экологический праздник "Земля - наш общий дом"
презентация к уроку по окружающему миру по теме

Баранова Лариса Юрьевна

  Внеклассное мероприятие может быть использовано на предменой неделе или приурочено к международному дню Земли (22 апреля). Содержит иллюстративный и познавательный материал, игры, практическую работу по оформлению плаката.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_prazdnik.rar1.7 МБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

 «ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Составила учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Каменское

Елецкого района

Баранова Лариса Юрьевна

Ведущий. Сегодня мы собрались здесь на необычный день рождения. Кто сегодня именинник, вы узнаете, разгадав загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Но знают все: и млад, и стар,

Что она – огромный шар.

(Земля)

 – Конечно, сегодня День рождения Земли!

22 апреля люди всех стран празднуют этот праздник. В этот день все, кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, на берега рек, в парки и скверы. Они сажают новые деревья, очищают русла рек и ручьёв, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Ведь, к сожалению, своей деятельностью человек очень сильно загрязняет природу, разрушает естественную среду обитания многих животных, растений. 22 апреля – день – напоминание о том, что Земля наш общий дом, а в доме всегда должно быть чисто, светло и уютно всем!

Чтец 1.

Наш  дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг –

Тут – речка, там – зелёный луг!

Чтец 2.

В лесу дремучем не пройдёшь!

Воды в пустыне не найдёшь!

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чтец 3.

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется Земля!

Чтец 4.

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты,

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Ведущий. Мы сегодня тоже сделаем свой подарок Земле – покажем свои знания о природе, о животных и растениях, о воде и воздухе.

Итак, начинаем наш экологический праздник, посвящённый Дню Земли!

Конверт первый

«В мире животных»

Чтец 5.

Все-все-все на свете, на свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд!

Кто делает мёд,

И кто делает яд!

Ведущий. Действительно, ребята! На нашей Земле огромное количество животных, и все они нужны и важны для неё. Мир животных поражает красотой и совершенством. К сожалению, люди не всегда разумно и бережно относятся к братьям своим меньшим. Многие виды животных становятся редкими из-за вмешательства человека: охота, вырубка лесов, осушение рек, всё это ведёт к гибели многих животных.

В 1978 году в нашей стране вышла первая Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды. В этой книге листы разных цветов. Красные - если животных осталось очень мало, менее 2000 особей; жёлтые – если вид быстро уменьшается, сокращается; белые – если этот вид животных обитает только в одном единственном месте на планете (как, например, байкальская нерпа); зелёные – если численность вида восстановлена, люди успели спасти животных от полного исчезновения (как, например, зубр). И есть страшные чёрные страницы, на них – животные, навсегда исчезнувшие с лица Земли.

Вот, например, тур (показать картинку). Этот сильный, злобный бык жил когда-то на территории нашей страны. Он стал объектом охоты, и в итоге в XVII веке всем туры были уничтожены. Сейчас его увидеть можно только на картинке.

Или, например, стеллерова корова (показать картинку). Это крупное морское млекопитающее весом до 4 тонн, очень добродушное и доверчивое. Питалось водорослями на мелководье. Впервые увидел и описал это животное натуралист Георг Стеллер. В его честь вид назвали «стеллерова корова». А уже через 27 лет  после открытия вид был истреблён. Моряки прямо с лодок гарпунами убивали беззащитных животных на мясо. Стеллерова корова исчезла с лица земли навсегда.

И таких примеров много!

Это Красная книга Липецкой области. В ней тоже много животных, ставших редкими  в нашем краю. (Показать книгу.) Именно им посвящено задание из первого конверта.

Как в передаче «Поле чудес» необходимо отгадать животных, занесённых в Красную книгу Липецкой области.

  1. Выхухоль – это животное называют ещё водяным кротом. Есть два вида – пиренейская и русская, охраняется законом.
  2. Слепыш грызун, обитающий в степи, ведёт подземный образ жизни, полностью утратил орган зрения.

 – Молодцы, ребята! Надеюсь, что вы не забудете этот разговор и всегда будете бережно и с любовью относиться к животным, не только домашним, но и диким, будете их беречь и охранять!

Конверт второй.

«Зелёные друзья»

Вокальная группа исполняет песню «Цветок».

Чтец 6.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней

Липа, мята, зверобой!

Чтец 7.

Мы растения эти знаем,

Бережём и охраняем.

Соберём не на потеху,

Отнесём мы их в аптеку!

