папка юного читателя
материал по чтению на тему
паматка для дополнительного чтения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Папка юного читателя (мои творческие работы) для учащихся начальной школы
|
Чтение для ума – тоже, что
упражнения для тела.
ЗАПОВЕДИ ЧИТАТЕЛЯ:
- Не читай все книги на один лад: справочники и энциклопедии – пища для ума, а рассказы, стихи и сказки – пища для души.
- Способ чтения должен соответствовать цели чтения: хочешь больше знать – читай с карандашом, делай пометки, выписки.
- Пользуйся оглавлением!
- Не жалей на чтение ни времени, ни сил.
- Прочитав книгу, сформулируй для себя, о чём она, и запиши.
- Сравни новые знания с тем, что тебе было известно до знакомства с книгой.
ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Малые фольклорные жанры:
Фольклор – народное творчество, народная мудрость.
Докучные сказки – это маленькие сказочки или стихотворения без конца, или, для того, чтобы закончить, нужно размышлять дальше.
Дразнилка – это вид устного народного творчества, маленькие стихи – шутки, которые не должны обидеть человека; она вызывает добродушный смех; задиралка.
Признаки дразнилки:
- короткие рифмованные стишки;
- цель: дразнить;
- обидные указания на недостатки внешности, поведения, характеристика человека.
Загадки – это вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки.
Небылицы – это вид устного народного творчества, в котором события развиваются совершенно невероятно. Главное то, что свойства одного предмета приписывается другому.
Потешки – это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям.
Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).
Признаки пословицы:
- краткость;
- меткость и точность мысли;
- законченность предложения.
Поговорка – это краткое выражение, метко определяющее какое-либо явление жизни, но оно как бы незакончено. («Семь пятниц на неделе»).
Признаки поговорки:
- краткость;
- незаконченность предложения.
Прибаутки – это небольшой смешной рассказ или стих – песенка с игровыми действиями
Признаки прибаутки:
- очень короткий эпизод;
- форма диалога;
- забавное сочетание слов.
Скороговорки – зародилась на Руси в глубокой древности. Скороговорки отразили различные стороны жизни русского народа. В скороговорках мы найдем средства передвижение («От топота копыт, пыль по полю летит»), о домашних животных («Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла»), о пище («Шла Саша по шоссе и сосала сушку»).
Считалки – это вид устного народного творчества, в её начинается любая игра.
Признаки считалки:
- краткость;
- стихотворная форма;
- цель – упорядочить игру.
Русские народные песни
* * *
Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где высмеиваются человеческие недостатки. Персонажами чаще всего являются животные, растения, вещи. В начале или в конце басни даются нравоучения, вывод.
Признаки басни:
- небольшой размер;
- иносказательность;
- поучительность.
Былина – это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.
Признаки былины:
- сказание о богатырях и исторических событиях;
- сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
- неторопливый рассказ.
Легенда – это народный рассказ о чудесных событиях, который воспринимается как правда.
Летопись – это произведение древнерусской литературы, которое излагает русскую историю по годам.
Повесть – это литературный жанр, больший по объёму, чем рассказ, сюжет которого разворачивается вокруг главного героя
Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.
Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. В рассказе малое число действующих лиц.
Признаки рассказа:
- повествовательность;
- небольшой объём;
- небольшое число героев;
- описание одного эпизода.
Сказки- это жанр устного народного творчества с фантастическим вымыслом, в котором добро обязательно побеждает зло.
Признаки сказки:
- наличие законченного сюжета;
- занимательность;
- необычность;
- наличие вымысла;
- воспитательная направленность.
Виды сказок:
Сказки о животных (их героями являются животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных). | Бытовые сказки (их героями являются в основном попы, цари, купцы, дед и бабка… Для них характерна житейская тематика. В этих сказках с человеком происходят необыкновенные приключения. В них нет чудес, волшебных помощников). | Волшебные сказки (для них характерно наличие чудес, волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. В этих сказках есть постоянные герои: Баба – Яга, падчерица, царевич, дурак, Змей Горыныч, Кащей Бессмертный…) |
Стихотворение – это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием, написано стихами, имеет рифму.
Признаки стихотворения:
- небольшие размеры стихотворения;
- изображение переживания или чувства;
- стихотворная форма.
