Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями ФГОС.Программа содержит характеристику, описание места и содержание учебного предмета, предметные результаты, требования к результатам УУД, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_ritorika.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО Начальных классов Протокол № от | Согласовано ______________ Заместитель директора по НМР | Утверждаю ____________________ Директор МБОУ СОШ № 18
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
По факультативному курсу «Риторика» во 2 б классе
Составитель:
Вольская О.А.,
учитель нач. классов,
высшая квалиф. категория
Срок действия программы:
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования.
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1].
Общая характеристика курса
В программе каждого класса выделяются два блока: Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных
умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Место курса «Риторика» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Риторики» во 2 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Содержание курса учебного предмета «Риторика»
2 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
Ожидаемые результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;
– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;
– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
– анализировать тактичность речевого поведения в семье;
– объяснять правила вежливого поведения.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);
– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;
– отличать подробный пересказ от краткого;
– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;
– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;
– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;
– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;
– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;
– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;
– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;
– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях
– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;
– определять тему, основную мысль несложного текста;
– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);
– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);
– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;
– давать оценку невежливому речевому поведению.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Календарно – тематическое планирование
по факультативному курсу «Риторика»
Класс 2б
Учитель Вольская О.А.
Количество часов:
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе авторской программы Ладыженской Т.А. курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2010.
Учебник Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 2 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО
«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
№ п/ п | Тема урока | Кол- во ча-сов | Обучающая цель | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Сроки | ||||
понятия | предметные | универсальные учебные действия | Личност-ные | план | факт | ||||
ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов) | |||||||||
1 | Что такое успешное общение. |
1 | Объяснить, что такое успешное общение. Показать уместность использования словесных и несловесных форм приветствия в разных ситуациях. | Речь, общение | Знания: Познакомятся с учебником Умения: научатся объяснять значение речи, общения в жизни людей | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме Коммуникативные: Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения. | Моделиро-вать своё речевое поведение в ситуации приветствия в зависи-мости от условий общения | ||
ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА | |||||||||
2-4 | Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания) Говорит–пишет. Твои речевые роли. | 3 | Знакомство с наукой риторикой, обсуждение ее значения для общения; значение риторических умений. Знакомство с общением как процессом взаимодействия людей, в котором есть две стороны. | Наука Риторика. | Знания: познакомятся с элементами учебной книги, условными знаками. Умения: научатся анализировать речевую ситуацию, определять ее компоненты. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: использовать общие приёмы решения учебно-практических задач. Коммуникативные Оценивать соответствие высказывания речевой ситуации, в частности его адресату. Создавать устные высказывания, учитывая адресата высказывания. | Высказы-ваться о значении языка и речи в жизни людей | ||
КАК МЫ ГОВОРИМ | |||||||||
5-8 | Темп. Громкость. То же слово, да не так бы молвить (тон речи). Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. | 4 | Знакомство с темпом как средством выразительности устной речи; громкостью как средством выразительности уст-ной речи; с тоном как одним из средств выразительности устной речи. | Темп. Мимика, жесты, поза. Говоря-щий взгляд. | Знания: научатся называть несловесные средства общения. Умения: определять соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | Использо-вание несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях | ||
УЧУСЬ СЛУШАТЬ | |||||||||
9-13 | Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят, слушаю! Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день! | 5 | Рассматривание слушания как речевой деятельности. Показываем роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания. Учим слушать, обращая внимание на содержание речи, на ту информацию, которая предается несловесными средствами устной ре-чи. | Знания: научатся называть словесные и несловесные сигналы (средства) Умения: пользоваться приемами слушания в учебной деятельности: при объяснении материала, при восприятии на слух текстов и т.д. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях. Коммуникативные: Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности. | Осозна-вать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях | |||
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА | |||||||||
14-15 | Вежливая просьба. Скрытая просьба. | 2 | Знакомство с просьбой как этикетным речевым жанром, с отличием просьбы от требования и мольбы, со средства-ми вежливого выраже-ния просьбы. | Скрытая просьба. Ненавязчи-вая просьба. | Знания: научатся называть речевые формулы вежливой просьбы Умения: оценивать корректность речевого поведения, использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили. Коммуникативные: моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения | Уместное употребление средств выражения просьбы. | ||
УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ | |||||||||
