Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 4 класс.
рабочая программа (4 класс) по теме
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями ФГОС.Программа содержит характеристику, описание места и содержание учебного предмета, предметные результаты, требования к результатам УУД, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, список используемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_ritorika.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18
Рассмотрено на заседании МО Начальных классов Протокол № от | Согласовано ______________ Заместитель директора по НМР | Утверждаю ____________________ Директор МБОУ СОШ № 18
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
По факультативному курсу «Риторика» в 4 г классе
Составитель:
Вольская О.А.,
учитель нач. классов,
высшая квалиф. категория
Срок действия программы:
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
Риторика учит умелому, успешному, эффективному общению. Школьный курс риторики носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные (в том числе риторические) умения. Поэтому инструментальные знания вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Кроме того, для каждого класса в начале программы указаны в обобщённой форме основные умения, которые формируются постоянно, в течение всего учебного года. При этом все умения – основные и конкретные – делятся на две группы:
1) формирующие умение анализировать и оценивать общение, созданный текст;
2) формирующие умение говорить, слушать, писать, читать – умение общаться.
В тексте программы эти умения обозначены так: У-1, и У-2 (умения первого и второго типа).
Разграничение умений должно предупредить неоправданное сужение работы по риторике, ограничения её только анализом общения, готовых текстов. Главное – научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться.
В предлагаемые программы включён компонент, который условно назван «идеи». Это важные мысли нравственно – риторического характера, которые могут быть предметом обсуждения на уроках риторики.
Общая характеристика курса
В программе каждого класса выделяются два блока: 1) общение; 2) речевые жанры – и разделы внутри этих блоков:
а) виды общения, речевой этикет, речевая деятельность, правильная и хорошая (эффективная) речь;
б) понятие о тексте, типы текстов, речевые жанры.
Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков. Такая подача материала помогает осознать содержание программы, логику предмета и сквозные линии внутрипредметных связей.
Для того чтобы программа могла быть успешно реализована, необходимо строить уроки риторики как уроки обучения речи, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает и т.д. Общая доброжелательная атмосфера, поощряющая детей говорить, раскрываться, проявлять свою индивидуальность т.д. Стремление оценивать словами (не обязательно отметкой!) любое продвижение ученика в умении говорить, слушать, писать и т.д.
Место курса «Риторика» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Риторики» в 4 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Содержание курса учебного предмета «Риторика»
4 класс (34 часа)
ОБЩЕНИЕ.
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
Результаты изучения курса
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;
– отличать истинную вежливость от показной;
– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;
– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;
– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;
– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;
– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;
– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;
– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;
– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
– различать описания разных стилей – делового и художественного;
– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;
– анализировать словарные статьи;
– реализовывать словарные статьи к новым словам;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;
– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;
– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;
– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;
– редактировать текст с недочётами.
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
– различать общение для контакта и для получения информации;
– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;
– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;
– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
– называть основные признаки текста, приводить их примеры;
– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;
– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;
– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;
– анализировать типичную структуру рассказа;
– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;
– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;
– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;
– объяснять значение фотографии в газетном тексте;
– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.
Календарно – тематическое планирование
по факультативному курсу «Риторика»
Класс 4г
Учитель Вольская О.А.
Количество часов:
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе авторской программы Ладыженской Т.А. курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2010.
Учебник Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 4 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО
«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Обучающая цель | Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы | Навыки | Сроки | |
план | факт | ||||||
ОБЩЕНИЕ | 10 | ||||||
1. | Речевая ситуация. Учитывай, с кем, почему, для чего …ты общаешься. | 2 | Учить определять вид общения по его основной задаче: сооб-щить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д. | Сообщение, запрос информации, обмен информацией. | Навык владения словом | ||
2. | Улыбнись улыбкою своею (улыбка как важное несловесное средство общения). | 2 | Объяснение значения улыбки как средства поддержания контакта. Демонстриро- вание уместного использования улыбки в разных ситуациях. | Речевая ситуация, процесс взаимодействия. | Навык успешного, эффективного общения | ||
3. | Особенности говорения. Речевые отрезки и паузы. | 2 | Учить определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Объяснять роль пауз, логических ударений. | Словесные и несловесные средства устной речи | Умение анализировать свою общительность | ||
4. | Успокоить, утешить словом. Утешить – помочь, утешить – поддержать. | 2 | Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом | Этикетный жанр | Называть этикетные формулы утешения | ||
5. | Какой я слушатель. | 1 | Умение оценить сказанное с точки зрения правдивости и отобранных средств выражения |
| Оценивание себя как слушателя | ||
6. | Я – читатель. | 1 | Объяснить роль книги в жизни человека | Книга в жизни человека | Оценивание себя как читателя | ||
ТЕКСТ | 12 | ||||||
7. | Типы текстов. Яркие признаки текста. Абзацные отступы, завершающий абзац.
