Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления" Умники и умницы" для учащихся начальной школы
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ставровская средняя общеобразовательная школа
Собинского района Владимирской области
«Утверждаю » Директор МОУ Ставровской средней общеобразовательной школы Собинского района ______________ Никишиной Л.А. Приказ № ____ от «___» ____2010г
| Рекомендовано Рабочей группой по введению ФГОСТ протокол №___ от «____» _________ 2010 года |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружка
«Умники и умницы»
Срок реализации программы: 4 года
Программа рассчитана на детей 7-11 лет
Автор: Спиридонова Н.В. , учитель начальных классов
п.Ставрово
2010 год
Пояснительная записка
Программа объединения дополнительного образования «Умники и умницы» разработана на основе переработки программы Холодовой О.А.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.
Программа по логической математике для кружка "Умники и умницы" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Цель программы:
формировать и развивать логическое мышление
через образовательную область "математика": т. е.
* научить обобщать математический материал;
* логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
* развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
- овладение конкретными математическими знаниями;
- воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;
- развитие речи;
- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность науки – ценность знания, стремления к истине, научная картина мира.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
- учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
- учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
- учащихся, смотивированных на обучение.
Количество занимающихся в кружке -15 человек.
Программа рассчитана на 4 года обучения (134часа).
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".
Количество часов по годам обучения:
1 год обучения - 32 часа в год (1 раз в неделю по 35 минут);
2 год обучения -34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
3 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
4 год обучения - 34 часа в год (1 раз в неделю по 45 минут);
Основные формы работы кружка:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел программы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Общее количество часов |
1. | Тренировка психических процессов | 5 | 5 | 5 | 6 | 21 |
2. | Задачи геометрического характера | 9 | 3 | 4 | 9 | 25 |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | 5 | 9 | 17 | 10 | 41 |
4. | Нестандартные задачи логического характера | 10 | 14 | 6 | 6 | 36 |
5. | Игры А.З. Зака | 3 | 3 | 2 | 3 | 11 |
Всего | 134 |
1 год обучения
№п/п | Раздел программы | Тема | Вид деятельности | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудитор- ных занятий | Общее количество часов |
1. | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти | Игровая Познавательная Игровая, познав. Игровая, познават. Игровая, познав. | 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 |
2. | Задачи геометрического характера | Задания геометрического характера. Построение фигур с помощью трафарета. Составление и моделирование предметов. Построение фигур из счетных палочек. Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм». | Познавательная Трудовая, худ. творчество Трудовая, худ. творчество Трудовая, худ. творчество Трудовая, худ. творчество, игровая | 1 1 1 1 | 1 1 2 1 | 1 1 2 3 2 |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | Занимательный квадрат. Ребусы . Арифметические лабиринты. Математические фокусы. | Познавательная, игровая Познавательная, игровая Познательная , игровая Проблемно-ценностное общение | 1 | 1 1 1 1 | 1 1 2 1 |
4. | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Провоцирующие задачи. | Познавательная, игровая Познавательные, проблемно-ценностное общение | 3 1 | 5 1 | 8 2 |
5. | Игры А.З. Зака | Знакомство с игрой «Муха» | Игровая Социальное творчество | 1 | 1 1 | 2 1 |
Всего часов | 11 | 21 | 32 |
2 год обучения.
