Азбука здоровья
рабочая программа на тему

Ведерникова Оксана Александровна

Программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya.docx48.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Азбука  здоровья »

(программа внеурочной образовательной деятельности младших школьников по созданию условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально-психического и нравственного здоровья)

Автор-составитель: Ведерникова О.А. 

г. Вязьма

Пояснительная записка

     

 Здоровье людей относится к числу главных проблем, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Проблема снижения здоровья населения России в новом тысячелетии стоит чрезвычайно остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Здоровье ребёнка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психологического здоровья. Поэтому перед нами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по формированию культуры здоровья детей.

       Программа «Азбука здоровья» имеет оздоровительную направленность. Приоритетной задачей является формирование в сознании детей ценностного отношения к своему здоровью. На этой основе происходит формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни и физического воспитания; развивается чувство уважения к своему окружению.

Занятия построены таким образом, что последующие знания базируются на ранее полученных знаниях, дополняя и углубляя их.

   В процессе изучения разделов программы дети учатся быть здоровыми душой и телом, расширяют знания о физической культуре и спорте, о факторах укрепляющих и разрушающих здоровье. Занятия направлены на формирование бережного отношения к своему здоровью, навыков гигиенического поведения и культуры общения. Содержание занятий охватывает широкий спектр вопросов - от элементарных правил личной гигиены до основ самовоспитания; раскрываются доступные пониманию детей взаимосвязи между здоровьем и окружающей средой, их поведением, настроением, их образом жизни. Идея связей позволяет создать целостное представление о здоровье как ценности, значительно усиливая воспитательный и развивающий потенциал программы.

Цель программы: Создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально-психического и нравственного здоровья.

Для достижения поставленной цели в процессе деятельности решаются следующие задачи:

- дать первоначальные понятия из различных областей знаний о человеке;

- создать условия для укрепления здоровья детей за счёт повышения их двигательной и гигиенической культуры;

- научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье,

- воспитывать чувство собственного достоинства, своего «Я» как личности.

В программе выделены следующие разделы:

  1. Ознакомление с основами здорового образа жизни.
  2. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
  3. Безопасность в повседневной жизни.
  4. Основы гигиенической культуры.
  5. Основы самовоспитания.    

Работа в группе включает проведение практических, теоретических занятий в следующих формах:

- беседа, дискуссия,

-сюжетно-ролевая игра,

-подвижная игра,

-урок-практикум,

-путешествие,

-прогулка,

-праздник,

-конкурс.

      В процессе обучения используются игровые и здоровьесберегающие технологии.

   Данная программа предназначена для учащихся 2-го класса. Набор детей осуществляется добровольно.

   Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу: 2 часа для работы по разделам программы, 1 час -  подвижные игры.

  Используются методы

Обучения:

- игра

- словесные

- наглядные

- практический

- работа под руководством педагога

- практический

- самостоятельная работа

Воспитания:

- убеждения

- поощрения

- эмоциональное стимулирование

- создание ситуации успеха

В основу программы заложены принципы:

  1. Личностно-ориентированного подхода
  2. Научности
  3. Доступности
  4. Последовательности

Реализация программы «Азбука здоровья» предполагает овладение детьми определённым уровнем знаний и умений.

         

Результативность:

Обучающийся должен знать:

- осознание ценности здоровья;

- основные термины и правила здорового образа жизни;

- факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

- правила безопасного поведения на улице, в школе и дома;

- правила поведения при чрезвычайных ситуациях;

- правила экологически грамотного поведения в природе;

- телефоны специальных служб;

-меры профилактики инфекционных заболеваний, правила поведения во время болезней;

-значение двигательной активности и занятий спортом для укрепления здоровья;

-предметы личного и общего пользования при соблюдении гигиенических норм и правил;

- правила личной гигиены, гигиены органов зрения, слуха, полости рта, ухода за одеждой;

- правила здорового питания, культуры приёма пищи;

- правила безопасной игры и проведения игр;

- значение подвижных игр для укрепления здоровья;

-меры профилактики нарушений осанки, упражнения для укрепления правильной осанки;

-основы культуры общения: приветствие, благодарность, извинение, прощание;

-основы самовоспитания, доброго отношения к окружающему миру;

-пословицы, поговорки и загадки, подчёркивающие важность здоровья.

