Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Vneklassnoe_chtenie.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «От благодарных читателей» (Художественные произведения, героям которых установлены памятники)
Цель урока:
1. Обучающие цели.
- Познакомить детей с памятниками литературным героям.
- Способствовать формированию умения давать характеристику героям произведения.
2. Развивающие цели.
- Развивать навыки осмысленного, беглого чтения.
- Развивать память, мышление, внимание.
- Обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывающие цели.
- Воспитывать любовь к чтению.
- Воспитывать общечеловеческие ценности.
Тип урока: комбинированный.
Подготовка к уроку: учащимся предлагается вспомнить, каких персонажей детских книг они знают; узнать, каким литературным героям поставлены памятники; нарисовать памятник своему любимому герою; учитель готовит карту мира, организует выставку книг, героям которых поставлены памятники, приносит иллюстрации с изображением нескольких памятников.
Оборудование: физическая карта, выставка рисунков и книг, проектор, мультимедийная презентация
Ход урока
- Организационный момент
Давайте знакомые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится – тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны.
- Рассматривание выставки рисунков – детских работ
Ребята, скоро вы закончите четвёртый класс. Я знаю, что вы любите читать книги и знаете многих литературных персонажей. Конечно, у каждого из вас есть свой любимый герой и вам хотелось бы, чтобы именно ему был поставлен памятник.
Сейчас вы кратко расскажите о своих небольших исследованиях. Вот перед вами примерный план, помогающий построить ответ. (Таблица на доске)
|
III. Путешествие по карте мира
- А сейчас давайте все вместе отправимся в путешествие по разным странам. За урок нам надо побывать во многих точках мира. А на чём же нам лучше отправиться? (На летательном аппарате) Я предлагаю вам воздушный шар, на котором путешествовал Незнайка. Не возражаете? Тогда в путь!
Первый российский памятник писателю и его героям
- Отправимся в Санкт-Петербург. Найдите на карте этот город.
Когда в 1844 году умер писатель Иван Андреевич Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шёл сбор денег. В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Пётр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту. А где поставить памятник? На какой-либо из городских площадей царь не разрешил. Отклонили также место в сквере у Александринского театра, где позже воздвигли памятник Екатерине II. В конце концов памятник решили поставить в Летнем саду. Это было совсем неплохо. Поэт любил этот сад, частенько сиживал в нём на скамейке. Несколько лет он жил по соседству, купался в Лебяжьей канавке. Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича в обычной, буд-ничной одежде, в просторном длиннополом сюртуке, который баснописец носил в последние годы жизни. Крылов
сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг.
Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?
(Рассказ продолжает Журавлёв Степан)
- Задержимся ещё на минутку у этого памятника и послушаем басню Ивана Андреевича «Ворона и Лисица». Прочитают её Валя Чикулаева и Настя Жигадло.
- Санкт-Петербург богат памятниками. В знаменитом Саду скульптур во дворике филологического факультета Петербургского университета появился новый персонаж. Это Гулливер - сказочный герой Джонатана Свифта. Автор памятника известный скульптор-абстракционист Тимур Юсуфов. Гулливер-лилипут на ладони Гулливера-великана - и так целая цепочка, уходящая в небо. Все как в жизни, считает скульптор, - мы тоже кажемся себе то великими, то ничтожными. "
- Продолжим наше путешествие.
«Вылитый Буратино!»
- Трудно себе представить человека, который бы не читал книгу А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». (На выставку выставляется книга) Впервые деревянный человечек появился в России в 1908 году. А в 1935 году газета «Пионерская правда» начала печатать историю о выструганном из полена деревянном человечке и золотом ключике, отпирающем некоторую таинственную дверцу, под названием «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
«Когда я был маленький, — лукаво сообщал в предисловии ее автор А.Толстой, — читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» («деревянная кукла» по-итальянски «буратино»). Я часто рассказывал моим товарищам занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то рассказывал каждый раз по-разному, выдумывая такие похождения, которых в книге совсем и не было. Теперь через много-много лет я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычайную историю про этого деревянного человечка».
