Рабочая программа по факультативному курсу: " Я- чемпион".
материал по физкультуре (3 класс) по теме

Сотникова Елена Анатольевна

Нормативно- правовые документы, цели и задачи программы, тематическое распределение часов по разделам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_chempion.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочный кружок «Я – чемпион».

1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:

нормативно-правовых документов федерального уровня:

Организация образовательной деятельности в начальных классах в 2013-2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации (с изменениями и дополениями)
  2. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (с изменениями и дополнениями).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  6. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012  г.  № 47-14801/12-14 «О преподавании комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  9. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края».
  10. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
  11. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общего образования».
  12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09.06.2012 г.  № 03-470 «О разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
  13. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  14. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 г. № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году».
  15. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
  16. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
  17. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
  18. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17958/11-14 «О методических рекомендациях по реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях».
  19. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 25.01.2012 г. № 47-786/12-14 «О содержательных и организационных особенностях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
  20. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 г. № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования».

       1.2. Цели программ.

Создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр  и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать сообразительность, речь,  воображение;
  •   коммуникативные умения (внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции);
  • эмоционально - чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

        1.3.Роль курса в учебном плане.

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  •  развивать сообразительность, речь,  воображение;  
  •  коммуникативные умения (внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции) и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

                                         1.4.Обоснование выбора программы.

        Данный курс способствует укреплению здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни; обобщению и углублению знаний об истории, культуре народных игр;  развитию умений работать в коллективе.

                                           2. Общая характеристика курса.

Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Игры являются одним из традиционных средств педагогики.  Испокон веков, в играх ярко  отражается образ жизни людей,  их быт, труд;  представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Игра проявляет смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.  

Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

                                  3. Место курса «Я - чемпион» в учебном плане.        

           Программа «Чемпион» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом БМОУ СОШ №12 на кружок в 3 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеаудиторной занятости.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.

Данная рабочая программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 2014-2015 учебный год.

4.Ценностные ориентиры содержания курса.

Духовно - нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы.  Ценностные ориентиры начального образования на современном этапе относят:

• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние

общества;

– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих»

и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;

• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней

нуждается;

– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и

принимать решения с учетом позиций всех участников;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии

этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной

культурой;

• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать

свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; – формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью,

безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

        Метапредметные результаты   и овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  3. Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  4. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.      

Предметные результаты  

  1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.
  2. Овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
  3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
  4. Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.
  5. Выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения.
  6. Выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.  

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 3  класса должны             иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  •  о способах изменения направления и скорости движения;
  •  о народной игре как средстве подвижной игры;  об играх разных народов;
  • о соблюдении правил игры
  • уметь:
  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  •  играть в подвижные игры;
  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  •  выполнять строевые упражнения;
  • соблюдать правила игры.

6.Содержание учебного предмета, курса.

Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

7. Таблица тематического распределения количества часов  кружка «Я – чемпион» 3 класс.

№ п\п

Разделы, название темы

Кол.ч

Элементы содержания

Виды деятельности.

1

Народные игры.

6 ч

Русская народная игра «У медведя во бору»

 «Филин и пташка».

  «Горелки».

  «Кот и мышь».

 «Блуждающий мяч».

  «Зарница».

активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время; познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга; формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств; создавать условия для проявления чувства коллективизма; развивать сообразительность, речь (внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции);  эмоционально-чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.  

2.

Игры на развитие психических процессов.

6  

   Игры на развитие восприятия.

  Упражнения и игры на внимание

   Игры на развитие памяти.

   Игры на развитие воображения.

  Игры на развитие мышления и речи.

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

 уметь:  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;   выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; формировать у детей  уверенность в своих силах. Уметь применять игры  самостоятельно.

3.

Подвижные игры.

14

   Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

  Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

   Игра с мячом «Охотники и утки».

  Весёлые старты с мячом.

  Игра «Волк во рву»

  Весёлые старты со скакалкой.

 «Попрыгунчики-воробушки»,

 «Два Деда Мороза», «Метко в цель»,  «Белки, волки, лисы»,   Игра «Совушка», «Удочка»,  «Перемена мест», «Салки с мячом»,  «Прыгай через ров».

