Рабочая программа кружка «Поделки из дерева»
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
«РАССМОТРЕНА» на заседании МО учителей начальных классов Протокол №___от_________ 2017г. Руководитель МО ___________ Т. М. Игнатова | «ПРИНЯТА» на заседании педагогического совета Протокол №___от___________ 2017г. | «УТВЕРЖДЕНА» Директор МБОУ «Октябрьская СОШ» __________ И.С.Дудина
Приказ №______от_____________2017г. |
Рабочая программа
кружка «Поделки из дерева»
Возраст детей: (8-10 лет)
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год
Ведрова Маргарита Вячеславовна, учитель начальных классов.
п. Петрин
2017 год
Пояснительная записка
Художественная обработка древесины – древнейшее ремесло. В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал свой дом резными деревянными изделиями: крышу коньком, окна наличниками, двери резьбой, изготовлял игрушки, деревянную посуду и др. Домашнее ремесло являлось частью хозяйства. Почти в каждой семье мужчины умели мастерить, и сыновья перенимали этот опыт от старших. Традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны мастерства. С уходом из нашего быта ремесла, нарушились духовные связи поколений. Современных детей и подростков трудно чем-то удивить. Новейшие научные изобретения заслонили от них мир творческого труда, проверенного веками. В связи с этим очень важно прививать художественно-эстетический вкус учащимся через освоение ими различных видов декоративно-прикладного искусства, в том числе художественной обработки дерева.
Актуальность программы заключается в том, что тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга, т. к. наши пальцы связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие школьника. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Кроме этой практической стороны развития интеллекта и речи, декоративно-прикладное творчество даёт школьнику возможность почувствовать себя мастером. Актуальность программы также в возрождении традиций русского народа, расширении представления детей об истории ремесла.
Ценностные ориентиры содержания программы
Содержание программы направлено на формирование ценностных ориентаций личности школьника:
эстетической культуры,
духовных потребностей,
нравственных идеалов и мировоззрения,
приобщение к мировой художественной культуре, к истокам русского народного искусства,
образных представлений, эстетического чувства, художественного вкуса,
профессионального самоопределения
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей, фантазии детей при работе с деревом
Задачи программы:
овладевать практическими навыками художественно-творческой деятельности, работы с различным инструментом по дереву; техническими приемами резьбы, выжигания, выпиливания, умением создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;
формировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
осваивать знания о деревянном зодчестве, знакомить детей с выдающимися произведениями отечественного деревянного зодчества;
научить правилам безопасности при обработке художественных изделий.
развивать навыки самостоятельного составления несложных композиций из дерева на основе традиций народного искусства;
развивать художественный вкус обучающихся, их интеллектуальную и эмоциональную сферу, творческий потенциал, способность оценивать окружающий мир по законам красоты; развивать умение давать оценку изделию.
воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению;
формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, художественным традициям русского народа.
Возраст детей: 8-10лет
Сроки реализации: Программа рассчитана на один год обучения
Режим занятий: Занятия будут проходить один час в неделю. Численный состав группы 7 человек.
Формы работы:
– коллективная (работа в парах, в группе, индивидуальная);
– экскурсии;
– презентация творческого проекта;
Основные методы учебно-воспитательного процесса:
– наглядно-иллюстративный (учитель сам или с помощью мультимедиа средств обучения показывает приёмы работы с инструментом и материалами);
– проетный (участие в проектной деятельности);
– личностно-ориентированный (ориентация на личность каждого ученика, учет его знаний и умений, творческих способностей, склонностей и интересов);
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- способы разметки по шаблону;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- способы экономного расходования материалов, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
уметь:
- рационально организовывать рабочее место; соблюдать правила техники безопасности;
- производить разметку заготовки по шаблону;
- выполнять операции выпиливания, резьбы, выжигания ;
- выполнять простые поделки из дерева;
- производить отделку изделий с учётом дизайна;
- экономно расходовать материалы
Изучение программы кружка обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
• проявление познавательных интересов и активности на занятиях кружка;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• осознание необходимости развития творческих способностей личности;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметными результатами освоения учащимися программы кружка являются:
• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, умение применять в практической деятельности знания, полученные на занятиях кружка;
Формы подведения итогов:
Организация выставки детского творчества в школе
Участие в муниципальных конкурсах детского творчества.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Общее количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Общие сведения об обработке дерева. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Материалы. | 1 | 1 | |
2 | Народное деревянное искусство как часть культуры России. | 2 | 2 | |
3 | Изготовление поделок из деревянных прищепок | 3 | 3 | |
4 | Аппликация из стружек | 3 | 3 | |
5 | Изготовление поделок из спичек | 3 | 3 | |
6 | Художественная роспись готовых деревянных форм | 4 | 4 | |
7 | Художественное выжигание. | 5 | 1 | 4 |
8 | Выпиливание лобзиком | 4 | 1 | 3 |
9 | Резьба по дереву. | 5 | 1 | 4 |
10 | Проектная деятельность | 3 | 3 | |
11 | Подведение итогов работы кружка. Выставка изделий | 1 | 1 | |
Итого | 34ч | 7ч | 27ч |
Содержание программы
Вводное занятие. Общие сведения об обработке дерева. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Материалы.
