Программа "Юный эколог"
рабочая программа по теме
программа внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_avtosohranennyy.docx | 69.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации ХХI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологической грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и любой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гумманой личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.
Задачи:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы, положенные в основу программы:
Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность в школе должна основываться на понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, как ее неотъемлемой части.
Принцип культуросообразности требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом к культуре бытовой, физической, производственной, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, материальной, экологической, нравственной. Данный принцип требует постоянного равновесия с окружающим социумом (т. е учет динамики изменений в обществе).
Принцип гуманизации подразумевает реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе деятельности. Актуализация и удовлетворение индивидуальных интересов ребенка необходимы в комплексе с актуализацией всего общекультурного потенциала детей, а личностно-ориентированный подход дает возможность развития личности ребенка и способствует становлению духовно-нравственных ценностей.
Принцип демократизации предполагает равноправное и добровольное участие всех членов в совместной деятельности в соответствии с собственными интересами, участие в органах ее самоуправления.
Принцип дифференциации предполагает создание условий для развития личности оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов деятельности, учет специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и учителей) в процессе краеведческой деятельности.
Принцип интеграции рассматривается не только как основа краеведческой деятельности, но и предполагает взаимопроникновение ее в жизнь ближайшего социума, школы, общеобразовательный процесс, обогащающими личность научными знаниями , вооружающими способами деятельности, предоставляющими возможность художественного восприятия мира, формирующие целостные представления об окружающей действительности и предполагает создание между ними целостных взаимосвязей.
Принцип системности требует рассматривать краеведческую деятельность не только как самостоятельную систему, все элементы которой взаимосвязаны и находятся во взаимозависимости, но и как часть воспитательно-развивающей системы во многом влияющей на ее функционирование. Этот принцип утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы – взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
Принцип совместной деятельности означает, что в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе, социуме. Принцип основан на реализации деятельностного подхода в развитии личности, который состоит в понимании того, что ребенок не готовится к будущей жизни, он уже живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и способностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая и т.д. принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Связь содержания программы с учебными предметами:
Программа «Юный эколог» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках
Реализация программы достигается различными средствами и формами: беседа, экскурсия, практические работы, проекты, внеклассные мероприятия, занятия в группе продленного дня, кружковая деятельность.
Участниками программы являются: учащиеся начальных классов, классный руководитель, учитель биологии, учитель географии, психолог, администрация школы, родители.
План реализации программы:
Воспитание и развитие таких качеств личности, как: патриотизм, гражданственность, уважение друг к другу, к прошлому и настоящему родного края.
Изучение литературы по данной тематике.
Подготовка программы «Юный эколог».
Разработка тематических занятий по данной программе с учетом возрастных особенностей детей.
Реализация программы.
Обобщение и оценка результатов реализации программы.
Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи экологической этики (В.Е.Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В.Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трех частей, органически связанных друг с другом.
Содержание программы выстроено в рамках единой логики.
1-ый год обучения – «Экология моего дома»
2-ый год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»
3-ий год обучения – «Экология животных»
4-ый год обучения – «Экология человека»
Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля – единая экосистема.
Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки по городу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участия в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течении учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш большой дом;
- Солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия из выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.);
- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология – наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
- строение организма человека;
- функции органов и систем человеческого организма;
- факторы риска для здоровья и жизни;
- что такое психоактивные вещества;
- как табакокурение, алкоголь и наркотики влияют на организм человека, его поведение и развитие личности;
- признаки зависимости от психоактивных веществ;
- пути противостояния вредным привычкам;
- правила здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровление окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
- работать с гномоном (астрономический инструмент, для определения момента полдня и направления полуденной линии в данном месте), гербаризировать растения;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.
- различать полезные и вредные привычки;
- бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- регулировать своё поведение в различных ситуациях, в том числе при искушении попробовать сигарету, алкоголь, наркотик;
- соблюдать правила здорового образа жизни.
Универсальные учебные действия, формируемые в результате реализации программы «Юный эколог»
Личностные действия:
Ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивание их возможное влияние на будущее;
приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Регулятивные действия:
планирования своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнения учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной форме;
самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использование внешней и внутренней речи для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные действия:
использование дополнительных источников информации, нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний умение отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавание символики своей области, города;
описывания достопримечательностей столицы родного края;
использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о своём крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации.
использование знаково‐символическиех средств, в том числе модели и схемы при работе с контурной картой и атласом.
работа с атласом, глобусом и картой.
Коммуникативные действия:
_ понимание различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентирование на позицию партнера в общении;
_ учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный – предполагает получение знаний из рассказа учителя, из литературы, с использованием наглядных пособий;
метод проблемного изучения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска, затем показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге способ решения поставленной задачи;
частично-поисковый – проявляется в активном поиске решения поставленной задачи. Исследование проходит под контролем педагога. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Формы работы.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, в специфику курса «Юный эколог» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Программа «Юный эколог» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:
в течение обучения дети собирают портфель достижений, куда входят разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защита проектов.