- И дети и взрослые очень любят доброго и наивного деревянного мальчишку, которого сделал мастер Карло. А знаете ли вы,ребята, какая страна является родиной деревянной куклы? (Рассказывает Габдуллин Марсель)
-Да, это Италия – страна, над которой мы сейчас пролетаем.
«Чёрный мститель испанских морей»
- А сейчас, пока мы совершаем перелёт через океан, послушайте небольшой отрывок . (Читает Егошин Дима )
“Когда мальчик после завтрака отправился в школу, все товарищи, с которыми он встречался на улице, завидовали ему, так как пустота, образовавшаяся в верхнем ряду его зубов, позволяла ему плевать совершенно новым замечательным способом. Шляпа его представляла собою развалину обширных размеров; от ее полей свешивался вниз длинный обрывок в виде полумесяца; штаны болтались пустым мешком, а внизу были украшены бахромой. В руках он держал дохлую кошку.”
- Вы узнали, что это за герой?
- Да, это знаменитый Том Сойер из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».
В Америке, на реке Миссисипи, есть небольшой город Ганнибал, в котором провел свое детство знаменитый американский писатель Марк Твен. В центре города возвышается большой Кардиффский холм. А на холме — памятник двум босоногим мальчишкам — Тому Сойеру и Гекльберри Финну — героям известных книг Марка Твена. Ребята изображены такими, какими их представляют, очевидно, многие поколения читателей, — беспечными, озорными, мальчишески непосредственными. Вдобавок к этому Гек держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку, которая, как известно из книги, избавляет от бородавок.
«Я выехал в Россию на коне…»
- Мы уже побывали в Италии и Америке, полюбовались памятниками Буратино и Тому Сойеру с Геком Финном. Скажите, ребята, а кто из вас знает куда нам следует лететь, чтобы увидеть памятник барону Мюнхгаузену? (Ответы детей) Летим в Германию!
(Рассказывают Бурлакова Даша, Назаров Игорь)
-«Я выехал в Россию верхом на коне…» - так начинается знаменитая книга, герою которой суждена вечная жизнь, наряду с Робинзоном, Дон Кихотом и Гулливером…
-Это не единственный памятник барону Мюнхгаузену. Но об этом немного позже.
Город Бремен
-В Германии есть ещё один памятник, который привлекает внимание туристов. Прислушайтесь… Я думаю, вы сами догадаетесь, о каком памятнике сейчас пойдёт речь. (Группа детей читают по ролям отрывок из сказки «Бременские музыканты».)
-«Вы въезжаете в вольный ганзейский город Бремен» – табличка с таким текстом встречает любого, кто приближается к городу Бремену.
Первое, что приходит в голову при упоминании города, это, конечно же, Бременские музыканты. Фигурки осла, собаки, кота и петуха можно увидеть повсюду. Но главный памятник славной четверке, работы скульптора Герхарда Марка, находится в историческом центре, на рыночной площади под окном старой ратуши: ревущий осел, у него на спине - лающая собака, еще выше - выгнувший спину кот, а на самом верху пирамиды – кукарекающий во всю глотку петух. Они прошли долгий путь, эти четыре храбреца, прежде чем встали бронзовые здесь, на шумной рыночной площади по соседству с гигантским двубашенным собором Святого Петра, в тени готической ратуши.
Братья Гримм написали сказку, в которой героев вместе свела судьба: их выгнали из дома хозяева. Вместе они дошли до города Бремена. И теперь они охраняют его покой. (Звучит запись одной из песен из м\ф «Бременские музыканты»). Среди жителей Бремена существует такое поверье: Если обхватить передние ноги осла и загадать желание - оно обязательно исполнится. Но очень важно: обе ноги. Если взять только за одну... "Один осел здоровается с другим ослом" - скажут бременцы.
Русалочка
- Наше путешествие продолжается.
