«Звуки [н] и [н’], буква Н н»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

1

Тип урока:

ОНЗ

2

Класс:

1 «г»

3

Тема:

«Звуки [н] и [н’], буква Н н»

4

Образовательная программа, автор:

УМК «Перспектива», Азбука Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе:

Обучение грамоте

6

Цели урока:

Содержательная цель:познакомить детей со звонкими согласными звуками [н],[н'], буквами Н,н.

Деятельностная цель:закреплять навык звуко-буквенного анализа.

7

Планируемые результаты:

Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Предметные:первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

Метапредметные: активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный

Частные методы и приемы: языковой разбор

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

оценка учителя, самоооценка

11

Средства

Учебник, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

1

Тип урока:

ОНЗ

2

Класс:

1 «г»

3

Тема:

«Звуки [н] и [н’], буква Н н»

4

Образовательная программа, автор:

УМК «Перспектива», Азбука Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе:

Обучение грамоте

6

Цели урока:

Содержательная цель:познакомить детей со звонкими согласными звуками [н],[н'], буквами Н,н.

Деятельностная цель:закреплять навык звуко-буквенного анализа.

7

Планируемые результаты:

Личностные:формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Предметные:первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

Метапредметные: активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке:

Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный

Частные методы и приемы: языковой разбор

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования:

системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

оценка учителя, самоооценка

11

Средства

Учебник, презентация.


Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

I. Этап мотивации (самоопределения) и корректной деятельности.

-Здравствуйте

- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место". Проверьте глазками все ли готово к уроку

-Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок

Будем руки поднимать,

Будем слушать, отвечать!

- Здравствуйте!

бII. Этап актуализации и пробного учебного  действия

1. Речевая разминка

На-на-на - нам звезда видна.

Ан-ан-ан - это - пеликан.

Не-не-не - ваза на окне.

Ни-ни-ни - далеко горят огни.

Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.

Но-но-но - мы пойдем в кино.

Он-он-он - в зоопарке слон.

Ня-ня-ня - отыщи меня.

2. Актуализация знаний

Продолжим путешествие по стране АБВГДейка. По дороге будем узнавать что-то новое, делать открытия. Скажите, пожалуйста, особенности «открытия».

-Какие буквы мы уже знаем? - Назовите.

- На какие две группы они делятся?

- Какими бывают гласные?

- Что такое ударение?

- Каким цветом обозначают гласные на схеме?

-

Гласные А, О,У,Ы обозначают …

Гласные И, Е обозначают …

- Какими бывают согласные?

- Каким цветом обозначают согласные на схеме?

-Мы должны сами понять, чего мы еще не знаем, и сами должны «открыть» новое знание, способ.

-ы, а, о, и, э, у, м, с

-гласные и согласные

-ударными и безударными

-красным

-твердость согласного звука

-мягкость предшествующего согласного звука

-твердыми и мягкими; звонкими и глухими

-синим и зеленым

3. Пробное действие

- Поработайте в парах: найдите лишнюю букву, подумайте, как она называется и какие звуки обозначает.

АОУ Н ЫИЭ

- Буква «эн»

- Т.к. все буквы обозначают гласные звуки, а буква «эн» -согласный звук.

Слайд

III. Этап выявления места и причины затруднения

- Какие затруднения у вас появились?

- Не знаем правильного названия буквы, не знаем, какие звуки она обозначает.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднений

- Какова цель нашего урока?

- Построим план наших действий.

-Вы уже познакомились с буквами гласных звуков. Вспомните, пожалуйста, как вы действовали, на этих уроках.

- С чем вы знакомились вначале?

- И на сегодняшнем уроке вы вначале потренируетесь в выделении нового звука в речи.

-Что следовало за этим?

- И сегодня вы тоже после работы со звуком познакомитесь с буквой, которая этот звук обозначает.

- А после этого будете учиться читать слоги с изученной буквой.

Физминутки

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!

Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)

Делаем вперёд наклоны —

Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)


А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)

А теперь пора учиться,

Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)

Цель: Познакомиться с новыми звуками и буквой, которая эти звуки обозначает; учиться читать слоги с новой буквой

-

со звуками

Слайд

V. Этап реализации построенного проекта

В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.

– Кто один имеет рог?

Отгадайте?...................

- Правильно, носорог. Ребята, произнесите это слова четко по слогам. Назовите первый слог в этом слове. А какой первый звук в этом слоге? Произнесем этот звук. Дайте характеристику звуку.

- Этот звук гласный или согласный? Почему? Какая преграда возникает при произношении [н]?

- Звонкий или глухой? Как проверим звонкость согласного?

- Твердый или мягкий?

- Как обозначим с на схеме?

-Носорог

- 1 слог – но, первый звук [н].

-Согласный

-Звонкий

-Твёрдый

Твердый согласный звук мы будем обозначать на схеме синим цветом.