По результатам накопления портфеля достижения, учителем делаются выводы о мере освоения ребенком программы, составляются рекомендации для родителей.
Содержание программы 1-й год обучения
№ П/П | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | 1 | Теория 1 час | |||
1 | Что такое экология? Приложение 1 | 1 | Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров | Беседа Рассказ Диалог Игра «Живое - неживое» | Рисунок «Дуб и все вокруг него» |
1 | Мой дом за окном | Теория – 3 ч., практика – 1ч | |||
2 | Мой дом | 1 | Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе | Рассказ Диалог Игра | Рисунок «Мой дом». Рассказ «Я живу в городе», «Я живу в селе» |
3 | Дом где мы живем | 1 | Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме. | Беседа Рассказ | Плакат «Какие бывают дома» |
4 | Откуда берется и куда девается мусор? Уборка школьного двора | 1 | Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания. Наблюдение | Беседа Эксперимент «Что будет, если каждый из учащихся бросит бумажку» | Мини – сочинение «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наш город были чистыми» |
5 | Деревья и птицы твоего двора | 1 | Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Засеем сажать деревья? Как ухаживать ? что мы делали осенью для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: о самых маленьких (колибри), самых крупных (страус, пингвин, индюк), самых быстрых и т.д. значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой. | Беседа Рассказ Кроссворд «Листья» Игра «Где живет птичка» | Рисунок Рисунок «Птицы нашего двора» Веселые и интересные случаи поведения птиц |
2 | Я и мое окружение | 11 | Теория – 9, практика - 2 | ||
6 | Моя квартира, моя семья | 1 | Светлая (солнечная, затемненная, теплая, холодная) квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытия полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его назначение. Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь «Почитай отца и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить» | Беседа Диалог Рассказ | Рисунок «Моя квартира» составить рассказ о своей семье. Сколько человек в семье? Какие бывают профессии? Каковы общие увлечения? Любимые семейные праздники? |
7 | Соседи – жильцы | 1 | Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа | Диалог Рассказ Игра «Что я люблю и чего не люблю» | Рассказ «Интересные люди рядом» |
8 | Мой класс | 1 | Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу | Беседа Игра «продолжи фразу: Я хочу, чтобы в нашем классе…» | Правила дежурного |
9 | Создание уюта в классной и игровой комнате | 1 | Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе | ||
10 | Дом моей мечты | 1 | Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? | Диалог игра | Рисунок |
11 | Комнатные растения в квартире, в классе | 1 | Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями | Беседа Игра «Угадай по описанию» Игра «Угадай по силуэтам» Наблюдение Эксперимент | Зарисовка комнатных растений. Составление паспорта комнатных растений. Алгоритм выполнения операций. Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц |
12 | Уход за комнатными растениями Приложение 2 | 1 | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после произведенных работ | ||
13 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдение Опыт | рисунок | |
14-15 | Животные дома | 2 | Знакомство с домашними животными. Цель содержания животных. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления | Беседа Рассказ Наблюдение | Рисунок «Мое домашнее животное». Сделать фотоальбом «Я и мой друг». Наблюдение за поведением животных в доме. сообщения |
16 | Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных | 1 | Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки | диалог | Забавные истории о домашних животных |
3 | Гигиена моего дома | 4 | Теория – 3, практика – 1 | ||
17 | Уход за квартирой | 1 | Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища | Беседа | Рисунок «Моя квартира» |
18 | Гигиена класса | 1 | Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, притирание листьев). Уход за домашними животными | Беседа Диалог | Рисунок «Школа будущего» |
19 | Бытовые приборы квартире | 1 | Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации | Беседа эксперимент | Инструктажи |
20 | Наша одежда и обувь | 1 | Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход | Беседа | Рекомендации |
4 | Вода – источник жизни | 9 | Теория – 7, практика – 2 | ||
21 | Вода в моем доме и природе | 1 | Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченная, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? | Беседа Опыт по очистке воды. Ситуации. Игры с водой. | Рисунок «Охрана воды». Придумать экологические знаки |
22 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдение за изменениями в природе. Признаки весны. Краски и звуки весны. | Беседа Наблюдение рассказ | Пускание корабликов по ручейкам |