уметь: выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;   выполнять комплексы упражнений утренней     зарядки и физкультминуток; играть в подвижные игры;  воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

4.

Спортивные игры.

Футбол. Баскетбол.  Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч»,

«Чемпионы малого мяча»,  Метание с плеча. «Чиж»,  «Забрасывание белого мяча».  
Спортивный праздник.  

знать: о способах и особенностях движение и передвижений человека;      о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки; о причинах травматизма  и правилах его предупреждения.  

 8.Материально-техническое обеспечение курса.

      Лях В. И. «Физическая культура, 1 – 4 кл.».

 Учебно – практическое оборудование: стенка гимнастическая; скамейка гимнастическая жесткая (2 м; 4 м);  комплект навесного оборудования (мишени для метания); мячи; палка гимнастическая;     скакалка детская; кегли; мат гимнастический  обруч;   флажки: разметочные с опорой, стартовые;                              лента финишная;  рулетка измерительная; шахматы;  шашки.

СОГЛАСОВАНО                                                                                  СОГЛАСОВАНО

протокол заседания МО учителей                                                       заместитель директора по УВР

нач. кл. от _28.08.2014 г. № __1__                                                         ____________ /Евдокимова Н.В./

руководитель МО _______ / Зуева Е.С./                                            дата  28.08.2914г.

Календарно -  тематическое планирование по кружку «Чемпион» 3 класс.

№ п\п

№ т\у

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика деятельности учащихся

Народные игры (6 ч)

1

1

Русская народная игра «У медведя во бору»

1

активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;

познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

создавать условия для проявления чувства коллективизма;

развивать сообразительность, речь (внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции )  и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

2

2

 Русская народная игра «Филин и пташка».

1

 3

 3

  Русская народная игра «Горелки».

1

4

4

  Русская народная игра «Кот и мышь».

1

5

5

  Русская народная игра «Блуждающий мяч».

1

6

6

  Русская народная игра «Зарница»

1

Игры на развитие психических процессов (6ч)

7

1

   Игры на развитие восприятия.

1

 уметь:

 выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 

 выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

Формировать у детей  уверенность в своих силах. Уметь применять игры  самостоятельно.

8

2

  Упражнения и игры на внимание

1

9

3

   Игры на развитие памяти.

1

10

4

   Игры на развитие воображения.

1

11

5

  Игры на развитие мышления и речи.

1

12

6

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

1

Подвижные игры (10ч)

13

1

   Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками».

1

уметь:

выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

  выполнять комплексы упражнений утренней     зарядки и физкультминуток;

играть в подвижные игры;

воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

14

2

  Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

1

15

3

   Игра с мячом «Охотники и утки».

1

16

4

  Весёлые старты с мячом.

1

17

5

  Игра «Волк во рву»

1

18

6

  Весёлые старты со скакалкой

1

19

7

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

1

20

8

Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

1

21

9

Игра «Белки, волки, лисы».

1

22

10

  Игра «Совушка».

1

Подвижные игры (4ч)

23

1

 Игра «Удочка»

1

уметь:

составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

играть в подвижные игры.

24

2

Игра «Перемена мест»

1

25

3

  Игра «Салки с мячом».

1

26

4

  Игра «Прыгай через ров».

1

Спортивные игры (8ч)

27

1

 Футбол

1

знать:

о способах и особенностях движение и передвижений человека;

о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

о причинах травматизма  и правилах его предупреждения.

28

2

Баскетбол.

1

29

3

Футбол

1

30

4

Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч»,

1

31

5

«Чемпионы малого мяча»

1

32

6

 Метание с плеча.

Чиж

1

33

7

«Забрасывание белого мяча»  

1

34

8

Спортивный праздник.

1

Итого 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс

Данный материал разработан на основе авторской программы  по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике"  составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу: "Я-гражданин России "

Рабочие программы внеурочной деятельности для 3 класса по курсам  " Я- гражданин "....

Рабочая программа по факультативному курсу: " Я-исследователь".

Нормативно- правовые документы, цели, задачи, программы, тематическое распределение часов и КТП....