улогок читателя
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У г о л о к
ч т е н и я
З а п о в е д и ч и т а т е л я Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) рассказывает книга, а закончив чтение, установи, как долго длились описанные в книге события. Обращай внимание, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит всё, о чём рассказано. Используй книги-справочники и иллюстрации, постарайся представить себе героев и обстановку как можно более наглядно. Сразу же выделяй всё непонятное, формулируй вопросы и старайся, прежде всего, найти на них ответ самостоятельно, без посторонней помощи. Если книга объёмная, читай её по частям. Закрывая книгу, всякий раз (даже прочитав только часть её) обдумывай, что запомнилось, что взволновало (заставило затаить дыхание, испугало, обрадовало, рассердило, поразило) при чтении. Сравнивай свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что испытал при чтении вчера. Возвращайся к прочитанному, перечитывай отдельные интересные места, отмечай их закладкой, выписывай. Дочитав книгу, ещё раз подумай над её содержанием в целом, воспроизведи образы героев книги и постарайся определить, хороша ли книга и чем именно хороша.
П р а в и л а ч т е н и я Держи книгу 30-40 см от глаз; Читай, сидя за столом; Не читай до усталости; Не читай во время еды; Не читай перед сном; Следи за тем, чтобы освещение при чтении падало с левой стороны; Читай так, как говоришь, при этом не забывай, что и говорить нужно раздельно с выражением мысли и чувства; Соблюдай при чтении знаки препинания; Когда читаешь чужие слова, старайся говорить голосом того человека, за которого читаешь; Читай всегда громким голосом.
П р а в и л а п о л ь з о в а н и я к н и г о й При чтении пользуйся закладкой; Не перегибай страницы книги; Не делай помет на полях страниц; Не мочи палец, когда переворачиваешь страницу; Пользуйся книгой аккуратно!
К а к п о с т р о е н а к н и г а ? Ты держишь в руках книгу. О чем она? Опытный читатель, полистав книгу, сразу поймет, интересно ли ему будет ее читать. Чтобы стать умелым читателем, надо знать, как построена книга, на что нужно обратить внимание. Тогда, даже не начав читать, ты узнаешь, о чем она. Обложка (или переплет) защищает книгу от повреждений и придает ей нарядный вид. Она подскажет тебе, кто автор книги, как она называется. А если на обложке есть картинка, то можно примерно догадаться, о чем эта книга. Титульный лист — первая страница книги. На нем обычно написано то же, что на обложке, но более подробно. Если книга с рисунками, то указана фамилия художника. Если книга родилась в другой стране или в любой из советских республик, ты прочитаешь, с какого языка она переведена. Например, «перевод с туркменского...», а потом — фамилия переводчика. А в самом низу напечатано, в каком городе книга вышла в свет, в каком году, и какое издательство над ней работало. Предисловие. В древности всякий рассказ, историю называли «словом», например, древняя русская повесть «Слово о полку Игореве». Это значение до наших дней сохранилось в слове «предиСЛОВие», то, что перед «словом», рассказом или иначе — перед текстом. Из предисловия можно узнать, кто написал книгу, когда и в какой стране происходят события, и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет. Иллюстрация . Это рисунок, фотография, чертеж, если книга про то, как сделать что-нибудь своими руками, или про то, как устроена машина, прибор. Книгу с иллюстрациями читать интереснее, потому что легче представить себе то, о чем рассказывает автор. Содержание (или оглавление). Многие книги состоят из отдельных стихов, рассказов, сказок. Чтобы быстро найти в книге нужное стихотворение или узнать, какие сказки помещены в ней, надо заглянуть в «Содержание». Оно бывает в начале или в конце книги. Здесь перечислены все произведения, вошедшие в книгу, в том порядке, в каком они напечатаны. Рядом указана страница. Просматривая книгу возле библиотечной полки, по одним только названиям глав или рассказов можно догадаться, о чем она написана.