(Шерстнёва Настя выразительно читает отрывок из сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка»)
-Кто читал сказку Андерсена «Русалочка», тот, конечно же, вспомнил этот отрывок. Отказавшись сначала ради любви к принцу от рыбьего хвоста, отказывается она и от жизни. У русалочки нет бессмертной души, и обретёт она её только тогда, когда её полюбит человек. Но принц этого не знал и полюбил другую девушку, принцессу.
В память о большой любви в Дании, в городе Копенгагене, установлена скульптура. У входа в гавань, среди волн, на высоком камне сидит Русалочка, пришедшая из сказки Андерсена. Кажется, что она только что поднялась из морской пучины и присела отдохнуть.
Памятник, выполненный скульптором Эриксоном, украшает порт с 1913 года. Он считается символом Копенгагена, да и всей Дании.
«Толстячок с пропеллером на спине»
14 ноября 2007 года Астрид Линдгрен, национальному символу Швеции и обожаемой детской писательнице, исполнилось бы 100 лет. Кто не знает Пеппи Длинный чулок, Карлсона, который живет на крыше, Эмиля из Леннеберги и Калле Блумквиста – героев книг Астрид Линдгрен?
Говорят, что Астрид Линдгрен больше всего популярна в двух странах: на родине в Швеции и в России (СССР). Причем у нас безумно популярен такой персонаж, как Карлсон. Тот, что живет на крыше и имеет пропеллер. Шведы обычно удивляются, что в России любимый герой книг Линдгрен - это Карлсон. А в Швеции самая известная сказка - “Пеппи – Длинный чулок” Астрид Линдгрен обожала лазать по деревьям и делала это с огромным удовольствием даже тогда, когда ей было далеко за семьдесят. По этому поводу писательница говорила: “Ведь в законе Божьем ничего не сказано о том, что старухам запрещено лазать по деревьям?
А в 1996 году Российская Академия Наук присудила недавно открытому астероиду (номер 3204) имя писательницы. “С этого дня, - шутливо заявила писательница журналистам,- можете звать меня Астероида Линдгрен!”
А знаете ли вы, где находится единственный в мире памятник этому толстячку с пропеллером на спине? (Рассказывает Албахтина Юля)
- Наши дети тоже любят Карлсона. Думаю, все будут рады встрече с ним. Давайте немножко отдохнём, послушаем песню и посмотрим несколько кадров из мультфильма.
(Видеоклип по м\ф «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»)
- Мы с вами, согласитесь, немножко устали, и так хочется домой, в Россию. (РассказываетРясов Алёша)
Знаменитый Белый Бим, Черное Ухо уже давно «сидит» на тротуаре в городе Воронеже и ждет своего хозяина…
У памятника всегда много детворы, жизнерадостной и шумной. Они обнимают его, фотографируются на память. Все правильно. Потому что все мы в детстве любим животных, плачем о Бимке и клянчим у родителей собаку: "Хочу друга!" Такой друг у воронежской детворы теперь есть. Бим все так же печально и преданно смотрит людям в глаза, словно спрашивая: “Когда же придет хозяин? Люди, стали ли вы добрее?"
- Нельзя не прогуляться по нашей гостеприимной столице городу Москве. Помните, я говорила о памятнике барону Мюнхгаузену? У метро Молодежная скульптор Андрей Орлов в 2005 году установил памятник Барону Мюнхгаузену. Некоторое время памятник считали самостроем и хотели снести, но монумент, что называется, "прижился". А спустя некоторое время к барону добавился ещё и Ходжа Насреддин персонаж среднеазиатского фольклора.
- Пройдём пешком по Ленинским горам, к месту, где стоит памятник ещё одному литературному герою.