№п/п | Раздел программы | Тема | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудитор- ных занятий | Общее количество часов |
1. | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти | 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 |
2. | Задачи геометрического характера | Уникурсальные кривые. Построение геометрических фигур из конструктора «Монгольская игра» | 2 | 1 | 1 2 |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | Магические фигуры Ребусы Арифметические лабиринты Математические фокусы | 1 2 1 | 1 2 1 1 | 2 4 1 2 |
4. | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Задачи с альтернативным условием Комбинаторные задачи | 3 2 2 | 4 2 1 | 7 4 3 |
5. | Игры А.З. Зака | Знакомство с игрой «Просветы» | 1 | 1 1 | 2 1 |
Всего часов | 15 | 19 | 34 |
3 год обучения
№п/п | Раздел программы | Тема | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Общее количество часов |
1. | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Развитие концентрации внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти | 1 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 |
2. | Задачи геометрического характера | Составление и моделирование предметов Построение геометрических фигур из конструктора «Вьетнамская игра» Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм» | 1 | 1 2 | 1 2 1 |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | Ребусы Величины. Старинные единицы измерения величин Математические фокусы | 1 6 1 | 1 7 1 | 2 13 2 |
4. | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Задачи с опорой на жизненные ситуации | 1 1 | 2 2 | 3 3 |
5. | Игры А.З. Зака | Знакомство с игрой «Ход конем» | 1 1 | 1 1 | |
Всего часов | 14 | 20 | 34 |
4 год обучения
№п/п | Раздел программы | Тема | часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | Общее количество часов |
1. | Тренировка психических процессов | Вводное занятие Тестирование Тренировка внимания Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти Развитие быстроты реакции и мышления | 1 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 |
2. | Задачи геометрического характера | Из истории геометрии Уникурсальные линии Составление и моделирование предметов Построение геометрических фигур из конструктора «Танграм» | 2 1 | 1 2 1 2 | 1 4 1 3 |
3. | Нестандартные задачи алгебраического характера | Из истории арифметики Ребусы Арифметические лабиринты Цифровая головоломка «Судоку» Кросснамберы | 1 1 1 2 | 1 1 1 2 | 2 1 1 2 4 |
4. | Нестандартные задачи логического характера | Логические задачи Провоцирующие задачи | 2 | 3 1 | 5 1 |
5. | Игры А.З. Зака | Знакомство с игрой «Почтальон» | 2 1 | 2 1 | |
Всего часов | 12 | 22 | 34 |
Содержание программы
Содержание объединения дополнительного образования "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
- Тренировка психических процессов.
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. Используемые задания не только способствуют развитию столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию, от года к году.
В данном блоке подобраны задания на:
-развитие концентрации внимания;
-тренировку внимания;
-тренировку слуховой памяти;
-тренировку зрительной памяти;
- развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);
-совершенствование воображения.
На каждом занятии этого блока предусматривается выполнение практической работы и использование следующих видов деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностного общения.
- Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество.
Первый год обучения.
-построение фигур с помощью трафарета;
-составление и моделирование предметов;
-штриховка предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
-построение фигур из конструктора "Танграм".
Практическая работа: освоение различных способов штриховки; построение фигур с помощью конструктора; счетных палочек и трафарета.
Второй год обучения
- уникурсальные кривые;
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм"..
Практическая работа: освоение приемов черчения и составления «Танграма»; отработка на практике построения и составления фигур.
Третий год обучения.
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-уникурсальные кривые;
-построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм";
-разрезание фигур.
Практическая работа: подготовка оборудования и моделирование фигур; освоение техники вырезания; оформление тематического панно.
Четвертый год обучения.
- составление и моделирование многогранников;
-построение фигур из счетных палочек;
-уникурсальные кривые;
-построение фигур из конструктора "Колумбово яйцо". Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм".
Практическая работа: построение многогранников; работа над проектом « В мире пирамид», конкурс пирамид.
- Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления.
При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая деятельность, социальное творчество, художественное творчество.
Первый год обучения.
- занимательный квадрат;
- ребусы;
-занимательные рамки;
-числовые головоломки ;
-арифметические лабиринты ;
-математические фокусы.
Практическая работа: разучивание математических фокусов, составление числовых головоломок, разгадывание ребусов.
Второй год обучения.
-арифметический шифр;
- математический фокус;
-арифметические лабиринты с воротами;
-математические ребусы;
-магические квадраты 3*3;
Практическая работа: показ математических фокусов; составление и разгадывание математических ребусов.
Третий год обучения.
-задачи на переливание;
-задачи на взвешивание;
-математический фокус ;
-математические ребусы;
-арифметические лабиринты с воротами;
-магические квадраты.
Практическая работа: составление арифметических лабиринтов; работа над проектом « Считай, смекай, отгадывай».