23 | Весна в нашем городе | 1 | Впечатления детей об экскурсии в парк. Описание весны | Рассказ | Рисунок «А из нашего окна весна красная видна» |
24 | Экскурсия в парк | 1 | Наблюдения за почками на деревьях | Наблюдение Беседа | Рисунок «Веточка с почками в вазе на подоконнике» |
25 | Вода в жизни растений | 1 | Как вода влияет на жизнь растений? | Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений | Обобщающая беседа |
26 | Вода в жизни животного мира | 1 | Как влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? | Беседа Наблюдение | Мини-сочинение |
27 | Вода и здоровье человека Приложение | 1 | Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? | Беседа | Рисунок |
28 | Личная гигиена | 1 | Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры. Градусник для измерения температуры воды. | Беседа. Опыт измерения температуры воды | Продолжи сказку «Жил-был мальчик, он не любил купаться…» |
29 | Как правильно чистить зубы | 1 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Беседа | Рисунок. Алгоритм ухода за зубами |
5 | Воздух и здоровье | 1 | Теория – 1 | ||
30 | Воздух и здоровье человека | 1 | Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. | Опыт Наблюдение вдоха и выдоха воздуха. Беседа Игра с воздушными шариками | Мини-сочинение «Что ты» можешь предложить людям, которые курят? |
6 | Мой край | 4 | Теория – 3, практика - 1 | ||
31 | Растительный мир области | 1 | Многообразие растений области. Основные экогруппы (растения степи, леса, поля, луга). Красная книга области | Рисунок растения из Красной книги | |
32 | Животный мир области | 1 | Многообразие животных области. Особенности жизни животных области | Беседа Наблюдение | Рисунок животного из Красной книги |
33 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края, их уникальное значение и необходимость соблюдения правил поведения с ними. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком | Беседа Диалог | Написание другу письма, в котором выражена тревога об исчезающих растениях и животных |
34 | Экскурсия в музей | 1 | Растения и животные области | экскурсия | Список флоры и фауны родного края |
Содержание программы 2-й год обучения
№ П/П | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | 4 | Теория – 3 часа, практика – 1 час | |||
1 | Мы – жители планеты Земля. Планета Земля в Солнечной системе. | 1 | Создание ситуации понимания единства всех живых существ на Земле. Девять планет Солнечной системы. Особенности каждой планеты и их единство | Диалог Беседа. Ролевая игра «Земля – наш дом родной» | Рисунок «Мы жители планеты». Создание модели из пластилина «Солнечная система» |
2 | Что такое экология? Экология и мы Приложение 4. | 1 | Экология как наука. Экология – наука об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей их средой. Эрнест Геккель – основатель экологии как науки. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. | Рассказ учителя. Чтение детской экологической литературы: сказки «Дуб», «Загадочный зверек». Чтение и анализ рассказа В.Бианки «Сова»разбор экологических ситуаций. | Мини-сочинение «Что такое экология?» Создание модели «Экология и я» из природных материалов |
3 | Что такое окружающая среда и окружающая природа. Организм и окружающая среда. | 1 | Представление об окружающей природе и окружающей среде. Задание на улице: встать в круг (учитель внутри, дети смотрят на окружающие их предметы, в руках держат альбомный лист и карандаш), попросить посмотреть вокруг и все, что нравится, нарисовать или сделать об этом запись вверху; что не нравиться – в середине; а на что не обратили сначала внимание – внизу. Положительное и отрицательное влияние окружающей среды на живой организм (наблюдение за жизнью птиц, насекомых, растений пришкольного участка) | Игра на школьном дворе наблюдение | В результате игры формируем у детей эмпатию по отношению к окружающей природе и понимание влияния человека на нее. Рисунок «Окружающая среда и живой организм» |
4 | Место человека в мире природы | 1 | Человек – верный сын природы. Игра «Кто на планете первый?». У доски 5 человек с таблицами, на которых изображено следующее: бабочка, вода, солнце, дерево, человек. Попросить построиться, чтобы сначала стояло самое важное, объяснить, почему так. Оказывается, что человек без всего этого не может жить, а все остальное не может существовать без человека. Следовательно, ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. | Игра | Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита своего проекта |
Неживое в природе | 6 | теория – 3 часа, практика – 3 часа | |||
5 | Неживая природа | 1 | Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня » | Дискуссия «Может ли человек жить без неживой природы?» | Дидактическая игра «Живое и неживое». Рисунки представителей неживой природы |