Ведущий. Многообразие растений на Земле поражает! Одежду и пищу, мебель и жилище, дрова и музыкальные инструменты, лекарства и многое-многое другое дают нам растения. Поэтому люди называют их «зелёными друзьями».

Вот задание из конверта.

Мини-викторина

«Лекарственные растения» 

  1. Ты натёр в пути ногу, какое растение поможет облегчить боль? (подорожник)
  2. Какое болотное растение можно использовать в лесу вместо ваты и йода? (Торфяной мох – сфагнум.)
  3. Какая болотная ягода может заменить лимон? (клюква)
  4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Лекарство от кашля.)
  5. Какую траву любят кошки? От каких болезней её применяют? (Валериана. Её применяют при бессоннице и нервных расстройствах.)
  6. Считается, что это растение помогает от 99 болезней. Что это? (Зверобой.)
  7. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. Что это? (Чистотел.)
  8. Какие растения помогут укрепить волосы? (Лопух, крапива.)
  9. Какие правила   сбора лекарственных растений вы знаете? (Не собирать растения возле дорог, собирать в солнечную сухую погоду, сушить в тени.)

 – Молодцы, ребята! С заданием этого конверта вы справились. Двигаемся дальше.

Конверт третий.

«Птицы»

Вокальная группа  исполняет песню «У дороги чибис».

Чтец 8.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Чтец 9.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Ведущий. Хорошие слова, правда, ребята? Без птичьего племени трудно представить Землю. Птицы – наши верные друзья и помощники. Зимой мы делали кормушки и подкармливали птиц. Весной готовили домики-скворечники для них.  Так что же за задание в конверте, давайте посмотрим.

Кроссворд

«Друзья сада и огорода» 

  1. Ночная птица, истребляющая мышей в большом количестве. (Сова.)

  1.                    Прилетела к нам с весной,

Путь проделав длинный,

Лепит домик над окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

  1. Эта птица умеет ловить мух на лету. (Мухоловка.)

  1.                    Весёлый мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

5.                     Чёрный, проворный,

Кричит – «Крак!»

Вредителям полей

И огородов враг. (Грач.)

6.                     Он в больничной своей палате

Носит пёстренький халатик,

Он деревья лечит,

Постучит – и легче… (Дятел.)

  1. Спиною зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица.)

В выделенных словах получилось ключевое слово – «скворец», наш главный весенний певец. Для него мы делаем домики и с удовольствием слушаем его песни. Он помогает уничтожать вредителей сада и огорода – жуков и гусениц. А мы будем любить, беречь и защищать птиц, чтобы на Земле всегда звенели птичьи трели!


Конверт четвёртый

«Вода»

 – Отгадайте мою загадку:

Прозрачна, текуча, бела и тверда.

Такою бывает в природе … (вода).

Чтец 9.

Из недр Земли забил родник,

Ручьём хрустальным ставший вмиг.

Спешат ручьи, вперёд бегут,

И вот уже рекой текут.

Чтец 10.

Река течёт не как-нибудь,

А прямо к морю держит путь…

И море, как огромный рот,

Все воды рек в себя вольёт.

Чтец 11.

Ну а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он омоет шар земной

Водою чистой, голубой!

Ведущий. Конечно, ребята, вы хорошо знаете, как важна на Земле вода! Без неё не было бы жизни на нашей планете. Как жаль, что это богатство люди не берегут. В реки и ручьи часто бросают мусор и бутылки, в моря и океаны вытекают тонны нефти и топлива, в озёра сливают сточные воды заводов и фабрик… Грустная картина. А как этого можно избежать? (Ответы детей.)

Игра «Сухое и мокрое»

Ведущий произносит слова. Если слово является водой – хлопок в ладоши; если слово имеет отношение к воде, но не сама вода – надо поднять одну руку; если не имеет прямого отношения к воде – не поднимают совсем.

Зонт, лось, подушка, лужа, дым, брюки, капля, гранит, зеркало, камыш, лилия, ветер, курица, акула, барабан, цапля, сосулька, яблоко, пар, фонарь, глина, снег, мыло, бумага, мороз, чайка, туча, облако, солнце, парта, радуга, родник, русло, пруд, древесина.

Ведущий. Молодцы, ребята! Если хорошо подумать, то всё на Земле так или иначе связано с водой. Она присутствует в животных и растениях, в воздухе, почве. Без воды невозможно ни одно производство. Выходит, любое слово в нашей игре можно как-нибудь связать с водой.

Итак, мы напоминаем всем, что бесценный дар – чистую воду на Земле надо беречь и разумно использовать. Не тратить зря, не загрязнять вредными веществами и мусором! Пусть на  Земле всегда будет голубая и чистая вода!

