Юный эколог
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_1_klass.docx | 49.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа надпредметного курса «Юный эколог » для _1 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
- Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»;
- Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»;
- Приказ МО и Н РТ «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования для общеобразовательных организаций Республики Татарстан», от августа 2015 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19\12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
- Устава МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ;
- Учебного плана МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче Нижнекамского муниципального района РТ на 2015-2016 учебный год с учётом регионального компонента;
- Положение о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету на 2016-2017 учебный год.
Программа курса «Юный эколог» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (УМК «Перспективная начальная школа»). В своей теоретической основе программа опирается на методическое пособие Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. «Наш мир в вопросах и заданиях» адаптированное к условиям объединения.
Отличительные особенности рабочей программы
Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как природа влияет на практическую деятельность людей.
Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, экологическое воспитание.
В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.
На наш взгляд, нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа основывается на принципах.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.
Новизна программы состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде.
Рабочая программа относится к духовно-нравственному направлению рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю из расчета 33 рабочих недели).
Срок реализации программы: один год.
Формы, методы, технологии обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Технологии обучения:
- Личностно ориентированного образования
- Игровые
- Информационные
- Деятельностного метода
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
- тестирование учащихся;
- выполнение учащимися практической работы проекты, творческие работы;
- самоанализ и самооценка;
- наблюдение педагога.
Цели и задачи реализации программы:
Цель: способствовать формированию экологической культуры обучающихся начальной школы с активной жизненной позицией.
Задачи:
- Обучающие - расширять представления об окружающем мире, формировать ответственность за свои поступки и опыт участия в природоохранной деятельности,
- Развивающие -- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- Воспитательные - воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия.
- проявление интереса к знаниям в осуществлении экологического действия оказания помощи объектам природы;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действий;
- планировать свои действия;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи.
Познавательные универсальные учебные действия.
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказывания в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать аналогии;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
- Коммуникативные универсальные учебные действия.
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать различные точки зрения;
- формировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, умение работать в группе.
В итоге занятий по данному курсу учащиеся научатся:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природ;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений.
Содержание программы.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в гимназии и связано с такими учебными предметами, как:
- русский язык;
- литературное чтение;
- окружающий мир;
- технология;
- изобразительное искусство.
Место проведения занятий – учебные кабинеты, живой уголок учреждений дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки, промышленные предприятия города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.
Содержание программы «Юный эколог» предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.
Программа состоит из теоретической и практической частей.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Вводное занятие. Что такое экология? | 1 | ||
Дом, где мы живём. | 1 | ||
Практическое занятие «Уборка школьного двора». | 1 | ||
Неживая природа. | 1 | ||
Живая природа. | 1 | ||
Деревья твоего двора. | 1 | ||
О чем шепчут деревья? | 1 | ||
Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | ||
Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы». | 1 | ||
Пернатые друзья. | 1 | ||
Птицы нашего двора. | 1 | ||
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». | 1 | ||
Путешествие за капелькой воды. | 1 | ||
Соседи-жильцы. | 1 | ||
Комнатные растения в квартире, классе. | 1 | ||
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». | 1 | ||
Дом моей мечты. | 1 | ||
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | ||
Оранжерея на окне. | 1 | ||
Молчаливые соседи. | 1 | ||
Возможности природного материала. | 1 | ||
Влияние природы на эмоции человека. | 1 | ||
Загадки животного мира. | 1 | ||
Секреты неживой природы. | 1 | ||
Экскурсия в природу. | 1 | ||
Человек – часть живой природы. | 1 | ||
Охрана природы. | 1 | ||
Досуговые мероприятия. | 1 | ||
Викторина «по лесной тропе». | 1 | ||
Солнце – источник тепла и света | 1 | ||
Небесные тела | 1 | ||
Земля, на которой мы живем! | 1 | ||
Итоговое занятие. Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. | 1 | ||
ИТОГО | 33 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие учебные пособия:
- Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011г.
- Морозова Е.Е., Пономарева О.Н., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011г.
- Морозова Е.Е., Исаева О.А., Федорова О.А., Золотухина О.А. «Эколого-образовательный проект «Мой зелёный друг». Серия: начальное естественно-математическое образование. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2011г.
- Морозова Е.Е., Буланая М.В., Исаева О.А., Тимофеева А.Г. «Экологический дневник школьника». Учебно-методическое пособие. Саратов. Издательство: Научная книга. 2011г.
- Программа внеурочной деятельности школьников «Открывая для себя природу», Методическое пособие для учителя, Саратов. Издательство: ИЦ «Наука» 2012г.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Дополнительная образовательная программа "Юный эколог" по ФГОС с 1 по 4 класс.
Программа «Юный эколог» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процес...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
кружок "Юный эколог"
ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...
Программа дополнительного образования "Юный эколог"
Эту программу можно использовать во внеурочной деятельности в 1 классе....
Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети...
Программа "Юный эколог"
программа внеурочной деятельности...