Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Внеурочная работа как системообразующая деятельность
воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Вся система внеурочной деятельности и дополнительного образования в гимназии выстраивается с учётом возможностей и интересов детей. Она включает в себя кружки, секции, творческие объединения самых разных направлений с привлечением специалистов, как из самой гимназии, так и из учреждений дополнительного образования города.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное и патриотическое, эстетическое, общеинтеллектуальное, научно-исследовательское).
Спортивно-оздоровительное направление реализуется через кружок «Школа Докторов здоровья». В «Школе Докторов здоровья» обучающимся раскрываются основы здорового образа жизни, проводится обучение элементарным приемам здорового образа жизни, упражнениям оздоровительной гимнастики, дыхательной гимнастики для профилактики простудных заболеваний, а также детей обучают простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи. Занятия в кружках способствуют формированию у обучающихся мотивации сохранения и приумножения здоровья средствами подвижной игры, формированию начальных представлений о культуре движений, сознательного применения физических упражнений в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Духовно-нравственное и патриотическое направление реализуется через занятия в кружках «Почемучка» и «Я - гражданин России», целью которых является воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;
Общеинтеллектуальное направление представлено следующими объединениями: кружки «Умники и умницы», «Юный эколог», «Занимательная грамматика», «Шахматы», спецкурс «Мир деятельности», «Почемучка». Занятия в кружке «Умники и умницы» способствуют развитию познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, развитию мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, умения выделить главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы, формировать навык творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи. Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы позволяет реализовать принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон на основе научных достижений.
Кружок «Юный эколог» имеет эколого-биологическую и учебно-познавательную направленность с практической ориентацией. Занятия в кружке «Занимательная грамматика» нацелены на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников и психических качеств.
Проектная деятельность осуществляется в рамках кружка «Я- исследователь», на занятиях которого даются основные понятия проекта, этапов его создания, публичного представления проекта с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, закладываются основы проектно-исследовательской деятельности.
Различные предметные кружки и курсы, входящие в план внеурочной деятельности, позволяют, на наш взгляд, в полной мере осуществлять работу с детьми с повышенными академическими способностями и одарёнными детьми.
На сегодняшний день наша гимназия, работая в режиме «школы полного дня», может решить целый ряд социальных и психолого-педагогических задач и, что не менее важно, не ослабляя, а усиливая взаимосвязь школы с семьей, учреждениями дополнительного образования, социумом. Коллектив гимназии имеет возможность избежать многих сложностей в организации учебного процесса, обеспечить свободный выбор учащихся по интересам, построение гибкого режима, учитывающего семейную ситуацию и индивидуальные особенности каждого ребенка.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт НОО.
2.Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО: Методические рекомендации /авт. – составитель: Р. Р. Багаутдинова. – Казань: ИРО РТ, 2015
Загрутдинова Н.М., Петрунина Н.Р.
учителя высшей категории МБОУ «Гимназия №2»
им. Баки Урманче, г. Нижнекамск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах
Данная работа была представлена в окружной панораме воспитательных систем классных руководителей начальной школы, проводимойОкружным методическим центром ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы....
Презентация к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"
Презентация - сопровожение к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"....
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Внеурочная работа как процесс целенаправленного формирования личности...
Применение методов, приёмов и технологий воспитательно — образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС.
Применение методов, приёмов и технологий воспитательно — образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС....
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Статья на тему "Внеурочная работа как системообразующая деятельностьвоспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС" ...
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в условиях ФГОС
10 часов внеурочной деятельности, предусмотренные новым стандартом. Их реализация, с помощью собственных ресурсов, а также ресурсов учреждений дополнительного образования. Социализация личности....
«Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС О у/о»
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и...