ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
статья на тему
Внеурочная работа как процесс целенаправленного формирования личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах
За последние годы изменился взгляд на процесс воспитания и стал рассматриваться – как процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемом на широком социальном фоне при участии самого воспитуемого в разнообразной внеурочной деятельности по развитию всех личностных качеств и способностей.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Приоритетным является личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Разнообразные дела и события, организуемые и проводимые в классе, представляют собой систему, элементами которой становятся разные по целевым задачам и тематике направления совместной деятельности педагога и обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно–нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и других.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результанте — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная. гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников.
Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.
В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика.
Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь можно использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).
Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. Является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность.
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курса и дисциплин.
Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, поскольку предполагает создание общего программно – методического пространства внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах
Данная работа была представлена в окружной панораме воспитательных систем классных руководителей начальной школы, проводимойОкружным методическим центром ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы....
Презентация к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"
Презентация - сопровожение к статье "Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах"....
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальных классах с учётом индивидуальных особенностей детей.»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную т...
«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»
Материал содержит информацию о том,как применение современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся....
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Статья о внеурочной работе...
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС
Статья на тему "Внеурочная работа как системообразующая деятельностьвоспитательно-образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС" ...
Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в условиях ФГОС
10 часов внеурочной деятельности, предусмотренные новым стандартом. Их реализация, с помощью собственных ресурсов, а также ресурсов учреждений дополнительного образования. Социализация личности....