Программа учебного курса " Весёлая грамматика" и календарно-тематическое планирование для учащихся 2 классов
материал (2 класс) на тему

Морева Валентина Юрьевна

Программа учебного курса "  Весёлая грамматика" и календарно-тематическое планирование для учащихся 2 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17-18_uchebnyy_kurs_zanimatelnaya_grammatika.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

«Аннинский Лицей»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению НМС МБОУ  СОШ «Аннинский Лицей»

Председатель НМС

________________________

 подпись           Куренкова В.В

протокол №___ от ___________

                                                                                       

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ  СОШ «Аннинский Лицей»

_________     Муратова О.В.

  подпись                          ФИО

___________________

дата                                        

«Утверждаю»                              

Директор МБОУ  СОШ «Аннинский Лицей»

_____________Н.О.Корнилова                                      

приказ № __ от  __________

                                           

Рабочая программа

учебного курса

 « Занимательная грамматика»

 для   2  классов

Составитель:  учитель начальных классов

Морева Валентина Юрьевна

п.г.т.Анна

2017 г.

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Нормативные документы, на основе которых  разработана рабочая программа;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357).
  • Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приложение к письму департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012г. №01-03/06321);
  • Образовательная программа МБОУ  СОШ «Аннинский Лицей»

Данный учебный курс содержится в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа  учебного курса  «Занимательная грамматика» рассчитана на  26 часов в  год  

В  программе предусмотрено следующее распределение часов по темам:

Наименование темы

Количество часов по четвертям

II четверть

III четверть

IV четверть

1.

 Как обходились без письма?

Древние письмена

1

1

1

2.

Меня зовут Фонема

0,5

1

0,5

3.

Для всех ли фонем есть буквы

0,5

1

0,5

4.

«Ошибкоопасные» места

1

1

1

5.

Опасные согласные

1

2

1

6.

На сцене гласные

1

1

1

7.

Ваши старые знакомые

1

1

1

8.

Где же хранятся слова?

1

1

1

9.

Итоговое занятие. Олимпиада

1

1

1

Всего:

8ч.

10 ч.

8ч.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 Личностные  результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Предметные результаты:

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО   КУРСА

Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

 Древние письмена

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема  2. Меня зовут Фонема.(1ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 3. Для всех ли фонем есть буквы?(1 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 4. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

 

Тема  5. Опасные согласные. (1 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону. Составление «Свода законов».

Тема 6. На сцене гласные.(1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

 Тема 7. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

 Тема 8. Память и грамотность.(1ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

 Тема 9. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема  10. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Тематическое планирование учебного материала

2 четверть

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

 Как обходились без письма?

Древние письмена

1

Меня зовут Фонема

0,5

Для всех ли фонем есть буквы

0,5

«Ошибкоопасные» места

1

Опасные согласные

1

На сцене гласные

1

Ваши старые знакомые

1

Где же хранятся слова?

1

Итоговое занятие. Олимпиада

1

Итого:

8

Тематическое планирование учебного материала

3 четверть

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

 Как обходились без письма?

Древние письмена

1

Меня зовут Фонема

1

Для всех ли фонем есть буквы

1

«Ошибкоопасные» места

1

Опасные согласные

2

На сцене гласные

1

Ваши старые знакомые

1

Где же хранятся слова?

1

Итоговое занятие. Олимпиада

1

10

Тематическое планирование учебного материала

4 четверть

Название раздела и тем, входящих в данный раздел программы

Количество часов, отводимых на раздел, тему

 Как обходились без письма?

Древние письмена

1

Меня зовут Фонема

0,5

Для всех ли фонем есть буквы

0,5

«Ошибкоопасные» места

1

Опасные согласные

1

На сцене гласные

1

Ваши старые знакомые

1

Где же хранятся слова?

1

Итоговое занятие. Олимпиада

1

8


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по учебному курсу  « Занимательная грамматика»  для 2  классов на 2017-2018 учебный год.

Учитель: Морева Валентина Юрьевна

№ урока

Дата урока

Тема урока

(тип урока)

Формы организации неаудиторных занятий

Формы контроля

план

факт

 

2 четверть (8 часов)

1

Как обходились без письма?(1 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

 Древние письмена

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Урок-игра

Текущий.

2

Меня зовут Фонема.(0,5ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Для всех ли фонем есть буквы?(0,5 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Урок-исследование

Текущий.

 

3

«Ошибкоопасные» места. (1 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Урок-игра

Текущий.

4

Опасные согласные. (1 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону. Составление «Свода законов».

Текущий.

5

 На сцене гласные.(1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Урок-игра

Текущий.

6

 Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Викторина

Текущий.

7

Память и грамотность.(1ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Текущий.

8

Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Урок-исследование

3 четверть (10 часов)

1

Как обходились без письма?(1 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

 Древние письмена

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Урок-игра

Текущий.

2

Меня зовут Фонема.(1ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

 

Урок-исследование

        

        Текущий.

 

3

Для всех ли фонем есть буквы?(1ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Урок-игра

Текущий.

4

«Ошибкоопасные» места. (1 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Текущий.

5

Опасные согласные. (1 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону. Составление «Свода законов».

Урок-игра

Текущий.

6

 На сцене гласные.(1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Викторина

Текущий.

7

 Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Текущий.

8

Память и грамотность.(1ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Текущий.

9

Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Урок-исследование

10

Итоговое занятие. Олимпиада (1ч.)

Олимпиада

Текущий.

4 четверть (8 часов)

1

Как обходились без письма?(1 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

 Древние письмена

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Урок-игра

Текущий.

2

Меня зовут Фонема.(0,5ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Для всех ли фонем есть буквы?(0,5 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Урок-исследование

Текущий.

 

3

«Ошибкоопасные» места. (1 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Урок-игра

Текущий.

4

Опасные согласные. (1 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону. Составление «Свода законов».

Текущий.

5

 На сцене гласные.(1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Урок-игра

Текущий.

6

 Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Викторина

Текущий.

7

Память и грамотность.(1ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Текущий.

8

Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Урок-исследование

  Учитель:            Морева В.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного курса и календарно-тематическое планирование ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ 1 класс

Программа учебного курса« лего - конструирование» для 1классов.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА, В силу своей универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предподчительными наглядными...

Рабочая программа по математике и календарно-тематическое планирование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная рабочая программа составлена  в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, планируемыми результатаминача...

Адаптированная образовательная программа по трудовому обучению. Календарно-тематическое планирование.

Может быть использовано учителями начальных классов коррекционной школы....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....