. Побеждает подгруппа, правильно и быстро выполнившая задание.

  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  

                                         ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – БЕГ

 «Птички и клетка». Дети распределяются не две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит:   «Закрыть клетку!» Дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1 – 3 птички. Затем дети меняются ролями.

 «Северный и южный ветер». Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную ленту – это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронуться до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.п.). Южный ветер стремится разморозить детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!» Через 2 – 3 мин назначают новых водящих, и игра повторяется.

 «Ловишки на одной ноге». Игра проводится так же, как и игра «Ловишки» (см. игры в средней группе), но только вводится новое правило – нельзя ловить того, кто не успел вовремя встать на одну ногу и обхватить руками колено.

  «Ловишки парами». Выбирают водящего. По сигналу воспитателя дети разбегаются. Водящий ловит, дотрагиваясь рукой до убегающего. Пойманный становится в пару с водящим. Они берутся за руки и ловят других детей. Пойманные также образуют пару и участвуют в ловле. Игра заканчивается, когда все дети будут пойманы. Ребенок, пойманный последним, становится водящим.

 «Ловишки-перебежки». Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На середине площадки находится ловишка. После слов: «Раз, два, три. Беги!» - дети перебегают на другую сторону площадки. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным и отходит в сторону. После 2 – 3 перебежек подсчитывается число пойманных. Выбирают нового ловишку, и игра продолжается.

 «Ловишка, бери ленту». Играющие встают в круг, выбирают ловишку. Все, кроме ловишки, берут цветную ленту и закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. По сигналу воспитателя: «Беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка догоняет их, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три. В круг скорей беги!» дети собираются в круг. Ловишка подсчитывает количество лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.

                                        ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ПРЫЖКИ

 «Не попадись!» Чертят круг (или выкладывают шнуром). Играющие стоят за кругом не расстоянии полушага. Выбирают водящего. Он становится в центр круга. Дети прыгают в круг и выпрыгивают обратно. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Тот, до кого дотронулся водящий, отходит в сторону. Через 1 мин воспитатель прекращает игру и считает пойманных. Выбирают нового водящего. Игра повторяется.

                                      ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ – ЛАЗАНЬЕ

«Зайцы в огороде». Поперек площадки ставят 2 – 3 гимнастические скамейки. Это забор. С одной стороны забора поляна, на которой резвятся зайцы (дети), с другой – огород, где растет капуста. Порезвившись на поляне, зайцы перелезают через забор (или подлезают) и лакомятся капустой. Когда все зайцы попали в огород, воспитатель говорит: «Сторож идет!» Зайцы убегают на поляну, перепрыгивая через забор. Проигравшим считается тот, кто неправильно выполнил прыжок или последним покинул огород. Игра повторяется 4 – 5 раз.

 «Ловля обезьян». Дети, изображающие обезьян, располагаются на одной стороне площадки у гимнастической стенки. На противоположной стороне находятся двое-трое ловцов.

 Ловцы сговариваются между собой, какие движения они будут делать, выходят на середину площадки и выполняют их. Обезьяны влезают на стенку и оттуда наблюдают за движениями ловцов. Выполнив движения, ловцы уходят, а обезьяны слезают с деревьев(стенки), приближаются к тому месту, где были ловцы, и повторяют их движения.

 По сигналу воспитателя «Ловцы!» обезьяны бегут к деревьям и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, и уводят их к себе. После 2-3 повторений подсчитывают количество пойманных обезьян, назначают других ловцов. Игра повторяется.

                             

                                    ОСНОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ-МЕТАНИЕ    

   

 «Мяч вдогонку». Дети образуют круг. Воспитатель дает детям, стоящим в разных местах круга, по мячу. Затем говорит: «Мяч двогонку!» Дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т.е. оба окажутся в руках у одного ребенка, то он выходит из игры. Воспитатель следит, чтобы каждый быстро передавал мяч, не пропуская играющих.

 «Снайперы». На снежном валу устанавливают 10-12 предметов (кубики, кегли, мячи и т.п.). Дети от черты, находящейся в 3м от вала, бросают снежки, стараясь сбить предметы. При повторении игры черта отодвигается от вала на 0,5м. Воспитатель отмечает детей, точно попавших в цель.