Обучающийся должен уметь:

- рационально использовать время, учитывая свой режим дня;

- выполнять комплекс упражнений, гимнастики;

-соблюдать правила личной гигиены: правильно ухаживать за полостью рта, волосами, ногтями, ушами;

-выполнять гимнастику для глаз; упражнения для профилактики нарушений осанки, дыхательную гимнастику;

-использовать правила безопасного поведения в различных ситуациях: при переходе через улицу, обходе транспорта, при пожаре, встрече с незнакомыми людьми, дома в отсутствие родителей и т.д.;

- бережно относится к природному окружению, ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц;

-выполнять правила культурного поведения при общении с окружающими людьми: близкими, знакомыми и незнакомыми;

-вести простейшие самонаблюдения за своим здоровьем;

-правильно оценивать собственные поступки,  корректировать свои действия;

-использовать предлагаемую информацию с целью оздоровления организма;

-правильно использовать спортивный инвентарь;

-участвовать в соревнованиях, эстафетах, спортивных праздниках;

-играть в подвижные игры.

              Учебно-тематический план  (99 ч.)

Дата

Тема

Часы

Всего

теория

практика

1.Введение в образовательную

программу. Инструктаж по ТБ.

1

1

2.Основы здорового образа жизни      

12

1

11

Здоровый образ жизни – основа здоровьесбережения;

Здоровье в твоих руках

Подвижные игры

С режимом дня дружишь – здоровее будешь

Мой режим дня

«Лапта», подвижные игры

Для здоровья нужен сон

На зарядку становись!

Прогулка в осенний сад

Эстафеты. Играем все

Подвижные игры, футбол

3.Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

28

5

23

Будь осторожен: в школе и дома

Я - ученик! Правила школьника.

Подвижные игры

Безопасное поведение на улице;

Безопасное поведение в транспорте;

Игры с мячом

Светофор и переход

Пешеходная азбука нашего села

Игры на свежем воздухе

Дорожные знаки

Правила дорожного движения для велосипедистов

Ролевая игра «Машины»

«Юный пешеход» соревнование

Мир природы – прекрасный и опасный

Подвижные игры «Водяной»

Человек и природа: правила экологической безопасности

Лесные опасности (грибы, ягоды, животные)

Игры на свежем воздухе

Защити себя сам: чрезвычайные ситуации и здоровье

Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях, ожогах

Эстафеты

Профилактика простудных заболеваний

Если хочешь быть здоров - закаляйся!

Игры на свежем воздухе

Вредные привычки

Курить – здоровью вредить!

«Охотники и утки» игра

Делу время - телевизору час

4. Безопасность в повседневной жизни.

12

2

10

Безопасность на водоёмах

Безопасность на льду. Первый лёд!

Настольный теннис

Мусор в лесу, у реки, на обочине

«Гонка мячей» подвижные игры

Безопасность при  общении с незнакомыми людьми

Безопасность при обращении с электроприборами

Встречная эстафета

Безопасность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами

Домашние опасности

«Мышеловка», подвижные игры

Пожар и службы спасения

 5.Основы гигиенической культуры

27

5

22

Личная гигиена младшего школьника

Чистота залог здоровья

Настольный теннис

 Здоровье и внешний вид школьника              

Гигиена органов зрения и слуха

Игры с мячом

Правила бережного отношения к зрению

Правила ухода за органами слуха

Прогулка и игры на свежем воздухе

Секрет системы пищеварения

Состав пищи

Подвижные игры

Правила здорового питания, если занимаешься спортом

Где и как готовят пищу

Соревнования

Молочные продукты

Дары моря – рыбные блюда

Футбол

Какую пищу можно найти в лесу

Строение зубов. Как сберечь зубы?

Пионербол

«Дорог каждый зуб!» гигиенический практикум

Зачем человеку скелет?

Гимнастические упражнения на гимнастических матах

Осанка – ровная стройная спина!

Двигайся больше - проживешь больше!

Подвижные игры

6.Основы самовоспитания

19

3

16

Культура общения

С чего начинается дружба?

Футбол

Улыбка – путь к общению

Эмоции

Соревнования

Дети должны жить в мире!

Познай самого себя

«Верёвочка под ногами», подвижная игра

Мои привычки

Непослушание и наказание

«Лапта», подвижные игры

В союзе с природой

Комнатные растения

Игры на свежем воздухе

Первоцветы и перелётные птицы

Моя семья  самая лучшая!

Поход

Игры на свежем воздухе

«Здравствуй, страна здоровья!» итоговое занятие

Итого:

99ч.

16ч.

83ч.

                                  Содержание программы.

1.Вводное занятие (1 ч.) (проводится вместе с родителями учеников) Введение в образовательную программу. Знакомство с содержанием программы, правилами поведения. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы.

2.Основы здорового образа жизни (12 ч.)

   История развития физкультуры и спорта. Первые Олимпийские игры. Современные виды спорта. Занятия в спортивных секциях, спорт школах, классах хореографии – шаг к победам над собой. Наука о здоровье, понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Что значит быть здоровым человеком? Режим дня – основной компонент понятия «здоровье»; умелое сочетание труда и отдыха, умственной и физической деятельности. Понятие «час», «минута», «время». Использование часов для соблюдения режима дня. Составление режима дня второклассника. Сон - регулярный отдых организма, необходимый для восстановления сил и здоровья. Гигиена сна.

