Каким быть домашнему заданию?
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakim_byt_domashnemu_zadaniyu.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема выступления :
«Каким быть домашнему заданию?»
Кто же, как не учитель, должен помочь учащимся сориентироваться в потоке информации, обеспечить отбор оптимального уровня содержания образования, соответствующего общим требованиям и реальным возможностям школьников?
Только при оптимальной учебной нагрузке учащиеся достаточно глубоко и прочно овладевают максимально возможным для них по объёму и сложности учебным материалом без превышения установленных норм времени на классную и домашнюю работу
Так, готовясь к занятиям, стремлюсь сконцентрировать внимание на главном, наиболее существенном в изучаемом, к тому же – заранее определить правильное соотношение времени, отводимого для разных этапов урока. Это особенно важно потому, что даже несколько минут, затраченных на индивидуальный опрос, переносит тяжесть усвоения темы с классной на домашнюю работу.
Исключению факторов перегрузки учащихся способствует и правильно организованная работа с учебником – необходимым атрибутом урока. Полный отказ учителей от его помощи во время объяснения нового материала таит в себе опасность перегрузки домашними заданиями. Впервые открыв книгу дома, многие из школьников испытывают большие трудности. Особенно в том случае, если учитель изменил последовательность изложения темы по сравнению с учебником.
Таким образом, урок нужно построить так, чтобы ученикам дома осталось совсем немного работы, так как ещё в школе они усвоили теоретический материал и получили достаточную тренировку в применении его на практике.
Виды и уровни домашних заданий.
Существует несколько видов домашних заданий:
Индивидуальные. Включают в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности для одаренных учащихся.
Дифференцированные. Задания репродуктивного, конструктивного и творческого уровня.
Творческие. Составление схем, кроссвордов, ребусов, сочинение сказок, защита проектов.
Задания массивом. Пересказы текстов, чтение наизусть стихотворений, выполнение упражнений на выбор из предложенного материала по желанию ученика.
Выделяют три уровня домашнего задания:
1-й уровень – обязательный минимум. Его цель – закрепление знаний. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
2-й уровень – тренировочные. Они направлены на отработку умений и доведения их до автоматизма. Это домашнее задание выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
3-й уровень – творческие. Их цель – добывание новых знаний, подготовка к их восприятию; развитие творческих способностей. Эти задания выполняются учениками не часто, 1-2 раза в месяц во избежание перегрузок.
Суть творческих домашних заданий заключается в том, чтобы активизировать интерес к русскому языку и повысить познавательную активность учащихся в рамках данного предмета за счет подходов, отдающих приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися, что придает школьникам уверенность в своих силах, дает возможность почувствовать радость победы; оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм работы; взаимо- и самообучения учащихся.
Мой подход к организации домашней работы школьников предполагает обучение приемам самостоятельной учебной деятельности.
На первом этапе изучения теории использую следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм.
Предлагаю нетрадиционные домашние задания:
- самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение их по темам;
- уточнение определений школьного учебника;
- исследование лингвистического текста учебника;
- придумывание лингвистических задач;
- составление словарной статьи – толкование значения термина.(Н-р, что такое глагол?)
При такой организации домашнего задания у учащегося возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также у ребят возникает интерес к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.
На втором этапе учу ребят нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развиваю фантазию и воображение, вызываю интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности.
На данном этапе использую групповую форму работы. Особое внимание уделяю взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений само- и взаимоконтроля.
