02. Долгосрочный экологический проект «Земля – наш общий дом»
проект
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova
Предлагаемый проект проводится в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Внеклассное чтение» и внеклассной работе. Проект реализуется с учениками в форме групповой работы. В ходе проектной деятельности учащиеся создают презентации, буклеты, стенгазеты, макеты, плакаты, сказки, участвуют в викторинах и олимпиадах, трудовых десантах и школьных субботниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya.docx | 28.2 КБ |
realizatsiya_proekta.docx | 16.74 КБ |
realizatsiya_2_kl.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Долгосрочный экологический проект «Земля – наш общий дом»
Руководитель проекта: классный руководитель Т. М. Захарченко
Участники проекта: учащиеся класса, родители.
Время проведения: 1-4 класс (2016-2020год)
Актуальность: Для каждого человека является разумным стремление к решению современных экологических проблем: рациональному использованию имеющихся ресурсов, сохранению исчезающих и редких представителей животного и растительного мира и т. п. Необходимость гармонизации взаимодействия человечества с окружающей средой в последнее время широко обсуждается в самых различных кругах. Постоянно происходит углубление и детализация изучения законов сосуществования на планете различных организмов.
Школа занимает важное место в процессе формирования экологической культуры детей – будущих граждан страны. В планировании воспитательной деятельности каждого классного руководителя есть раздел по экологии, задачами которого является донесение до учеников идей о целесообразности жизни в гармонии с природой, а также предельно рационального подхода к необходимому вмешательству в процессы, естественные для природы. Если каждый член общества будет жить с учетом соблюдения экологических норм, то уже следующее поколение сможет жить в экологически чистой среде, что подразумевает прекрасные условия для существования.
Младший школьный возраст - эффективный период в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических знаний, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.
Тема проекта: «Земля – наш общий дом»
Описание проекта:
Предлагаемый проект проводится в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Внеклассное чтение» и внеклассной работе. Проект реализуется с учениками в форме групповой работы. В ходе проектной деятельности учащиеся создают презентации, буклеты, стенгазеты, макеты, плакаты, сказки, участвуют в викторинах и олимпиадах, трудовых десантах и школьных субботниках.
Цель проекта:
- Вызвать у детей интерес к изучению экологических проблем;
- Вызвать желание оберегать, защищать, заботиться об окружающей природе;
- Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к животному и растительному миру;
- Помочь детям сформировать, основы активной жизненной позиции, осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.
- Воспитывать умение сопереживать всему живому;
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- Сформировать представления о роли человека во взаимодействии с природой;
- Упражняться в применении приобретённых знаний и посильной природоохранной деятельности;
- Создание условий для формирования у детей социальной компетенции учащихся и эколого – биологических знаний путём совместной работы учитель-ученик-родитель.
Задачи проекта:
Обучающие:
- формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;
- формирование исследовательских навыков.
Развивающие:
- развитие экологической грамотности учащихся;
- развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);
- развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;
- развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.
Воспитательные:
- формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;
- воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;
- формирование культуры поведения в природе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
- воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.
Гипотеза: Экологическая культура повышается, если в системе работать по направлению «Экология», а значит, положительно влияет на уровень воспитанности.
Блоки реализации проекта:
- Познавательный: уроки, викторины, конкурсы и т.д.
- Практический: трудовые десанты, субботники, высадка семян, уход за растениями (фото, презентация)
- Консультационный: работа с родителями (темы бесед).
- Аналитический: анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки, фото-отчёты).
Проблемные и учебные вопросы:
- Введение в экологию.
- «Жалобная книга природы»
- Секреты неживой природы.
- «Молчаливые соседи» (домашние животные)
- Загадки животного мира
- Пернатые друзья. «Птичья столовая».
- Человек – часть живой природы.
- Экология в нашем доме.
- О чём шепчут деревья. «Знакомые незнакомцы»
- Оранжерея на окне.
- Охрана природы.
Этапы проекта:
- Подготовительный:
- классное обсуждение;
- родительское собрание с целью вовлечения в проект;
- Основной:
- старт игры (1 класс)
- реализация проблемных и учебных вопросов (2-3 класс)
3. Заключительный этап:
- подведение итогов;
- презентации участников (4 класс)
Формы работы с классом:
- Тематические классные часы по экологической тематике;
- Дискуссии по теме.
- Организация циклов бесед «Уроки экологии»;
- Праздники, сюрпризы, конкурсы;
- Экскурсии, поездки, походы по достопримечательностям родного края;
- Субботники, трудовые десанты.
Критерии результативности проекта:
1.Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой
2. Потребность общения с родной природой
3. Бережное отношение к живому
4. Стремление совершать добрые дела
Планируемые результаты:
Знать:
- Основы экологической культуры.
- Некоторые особенности природы своего края.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
- Группы растений и животных.
- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
- Правила поведения в природе.
- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Уметь:
- Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
- Выполнять правила личной гигиены.
- Различать изученные растения, животных.
- Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
- Подкармливать птиц в простейших кормушках.
- Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Выводы
В младшем школьном возрасте происходит осознанное отношение к окружающему миру. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально –ценностное отношение к окружающему: накопленный личный опыт по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной картины окружающего мира, определяющего процесс развития экологической культуры личности. Как показывает опыт, введение проектных работ во внеурочной деятельности в систему, наряду с проектами в рамках уроков, во многом содействует становлению экологического образования и воспитания - это путь, на котором школьники сами создают действительность, сами формируют и развивают обучающую экологическую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы, учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, классифицировать, давать определения понятиям, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи. Важно, что дети обретают самостоятельность, сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Ученики принимают на себя ответственность за результаты своей работы и в процессе её приобретают экологические знания и умения.
Информационные ресурсы:
Для педагога:
- Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.
- М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
- Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.
- Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.
- Курапова И.И. «Метод проектов в экологическом образовании (из опыта работы)». Журнал «Начальная школа плюс до и после», №11, 2013.
- Гусева Е.Г. «Экологический проект в начальной школе», nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/ekologicheskii-proekt-v-nachalnoi-shkole.
Для учащихся:
- Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
- Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
- Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009
- http://www.ped-sovet.ru/
- http://www.school.edu.ru/
- http://www.nature-home.ru/
- http://www.delaysam.ru
Предварительный просмотр:
Реализация долгосрочного экологического проекта
«Земля – наш общий дом»
1 класс 2016-2017 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Содержание | Предмет | Участники |
1. | «Что такое экология» | - открытие декады экологии; - беседа, презентация; - посвящение в юные экологи; | Окружающий мир Внеклассная работа | Учитель Ученики Родители |
2. | Разучивание песни"Раненая птица"сл. А Пахмутовой, муз. Р. Рождественского | - просмотр слайдов; - беседа; - разучивание песни; | Кружок «Домисолька» | Учитель Ученики |
3. | Конкурсно-игровая программа «На цветочной поляне» | - конкурсы, игры; - беседа; | Внеклассная работа | Учитель Ученики |
4. | Эко-выставка «лекарственные растения» | - беседа; - поиск материала; представление; - выполнение работ; | ИЗО | Учитель Ученики |
5. | Эко-выставка «Экологические знаки» | - презентация; - беседа; - выполнение работ; | Окружающий мир ИЗО | Учитель Ученики |
6. | Олимпиада по окружающему миру | Окружающий мир | Учитель Ученики | |
7. | «Две стороны окружающего нас мира» | Творческая коллективная работа | Технология | Учитель технологии Ученики |
8. | «За всё на планете и дети в ответе» | - беседа; - чтение стихотворений, рассказов: | Литературное чтение | Учитель Ученики |
9. | Субботники, трудовые десанты | Внеклассная работа | Учитель Ученики |
Предварительный просмотр:
Реализация долгосрочного экологического проекта
«Земля – наш общий дом»
2 класс 2017-2018 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Содержание | Предмет | Участники |
1. | «Мы и экология» | - открытие декады экологии; - беседа, презентация; | Окружающий мир Внеклассная работа | Учитель Ученики Родители |
2. | Разучивание песен о природе и животных. | - просмотр слайдов; - беседы; - разучивание песен; | Кружок «Домисолька» | Учитель Ученики |
3. | «Земля – голубая планета» | Творческо-развивающая работа | Внеклассная работа | Учитель Ученики |
6. | Олимпиада по окружающему миру | Окружающий мир | Учитель Ученики | |
7. | «Спасём природу!» | Творческая коллективная работа | Технология | Учитель технологии Ученики |
8. | «У природы мы в долгу» | - беседа; - чтение стихотворений, рассказов: | Литературное чтение | Учитель Ученики |
9. | Субботники, трудовые десанты | Внеклассная работа | Учитель Ученики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
долгосрочный экологический проект "Расту я- растет яблонька моя"
Работа над проектом началась в сентябре 2009 года, когда я набрала первоклашек. В нашей школе решили разбить сад. Мы с родителями и детьми посадили яблоньки и вот уже третий год ухаживаем за сад...
экологический праздник "Земля - наш общий дом"
Внеклассное мероприятие может быть использовано на предменой неделе или приурочено к международному дню Земли (22 апреля). Содержит иллюстративный и познавательный материал, игры, практическую ...
Экологический праздник Земля - наш общий дом
Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главна...
Технологическая карта экологического проекта "Земля - наш общий дом"
Информационно-исследовательский экологический проект "Земля - наш общий дом" представлен в виде технологической карты в рамках реализации стандартов нового поколения....
Экологический проект "Земля- наш общий дом"
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любит...
Отчёт по результатам экологического проекта «Земля – наш общий дом»
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Мы так привыкли к тому, что планета Земля дает нам все и в большом количестве, что никогда не задумывались над тем, а как она себя чувствует? Уничтожаются леса, загрязняются вода, воздух, земля. Нещад...
- Мне нравится (5)