“В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш. В ту пору далеко прогнала Красная Армия белые войска проклятых буржуинов. И тихо стало на тех широких полях, на зеленых лугах, где рожь росла, да гречиха цвела, где среди густых садов да вишневых кустов стоял домишко, в котором жил Мальчиш, да отец Мальчиша, да брат Мальчиша, а матери у него не было. Отец работает - сено косит. Брат работает - сено возит. Да и сам Мальчиш то отцу, то брату помогает или просто с другими мальчишами прыгает да балуется.” (А. Гайдар “Военная тайна”)
В 1972 году на Ленинских горах в Москве, перед Дворцом пионеров, навсегда встал бронзовый Мальчиш-Кибальчиш, герой «Сказки о военной тайне», написанной А.П.Гайдаром. (Показывает книгу) Авторы памятника – скульптор В.Фролов и архитектор В.Кубасов. В одной руке у него сабля, в другой - труба, а сам Мальчиш стремительно рвется вперед - на помощь Красной Армии.
В центре подмосковного села Раменское установили скульптуры Чебурашки, крокодила Гены, Шапокляк, а также кота Матроскина и Шарика. Фигуры сделали небольшими - самый высокий мультяшный персонаж не выше десятилетнего ребенка. Автором "памятников" стал Олег Ершов. В Раменском он достаточно известен. Памятники и другим любимым героям мультфильмов можно увидеть на улицах этого города.
Обобщение
- Ребята, вы, конечно же, знаете пословицу: «В гостях хорошо, а дома лучше». Скажите, пожалуйста а почему так говорят?
- Конечно после долгого путешествия так приятно очутиться в родном доме, в родном городе или селе, в родной стране. Наше путешествие подходит к концу. Мы много сегодня узнали о тех героях, которые вышли из книг, а теперь стоят на постаментах.Ребята, давайте поблагодарим наших замечательных экскурсоводов за их интересный рассказ о памятниках литературным героям. Но было бы не совсем правильно на этом закончить. Обычно к памятникам приносят цветы в знак большой любви и уважения к тем, в чью честь они установлены. Я предлагаю «возложить цветы» символически. А чтоб решить, кто это сделает, предлагаю небольшую викторину. Кто первый правильно ответит на вопрос, получает «букетик» и «возлагает» его к памятнику «героя».
- Назовите страну, в которой находится памятник Пиноккио? (Италия)
- Где установлен памятник бременским музыкантам? (В Германии)
- Как зовут «самого правдивого человека на свете» и где ему установлен памятник? (Мюнхгаузен, в Германии и Москве)
- Героиня одной из сказок Андерсена, ставшая символом города да и всей страны. (Русалочка, Дания, Копенгаген)
- Назовите родину самого любимого в России героя сказок Линдгрен.
(Швеция, Стокгольм)
- В каком городе поставлен первый российский памятник писателю и его героям?
- Где установлен памятник героям известных книг Марка Твена?
- В каком городе «уже давно ждёт и никак не может дождаться своего хозяина» Белый Бим Чёрное ухо?
- Кому установлен памятник рядом с памятником А.П. Гайдару?
Итог урока
Ежегодно 18 апреля все человечество отмечает Международный день охраны памятников истории и культуры.
В России этот праздник начали отмечать с начала 80-х годов прошлого столетия.
Но еще в первой половине ХХ века усилиями Н. К. Рериха был создан Пакт о защите культурных ценностей. Реализацией этой идеи стал договор “Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников”, подписанный в Вашингтоне при участии президента США 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной страны.
Позднее, 14 мая 1954 года, на основании документации Пакта конференция ООН в Гааге приняла международную “Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта”.
Знаменитый ученый-этнограф, языковед, писатель и путешественник В. И. Даль писал: “Памятник - это все, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить…” И с давних пор люди создают и ставят памятники.
-В завершении урока послушаем стихотворение, которое прочитает Домрачева Ксюша
Что было б если б вымыслы
И выдумки вослед
Из головы бы выбросил
Однажды целый свет?
учебники бы только
Писались для детей,
Но не было б нисколько
Романов, повестей.
Все только бы писали
Про то, что достоверно,
Но люди бы не знали
Дюма и Жюля Верна.
И разве б кто-то в странном
Каком-то чудном сне
Летел в чужие страны
На сказочном коне?..
И не играли б дети
В пиратов, в марсиан,
И цветик-семицветик
Для них был лишь обман.
Малыш не знал бы Карлсона,
Жил дядя Фёдор дома.