| 3 | Учить называть признаки текста; подбирать завершающие предложения (абзацы) к незавершённым текстам. | Тексты аргументированные и неаргументированные | Умение определять признаки текста | ||
8. | Запрет-предостережение, запрет – строгий и мягкий. | 1 | Анализировать жанр запрета, его соответствие речевой ситуации. Реализовывать жанр строгого и мягкого запрета в зависимости от ситуации общения | Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. | Умение выразить в речи запреты, произнесенные с разной интонацией | ||
9. | Знаки вокруг нас, дорожные знаки. Знаки-символы и знаки-копии. | 2 | Объяснять значение известных школьникам знаков, роль знаков в современной жизни. | Знаки-символы и знаки-копии. | Различие знаки-символы и знаки-копии | ||
10. | Опорные конспекты. Составляем опорный конспект. | 2 | Учить составлять опорный конспект услышанного и про-читанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков | Опорные конспекты. | Составление опорных конспектов | ||
11. | Описание – деловое и художественное. Вежливая оценка. | 1 | Учить анализировать оценоч-ное высказывание с точки зре-ния его убедительности и вежливости. Вежливо и убеди-тельно оценивать чужую рабо-ту, характер и т.д. | Описание – деловое и художественное. | Различать описания разных стилей | ||
12. | Скажи мне, почему; аргументы (рассуждение). Во-первых, во-вторых, в-третьих … Вступление и заключение. | 3
| Учить выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть) в рассуждении. | Вступление и заключение. | Умение реализовы-вать рассуждение с несколькими доказательствами | ||
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ | 8 | ||||||
13. | Словарная статья. | 2 | Учить анализировать словар-ную статью; реализовывать словарную статью к новым словам | Словарная статья. | Умение анализировать словарные статьи | ||
14. | Рассказ. Хочу рассказать. | 2 | Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказы-вать (устно и письменно) о памятных событиях жизни | Рассказ, его части | Умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. | ||
15. | Служба новостей, что такое информация. Газетная информация, факты, события и отношение к ним. Информационные жанры: хроника, заметка. Подпись под фотографией. | 4 | Учить отделять информацию о самом событии и отношение автора к событию. Анализиро-вать информационные жанры, их соответствие речевой задаче и жанровым особенностям | Информационные жанры: хроника, заметка. | Называть особен-ности содержания и речевого оформле-ният информацион-ных жанров | ||
ОБОБЩЕНИЕ | 4 | ||||||
16. | Говорю, пишу, читаю, слушаю. Речевые жанры. Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги, речевые привычки. | 4 | Проверить полученные знания по теме «Общение». Приводить примеры жанров и ситуаций, в которых они используются. Разыгрывать этикетные диалоги по всем изученным в 1–4-м классах жанрам. |
| Умение работать сообща, разделять обязанности |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
- Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 4 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО
«Баласс»; Издательство «Ювента», 2012.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
Информационно – техническое обеспечение
- Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
DVD диск.
- Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
- Презентации.
- Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
Литература
- Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С - 56-62.
- Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Ладыженская Т.А. Программа курса “Детская риторика” (для четырехлетней школы) // Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа / под научной редакцией А.А. Леонтьева. - М., 2004.
- Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках- методические рекомендации для учителя 4 класс, М.: Ювента; Баласс, 2012 год.
- Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2011.
- Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
- Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
- Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
- Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по факультативному курсу "Дорогою добра" 2 класс
Данный материал разработан на основе авторской программы по основам детской журналистики"Служу Отечеству пером". Программа соответствунт всем требованиям стандартов второго поколения....
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике". 1-4 классы. (ФГОС)
Рабочая программа по факультативному курсу "Практические задачи по математике" составлена с учетом ФГОС, содержит пояснительную записку, УУД, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по факультативному курсу «Риторика». 2 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу "Риторика". 3 класс
Данная рабочая программа по "Риторике" разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Лад...
Рабочая программа по факультативному курсу «Математика, 4 класс»
В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по математике для учащихся 4-х классов....
Рабочая программа по факультативному курсу «Русский язык, 4 класс»
В данной программе представлен материал (календарно-тематическое планирование) факультативного курса по русскому языку для учащихся 4-х классов...
Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс
Рабочая программа по факультативному курсу "Информатика " 4 класс составлена на основании нормативно-правовых документов: Федерального компонента госуд...