Значение двигательной активности для развития организма. Зарядка. Место зарядки в режиме дня. Гигиенические требования, правила последовательности выполнения упражнений. Комплекс упражнений для утренней зарядки.

 

3.Основы личной безопасности и профилактика травматизма (28 ч.)  Понятие «безопасное поведение». Тест «Оцени свое поведение». Ты - школьник. Правила поведения и правила безопасности в школе, на уроках и на переменах. Бег по коридорам, драки, пинки, подножки и перебрасывание мелких предметов. Доброе отношение друг к другу как фактор безопасного поведения.

            Ты – пешеход, ты – пассажир. Правила поведения в транспорте (уважительное отношение к старшим, инвалидам). Поведение на улице, игра вблизи проезжей части: площадках, во дворах, на стадионах. Правила безопасного перехода через дорогу: светофор. Светофор, сигналы светофора. Дорожные знаки. Дорожная карта территории в районе школы; опасные участки дорог, перекрёстки, расположение знаков. Маршрутные листы. Правила обхода транспортных средств.

          Правила безопасности дома: обращение с электробытовыми приборами, газовыми плитами, спичками; общение с незнакомыми людьми;

            Правила поведения в природе. Природоохранные знаки. Опасности, которые могут возникнуть при прогулках в лес. Меры экологической безопасности: запрет на купание в загрязненных водоёмах, на сбор ягод, грибов, лекарственных растений вблизи дорог, в черте города. Охрана природы – необходимое условие охраны здоровья. Прогулка в природу – поход за здоровьем!

           Закаливание – фактор, укрепляющий здоровье. Закаливание водой, солнцем, воздухом. Обтирание, обливание, загар, полоскание горла, босо хождение. Признаки здорового и закаленного человека. Секрет долголетия. Солнечные и воздушные ванны. Подбор одежды для труда и отдыха, занятий спортом, прогулок в разное время года и в любую погоду.

        Дыхание через нос – главный способ дыхания. Дыхательная гимнастика. Органы дыхания человека: нос, трахея, бронхи, легкие. Их значение при дыхании. Понятие газообмена. Растения – источник кислорода. Биологическая связь между растениями и человеком.

            Вредная привычка – курение. Вредное воздействие на органы пищеварения, сердце и мозг, на рост и развитие детского организма. Последствия раннего пристрастия к курению: головные боли, тошнота, ухудшение общего состояния здоровья; отставание в физическом и умственном развитии. Акция «Дети – против курения!». Профилактика вредных привычек.

         Почему люди болеют. Причины простудных заболеваний: микробы, отсутствие привычки здорового образа жизни. Простудные заболевания. Признаки болезни: высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, потеря аппетита и т.д. Кашель и чихание – защитные действия организма. Профилактика простудных заболеваний. Иммунитет, прививки - (понятия).

            Правила просмотра телевизионных передач.

4.Безопасность в повседневной жизни (12 ч.)

            Понятие о чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях. Землетрясение, пожар, наводнение, террористический акт, нападение. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях: обращение за помощью, отсутствие паники, выполнение указаний взрослых. Правила безопасного поведения: находится дальше от открытых дверей и окон, не высовываться в окно при движении транспорта. Основы безопасности поведения на водоёмах; перволедье; матёрый лёд; последний лёд.

            Ситуация «Один дома».

         Правила безопасного поведения в быту: при использовании электробытовых приборов, газовой плиты, предметов, не безопасных для здоровья и жизни и т.д. Правила обращения с колющими, режущими предметами. Домашняя печь. Спички.

Действия при пожаре. Общение с незнакомыми людьми. Телефоны специальных служб: пожарной, скорой, полиции.

            Правила безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в парке, в лесу. Природоохранные знаки. Опасности, которые могут возникнуть при прогулках. Ситуации: «Пожар в лесу», «Мусор у реки».

5.Основы гигиенической культуры (27 ч.)

        Понятие «гигиена», «личная гигиена». Предметы личной гигиены. Предметы общего и индивидуального пользования. Гигиенический уход за кожей лица, рук, тела, ног (обзор). Опрятность. Уход за одеждой, обувью. Порядок в доме – залог здоровья. Профилактика лени, неряшливости.

        Глаз – орган зрения. Строение глаза: зрачок, радужка, белок, глазное яблоко, роговица. Защита глаз. Нарушение зрения: дальнозоркость, близорукость. Правила бережного отношения к зрению. Очки. Гимнастика для глаз.

        Орган слуха – уши. Строение уха: наружное ухо, среднее и внутреннее. Нарушения слуха. Массаж ушей.