6 | Солнце – источник тепла и света. Приложение 5 | 1 | Солнце – источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье. | Дискуссия на тему «Есть ли жизнь без солнца?» | Ролевая игра «Я - солнышко». Памятка «Правильно принимаем солнечные ванны» |
7 | Вода, ее признаки и свойства. Берегите воду. | 1 | Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода – растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды | Практическая работа. Опыты | Анализ рассказа «Вода – кровь Земли». Схема «Круговорот воды в природе» |
8 | Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. | 1 | Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Значение почвы и меры по ее охране. | Беседа Рассказ Диалог | Моделирование «Жизнь почвы» |
9 | Погода. Климат. Прогноз погоды | 1 | Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе | Дискуссия Беседа Диалог Анализ фенологических наблюдений, работа с «Календарем природы» | Деловая игра «Синоптики сообщают» Деловая игра «Прогноз погоды» |
10 | Диалоги с неживой природой | 1 | Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города | Ролевая игра «Что сказала нам…» | Акция «Мы против мусора» |
Живое в природе. Экологические связи между живой и неживой природой | 23 | Теория – 17 часов, практика – 6 часов. | |||
11 | Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. | 1 | Дать общее представление о живой природе, о ее признаках, многообразии, взаимосвязях со средой обитания. Эвристическая беседа. | Эвристическая беседа. Дидактическая игра «Угадай живое в природе» | Ролевая игра «Мой дом лучший» (например: крот и почва, верблюд, верблюжья колючка и пустыня, суслик и степь) |
12 | Экологические связи неживой и живой природы. | 1 | Расширить представления учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели. | Дискуссия, ситуация прогнозирования «Если бы не было…» | Моделирование цепи питания |
13 | Экскурсия в осенний парк | 1 | Наблюдения за жизнью парка. Развитие интереса к познанию изменяющейся природы осенью. Сбор побегов, листьев, определение новых видов растений, их гербаризация. | Экскурсия | Рисунок «Мой парк» |
14-15 | Вода, воздух, ветер и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных | 2 | Формирование представлений о загрязнении воды и ее очистке, воспитании ценностного и родительского отношения к воде. Воздух – условие жизни. Наблюдение за дыханием аквариумных рыбок и самонаблюдение акта дыхания человека. Загрязнение атмосферы. Закаливание организма воздухом и водой. | Рассказ Наблюдения источников загрязнения воздуха, сравнение листьев деревьев около дороги и во дворе | Изготовление простых фильтров Составление сказки о распространении плодов и семян с помощью ветра |
16 | Растение – живой организм. Будем понимать и любить растения | 1 | Проведение опытов, доказывающих влияния света, воздуха, воды и почвы на растения. Обобщить представления детей о растениях как о целостном организме, о взаимосвязи растений с окружающей средой. Биополе растений. Культура поведения в природе по отношению к растениям. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе» | Опыты Практическая работа по правильному поливу комнатных растений. Ситуация эмпатии «Растению тоже больно» и ситуация выбора | Схема «Растения – живой организм, роль света, воды, почвы, воздуха в жизни растений» Ролевая игра «Я в гостях у природы» |
17 | Экологические памятки для детей и взрослых | 1 | Составление экологической памятки для детей и взрослых «Правила поведения на природе» | Коллективный проект | Экологические памятки |
18 | Разнообразие царства растений. Деревья твоего двора | 1 | Дать представления о многообразии растений, обратить внимание на их красоту и показать значение растительного мира для человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. Расширить представление о многообразии деревьев, обратить внимание на общее и различное в осенних изменениях растительного мира, показать роль человека в жизни дерева (положительную и отрицательную). Работа с определителем древесно-кустарниковых растений. | Практическая работа с гербарием и иллюстрациями. Составление характеристики одного дерева по карте-интрукции. Наблюдение «Силуэты деревьев зимой» | Коллективное панно «Мое любимое растение» Ролевая игра «Посади дерево». Рисунок «Зимние силуэты деревьев моего двора» |
19 | Комнатные растения. Размножение комнатных растений. | 1 | Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений дома, в классе с учетом тепла и света, по правильному комплексу уходу за комнатными растениями. Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка | Практикум, работа с определителем комнатных растений. | Этикирование комнатных растений в классе, составление экологических знаков для комнатных растений. Составление загадки о каком-либо комнатном растении. Семейное домашнее задание: составить рассказ «,Любимое растение в моем доме» |