Конверт пятый

«Лесные загадки»

Чтец 12.

Бесценна российского леса краса,

Зелёное золото – наши леса.

Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Чтец 13.

Дерево, цветок, зверёк и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Ведущий. Да, ребята, лес – это огромное богатство нашей Земли! Это дом для зверей, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу и укрытие, растят своё потомство. Это сложное сообщество растений, где под кронами огромных великанов-деревьев растут кустарники, травы и цветы. Хорошо в лесу и  знойным летним днём и морозным зимним!

Посмотрим, какое задание ждёт нас в конверте.

Задание: отгадать названия животных.

Загадывают загадки о себе сами животные. Слушайте!

  1. У меня прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутьё: считают, что оно сильнее обоняния человека в миллион раз. А ещё про меня говорят, что меня «ноги кормят». Кто я? (Волк.)
  2. Живу я в Австралии. Я очень малоподвижное животное. Я могу несколько часов сидеть в одной и той же позе, обхватив лапами ствол эвкалипта. На землю спускаюсь очень редко. Иногда меня называют медвежонком, но к медведям я никакого отношения не имею. (Коала.)
  3. Моё тело покрыто густой шерстью двух цветов – чёрного и белого. В чёрный цвет окрашены лапы, плечи, уши и пятна вокруг глаз, вся остальная шерсть – белая. Живу я в Китае. (Панда.)
  4. Я удивительное насекомое. Я «пою» крыльями,  «слушаю» ногами, а если меня схватить за ногу, я могу оставить её врагу и удрать без неё. (Кузнечик.)

– Молодцы! Вы хорошо знаете лесных обитателей. Можете узнать их не только на картинке, но и найти в таком хаосе букв.

Конверт шестой

«Правила поведения в природе»

Сценка.

Входят туристы с гитарой, рюкзаком, бутылками и пакетами в руках, с магнитофоном.

Турист 1.

Сегодня мы пришли гулять,

Благо лес – рукой подать!

Закупили всё подряд:

Еду, спички, лимонад!

Турист 2.

Свежий воздух возбудит

Наш здоровый аппетит.

А пакеты, банки, склянки…

Лес большой, он всё вместит!

Лес, он что, ничей?

Туристы (вместе): Ничей!

Турист 3.

Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают,

Жги и лей, руби и бей!

Урны нет, неси в кусты!

Мы с природою на «ты».

Турист 4.

Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем!

В речку скинем все бутылки,

В море пусть плывут посылки.

Мы – цари! Молчи, Природа!

Всё здесь наше – лес и воды!

Ведущий. Ребята! Неужели все туристы так ведут себя на природе? А вы знаете правила, которые нужно соблюдать в лесу, на реке?

Задание из конверта «Что обозначают эти знаки?»

Ведущий показывает знаки с правилами поведения в природе, дети должны их прокомментировать.

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете, что можно и чего нельзя делать на прогулке в лесу и на реке. Я уверена, что вы не принесёте вреда природе, как это делали наши «туристы».

Наш экологический праздник подходит к концу.  И на память о Дне Земли я предлагаю всем нам украсить нашу Землю цветами (показать на плакат), написать пожелания в её адрес.

Чтец 14.

Наша планета Земля

Очень щедра и богата,

Горы, леса и поля

Дом наш родимый, ребята!

Чтец 15.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над ней и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим!

Чтец 16.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Украсим всю Землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Все вместе выполняют работу.

Ведущий. Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатство нашей планеты. Не дадим в обиду ни растения, ни животных, сохраним чистой воду и свежим воздух!

С днём рождения, Земля!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"

Экологическая игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое является итоговым занятием в 3 классе по экологическому воспитанию. Мероприятие проходит в форме путешествия с использованием разн...

Экологический праздник: "Природа - наш общий дом"

Экологический праздник для 3  классов и театрализованное представление на экологическую тему ....

Конспект занятия кружка "Юный эколог".Экологический марафон"Планета Земля - наш общий дом", посвященный общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Занятие проводится  с целью привлечения внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей природы.В ходе занятия обучающиеся реализуют социально-значимый проект.Детям предлагается совершить путе...

Экологический праздник Земля - наш общий дом

Мы - хозяева природы, а она кладовая солнца со всеми сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птицам нужен воздух, животным - лес, степи, горы, а человеку нужна природа. И охранять ее - наша главна...

Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»

Актуальность проекта:       Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...