«Мониторинг эффективности и результативности внеурочной деятельности интеллектуального направления».
методическая разработка на тему

Носова Татьяна Александровна

доклад по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_effektivnosti.docx25.5 КБ
Файл prezentatsiya_shmo2.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Доклад на тему:

«Мониторинг эффективности и результативности

внеурочной деятельности интеллектуального направления».

 

Составитель: Носова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов    

высшей квалификационной категории.

2017 год

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.

                                Сенека младший - римский философ и писатель.

Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время. Каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС).

Цель: развить познавательные способности учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Материал занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у обучающихся формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Практика показала, что обучающиеся, которые регулярно решают логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

В моем классе занятия по РПС проходят один раз в неделю. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

У каждого ученика есть рабочая тетрадь, это облегчает мою работу по оценке качества внеурочной деятельности.

 В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников, включающих в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет.

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Дети прогнозируют результаты прямо в тетрадях.  Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Освоенные навыки мы отмечаем в рабочих тетрадях рядом с каждым заданием с помощью знаков «+» или «?». Для создания условий для успешного развития познавательных способностей и творческой активности обучающихся во внеурочной деятельности, развитие самоконтроля и самооценки ученика провожу мониторинг в начале года - стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); и в конце года - итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-контрольные задания.

 Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. В конце учебного года на каждого ученика заполняется мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса, что помогает для составления рабочей программы на следующий год обучения.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии мы проводим коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

 Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика и русский язык. В процессе урока на разных этапах я даю учащимся всевозможные задания, помогающие тренировать память, развивать мышление, воображение, логику. Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Результатом своей работы развития познавательных способностей младших школьников считаю: повышение уровня учебной мотивации, развитие сообразительности, пространственного и творческого мышления, воображения, умения анализировать, обобщать.

Дети показывают высокие результаты по олимпиадным заданиям, становятся победителями различных международных конкурсов, таких как «Медвежонок», «Кенгуру», ученица моего класса заняла 1 место не только в школе, но и районе.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Своей задачей считаю, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, необходимо систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения, именно курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС) способствует достижению этих целей.

Приложение 1.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть

повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мониторинг эффективности и результативности внеурочной д еятельности интеллектуального н аправления.

Слайд 2

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле. Сенека младший - римский философ и писатель.

Слайд 3

«Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (РПС ). Цель: развить познавательные способности учащихся на основе системы развивающих занятий.

Слайд 4

Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности; развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия , воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений; формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие коммуникативных умений; формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Слайд 6

Задания на развитие внимания и памяти

Слайд 7

Задания на совершенствование воображения и развитие логического мышления.

Слайд 8

3 Внимание Вообра- жение Восприятие Память Мышление Задание №1 №2 №3 Есть точка 2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 Фамилия, Имя Кол-во Фигурок за 2 мин. Количество придуманных рисунков количество зрит слух. Способн. сравнивать 9дуга) Способн. рассужд. (распл. предмет.) Способн. Анализу (закон.) Способн. классиф. (лишн. слово) рисун.. изобра- женных линий количество правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно правильно неправильно рисунков Числит. Правильно Неправильно точно соот. цветом на каранд . В круге 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Мониторинговая карта

Слайд 9

Результаты работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления (кружок "Занимательный английский")

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления «Умники и умницы»

Данная программа составлена на основе модернизационной программы  развивающего курса  и имеет социально-педагогическую направленность.Главной задачей обучения детей достижение оптимального о...

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "Шахматная азбука" 1-4 класс

Модифицированная программа «Шахматы - школе» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы -  школе» под редакцией ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (интеллектуальная направленность) «Увлекательное программирование в среде Scratch»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательног...

Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год занятий внеурочной деятельности интеллектуального направления «Всезнайка» 4 класс

Данный курс  интеллектуального направления «Всезнайка» в 4 классе проводятся по 1 часу в неделю,  направлен на формирование функциональной грамотности учащихся, способность самос...