20 | Хвойные и лиственные растения | 1 | Сформировать понятия «хвойное и лиственной растения». Практическая работа по сравнению двух групп растений. Работа с гербарием «Хвойные и лиственные растения области». Наблюдение за жизнью хвойных растений зимой в парке (формы и размеры игл, цвет, форма кроны) | Экскурсия, практическая работа | Рисунок «Хвойное растение» |
21 | Цветковые растения | 1 | Расширить представления о многообразии растений. Познакомить с признаками цветков растений (деревья, кустарники, травы). Продолжать развивать эмоциональное восприятие природы, восхищение красотой и многообразием растений | Практическая работа с гербарием цветковых растений. Анализ сказки «Шиповник». Беседа по таблице «Цветковые растения» | Ролевая игра «Угадай растение». Рассказы учащихся о роли цветка в жизни растений |
22 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения». Беседа о влиянии человека на жизнедеятельность растений. | Работа с гербариями | Составить описание дикорастущего или культурного растения по плану |
23 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса | 1 | Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Вызвать чувство удивления и восхищения при изучении растений. | Беседа. Разработка экознаков. Работа с гербариями и иллюстрациями | Игра «Жизнь в водоеме» |
24 | Культурные растения поля, сада и огорода | 1 | Дать общее представление о культурных растениях поля, сада и огорода (хлебные растения, овощи, фрукты). Развивать умение описывать плоды растений, называя их отличительные признаки. Познакомить с трудом хлебороба, овощевода и садовода. | Практическая работа с гербариями, муляжами, натуральными наглядными пособиями | Конкурс рисунков и сообщений «культурные растения» |
25 | Лекарственные растения | 1 | Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. Работа с гербарием лекарственных растений. Коллективная работа «Составление памятки о правилах сбора некоторых лекарственных растений». Растения – лекари природы | Практическая работа «Чай с ромашкой и мятой» | Ролевая игра «Я лечу…». Памятка «Заповеди сбора лекарственных растений» |
26 | Разнообразие ягод | 1 | Расширить представление детей о разнообразии ягодных растений. Познакомить с ягодными кустарниками и кустарничками, травянистыми ягодными растениями, обратить внимание на ядовитые ягоды (вороний глаз и волчье лыко). Формировать представление о необходимости правильного сбора ягод; познакомить с лечебными свойствами ягод. Значение ягод в жизни животных . | Работа с гербариями. Беседа. Дидактическая игра «Узнай ягоду» | Зарисовка ядовитых растений. Таблица «Чем полезны ягоды» |
27 | Размножение растений | 1 | Расширить представления учащихся о разных способах размножения. (вегетативное и генеративное). Практическая работа «размножение растений с помощью семян». | Практикум | Посадка растений с помощью посева семян. (укроп пшеница) |
28 | Обобщающее занятие о жизни растений. | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии растений; повторить отличительные признаки разных групп растений; акцентировать внимание на значении растений в жизни человека и природы, формировать потребность положительного влияния на развитие растений, на предотвращение возможных отрицательных воздействий деятельности человека. | Рассказ – сказка о любимом растении. Обобщающая беседа. | Акция «Помоги растению!»конкурс творческих работ «Жизнь растений» |
29 | Царство грибов. Приложение 6 | 1 | Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов. Грибы-накопители вредных веществ. | Рассказ учителя, беседа, работа с иллюстрациями. | Рисунок «Второй ярус леса» |
30 | Съедобные и несъедобные грибы | 1 | Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Формировать представление о несъедобных грибах области. Формирование оказания первой медицинской помощи при отравлении | Беседа, сообщения детей, составление памятки | Рисунок «Съедобные и несъедобные грибы». Памятка о правилах сбора грибов. |
31 | Микроскопические организмы | 1 | Дать представления о некоторых видах микроскопических грибов. (дрожжевые, кефирные, плесневые) | Рассказ учителя, работа с иллюстрациями | Практическая работа «Выращивание плесневых грибов (хлебных)» |
32 | Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке | 1 | разбивка грядок, изготовление лунок, побелка стволов. Посадка декоративные растений. | Практикум | Дежурство и наблюдение юных экологов за восходами. Акция с привлечением родителей |
Заключение. Мы – юные экологи | 2 | Практика – 2 часа праздника | |||
33-34 | Обобщение проделанной экологической работы за год | 2 | Подготовка и проведение общешкольного праздника | Выставка творческих экологических работ учащихся и их семей «Мама, папа, я – экологическая семья » |
Cодержание программы 3-й год обучения
№ П/П | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | 2 | Теория -1 час, практика – 1 час | |||