На третьем этапе создаю условия для раскрытия собственного творческого потенциала учащихся. Мыслительную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами: использую методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (проекты, рефераты, творческие сочинения, эссе, презентации). Моя деятельность заключается в развитии у учащихся самой потребности в самостоятельной творческой работе, в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности:
- написание стихов, рассказов, сказок, сочинений на лингвистическую тему;
написание сочинений-миниатюр
- написание биографии какой – либо части речи
- монологи от имени вещей, которые окружают нас;
- составление кроссвордов и викторин
Примеры творческих домашних заданий:
- Составь текст сказочного или юмористического диктанта на изученное правило
- Расскажи о приключениях Глагола, потерявшего лицо
- Напиши свои «вредные советы» о том, как вести себя на уроке, используя частицу НЕ с глаголом
- Придумай грамматическую сказку о себялюбивом и эгоистичном суффиксе –СЯ
- Придумай биномы фантазии: роза – лампа, письмо-речка, рука- береза
- Сочини текст по данному началу
Текст по данному началу
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки, спинки и животики. Залето листочки выросли и позеленели. Солнце грело и радовало их. Но суровая осень не любила радость и веселье, она принесла с собой сильные ветра и проливные дожди. Листочкам стало плохо на дереве, и они решили спуститься на теплую землю.Там они проспали до следующего лета.
Готовясь к урокам обобщающего повторения, закрепления изученного по определенной теме, предлагаю на выбор несколько заданий, среди которых наряду с нетрадиционным имеется и обычное (из учебника). В классе всегда есть учащиеся, выбирающие именно это задание: оно доступнее, легче, занимает меньше времени. К счастью, сторонников не совсем традиционных видов домашнего задания больше, некоторые из учащихся с удовольствием по желанию выполняют два, а то и три задания: составить текст по теме, составить тест, выполнить упражнение из учебника
Ребёнок готов заниматься любым учебным предметом:
- если ему понятна суть работы;
- если он видит позитивный результат, который положительно оценивается окружающими;
- если, справившись с трудным заданием, он испытывает удовлетворение.
Способов устранения перегрузки школьников домашними заданиями очень много. Но какой бы способ не был выбран, мы, учителя, должны всегда «примерить платье на себя», т.е. попробовать поставить себя на место ребёнка. Смогли бы мы на его месте выполнить этот объём заданий? Прежде чем объявить домашнее задание, подумайте: а если аналогичные трудоёмкие задания школьники получат и по другим предметам? Думается, не последнюю роль играет координация объёма домашнего задания между учителями, преподающими разные предметы в одном классе.
И мы должны помнить, уважаемые коллеги, что ребёнок должен идти в школу с удовольствием, иначе весь учебно-воспитательный процесс будет малоэффективен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кем быть? Каким быть?
Классный час, на котором обучающиеся 2 класса расширяют знания о профессиях, рассказывают о том, кем они хотят стать, когда вырастут, кто по профессии их родители, как надо относиться к своему труду и...
Кем быть, каким быть?
данное мероприятие расчитано на разновозрастную группу. в ходе практической части и теории использовала классическую музыку...
Классный час "Кем быть? Каким быть?"
Данная разработка для учащихся начальных классов. Она дает представление о различных профессиях....
Разработка мероприятия в 3-м классе по ранней профориентации "Кем быть? Каким быть?"
Цели:Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях.Расширить знания детей о мире профессий.Формировать интерес к профессиям родителей.Развивать умение работать самостоятельно и в группе.Развивать умен...
выступление на педагогическом совете - «Домашнее задание в современной школе» на тему: «Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики»
Педагогический совет «Домашнее задание в современной школе»30.12.2019выступление учителя Очеретовой О.А.на тему:«Каким может быть домашнее задание на уроке ритмики» В...
Методика проведения развивающего занятия: «Кем быть? Каким быть?».
Развивающее профориентационное занятие "Кем быть? Каким быть?" позволяет ребятам в игровой форме получить представление о мире профессий и о качаствах, которые необходимы для того, чтобы ста...
Профориентационное занятие для обучающихся младшего школьного возраста “Кем быть? Каким быть?”
Цель: подготовка младших школьников к выбору будущей профессии путем расширения знаний о профессиях.Основные задачи:Выявить уровень знаний учащихся о профессиях;Повторить уже изученные профессии...
- Мне нравится (1)