Четвертый год обучения.
-задачи на переливание и на взвешивание;
-математический фокус ;
-математические ребусы;
-арифметические лабиринты с воротами;
-магические фигуры;
-цифровая головоломка "судоку" ;
-кросснамберы.
Практическая работа: составление и разгадывание «судоку», интеллектуальные игры «Умники и умницы», «Алфавит».
- Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество.
Первый год обучения.
- логические задачи;
-провоцирующие задачи.
Практическая работа: решение логических и провоцирующих задач.
Второй год обучения.
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
Практическая работа: составление и разгадывание анаграмм, решение комбинаторных задач.
Третий год обучения.
-логические задачи на причинно-следственные цепочки;
-задачи с опорой на жизненные ситуации;
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
Практическая работа: составление и решение задач с опорой на жизненный опыт детей, интеллектуальные игры « Счастливый случай», « крестики-нолики».
Четвертый год обучения.
-провоцирующие задачи;
-логические задачи на причинно-следственные цепочки;
-задачи с опорой на жизненные ситуации;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
Практическая работа: работа над проектом «Математика вокруг нас», интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».
- Игры Зака А.А.
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
При проведении занятий по данному блоку используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, социальное творчество, проблемно-ценностное общение, выполняются практические работы: тренинги .
Первый год обучения
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме ( "Муха")
Второй год обучения
- игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Третий год обучения
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме.( "Муха", "Просветы", "Ход конём")
Четвертый год обучения
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме("Муха", "Просветы", "Ход конём", "Почтальон").
Методическое обеспечение
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам". Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике", составленного для занятий кружка "Умники и умницы". Продолжительность основной части - 30-25мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие - тестирование.
Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой кружка "Умники и умницы" используются основные методы обучения:
- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
-исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
- тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
- участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
- участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
- участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
-составлять, моделировать и штриховать предметы;
-находить закономерность;
-классифицировать предметы, слова;
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.
К концу первого года обучения дети должны выйти на первый уровень воспитательных результатов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни ( школьники приобретают знания о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска дополнительной информации)
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-делать выводы, простейшие умозаключения;
-решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
-использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
-решать нестандартные задачи по математике.
По результатам второго и третьего года обучения учащиеся выходят на второй уровень воспитательных результатов, а именно: приобретают опыт позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
-решать логически- поисковые задачи, нестандартные задачи;
-находить несколько способов решения задач.
К концу четвертого года обучения учащиеся выходят на третий уровень воспитательных результатов , а именно: приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия, т.е. опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов ( 1 год ) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов ( 2-3 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов ( 4 год) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - возможности и роль математики в познании окружающего мира, понимать математику как часть общечеловеческой культуры. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | - общие приемы и способы решения логических задач; - отличительные математические признаки объектов; - необходимые сведения о геометрических телах и геометрических фигурах; - необходимую математическую терминологию. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителей и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию | - обнаруживать модели геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о математике в других областях знаний; - приемы сравнения и классификации по заданным критериям; -умение устанавливать аналогии; - речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Литература
1. . Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
2.Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
4 Зак А.З. "Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет". - М., "Новая школа", 1996 г.
5. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в 1(2,3,4)классе."- М., Илекса, 2005.
6. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
7. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
8.Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: "Академия развития", 2001 г.
10. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.
11. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы»
Данная программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социальной направленности “МЫ ВМЕСТЕ ” для учащихся 4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы вместе" включает 8 разделов, охватывающих всю школьную жизнь четвероклассников....
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:1)развитие мышления...
Рабочая программа по внеурочной деятельности интеллектуального направления «Умники и умницы»
Данная программа составлена на основе модернизационной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую направленность.Главной задачей обучения детей достижение оптимального о...
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления "Шахматная азбука" 1-4 класс
Модифицированная программа «Шахматы - школе» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (интеллектуальная направленность) «Увлекательное программирование в среде Scratch»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательное программирование в среде «Scratch» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательног...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» (3 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...