1 | История Земли. Окаменелости. Жизнь на Земле. | 1 | Работа со схемами «Движение плит», рассказ о рождении планеты. Земная кора – понятие. Работа с картой мира и зарисовка схемы строения планеты. Что такое «окаменелости»?. Фантазии в рисунках детей «Репортаж из прошлого Земли», анализ нескольких работ. Работа со схемой «Жизнь на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли | Беседа, работа с картой. Обсуждение рисунков. Рассматривание и обсуждение по схеме. Диалог | Рисунок «Репортаж из прошлого Земли». Игра с картами – схемами «Что сначала, что потом?» |
2 | Где растения и животные живут сегодня? Наблюдения в природе. | 1 | Работа с картой полушарий, на которой изображен растительный и животный мир. Сравнение животных одного вида, живущих на разных континентах. Живая и неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы. | Диалог. Экскурсия | Рисунок животного одного вида, живущих на разных континентах. Игра «Живое - неживое» |
Среда обитания | 8 | Теория – 7 ч., практика – 1 час | |||
3 | Среда обитания. Природные зоны. | 1 | Определение среды обитания. Просмотр видеофрагментов различных природных зон Земли. Разнообразие живых организмов. | . Просмотр видеофрагментов | Рисунок животного, объяснение связи внешнего вида со средой обитания |
4 | Жизнь днем. Ночная жизнь | 1 | Взаимосвязь растений (фотосинтез) и животных, в зависимости от солнца (свет и тепло). Жизнь насекомых. Ночная жизнь насекомых. Приспособленность ночных животных | Работа с коллекциями насекомых. Сообщения детей. | Составление описания насекомого из коллекции. Игра «День-ночь» |
5 | Сезонные изменения | 1 | Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и вида осадков | Работа с картой полушарий. беседа | Составление схемы «Сезонные изменения» |
6 | Времена года на Земле. Год растения. Год животного | 1 | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли (экватор, тропики, полюса). Сравнение циклов жизни растений (однолетние, многолетние растения, лиственные и хвойные деревья, корнеплоды,)и животного | Беседа, диалог, работа со схемой | Игра-путешествие. Составление и зарисовка циклов жизни животного. |
7 | Сообщества. Изменения сообществ. | 1 | Взаимосвязь растительности, потребителей ее и хищников. Изменения природы после пожара. Изменения природы после вмешательства человека. | Беседа, рассматривание иллюстраций | Выпуск листовок «Береги природу!» |
8 | Пищевые цепочки и связи. | 1 | Составление пищевой цепочки по заданию учителя (в разных природных зонах) | Игра-соревнование «Составь цепочку» | Составление экологического проекта с нарушением одного звена в пищевой цепочке |
9 | Круговорот углерода и азота в природе | 1 | Ископаемое топливо – нефть, уголь. Их происхождение | Практикум. Работа по схеме | Составление загадок по теме |
10 | Парниковый эффект | 1 | Явление парникового эффекта | Рассматривание схемы возникновения парникового эффекта | Создание проекта «Влияние человека на круговорот углерода и его последствия для жизни на Земле» |
Жизнь животных | 4 | ||||
11 | Жизнь животных. Группы животных по способу воспроизводства | 1 | Размножение. Быстро и медленно размножающиеся животные. Исчезающие виды, причины: медленно размножающиеся животные, загрязнение среды. Деление животных по способу воспроизводства. Млекопитающие и яйцекладущие. Личинка – особая стадия развития животных | Беседа, диалог | Выявление причин исчезновения видов животных. Зарисовка стадий развития млекопитающих и яйцекладущих |
12 | Вымирающие организмы. Динозавры – вымерший вид животных. Приложение 7 | 1 | Понятие «вид». Причины вымирания видов: естественные и созданные человеком. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков | Диалог, работа в группах. Обсуждение, чтение сообщений детей | Мини-сочинение «Почему…». Создание проекта по группам «Почему вымерли динозавры?» |
Красная Книга – способ защиты редких видов животных и растений. Красная книга области. | 1 | Знакомство с Красной Книгой. Красная Книга области. Редкие животные. Редкие растения и насекомые | Чтение сообщений детей. Работа с коллекцией насекомых | Акция в школе «Знай и сохрани!» | |
Наблюдения в живой природе | 1 | Изменения в жизни птиц, насекомых. Взаимосвязи в природе | экскурсия | Зарисовка прилетевших на участок птиц | |
Животные морей и океанов рек и озер | |||||
13 | Рыбы. Форма тела. | 1 | Зачем рыбам хвост и плавники? (особая форма тела). Косяки рыб – жизнь группами, ориентиры на теле | беседа | Рисование «Сигналы на теле» |
14 | Жизнь на дне | 1 | Приспособленность животных, обитающих на дне. Светящиеся во тьме | беседа | Моделирование цепи питания |
15 | «Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. | 1 | О многообразии аквариумных рыбок | Сообщения детей. Рассматривание иллюстраций | Игра «Кто больше назовет названий рыб?» |
16 | Прибрежные птицы. Пресноводные растения и животные. | 1 | Особое строение клюва и лап прибрежных птиц | Рассматривание изображений клювов и лап прибрежных птиц | Игра «Чей клюв?» |