Народное деревянное искусство как часть культуры России. Экскурсия в «Парк искусств» МБОУ «Октябрьская СОШ», Декоративно прикладное деревянное искусство России.
Изготовление поделок из деревянных прищепок 3 ч Изделие «Подставка под горячее». Изделие «Салфетница». Изделие «Карандашница».
Аппликация из стружек. Изделие «Цветочная полянка». Изделие «Бабочки». Изделие «Новогодние игрушки»
Изготовление поделок из спичек . Изделие «Колодец». Изготовление поделки «Домик».
Художественная роспись готовых деревянных форм. Художественное оформление разделочной доски. Художественное оформление матрешки
Художественное выжигание .Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Технология декорирования художественных изделий выжиганием. Основные приёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Выпиливание лобзиком. ТБ при работе лобзиком. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. Контурные фигурки животных. Рамка для фотографий.
Резьба по дереву. Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий. ТБ. Контурная резьба. Резьба по затонированной поверхности.
Проектная деятельность . Авторская творческая работа Подведение итогов работы кружка. Выставка изделий
Методическое обеспечение
Кабинет начальных классов №12-49 кв. м , интерактивная доска, проектор, компьютер. Разработки занятий, образцы изделий, шаблоны. Презентации: История развития декоративного искусства. Декоративное искусство России. Резьба по дереву. Технологические приёмы выжигания по дереву. Технологические приемы выпиливания. Инструменты и приспособления (лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, выжигатели)
Список литературы
- Технология 5. /Под ред. Тищенко А.Т., Синица Н.В./ - М.: Вентана - Граф, 2011.
- Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д, Тищенко А.Т., Самородский ПС/.- М.: Вентана - Граф, 2011.
- Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д Тищенко А.Т., Самородский ПС./.- М.: Вентана - Граф, 2011.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата занятия | № п./п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | ||
Планир | Фактич | ||||
Теория | Практ. | ||||
8.09 | 1 | Вводное занятие. 1ч Общие сведения об обработке дерева. Техника безопасной работы. Инструменты и оборудование. Материалы. | 1 | ||
Народное деревянное искусство как часть культуры России. 2ч | 2 | ||||
15.09 | 2 | Экскурсия в «Парк искусств» МБОУ «Октябрьская СОШ» | |||
22.09 | 3 | Декоративно прикладное деревянное искусство России. | |||
Изготовление поделок из деревянных прищепок 3 ч | |||||
29.09 | 4 | Изделие «Подставка под горячее» | 1 | ||
6.10 | 5 | Изделие «Салфетница» | 1 | ||
13.10 | 6 | Изделие «Карандашница» | 1 | ||
Аппликация из стружек 3ч | |||||
20.10 | 7 | Изделие «Цветочная полянка» | 1 | ||
27.10 | 8 | Изделие «Бабочки» | 1 | ||
10.11 | 9 | Изделие «Новогодние игрушки» | 1 | ||
Изготовление поделок из спичек 3ч | |||||
17.11 | 10 | Изделие «Колодец» | 1 | ||
24.11 | 11 | Изготовление поделки «Домик» | 1 | ||
1.12 | 12 | Изготовление поделки «Домик» | 1 | ||
Художественная роспись готовых деревянных форм 4ч | |||||
8.12 | 13 | Художественное оформление разделочной доски | 1 | ||
15.12 | 14 | Художественное оформление разделочной доски | 1 | ||
22.12 | 15 | Художественное оформление матрешки | 1 | ||
29.12 | 16 | Художественное оформление матрешки | 1 | ||
Художественное выжигание 5 ч. | |||||
19.01 | 17 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. | 1 | ||
26.01 | 18 | Технология декорирования художественных изделий выжиганием. | 1 | ||
2.02 | 19 | Основные приёмы выжигания. Техника выполнения приёмов выжигания | 1 | ||
9.02 16.02 | 20-21 | Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. | 2 | ||
Выпиливание лобзиком. 4ч. | |||||
2.03 | 22 | ТБ при работе лобзиком. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. | 1 | ||
9.03 | 23 | Контурные фигурки животных | 1 | ||
16.03 | 24 | Контурные фигурки животных | 1 | ||
6.04 | 25 | Рамка для фотографий | 1 | ||
Резьба по дереву 5 ч. | |||||
13.04 | 26 | Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий. ТБ | 1 | ||
20.04 | 27 | Контурная резьба | 1 | ||
27.04 | 28 | Контурная резьба | 1 | ||
4.05 | 29 | Резьба по затонированной поверхности. | 1 | ||
11.05 | 30 | Резьба по затонированной поверхности. | 1 | ||
Проектная деятельность 3ч | |||||
18.05 | 31 | Авторская творческая работа | 1 | ||
18.05 | 32 | Авторская творческая работа | 1 | ||
25.05 | 33 | Авторская творческая работа | 1 | ||
25.05 | 34 | Подведение итогов работы кружка. Выставка изделий 1ч | 1 | ||
7ч | 27 ч | ||||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Роспись по дереву"
Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву. Тематическое планирование занятий кружка "Роспись по дереву". Р...
Рабочая программа курса «Поделки из яиц» 1 класс
Рабочая программа курса "Поделки из яиц" 1 класс...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...
Рабочая программа кружка «Выжигание по дереву»
Рабочая программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе авторской программы Симоненко В.Д., Неменского Б. М. Актуальность программы обуслов...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.
Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год. Цел...