16-17 | О чём нам говорит шрифт. Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы… | 2 | Познакомить с вариантами оформления текста на письме. Связь оформления и смысла текста. | Чтение схем, таблиц | Знания: научатся объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах. Умения: анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. | Регулятивные: реализовывать устные и письменные высказывания Познавательные: рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. Коммуникативные: уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; | Анализировать тактич-ность речевого поведения в семье | ||
ТЕКСТ (II часть – 17 часов) | |||||||||
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ | |||||||||
18-20 | Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение) Опорные слова. | 3 | Познакомить с отличием текста от набора предложений. Знакомство с заго-ловком, отражающим тему текста. | Опорные слова. | Знания: научатся определять тему и основную мысль текста; выделять опорные слова в тексте. Умения: Составление текста по ключевым словам. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров | Осозна-вать разнообра-зие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения | ||
ПЕРЕСКАЗ | |||||||||
21-23 | Подробный пересказ. Краткий пересказ. План. | 3 | Обучение подробному пересказу. Обучение краткому пересказу Обучение составлению плана к тексту. | Подроб-ный пересказ. Краткий пересказ. План. | Знания: знакомство с планом-оглавлением. Умения: пересказывать текст подробно; реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста. | Регулятивные: пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа Познавательные: осуществлять смысловое чтение, составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам. Составлять план текста для пересказа. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Осозна-вать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях | ||
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ | |||||||||
24-25 | Согласие или отказ. Отказывай, не обижая. Ответы на отказ. | 2 | Знакомство с согласием или отказом как воз-можными ответами на просьбу; со средствами, смягчающими отказ: вежливыми словами, объяснением причины отказа, обещание выполнить просьбу впоследствии, соответствующими мимикой, жестами, то-ном. | Знания: знакомство со средствами, смягчающими отказ. Умения: оценивать корректность речевого поведения. | Регулятивные: выбирать действия в ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы. Познавательные: использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при обращении с просьбой и при вежливом отказе. Коммуникативные: строить этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие; просьба–отказ–ответ на отказ. | Этические чувства, прежде всего доброжела-тельность и эмоцио-нально-нравствен-ная отзывчи-вость | |||
ТИПЫ ТЕКСТОВ | |||||||||
26 | Типы текстов | 1 | Знакомство с разными типами текстов – повествованием, описанием, рассуждением. | Повествование, описание, рассуждение. | Знания: Знакомство с разными типами текстов. Умения: различать повествование, описание, рассуждение; объяснять, чем они отличаются | Регулятивные: формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы | Осозна-вать разнообра-зие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения. | ||
РАССУЖДЕНИЕ | |||||||||
27-29 | Рассуждение. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Точные и неточные объяснения. | 3 | Знакомство с текстами простейших рассуждений. Формирование потребности доказывать, объяснять, высказывать свое мнение. | Структура простейших рас-суждений.Требова-ния к аргумен-там. | Знания: Знакомство с объяснительно-доказательной частью рассуждения. Умения: определять задачу рассуждения: объяснить, доказать; различать точные и неточные рассуждения. | Регулятивные: уместно пользоваться изучен-ными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса. | Осозна-вать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях | ||
ОПИСАНИЕ | |||||||||
30-31 | Описание, признаки предмета. Описание в объявлении, загадки-описания, сочини загадку. | 2 | Познакомить с объявлением, в основе которого описание. Учить составлять объявления данного типа. Знакомство с особенностями загадок, включающих признаки предметов | Описание как тип текста | Знания: Знакомство с понятием о тексте описания, его отличительных признаков. Умения: сочинять загадку, в основе которой лежит описание | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы | Анализировать тактич-ность речевого поведения в семье | ||
НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ | |||||||||
32-33 | Было или придумано, части рассказа. Хочу вам рассказать. | 2 | Познакомить со структурой невыдуманного рассказа. Учить составлять невыдуманные рассказы о себе, о своих близких. | Невыдуманный рассказ, его структура. | Знания: Знакомство с понятием о невыдуманном рассказе, его структуре. Умения: составлять невыдуманные рассказы о себе, о своих близких. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. Познавательные: при выполне-нии некоторых заданий осозна-вать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей; Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и окружающих | Объяснять правила вежливого поведения | ||
34 | Повторение и обобщение. | 1 | Чему мы научились на уроках риторики? |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
- Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 2 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО
«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Информационно – техническое обеспечение
- Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
DVD диск.
- Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
- Презентации.
- Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
Литература
- Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
- Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Ладыженская Т.А. Программа курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2004.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках- методические рекомендации для учителя 2 класс, М.: Ювента; Баласс, 2012 год.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2011.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
- Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
- Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
- Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс
Данный материал разработан на основе авторской программы по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике" составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»
В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для учащихся 4-х классов....
Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык, 4 класс»
В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по русскому языку для учащихся 4-х классов...
Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс
Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента госуд...