П а м я т к а « З а у ч и в а н и е н а и з у с т ь » Перечитайте стихотворение и подумайте, о чём в нём говориться. Перечитайте каждое четверостишие и определите, о чём говорится в каждом из них. Перечитайте первое четверостишие и пометьте в нём главные для себя слова, которые несут основные мысли. Прочитайте четверостишия, выделяя важные слова. Повторите медленно четверостишие (книгу держите закрытой). Проверьте себя по книге (удалось ли передать те мысли и чувства героев, о которых говорилось в тексте стихотворения).
П а м я т к а « Р а б о т а н а д б а с н е й » Как называется басня? Кто её автор? Прочитайте басню. Какие события в ней описываются? Кто действует в басне? Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. Что осуждается в басне? Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? Что должен понять читатель из этой басни? Какое выражение басни стало крылатым?
П а м я т к а « Р а б о т а н а д с к а з к о й » Как называется сказка? Кто её сочинил? Прочитайте сказку. Как вы думаете, какая она: волшебная, бытовая или о животных? Поучительная, героическая или юмористическая? Кто в ней действует? Какие это герои? Какие события описываются в сказке? Кто побеждает в сказке и почему? Найдите в сказке слова и выражения, которые хочется запомнить? Как относится автор сказки к своим героям? Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
П а м я т к а « Р а б о т а н а д р а с с к а з о м » Как называется рассказ? Кто его написал? Прочитай рассказ. Когда происходит действие, которое в нём описывается? Назови действующих лиц. Что ты о них узнаёшь? Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился тебе и чем именно? О чём ты думал, читая рассказ?
П а м я т к а « Р а б о т а н а д с т а т ь ё й » Запомни, как называется статья и кто её автор. Прочитай статью. Какие слова и выражения ты не понял? О ком эта статья? О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье? Раздели статью на части. Как озаглавить части? Составь план. Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном. Что нового ты узнал из прочитанного? Что ты раньше об этом читал?
С о в е т у е м п р о ч и т а т ь К. С. Аксаков «Облако» Н. Г. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка» Д. В. Григоревич «Гуттаперчевый мальчик» И. А. Бунин «Цифра», «О дураке Емеле, который вышел всех умнее», «Письмо девочке Оле» А.Погорельский «Чёрная курица» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича», «Серая шейка» В. М. Гаршин. Сказки В. Ф. Одоевский «Игоша», «Необйдённый дом», «Серебряный рубль» Л. Ф. Вагнер «Кот Мурлыка», «Курилка» Л. А. Чарская «Сказки голубой феи» Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» К. Д. Бальмонт «Фейные сказки», «Колыбельная песня» Б. Л. Пастернак «Рождественская звезда» Русские народные песни: «Сон ходит по терему», «Пошёл котик во лесок». Докучные сказки: «Жили-были два брата», «Жил-был старичок», «Был себе царь Додон». Русские народные сказки: «Хаврошечка», «Зимовьё», «Мальчик с пальчик». Сказки с хитринкой Времена года. Стихотворения русских поэтов. Ф. И. Тютчев «Первый лист» А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» И. А. Крылов. Басни: «Волк и журавль», «Квартет». Л. Н. Толстой. «Как боролся русский богатырь», «Как вор сам себя выдал», «Старая лошадь».
Используемые источники: http :// www . rustrahovka . ru / upload / iblock / b 8 c /. png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"
При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...
Формирование грамотного читателя в общеобразовательной программе "Школа - 2100"
Основной задачей преподавания литературы в школе является нравственно-эстетическое развитие учащихся, что связано с пробуждением интереса к серьезному чтению, расширение читательского кругозора, форми...
Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
папка юного читателя
паматка для дополнительного чтения...
Заповеди читателя
Рекомендации при работе с книгойКак работать над баснейКак работать над статьёй Памятка при решении задач Как работать над словомКак работать над текстом Как готовить задание по ...
Урок литературного чтения "Как смотрят на мир писатель и читатель (по произведению Н. Носова "Клякса")"
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Гармония"Тема урока:«Как смотрят на мир писатель и читатель»Содержание урока:Н. Н. Носов «Клякса»Форма урока: Урок – мастерскаяЦели урока:...
Я - читатель.
Проект к "Неделе детской книги". В ходе работы учащиеся смогут примерить на себя разные социальные роли: читателя, критика, языковеда, художника, автора, родителя....