СЛОВАРИК
АНТОНИМЫ – слова противоположные по значению.
БИОГРАФИЯ – история жизни человека.
ДИАЛОГ – разговор двух или более людей.
ЗАЧИН – традиционное начало, одинаково повторяющееся в разных сказках,
былинах и других произведениях фольклора.
ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – главная мысль художественного произведения.
КОНЦОВКА – заключительная часть художественного произведения.
МЕТОФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства в
каком – либо отношении двух предметом или явлений. Например:
крыло самолёта (крыло птицы), поезд идёт (человек идёт).
МОНОЛОГ – речь, произнесённая одним человеком и обращённая к себе или к
другим.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это разновидность метафоры, при которой неодушевленным
предметам приписываются признаки и свойства живых
существ. Например: ветер воет, грустное небо, волшебница
зима.
ОМОНИМЫ – слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению.
Например: ключ от дверей, ключ – вода, бьющая из-под земли, ключ –
подсказка.
ПРОЛОГ – вступление к литературному произведению, не связанное с
развивающимися событиями.
ПСЕВДОНИМ – условное имя автора, которое заменяет настоящее имя или
фамилия.
РИТМ – повторяемость одинаковых звуковых сочетаний, чередование ударных и
безударных слогов. Ритм служит основой стиха.
РИФМА – созвучие концов стихотворных строк. Рифмы могут располагаться:
Рядом - Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился…
И царица у окна
Села ждать его одна…
Перекрёстно - У локоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Опояской - И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил…
СИНОНИМЫ – слова близкие или одинаковые по своему значению, но разные по
написанию. Например: горячий – жаркий (близкие по значению),
градусник – термометр.
СРАВНЕНИЕ – приписывание действий или качеств одного предмета другому.
Например: человек свистел соловьём, озеро как зеркало, туча,
похожая на слона.
СЮЖЕТ – чередование действий, событий, в которых раскрывается основное
содержание художественного произведения.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ – устойчивое сочетание слов, которое нельзя
воспринимать буквально. Например: зарубить на носу, собаку
съесть, сесть в галошу.
ЭПИГРАФ – яркое изречение, помещённое автором перед всем произведением с
целью помочь читателю лучше понять содержание текста.
ЭПИЛОГ – заключительная часть художественного произведения, где
рассказывается о судьбе героев после изображённых событий.
ЭПИТЕТ – это разновидность метафоры, представляющая собой художественное,
образное определение, подчеркивающее один из признаков предмета.
Например: весёлый ветер, кудрявая берёза, золотая осень.
УСТОЙЧИВЫЙ ЭПИТЕТ – это эпитет, который часто встречается в устном
народном творчестве и переходит из одного произведения в другое.
Например: добрый молодец, красна девица, красно солнышко.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Работа 1.
«Пословицы и поговорки ».
- Прочитай пословицу: «Не бросай слов на ветер».
Напиши, как ты понимаешь значение этой пословицы.
- Прочитай поговорку: «Семь пятниц на неделе».
Напиши, как ты понимаешь значение этой поговорки.
- Назовите общую тему данных пословиц и поговорок:
- Боль врача ищет.
- Здоровому всё здорово.
- Здоров будешь – всего добудешь.
- Сон – лучшее лекарство. (тема)
- Береги нос в большой мороз.
- Вкусна рыба, да опасна косточка.
- Подбери пословицы или поговорки к данным сказкам, стихотворениям, рассказам:
- «Мальчик с пальчик» -
- «Гуси – лебеди» -
- «Золушка» -
Работа 2
«Загадки».
1. Приведи пример загадок (3 загадки).
2. Отгадай загадки и подумай какой теме посвящены данные загадки?
(тема)
3. Придумай загадку о природе, времени года, явлениях природы.
- Нарисуй иллюстрацию к понравившейся загадке.
Работа 3.
«Сказки».
- Название сказки.
- Выдели главное (тему) сказки.
- Напиши героев сказки.
- Кто из героев сказки обладает следующими качествами?
- хитрость
- трудолюбие
- глупость
- доброту
- храбрость
- верность
Подумай, может ты сможешь привести еще какие-то качества героев этой сказки?
- Какие волшебные превращения происходят в данной сказке?