        Пищеварение – процесс переваривания пищи. Органы пищеварения: полость рта, пищевод, желудок, кишечник. Переваривание пищи. Болезни грязных рук. Паразиты, кишечные инфекции.

        Продукты питания. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Нарушения жизнедеятельности организма, связанные с недостатком витаминов, жиров, белков и т.д. Что полезно и что вредно? Составление меню. Первые, вторые, третьи блюда. Последовательность приема пищи. Условия качественного переваривания пищи. Жевательная резинка: польза или вред.

        Полость рта. Зубы: молочные и постоянные. Строение зуба. Болезни зубов, причины их возникновения. Кариес. Зубная боль. Гигиенический уход за полостью рта. Выбор зубных щеток и паст.

Скелет человека (обзор). Кости, суставы, мышцы, их роль в организме человека. Руки, ноги – «рабочие инструменты». Профилактика травматизма. Первая помощь при переломах (обзор).

Осанка – привычное положение тела при ходьбе, сидя, стоя. Осанка: правильная и неправильная. Профилактика нарушений осанки. Занятия спортом для укрепления мышц и костей.  

   

6.Основы самовоспитания (19 ч.)

        Общение со сверстниками. Культура общения. Дружба. С чего начинается дружба. Мой друг (подруга). Улыбка – начало общения. Эмоции человека и его здоровье. Культура мира в нашем крае. Моя малая Родина. Толерантность (терпимость) в отношениях между людьми разных национальностей.

        Черты характера и чувства человека. Мечтательность. Застенчивость. Страх. Испуг. Волнение и переживания. Щедрость и жадность. Правда и ложь. Непослушание и наказание. Воровство. Привычки, вредные для здоровья. Нехорошие слова и поступки, злые шутки. Преодоление страхов, волнения и переживаний. Избавление от вредных привычек. Какой я?

         Сезонные изменения в природе. Природоохранные действия в весенний период. Бережное отношение к первоцветам. Гнездовья для птиц. Многообразие комнатных растений. Особенности ухода .

7.Подвижные игры.

Правила безопасной игры. Правила проведения игр. Используемый инвентарь. Значение подвижных игр для укрепления здоровья. Подвижные игры на игровой площадке, в спортзале. Прогулки на свежем воздухе – фактор закаливания, укрепления здоровья, тренировки и оздоровления. Профилактика простудных заболеваний. Морозный воздух – эффективное средство борьбы с микробами. Подвижные игры в зимний период. Эстафеты, соревнования. Поход.

                                 

                     

                    Необходимое оборудование:

Ноутбук, магнитофон, аудиозаписи, видеозаписи, микроскоп, предметное стекло, таблицы – самоделки, макеты светофора, план территории, природоохранные и дорожные знаки, персонажи по темам, наглядность, спортивный инвентарь, картотека подвижных игр.

           Литература.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. – Рабочая тетрадь для школьников. Москва, 2003г.
  2.  Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. – Методическое пособие для учителя. Москва, 2003г.
  3. Никольская Е., Правила дорожного движения для маленьких пешеходов. – Москва, 2005г.
  4. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Разговор о правильном питании. - Рабочая тетрадь для школьников. Москва, 2003г.
  5. Мазурова Е.В. Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов образовательных учреждений.- Барнаул, 2007г.
  6. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. - Учебник для 2 класса, часть 2. Москва, 2002г.
  7.  Паркер. С., Стил. Ф., Уокер Д., Детская энциклопедия от А до Я. – Москва, 2008г.
  8. Лях В.И., Мой друг – физкультура. – Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва, 2006г.
  9. Роджерс К., Хендерсон К., Человек. – Изучаем анатомию. (Современному школьнику). Москва, 2003г.
  10. Соковня - Семенова И. И., Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь.- Москва, 1997г.
  11. Перевод с английского Лосёвой Ольги, Человек. – Наглядный словарь. Лондон, 1991г.
  12. Коростелёв Н.Б. 50 уроков здоровья. Рассказы. Москва, 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Азбука здоровья"

Руководитель кружка мама ученика, врач. P10100022.JPG...

Внеурочное занятие по формированию здорового образа жизни во 2 классе на тему "Азбука Здоровья".

Познакомить учащихся с компонентами здорового образа жизни. Содействовать сохранению здоровья школьников и окружающих его людей,развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интер...

Конспект занятия по программе «Азбука здоровья». 2класс Беседа «Пейте, дети, молоко – будете здоровы»

Конспект занятия по программе "Азбука здоровья" беседа "Пейте дети молоко - будете здоровы"...

«Азбука здоровья» ГБНОУ Школа здоровья индивидуального развития

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин: фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, ...

Занятие по здоровому образу жизни с младшими школьниками "Азбука здоровья"

Знакомство детей с правилами Здорового образа жизниПамятка родителямПрограмма здоровья для семьи...