Рабочая программа по факультативному курсу «Мир логики"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа курса по выбору «Мир логики» предназначена для учащихся, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» по таким направлениям, как социальное и общеинтеллектуальное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_logiki.docx | 167.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы и методических рекомендаций по внеурочной деятельности в начальной школе «Мир логики» Светланы Гин.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 мин.
Программа курса по выбору «Мир логики» предназначена для учащихся, желающих овладеть навыками основных мыслительных операций. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» по таким направлениям, как социальное и общеинтеллектуальное.
В современных условиях информационного общества одной из важных задач становится воспитание информационной культуры, что предполагает осознание потребности в новых знаниях, определение пробелов в знаниях и выработку стратегии их поиска; сравнение и оценку информационных ресурсов, применение и передачу информации.
К метапредметным результатам обучения на ступени начального общего образования относится формирование познавательных универсальных учебных действий как основы умения учиться. К формируемым учебным действиям относятся следующие: сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; анализ объектов; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, построение рассуждения об объекте, его свойствах и связях; осуществление подведения под понятие; установление аналогий, обобщение на основе выделения сущностных связей и др.
Развитие умения учиться обеспечивает переход к дальнейшему самообразованию и самовоспитанию, развитие интеллектуальной инициативы, любознательности, способности к организаци познавательной деятельности.
Программой курса по выбору "Мир логики" предусматривает дальнейшее совершенствование полученных знаний и умений, формирование ключевых компетенций, развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
Цель курса: обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения и др.; формирование информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Тематическое планирование курса.
(34 часа).
№ п/п | Тема занятий. | Кол- во часов | Фактическая дата | Дата проведения |
1 | Знакомство с курсом «Мир логики». | 1 | ||
2 | Признаки объекта. | 1 | ||
3 | Различия. | 1 | ||
4 | Сходство. | 1 | ||
5 | Существенные признаки. | 1 | ||
6 | Характерные признаки. | 1 | ||
7 | Упорядочение признаков. | 1 | ||
8 | Правила сравнения. | 1 | ||
9 | Значение сравнения. | 1 | ||
10 | Понятие о классах. | 1 | ||
11 | Правила классификации. | 1 | ||
12 | Вопросы. | 1 | ||
13 | Алгоритм. | 1 | ||
14 | Закономерности в числах и фигурах. | 1 | ||
15 | Закономерности в буквах и словах. | 1 | ||
16 | Логические задачи. | 1 | ||
17 | Причина и следствие. | 1 | ||
18 | Причинно- следственные цепочки. | 1 | ||
19 | Противоположные отношения между понятиями. | 1 | ||
20 | Отношения «род- вид» между понятиями. | 1 | ||
21 | Упорядочение по родовидовым отношениям. | 1 | ||
22 | Виды отношений между понятиями. | 1 | ||
23 | Определения. | 1 | ||
24 | Анализ ошибок в построении определений. | 1 | ||
25 | Умозаключения. | 1 | ||
26 | Анализ ошибок в построении умозаключения. | 1 | ||
27 | Язык и логика. | 1 | ||
28 | Придумывание по аналогии. | 1 | ||
29 | Использование аналогии в обучении. | 1 | ||
30 | Продолженная аналогия. | 1 | ||
31 | Рассуждения. | 1 | ||
32 | Анализ ошибок в построении рассуждений. | 1 | ||
33 | Юмор и логика. | 1 | ||
34 | Обобщающее занятие. | 1 |
Литература.
- Агафонова И. Н. Учимся думать: Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. Спб.: МиМЭкспресс, 1996.
- Бойко А. П. Логика: для учащихся школ, гимназий, лицеев. М., 1993.
- Багурина Л. Я начинаю учиться: Вып. 2. Логическое мышление. М.: Линор,1995.
- Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М.: Новая школа, 1996.
- Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1996.
- Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи: для учащихся начальной школы. Спб.: Лань; МИК,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс
Данный материал разработан на основе авторской программы по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике" составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу: "Я-гражданин России "
Рабочие программы внеурочной деятельности для 3 класса по курсам " Я- гражданин "....
Рабочая программа по факультативному курсу: " Я- чемпион".
Нормативно- правовые документы, цели и задачи программы, тематическое распределение часов по разделам....