- Найди в тексте и напиши сказочные приметы (повторы, присказки…)
- Поступками какого героя из сказки ты восхищаешься? Объясни почему.
- Какой герой сказки является отрицательным? Объясни почему.
- Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕЙ РОДИНЫ
Работа 4.
- Название.
- О чём и о ком данное произведение?
- Упоминается ли в былине о каком-либо историческом событии? О каком? Что ты о нём знаешь?
- Выпиши непонятные слова из былины и дай им объяснение.
- О чём ты размышлял после прочтения былины?
- Нарисуй иллюстрацию к былине.
Работа 5.
- Автор.
- Что ты знаешь об авторе рассказа?
- Название.
- Выдели главное (тему) рассказа.
- Напиши героев рассказа.
- В какое время происходили события, описанные в рассказе? Что ты знаешь об этом историческом периоде?
- Как по твоему мнению, автор относится к родной природе?
- Нарисуй схему маршрута одной из своих туристических поездок.
- Напиши путевой очерк об одной из своих туристических поездок (в другой город, поход в лес и т.д.)
_______________________________________________
ПУТЕВОЙ ОЧЕРК – это зарисовки, сделанные во время
путешествия. Особенности очерка в том, что в нём нет сюжета,
он складывается из различных описаний, размышлений. Перед
тем как приступить к его написанию, нарисуй схему своего
маршрута. Она послужит тебе планом при написании сочинения.
СКАЗКИ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Работа 6.
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе данного произведения?
- О чём эта сказка?
- Охарактеризуй главных персонажей сказки.
- У каких сказочных героев есть зарубежные братья и сёстры? (Например: Буратино – Пиноккио).
- Можешь ли ты отличить авторскую сказку от народной?
Народная сказка Авторская сказка
Общее
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
различия
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Работа 7.
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе данного произведения?
- О чём это произведение.
- Охарактеризуй главных персонажей.
- Представь, что по прочитанному тобой произведению собираются снять фильм. Какую роль ты бы хотел сыграть? Почему? (напиши).
- Напиши отзыв о прочитанном произведении.
__________________________________________________
Написать ОТЗЫВ несложно, если у тебя есть план. Начни с автора и
названия произведения. Если ты внимательный читатель, то сумеешь
определить его жанр.
Кратко перескажи сюжеты и основные эпизоды. Охарактеризуй
главных героев и своё отношение к ним.
Можешь ли ты назвать это произведение увлекательным и интересным?
Почему?
Составляя отзыв, помни об основной мысли произведения, избегай ненужных подробностей.
Работа 8.
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе данного произведения?
- О чём это произведение.
- Охарактеризуй главных персонажей.
- С кем из героев ты хотел бы подружиться? Почему?
- Понравилось ли тебе прочитанное произведение? Чем?
- Чему тебя научила сказка (рассказ, повесть…).
- Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
РАССКАЗЫ О СВЕРСТНИКАХ.
Работа 9
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе рассказа?
- Охарактеризуй главных персонажей.
- Кто из персонажей тебе более симпатичен? Почему?
- Какие эпизоды в рассказе кажутся себе самыми интересами? Найди их в тексте, озаглавь.
- Если бы по этому рассказу был снят фильм, какую роль ты бы хотел сыграть? Почему?
Работа 10.
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе рассказа?
- Охарактеризуй главных персонажей.
- Каков сюжет рассказа?
- Какой эпизод произвёл на тебя самое сильное впечатление? Почему?
- Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Работа 11.
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе рассказа?
- Охарактеризуй главных персонажей.
- Как автор выражает своё отношение к героям? Какие слова он при этом использует?
- Какие отрицательные поступки героя, по твоему мнению, можно понять и простить, а какие – нет? Почему? (напиши)
- Подумай, какие человеческие недостатки мешают дружбе? Запиши свои мысли.
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ.
Работа 12.
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе рассказа?
- Какова основная мысль этого произведения?
- Охарактеризуйте главных персонажей.
- О каком животном рассказывается в этом произведении? Как его описывает автор?
- Определи, от чьего лица ведётся рассказ. Обоснуй своё мнение.
- Какие чувства вызывает это произведение? Почему?
Работа 13.
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе рассказа?
- Какова основная мысль этого произведения?
- Как, по-твоему, автор относится к животным? Подтверди своё мнение с помощью текста.
- Что автор помог тебе изменить в самом себе?
