Рабочая программа по факультативному курсу: "Я-гражданин России "
рабочая программа (3 класс) на тему

Сотникова Елена Анатольевна

Рабочие программы внеурочной деятельности для 3 класса по курсам  " Я- гражданин ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanin_rossii.docx54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  внеурочного кружка «Я – гражданин России».

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

                Организация образовательной деятельности в начальных классах в 2013-2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  2. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (с изменениями и дополнениями).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  6. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012  г.  № 47-14801/12-14 «О преподавании комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  8. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  9. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных  учреждений Краснодарского края».
  10. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
  11. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общего образования».
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09.06.2012 г.  № 03-470 «О разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».
  14. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010 г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
  15. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 г. № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году».
  16. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
  17. Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 26.08.2013 г. № 5372 «О примерных учебных планах для специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений Краснодарского края».
  18. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17957/11-14 «О методических рекомендациях по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
  19. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 09.11.2011 г. № 47-17958/11-14 «О методических рекомендациях по реализации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях».
  20. Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 25.01.2012 г. № 47-786/12-14 «О содержательных и организационных особенностях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО».
  21. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 27.09.2012 г. № 47-14800/12-14 «Об организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях, реализующих ФГОС начального и основного общего образования».

1.2. Цели и задачи курса.

Цель курса конкретизируют следующие задачи:

- содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

- помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими   присвоению   определенных   норм   морали, нравственности.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

1.3. Роль предмета в учебном плане.

Курс  «Я — гражданин России»  способствует  расширению общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине,  с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

1.4. Обоснование выбора программы.

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

 2. Общая характеристика учебного предмета, курса:

Курс «Я — гражданин России» состоит из 2-х частей, 1-я часть — «Я — гражданин России» (Я — моя страна — мой мир) изучается в 3-м классе, 2-я часть — «Я — гражданин России» (Мое настоящее и мое далекое прошлое) — в 4-м классе.

Для учащихся 3-го класса составлен учебник-хрестоматия, в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, из литературных произведений - сказок, мифов, рассказов и стихотворений. В 4-м классе линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Твоя Россия».

3.Место учебного предмета в учебном плане.

В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 135  часов: 67 часов  в 1-2 классе и 68 часов  в 3-4 классе.

  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай, так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного  из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы – общечеловеческая ценность жизни, на осознании себя как части природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека  и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения  к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включённых в учебники русского языка.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование  эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека; развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом, к творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя  страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию других культур и языков.

 5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.  Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

6. Содержание учебного предмета, курса.

 Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах.

«Азбука права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

 Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Само знакомство с этими основополагающими документами предусматривается только в конце 1 -го года обучения.

В следующих классах происходит более детальное изучение текста Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.

Преподавание курса «Азбука права» в начальной школе строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в начальной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. «Я - гражданин России»

многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).        

Раздел I. Россия — моя Родина (7 ч)  Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия

Раздел П. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 ч) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).

Раздел III. Далекая Россия становится близкой (8 ч) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.

Раздел IV. Россия и мир (10 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество.

Заключение (1 ч) Я живу в России.

7. Таблица тематического распределения количества часов.

п/п

Разделы,  название темы

Ко-ли-чест-во часов

Элементы содержания

Виды деятельности

К1.

 Россия – моя Родина

7ч.

 Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России

22

Без прошлого нет настоящего и будущего

8 ч.

Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

 Межпредметные:

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

33

Далекая Россия становится близкой

8 ч.

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.

Личностные:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

44.

Россия и мир

10 ч.

 Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество.

Познавательные:

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

55.

Заключение. Я и Россия

1 ч.

Я живу в России.

Познавательные:

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Личностные:

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Итого

34 ч.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.    

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004

Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

«Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

Хрестоматия «Твоя Россия»

Технические средства обучения:

  Демо -Аудио/видеомагнитофон.

CD/DVD-проигрыватели.

Компьютер с художественным программным обеспечением.

Проектор для демонстрации слайдов.

Мультимедийный проектор.

Магнитная доска.

Экран.

Экр-приложения к программе.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

СОГЛАСОВАНО                                                                           СОГЛАСОВАНО

протокол заседания МО учителей                                             заместитель директора по УВР

нач. кл. от  28.08_2014г. № 1                                                        ____________ /Евдокимова Н.В/

руководитель МО _______ / Зуева Е.С./                                  дата 28.08.2014 г.

Календарно – тематическое планирование по кружку «Я – гражданинин России» 3 класс

п\п

п\п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Обо-ру-

До-ва-

ние

Характеристика универсальных

учебных действий

1

Россия – моя Родина

7ч.

1

1

Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция).

Табли-цы, диск

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России.

2

2

Россия многонациональное государство.

3

3

Москва — столица России. Современная карта России.

4

4

Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах).

5

5

Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника.

6

6

Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн).

7

7

Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).

Без прошлого нет настоящего и будущего

8 ч.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

 Межпредметные:

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

8

1

Человек — самое необычное существо на Земле.

Таблицы, диск

9

2

Связь настоящего с прошлым.

10

3

Связь настоящего с прошлым.

Закрепление

11

4

Представления о происхождении, становлении человека.

12

5

Представления о происхождении, становлении человека  (научная

 литература).

13

6

Представления о происхождении, становлении человека (религиозно-мифологическая версия).

14

7

Мифы

15

8

Легенды.

Далекая Россия становится близкой

8 ч

16

1

Как воскресить прошлое.

Личностные:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Коммуникативные:

 - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

17

2

Археология.

Таблицы, диск

18

3

Этнография.

19

4

Топонимика.

20

5

Имена и фамилии.

21

6

Время и пространство в истории (хронология)

22

7

Время и пространство в истории (хронология и  историческая карта).

23

8

Письменность.

Россия и мир

10 ч.

24

Россия и другие страны мира (историческая карта мира России и ряда других стран).

Таблицы, диск

Познавательные:

 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;  овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

 знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;

 умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края.  

Регулятивные:

способность регулировать собственную деятельность  (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач).

25

 Земля — наш общий дом.

26

Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество).

27

Общечеловеческие проблемы

(сохранение мира и здоровья)

28

Общечеловеческие проблемы

(формирование экологического сознания)

29

Общечеловеческие проблемы,

 их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории.

30

«Чудеса света» (искусство, наука, культура )

31

«Чудеса света» (искусство, наука, культура).

32

«Чудеса света» (искусство, наука, культура ).

33

Международное сотрудничество.

34

Заключение.

Я и Россия.

Познавательные:

 умение рассказывать о важнейших событиях в истории России;

 находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Личностные:  способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Итого:

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс «Я – .Гражданин России 4 класс, система Занкова

В данной статье представлен материал о проведении занятий по факультативному курсу "Я - гражданин России" (система Л.В.Занкова, 4 класс)...

Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс

Данный материал разработан на основе авторской программы  по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)

Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике"  составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс

Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курс «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» (ФГОС)

Основная цель программы воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. ...

рабочая программа по внеурочному курсу "Я- гражданин России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...