Слайд 4

2. – Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга.

-  Четко произнесем слово.

-Сколько слогов в этом слове?

-Какой звук вы слышите на конце слова «олень»?

Дайте характеристику звуку.

- Какой это звук — гласный или согласный? Докажите, что он согласный

-Звонкий или глухой? Как проверим звонкость согласного?

- Твёрдый или мягкий?

- Как обозначим [н’] на схеме?

- Олень

-2

- [н'].

Этот звук согласный, звонкий и мягкий.

Его обозначают зеленым цветом.

3. Работа со звуками [н] и [н’]

1) Найти слова со звуками [м] и [м’] (в мультфильме)

2) Придумать слова со [н] в начале, середине и конце слова.

3) Придумать слова со [н’] в начале, середине и конце слова.

4) Найти на картинке слова со звуками [н] и [н’]

  1. Носорог, канава, огромный, подвернул, ногу, санитары, слоны, наложили, носилки, больницу, он, благодарен.

  1. Норка, набор, малина, кино, телефон, сон

  1. Небо, нить, дыня, песни,  пень, конь

  1. Больница, луна, фонарь, машина, слон, носорог, нога, санитары.

4. - Знаете ли вы, какой буквой они обозначаются?

- Кто сможет показать?

Откроем учебник «Азбука» на с. 80.

-Почему в азбуке напечатаны две буквы Н, н

- А на что ещё похожа буква Н?

Почему художник изобразил букву Н в виде ниток? Какие звуки обозначает буква н?

- Какие рисунки изобразил художник в рубрике «Читаем сами»

-– Проговариваем слово ножницы целиком дважды.

– Делим на слоги, скандируем

но-жни-цы

-Произнесите первый звук в слове «ножницы».

– Дайте характеристику звуку [н]

– Объясните, почему звук [н] произносится твердо?

– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба.

-Какой следующий слог

-– Дайте характеристику звуку [н’]

Что изображено ниже?

– Прочитайте слово «нитки» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «нитки».

– Дайте характеристику звуку [н’].

– Объясните, почему звук [н’] произносится мягко?

– Схема.

Эти звуки обозначают буквами Н и н.

-Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках.

-Ответы детей.

[н], [н’]

-Ножницы, нитки

-но-жни-цы

-[н-н-н-н-н-но]

-Звук согласный звонкий твердый

-За буквой «н» в слове стоит гласная буква «о»

-[ж-н-н-н-н-ни]

-Звук согласный звонкий мягкий

-Звук согласный звонкий мягкий.

-За буквой «н» в слове стоит гласная буква «и»

5.  Чтение слогов (на слайде)

VI.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа по рисунку

-  Как назван рисунок?

-Почему?

- Кого нарисовал художник?

-Что произошло с девочкой?

Чтение слов с буквой н.

она Анна с ними

они Нина сними

- Как вы понимаете с ними, сними?

Чтение текста

-Давайте прочитаем текст, который дан ниже.

Назовите в этих предложенияхслова в которых есть буква Н.

- Какой первый звук в слове Нина. Произнесите.

- Какой звук обозначает буква Н в слове Аня. Произнесите.

-Мы сами

-Ответы детей

-Маму и двух девочек

-У  нее порвался рукав

- С ними это с кем то, а сними обозначает действие.

 [н’]

[н’]

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Догадайтесь, какой слог лишний в этих рядах:

 - Зачеркните.

на-но-ма

ну-на-но-мы

на-но-ни-ну

-ма

-мы

-ни

Этап включения в систему знаний и повторения

Исследовательская работа в парах. Работа со словом «Нина».

(У детей в конвертах схемы звуков.Составление схемы слова Нина).

– Проанализируйте схему-модель слова.

– Прочитайте слово «Нина» по слогам.

– Произнесите первый звук в слове «Нина».

– Дайте фонетическую характеристику слова Нина.

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

[н’] (Звук согласный звонкий мягкий)

[и] (Гласный ударный)

[н] (Звук согласный звонкий твердый)

[а] (Гласный безударный)

-Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю» гласных звуков

Этап рефлексии УД на уроке

- С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

- Какой вывод мы можете сделать о работах буквы Н.

- Буква Н выполняет две работы – обозначает согласный твёрдый звонкий звук [н] и согласный мягкий звонкий звук [н'].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Звуки [й’а], [а]. буквы Я,я. Обозначение двух звуков [й’а] одной буквой Я

Урок литературного чтения в период обучения грамоте по УМК "ПНШ"...

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)

Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

«Буквы Хх, Жж и звуки Х-Ж. Дифференциация букв ж-х на письме. Выделение слога с буквами.»

Конспект группового логопедического занятияпо коррекции смешанной  дисграфиис  обучающимися коррекционного 31 класса(с интеллектуальной недостаточностью)...