 «Охотники и зайцы». Чертят или выкладывают шнуром круг (диаметр 5-6м). Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг – это зайцы. Другая распределяется за кругом – это охотники. У одного из охотников – мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев (бросать в туловище и ноги). Тот, в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями. Когда дети усвоят правила игры, можно охотникам дать 2-3 мяча.

 «Ловишки с мячом». Чертят круг (диаметр 3-4 м). В центре круга ловишка с мячом в руках. Дети пробегают через круг, а ловишка старается попасть в них мячом. Ребенок, в которого попали мячом, временно выходит из игры. Попадание засчитывается только в кругу. Выкатившийся из круга мяч игроки возвращают ловишке. Игроки должны смело пробегать через круг. Когда будет выбито 3-4 игрока, выбирают нового ловишку. Игра повторяется 3-4 раза.

 «Стой!» Играющие встают в круг. Водящий с маленьким мячом выходит в центр круга. Он подбрасывает мяч вверх (или сильно ударяет им о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются. Как только ребенок возьмет мяч, он громко произносит: «Стой!» Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, но не сходить с места. Если водящий промахнется, он бежит за мячом, а все вновь разбегаются. Если водящий попал мячом в кого-либо, тот занимает место водящего, и игра продолжается.

                                                 ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ

 «Принеси предмет». Дети в четырех колоннах стоят в углах площадки. В центре площадки корзина (обруч), в которую кладут скакалки, большие и маленькие мячи, мешочки. Число предметов должно соответствовать количеству детей. По команде воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бегут к корзине, берут любой предмет и бегут к своей колонне. Но на обратном пути они должны со взятым предметом выполнить упражнение: прыгать через скакалку, подбрасывать и ловить маленький мяч, отбивать большой (или вести ногами), нести на голове (плече) мешочек и т.д. Когда все дети в колоннах окажутся с предметами, воспитатель подводит итог. Побеждает колонна, лучше выполнившая упражнение или быстрее взявшая предметы. Затем дети кладут предметы в корзину. Игра повторяется, но каждый участник должен взять другой предмет.

 «Через ручейки». Дети распределяются на 3-5 команд с равным числом играющих. Команды стоят у черты. В 4 м от черты линиями (шнурами) обозначается ручей шириной 80-100 см, через такое же расстояние второй. В 2-3 м далее напротив каждой команды ставят кубик (мяч, кегля). По команде дети, стоящие впереди колонны, бегут до кубика, перепрыгивая с разбега ручейки, обегают кубик и опять преодолевают ручьи. Подбежав к своей колонне, они дотрагиваются до ладони, выставленной вперед следующими участниками, после чего те бегут через ручейки, а первые становятся в конец колонны. Побеждает команда, в которой никто не замочил ног в ручье и закончившая эстафету первой. Игра повторяется 3-4 раза.

 «Посади и собери картофель». Дети распределяются на 3-4 колонны с равным числом играющих. Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии 12-20 м от черты напротив каждой команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги можно нарисовать мелом). В руках у детей, стоящих впереди колонн, небольшие мешки с тремя маленькими мячами или мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, сажают в каждую по «картофелине» и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему играющему, тот бежит и собирает картофель и т.п. Побеждает команда, первой закончившая задание. Картофелина должен лежать в лунке (круге). Если картофель выкатится, то ребенок обязан вернуть ее на место. Игра повторяется 3-4 раза.         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи"

Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языко...

«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия детей школьного возраста»

Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1....

Статья на тему "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Статья по коррекционной педагогике  "Профилактика нарушений письменной речи и чтения у дошкольников и младших школьников"...

Проект "Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре"

Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «ку...

Игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста

Важнейшая задача состоит в том, чтобы, формируя новые ценные для творчества качества, шлифуя навыки, не погубить прошлые приобретения: творческую активность,  нешаблонность восприятия, ассоциатив...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста

Развивать физические качества у младших школьников можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений....