Технологическая карта экологического проекта "Земля - наш общий дом"
проект (окружающий мир, 4 класс) по теме
Информационно-исследовательский экологический проект "Земля - наш общий дом" представлен в виде технологической карты в рамках реализации стандартов нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhkarta_proekta_artemova_e.n.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | «Земля – наш общий дом» | ||||
Форма представления результата проекта | Презентация проекта, книжки-самоделки по темам исследования, оформление стенда «Наш общий дом- природа» | ||||
Цель и задачи | - Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме. - Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности. - Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов и окружающей среды. - Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения. | ||||
Планируемые результаты | Предметные - изучение условий жизни на Земле; - изучение экологической проблемы Земли. | Метапредметные - развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); - развитие умения соединять творческий материал с практической деятельностью; - развитие умения использовать различные способы поиска информации; - формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности; - формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; - формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной проектной деятельности. | Личностные - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности в ходе проекта и полученный творческий продукт. | ||
Организация пространства (возможно выделение для каждого этапа проекта) | Ресурсы Методическая литература: Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; Н. А. Рыжова «Напиши письмо сове» (экологический проект); М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа»,- №4,- 2000год. | Тип проекта: информационно-исследовательский Формы работы: групповая, дифференцированная | |||
Ход проекта | |||||
№ п/п | Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Время | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи: – определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; – создание групп обучающихся для работы над проектом. Мы с вами закончили большую интересную, очень познавательную тему, которая называется ……(Земля наш общий дом). И сегодня цель нашего урока обобщить, закрепить те знания, умения, которые мы не только приобрели, но добыли путём личных исследований, представленных в нашем экологическом проекте «Наш общий дом – природа». | 20 мин | Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем. Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности. Принимают в составе группы решение по поводу темы проекта и аргументируют свой выбор. Осуществляют: • анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта; • личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. | Отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся. Побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта: Каковы условия жизни на Земле? Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете? Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку. | |
Планирова-ние | Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи: – определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации; – установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; – распределение задач (обязанностей) между членами группы. Вопросы - узнать, собрать и изучить материал на тему: «Условия жизни на Земле»; - как эта тема волнует людей; - как ученики могут помочь своей малой Родине? - нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!». - написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир» - выучить песню «Птичка» - участвовать в экологическом проекте «Напиши письмо любимому животному» - участие в проведении опытов, выдвигая гипотезы, и делая выводы; - на уроках технологии изготовить конверты для писем животным и почтовый ящик; - участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора. | 1 неделя | Осуществляют: • поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; • разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; • принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса. Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы | Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов). Предлагает учащимся: • различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; • распределить роли в группах; (представляет для учащихся свою презентацию) • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта; • продумать критерии оценки результатов и процесса. Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. - В вашем понимании, что такое дом? (где приятно, безопасно, уютно). - Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом? ( Да) - Где их дом? (в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.) - Значит, их дом можно назвать одним словом (природа) - Как вы думаете, им в этом доме приятно? Безопасно? (не всегда). И вот об этом как раз наш рассказ – песня (инсценирование) «Песня о птичке». - Какой вывод мы можем сделать? (нельзя ради забавы брать животных). | |
Выполнение проекта/Исследование | Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). - Творческая часть проекта: «Напиши письмо животному» | 2 недели | Выполняют запланированные действия самостоятельно или в группе При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Изготавливают книжки-самоделки по темам исследования, оформляют стенд «Наш общий дом - природа» - Чем же для нас так важно Солнце? Ответы детей: 1) Смена дня и ночи. 2) Смена времён года. 3) От Солнца зависит выпадание осадков. 4) Рост и развитие растений. 5) Урожай и плодородие, значит питание всего живого. 6) Круговорот воды в природе. 7) Настроение и работоспособность. 8) Борьба с бактериями и вирусами – значит наше здоровье. 9) Насыщение воздуха кислородом (процесс фотосинтеза). 10) Отдых (купаемся, загораем). Но солнце нас не только радует, но и пугает т.к. а) Стали не редки случаи облучений, которые приводят к заболеванию кожи. б) Участились пожары. в) От высокой температуры и жары у пожилых людей не выдерживает сердце. г) Грядёт глобальное потепление, изменяется климат Земли. Учёные считают, что Солнце будет расширяться, а значит могут пострадать ближайшие планеты Меркурий, Венера, Земля. С 1996 года за изменениями Солнца ведёт круглосуточное наблюдение космический зонд « Сохо». Эксперты по воде: Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна. Водяные пары, нежно окутывая Землю, сохраняют тепло, как ватное одеяло. Лучше всех нам понятен круговорот воды в природе. Только вода без труда переходит из одного состояния в другое и наоборот. - Только вода имеет три состояния. Какие? - От чего зависят различные состояния воды? (от температуры). - Говорят, что вода есть везде. Где? (в воздухе, в растениях, на земле и под землёй, мы состоим из воды). Ответы детей: 1) Растения получают растворённые в воде питательные вещества. 2) В воде обитает множество животных – это их дом. 3) Вода не только поит, но и кормит. (рыболовный промысел.) 4) Благодаря воде люди получают электрический ток. 5) Вода моет: людей, машины, города, фабрики…… 6) Вода – это дорога (корабли, баржи.) 7) Вода нам нужна дома. 8) Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества). 9) Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение Выслушаем экспертов, которые нам расскажут о проблемах воздуха. Воздух смесь газов среди них основные: азот, кислород, углекислый газ. Воздух это атмосфера, это воздушная оболочка, которая защищает нашу землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации и метеоритов. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели, а лучи солнца сожгли всё живое. Человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода только на один день. Но в процессе деятельности человека происходят загрязнение воздуха. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктикой, временами расширяющиеся и временами уменьшающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Ответы детей: 1) Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль. 2) Автомобили выделяют выхлопные газы. 3) Мусор выделяет вредные вещества. 4) Уничтожаются леса, цветы, травы. Какой сделаем вывод? (берегите воздух) Эту проблему мы отразили в своих книжках-самоделках где исследовали интересующие нас вопросы. Эксперты в области почвы: Почва – природное богатство. Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Ответы детей: 1) От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых. 2) Плодородие земель позволяет из одного зёрнышка получить 20. 3) Почва – среда обитания (это дом). 4) Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет. 5) Прогулки на свежем воздухе - это здоровье Почему она нуждается в защите? Что бы образовался слой почвы в несколько см. нужно от 100 до 1000 лет. В образовании почвы участвуют: - Растения - Лишайники - Микроорганизмы - Останки животных В природе всё взаимосвязано. Порви природную цепочку и всё перестанет существовать. Без золота – то проживёшь, а без почвы? Какой сделаем вывод? (берегите почву). Самостоятельная работа в группах: 1. Придумать название своей команды, которая стоит на защите животных. 2. Кратко определить проблему гибели животных. *Природные катастрофы, вследствие чего гибнут животные *Лесные пожары *Охота и браконьерство *Борьба ядохимикатами с вредителями сельского хозяйства *Мусор *Аварии и столкновения с транспортом *Болезни | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности Животные, птицы, всё живое стремится в свой дом, потому что дом должен дарить радость. - А где же живёт человек? - Какое отношение мы имеем к природе? - И вообще является ли природа нашим домом? Давайте проследим связь между природой и жизнедеятельностью человека, и в этом нам помогут наши эксперты, которые очень тщательно исследовали каждый вопрос. Учёные подсчитали, что 97,5% всех запасов воды составляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необходима нам. Нам не безразлична эта проблема тому свидетельство наши сочинения по теме: «Каким я вижу этот мир». Какой же сделаем вывод? (берегите воду) - Почему же вода является условием жизни на Земле? Чем же она для нас так важна? Что бы понять на сколько важен человеку воздух сравним: без солнца человек будет жить, но будет болеть и голодать, без воды сможет прожить только 5 дней, а без воздуха? (песочные часы) Проведём эксперимент: зажмите нос, сколько вы продержитесь? (одну-две минуты). Какие источники загрязнений вам известны? Почему же почва - это богатство? | |
Формулирование результатов или выводов | Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов. | 2 недели | Оформляют проект, изготавливают продукт. Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач. Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. | Наблюдает, советует, направляет процесс анализа. Помогает в обеспечении проекта. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. | |
Защита проекта | Цель: демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. | 2 недели | Готовят презентацию, книжки-самоделки по темам исследования, оформляют стенд «Наш общий дом- природа» При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы;
Что бы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца. Будущее благополучие и сохранение её ресурсов в наших руках, дорогие ребята! | Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта. Принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | |
Оценка результатов и процесса проектной деятельности | 30 мин | Демонстрируют: • рефлексию деятельности и результата. Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. | Оформление сценария, сохранение презентации, создание фотоальбома. Рефлексия:; - Кого бы вам хотелось поблагодарить из ребят? Что вам понравилось? - Что для вас было самым трудным в данном проекте? - Каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Общий алгоритм решения простых задач".
Тема урока: Общий алгоритм решения простых задач.Цели урока: решать задачи, используя составленный план; определять способы действия в незнакомой ситуации; сравнивать выражения на основе в...
Технологическая карта экологического турнира "Мой дом - планета Земля"
Экологический турнир расчитан на обощение и закрепление пройденного материала по предмету "Окружающий мир" за 2 класс. Технологичекая карта содержит в себе ход занятия поминутно, с указанием...
Технологическая карта урока русского языка - "Общее представление об местоимении" (2 класс, УМК "Школа России")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Общее представление о местоимении»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о местоим...
Технологическая карта урока математики «Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе», (УМК «Школа России», 3 класс)
Тема урока: «Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование умений определять общее число еди...
Технологическая карта по математике, тема: "Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток", 1 класс
Цель: формирование умений приёма сложений однозначных чиселс переходом через десяток, формирование умений решать задачи изученного вида, познакомить обучающихся с приёмом сложения однозначных чисел с ...
Технологическая карта урока русского языка «Общее представление о личных местоимениях» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: закрепление понятие о местоимении как части речи, умения находить и определять местоимение в тексте.Задачи урокаДидактические:1. Закрепить знания о местоимении;2....
Технологическая карта урока русского языка "Общее понятие о предлоге"( 2 класс, УМК "Школа России)
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о предлоге как части речи Задачи урока:Дидактические:1. Знать, что такое предлог;2. Уметь писать предлоги отдельно от других част...