17 | Обитатели мангровых болот | 1 | Понятия «Воздушные корни», «прыгун», «брызгун», «четырехглазая рыба», «ламантин», «краб-скрипач», «носатые обезьяны» | Иллюстрированная беседа | Мини-сочинение от лица обитателя мангровых болот |
18 | Гости островов. Животные новых островов | 1 | Птицы – альбатрос, фрегат, олуша, тупик. Появление жизни на новом острове – очень медленное явление | Сообщения детей | Решение экозадачи «Когда на новом острове вырастит сад?» |
19 | Нелетающие птицы | 1 | Нелетающие птицы – обычное явление на островах иви, какапо, тахаке),. Появление людей ведет к вымиранию видов животных (новозеландская лиса, сумчатый волк, лемур) | рассказ | «как вести себя в природе?» - выработка правил для посетителей новых островов |
20 | Итоговый урок «Животные морей и океанов» | 1 | Брейн-ринг, подготовленный по вопросам, составленным детьми, их сообщениями. Рисунками, схемами | игра | |
Пустыни | 3 | ||||
21 | Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температуры. | 1 | Жители жаркой пустыни. Приспосабливаемость к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни | Сообщения детей | Игра «Кто где живет?» |
22 | Дождь в пустыне. Жизнь насекомых. | 1 | Зависимость циклов жизни от осадков. Насекомые - хищники | Видеофрагмент «После дождя в пустыне» | Составление пищевых цепочек |
23 | Наблюдение за живой природой | 1 | Птицы нашего двора | экскурсия | Оборудование кормушек, выявление видов кормов для различных птиц |
Леса | 4 | ||||
24 | Леса умеренной полосы. Виды деревьев и животных | 1 | 1/3 поверхности Земли покрыта лесами – вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса | Работа с картой полушарий | Мини-сочинение Зачем мы сажает леса?» |
25 | Жители северных лесов. Исчезающие виды животных | 1 | Обитатели северных лесов. Норки, соболи – редкие виды. Работа с экологическими справочниками. | Чтение сообщений о жителях северных лесов | Составление цепи питания |
26 | Наблюдение - сравнение | 1 | Сравнение природы своего края и северных лесов | Наблюдение. Диалог | Ведение «Дневника наблюдений» |
27 | Животный мир полярных районов. | 1 | Общие черты и различия видов животных, обитающих на севере и юге Земли | Сообщения детей | Составление цепи питания |
Реки и озера нашего края | 3 | ||||
28 | Животный мир возле рек и озер | 1 | Природа области – благоприятная среда обитания животных возле водоемов. Работа с Красной Книгой области | Работа с картой и атласом области
| Игра «Кто больше назовет» |
29 | Заказники и заповедники | 1 | Создание заказников и заповедников | Сообщения детей, беседа | Мини-сочинение «Зачем нам заповедные земли?» |
30 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | Знакомство с видами животных, населяющих наш край | Наблюдение, диалог | Ведение «Дневника наблюдений» |
Человек и животные | 3 | ||||
31 | Жизнь среди людей | 1 | Жизнь в городах. Человек и животное | беседа | Изготовление кормушек для птиц |
32 | Люди и паразиты | 1 | Понятие – паразиты. Питание за счет других | беседа | Работа со справочной литературой |
33 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека | Работа с микроскопом | Мини-сочинение «Защити себя» |
Заключение | 1 | ||||
34 | Итоговый урок Приложение 8 | 1 | Экологическая игра |
Содержание программы 4-ый год обучения
№ П/П | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | Краткое содержание | Формы и методы | Формы подведения итогов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Организм человека (17 часов) Из чего мы сделаны 3 часа | |||||
1 | Капелька – клеточка. Приложение 9 | 1 | Из каких клеток состоит человек. Откуда берутся морщины. | Беседа Ролевая игра | Памятка «Чтобы кости были здоровы» Проект «Из чего мы сделаны» |
2 | Рыцари в латах | 1 | Особенности строения скелета человека. Виды суставов. Что у нас внутри костей. | ||
3 | Как стать Геркулесом | 1 | Мышцы как двигатели. Виды мышц. Способы укрепления скелета и мышц. | ||
Как человек ест 5 часов | |||||
4 | Конвейер наоборот. | 1 | Белки, жиры, углеводы – откуда берутся, куда отправляются и для чего нужны организму. | Беседа Игра Рассказ диалог Дискуссия | Составить памятку о правильном питании. Акция «За здоровое питание» Конкурс рисунков «Защитим печень» Защита проектов |
5 | Дом языка. | 1 | Язык как орган вкуса. Слюна и гланды – «санитары» рта. | ||
6 | Пещера – сковородка. | 1 | Почему еда попадает в желудок, а не в лёгкие. Что происходит с пищей в желудке. Зачем нужен желудочный сок. | ||
7 | Змея – кормилица и её толстая сестра. | 1 | Тонкая кишка – насос для всасывания пищи. Что делает толстая кишка. | ||
8 | Необыкновенная погранзастава. | 1 | Печень – самый большой в организме склад углеводов, производитель желчи и крови. Как печень охраняет организм от микробов и нейтрализует яды. | ||
Для чего нужна кровь 4 часа | |||||