- Что, по-твоему, означают слова Антуана де Сент-Экзюпери «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»?
Работа 14.
- Автор.
- Название произведения.
- Что ты знаешь об авторе рассказа?
- Какова основная мысль этого произведения?
- Охарактеризуйте главных персонажей.
- Есть ли у тебя домашнее животное? Опиши, как и когда в вашем доме появился новый жилец.
- Заполни паспорт своего питомца.
СТИХОТВОРЕНИЯ.
Работа 15.
- Автор.
- Что ты знаешь об авторе стихотворения?
- Название стихотворения.
- Какому событию посвящено стихотворение?
- Определи настроение стихотворения.
- как нужно читать данное стихотворение – тихо или громко? Почему?
- Какие цвета ты выберешь, чтобы передать настроение стихотворения, - тёмные или светлые, яркие или приглушённые?
Работа 16.
- Автор.
- Что ты знаешь об авторе стихотворения?
- Название стихотворения.
- Как ты думаешь, какие чувства испытывал поэт, работая над этим произведением? Какие слова помогли тебе это понять?
- Есть ли в стихотворении слова, придуманные поэтом? Какие?
- Постарайся объяснить смысл названия стихотворения.
Работа 17.
- Автор.
- Что ты знаешь об авторе стихотворения?
- Название стихотворения.
- Какие чувства возникли у тебя при чтении стихотворения?
- Что ты представляешь себе, читая стихотворение?
- Какое время года изображено в стихотворении? Какие слова, звуки и краски находит поэт для изображения времени года?
- Нарисуй иллюстрацию к стихотворению.
ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СПРАВОЧНИКИ.
Работа 18.
- Автор.
- Название.
- Что рассказали тебе о книге её обложка, титульный лист и аннотация.
- Что нового ты узнал, прочитав эту книгу?
- Нарисуй закладку для энциклопедии.
Работа 19.
- Автор.
- Название.
- Чем отличается справочная литература от художественной?
- Как в справочной литературе быстро найти ответ на интересующий вопрос?
- Нарисуй закладку для энциклопедии или справочника.
СЦЕНАРИЙ.
Работа 20.
- Автор.
- Что ты знаешь об авторе?
- Название произведения.
- Охарактеризуй главных персонажей.
- Многие художественные фильмы созданы на основе литературных произведений, например: «Сказка о потерянном времени», «Гарри Поттер…», «Доктор Айболит» и многие другие. Над фильмом работает огромное количество людей. А начинается всё со сценария. Попробуй и ты себя в роли сценариста. Напиши сценарный план по прочитанной книге.
Работа 21.
- Автор.
- Что ты знаешь об авторе?
- Название произведения.
- Охарактеризуй главных персонажей.
- Напиши план к данному произведению. Выдели в нём самые важные эпизоды.
- Нарисуй по одной картинке к важным эпизодам. Подбери текст для актёров, которые будут заняты в них.
То, что у тебя получилось, называется
комиксом.
__________________________________________________________
КОМИКС – это серия рисунков с краткими текстами,
представляющая собой связное повествование. Современные
комиксы не обязательно комичны, их сюжет бывает военными,
детективными, фантастическими и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Клуб юного читателя"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования новых стандартов соблюдены....
Внеурочная деятельность. Занятие кружка «Клуб юного читателя». Два великих полководца - два военных гения. Конспект + презентация
Конспект составлен для внеурочной деятельности + презентация. У нас проводится кружок «Клуб юного читателя». Тема занятия:" Два великих полководца - два военных ген...
Программа клуба юных читателей "Хочу все знать"
Программа «Хочу всё знать» рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-11 лет), имеющих первоначальные литературоведческие знания, умения и навыки чтения, умения работы на компьютере, кот...
Дневник юного читателя
Буклет "Дневник юного читателя" подготовлен для учеников начальной школы и представляет собой раздаточный материал при проведении библиотечного урока по теме "Как стать хорошим читателем". В основу бу...
Мы - юные читатели
Мероприятие "Мы - юные читатели"...
Программа дополнительного образования "Юный читатель"
Программа "Юный читатель" предназначена для учащихся первого класса и расчитана на полгода....
Проект библиотечного клуба "Юный читатель"
План работы библиотечного клуба "Юный читатель"...