Всё ясно, всё указано,
Всё навсегда знакомо.
Но правильный и точный мир
С законами науки
Был так бы прост, что свет не мил,
И выли б все от скуки.
Так пусть живут фантазия
И персонажи книг!
Ведь просто безобразие
На свете жить без них!
Самоанализ открытого урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 4 В
Учитель: Сморкалова Н. В.
Дата проведения: 11.04.2008 года
Тема урока: «От благодарных читателей»
Характеристика класса: В классе есть ребята сильные с высокой работоспособностью. Им часто не хватает материала в учебнике, поэтому на уроке использую индивидуальные карточки по чтению. Есть ребята со средним уровнем работоспособности и внимания. Они успевают выполнить необходимый объем. Но нужен контроль над такими детьми. Иногда могут не выполнить домашнее задание. И есть слабые ученики, которые нуждаются в постоянной помощи и контроле. Читать любят не все, поэтому стараюсь дать на дом интересные, разнообразные задания. При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану:
- Кто твой любимый герой?
- Из какой он книги?
- Что ты знаешь про любимого героя?
- Где бы ты поставил ему памятник?
Каждый ученик должен был представить эскиз памятника любимому герою.
Триединая дидактическая цель урока:
1. Обучающие цели.
- Познакомить детей с памятниками литературным героям.
- Способствовать формированию умения давать характеристику героям произведения.
2. Развивающие цели.
- Развивать навыки осмысленного, беглого чтения.
- Развивать память, мышление, внимание.
- Обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитывающие цели.
- Воспитывать любовь к чтению.
- Воспитывать общечеловеческие ценности.
Тип урока: комбинированный.
Главная цель урока: повторение и обобщение читательского опыта детей
Воспитательный момент прослеживается на следующих этапах урока:
- При проверке домашнего задания.
- Во время основного этапа урока
- Во время подведения итогов урока.
На уроках мы учимся сопереживать героям, учимся через выразительную речь делиться чувствами. С каждым уроком чтения они становятся лучше.
Форма проведения урока: урок-путешествие. Связь с другими уроками: Урок связан с уроками внеклассного чтения, на которых знакомились с творчеством детских писателей; на уроках окружающего мира мы совершали заочное путешествие по родной стране и странам-соседям.
Содержание учебного материала: Учебный материал подбирался с учетом принципов научности и доступности. Материал для урока подбирался таким образом, чтобы он был актуален и связан с жизнью. Предложенный для усвоения материал, на мой взгляд, был оптимального объема.
Методы обучения:
- Словесные,
- Наглядные.
- Практические,
- Репродуктивные,
- Проблемный
Средства обучения: На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, карта мира, художественная литература.
Физкультурные минутки: дети смотрели музыкальный клип о Карлсоне.
Конечный результат: Во время урока дети эмоционально, живо, непосредственно реагировали на происходящее, проявляли к читательской деятельности неподдельный интерес. Я получила удовлетворение от урока, а ребята – новый опыт общения с книгой. Все поставленные задачи удалось полностью реализовать на уроке. Урок цели достиг. На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера. Ребята получили удовольствие от такой плодотворной работы на уроке. Узнали много нового и, я надеюсь, с удовольствием будут выполнять творческое домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 4 классе "От благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет..."
Урок внеклассного чтения в 4 классе "От благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет..."....
Титова_ЛВ_Проект «Памятник от благодарных читателей литературным героям произведений Л.Н. Толстого»
Урок обобщения и систематизации знаний , реализуемый методом проекта...
Внеклассное мероприятие "Мы - читатели. Создание классной библиотеки"
Цель проекта - создать условия для развития читательской активности и расширения культурного кругозора младших школьников. Ученики включаются в интересную социально-ориентированную деятельность...
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).
Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятн...
"От благодарных читателей"
Учащиеся узнают, каким литературным героям установлены памятники....
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА "УРОКИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ КАК ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧИТАТЕЛЯ"
Квалификационная работа...
"От благодарных читателей"
Презентация к занятию "От благодарных читателей"...