9 | Живая вода. | 1 | Почему кровь красная. Обмен между клетками и кровью. Почему кровь в венах течёт вверх. | Беседа Рассказ Экскурсия Практическая работа | Конкурс рисунков Памятка «Чтобы не было ссадин» Памятка «Здоровое сердце» Проект «Защитим сердце» |
10 | Помощники фабрики крови. | 1 | Что такое гной и почему он появляется. Кто поможет восполнить большую потерю крови. | ||
11 | Почки, которые никогда не распускаются. | 1 | Почки как санитары крови. | ||
12 | Глава фабрики крови. | 1 | Как устроено сердце и как оно работает. | ||
Как мы дышим 2 часа | |||||
13 | Что умеет нос. | 1 | Как устроен нос человека. Нос как орган обоняния и другие функции носа. | Экскурсия Беседа | Проект «Сказочное виноградное дерево» |
14 | Сказочное виноградное дерево. | 1 | Как устроены лёгкие. Процесс дыхания. | ||
Что всему голова 3 часа | |||||
15 | Главные разведчики головного мозга. | 1 | Органы зрения, слуха, обоняния, осязания и кожа как поставщики информации об окружающем мире в головной мозг. | Рассказ Диспут Практикум Сообщение детей | Памятка «Здоровый мозг» Игра |
16 | Камера хранения. | 1 | Где и как хранится информация об окружающем мире. | ||
17 | Для каждого дела свой мозг. | 1 | Отделы головного мозга, их функции. | ||
Здоровый образ жизни 16 часов Здоровый образ жизни и вредные привычки 2 часа | |||||
18 | Полезные привычки и здоровье. | 1 | Понятие о здоровом образе жизни. Привычки, способствующие сохранению здоровья. Правила здорового образа жизни. | Беседа диалог | Памятка |
19 | Вредные привычки. | 1 | Какие привычки считаются полезными. Их влияние на поведение человека и развитие его личности. Понятие о психоактивных веществах. Легальные (табак, алкоголь) и нелегальные (наркотики) психоактивные вещества. | ||
Табакокурение 6 часов | |||||
20 | Табак. | 1 | Происхождение и распространение табака. Состав табачного дыма. | Дискуссия Беседа Диалог Экскурсия Практикум | Антиреклама «Вред от сигарет» Конкурс рисунков Проект «Вредная привычка - курение» |
21 | Курение – медленная смерть. Приложение 10. | 1 | Воздействие никотина на органы дыхания, на кровеносную и нервную системы человеческого организма, на головной мозг. | ||
22 | Почему люди курят. | 1 | Причины курения. | ||
23 | От привычки до зависимости. | 1 | Влияние табакокурения на поведение человека и развитие его личности. Как привычка переходит в зависимость. | ||
24 | О пассивном курении. | 1 | Чем грозит некурящему человеку вдыхание табачного дыма. | ||
25 | Я – не курю! | 1 | Саморегуляция поведения в различных ситуациях. Моделирование ситуации отказа от курения. | ||
Алкоголь 5 часов | |||||
26 | Алкогольные напитки. | 1 | Происхождение и распространение алкоголя. Виды алкогольных напитков. | Дискуссия Беседа экскурсия | Проект «Алкоголь - яд» Антиреклама алгоколю |
27 | Алкоголь – яд! Приложение 11. | 1 | Воздействие алкоголя на органы и системы человека. | ||
28 | Почему люди употребляют алкоголь. | 1 | Причины употребления алкогольных напитков. | ||
29 | От привычки до зависимости. | 1 | Влияние алкоголя на поведение человека и развитие его личности. Стадии развития алкоголизма. | ||
30 | Алкоголю скажем – нет! | 1 | Саморегуляция поведения в различных ситуациях. Моделирование ситуации отказа от алкоголя. | ||
Наркотики 4 часа | |||||
31 | Что такое наркотики. | 1 | Происхождение и распространение наркотических веществ. Некоторые виды наркотиков. Действие наркотиков на личность, влияние на поведение человека. | Беседа Игра экскурсия | Проект «Даже не пробуй» |
32 | Наркомания – знак беды. | 1 | Стадии развития зависимости от наркотических веществ. Опасность воздействия наркотиков на организм человека. | ||
33-34 | Даже не пробуй! | 2 | Саморегуляция поведения в различных ситуациях. Моделирование ситуации отказа от наркотиков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна
Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...
Презентация детей по экологии
Предлагаю презентацию исследовательской работы учащейся 1 класса "Зеленая аптека на службе человека"...
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
урок по экологии "Экология животного мира"
разработка урока по экологии для расширения и углубления знаний детей о животных...
От экологии природы - к экологии души
Природа, я иду в тебяС душой и сердцем обнажённым.Прими, пожалуйста, любя, Хочу быть заново рождённой.Природа – матушка моя,Твои исполню повеленья.За все грехи прости меня,Возьми, как детку на ко...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ШКОЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ"ШАГ В НАУКУ" ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА.
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭКОЛОГИЯ ЖИЛИЩА. ФАКТОРЫ РИСКА...
Экология природы-экология души.
ЭКОЛОГИЯ ПРИРОДЫ - ЭКОЛОГИЯ ДУШИРуженкова Т.А. Учитель начальных классов, Ялгинской средней общеобразовательной школы РМ, Почётный работник о...