Программа кружка "Роспись по дереву"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву. Тематическое планирование занятий кружка "Роспись по дереву". Роспись по хохломским, городецким мотивам. Основные элементы городецкой и хохломской росписи. Глубоковская роспись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rospis_po_derevu.doc | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.08.2009. | Утверждена приказом МБОУ ВМР «Несвойская основная общеобразовательная школа» № 160 от 31.08.2011. Директор школы:____________
|
Программа кружка
«РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ»
Возраст детей 8-14 лет Срок реализации программы – 2 года Автор программы: Урюпина Екатерина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ ВМР «Несвойская основная общеобразовательная школа» с. Остахово Вологодского района Вологодской области |
2011 год
Пояснительная записка
Цель:
Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву.
Задачи:
- Познакомить детей с основами народного декоративно-прикладного искусства
- Воспитывать чувство прекрасного на примерах изделий народных мастеров и способствовать сохранению культурных традиций русского народа.
- Развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.
- Формировать навыки кистевого письма.
- Воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.
- Развивать творческие способности обучающихся через создание самостоятельных художественных изделий.
Актуальность, целесообразность и особенности программы
Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Роспись по дереву рассматривается как один из видов народного творчества. Занятия художественной росписью, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Эстетическая значимость общения с народным искусством очень важна для общего художественного развития ребят.
Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, роспись изображений, создание своих композиций. Итогом обучения будут служить творческие задания, в которых должны проявиться инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Возраст детей: 8-14 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года и состоит из 2-х ступеней: 1-я ступень – для учащихся начальных классов (2-4 класс); 2-я ступень – учащиеся старших классов (8,9 классы).
Режим занятий: 1 час в неделю
Формы занятий: теоретико-практические, практические, творческие занятия.
Итоги реализации программы: участие в школьных и районных выставках, выполнение подарочных работ.
Методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный (демонстрация плакатов, таблиц), репродуктивный, частично-поисковый (решение проблемной ситуации, созданной педагогом), исследовательский как вид проблемного обучения (выполнение творческого задания).
В ходе занятий используется система преподавания росписи с помощью карточек-заданий. В них реализуется новый прием-дописывание элементов и композиций на основе предложенного контура или ведущей линии (даны варианты незавершенных элементов или лишь их части).
Программа
I год обучения
1. Введение (1 час)
Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение. Композиция. Инструменты и материалы для художественной росписи по дереву.
Практическая работа:
- выполнение упражнений по цветоведению и композиции.
Учащиеся должны знать:
- историю росписи по дереву в России;
- основные законы композиции;
- цвета и гармоничное сочетание их в росписи;
- способы подготовки древесины под роспись.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать различные виды композиций и их цветовые решения.
2. Работа над росписью по хохломским мотивам (12 часов)
История хохломской росписи. Техника Хохломы. Элементы и орнаменты хохломской росписи.
Индивидуальная и коллективная работа. Эстетическое оформление работ.
Практическая работа:
- выполнение простейших элементов хохломской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик);
- самостоятельная работа по росписи деревянных предметов и работ-импровизаций.
Учащиеся должны знать:
- историю хохломской росписи;
- основные цвета хохломской росписи;
- элементы травного орнамента.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать работы хохломских мастеров среди других произведений декоративно-прикладного искусства;
- выполнять простейшие элементы хохломской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики) и узоры «травка», «листочки», «ягодки»;
- составлять композицию по хохломским мотивам на основе изученных элементов.
3. Работа над росписью по городецким мотивам (19 часов)
История городецкой росписи. Техника Городца. Простейшие элементы росписи Городца. Традиционные городецкие элементы и орнаменты.
Основы композиции в городецкой росписи (варианты расположения узора).
Практическая работа:
- выполнение простейших элементов городецкой росписи (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки);
- последовательность выполнения традиционных элементов и мотивов городецкой росписи – «розан», «ромашка», «листья», «кустики», «купавка», «бутон»; «гроздь винограда», «городецкая роза», «птица», «конь вороной».
Учащиеся должны знать:
- историю появления городецкой росписи;
- основные цвета, используемые в городецкой росписи;
- названия и технику выполнения традиционных элементов и мотивов Городца.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать работы городецких мастеров среди других произведений декоративно-прикладного искусства;
- последовательно выполнять простейшие элементы городецкой росписи (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки), а также традиционные элементы и мотивы;
- ориентироваться в композиции и самостоятельно её составлять;
- декоративно оформлять деревянное изделие с использованием традиционных мотивов.
4. Подведение итогов работы (1 час)
Выставка работ.
II год обучения
1. Введение (1 час)
Произведения декоративно-прикладного искусства и значение расписных изделий. Сохранение культурных традиций русского народа.
2. Работа над выполнением глубоковской росписи (12 часов)
Культурное наследие Вологодских мастеров. Глубоковская роспись. История. Техника росписи. Композиция. Элементы Глубоковской росписи.
Практическая работа:
- рисование элементов «скобочка», «капля» и др.
- составление цветов;
- выполнение каймы и рамочек;
- составление композиций с использованием Глубоковских мотивов.
Учащиеся должны знать:
- историю глубоковской росписи;
- основные цвета, используемые в росписи;
- названия и технику выполнения основных элементов глубоковской росписи.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать глубоковскую роспись (роспись Вологодской земли) среди других произведений народного прикладного творчества;
- выполнять основные элементы росписи;
- составлять композицию по мотивам глубоковской росписи.
3. Работа над росписью по хохломским мотивам (10 часов)
Повторение изученного за первый год обучения.
Цветочные мотивы Хохломы.
Практическая работа:
- выполнение цветочных мотивов «стебель», «под листок», «под ягодку», «кудрина».
Учащиеся должны знать:
- названия цветочных мотивов Хохломы и последовательность их выполнения.
Учащиеся должны уметь:
- последовательно и технично выполнять цветочные мотивы «стебель», «под листок», «под ягодку», «кудрина»;
- самостоятельно разрабатывать орнаментальную композицию с использованием изученных хохломских мотивов и элементов.
4. Работа над росписью по городецким мотивам (10 часов)
Повторение изученного за первый год обучения.
Варианты «оживок» и окантовок готовых изделий.
Практическая работа:
- упражнение в выполнении изученных элементов Городца;
- поэтапное выполнение цветочных мотивов «бутон», «купавка», «розан», «птица»;
- составление орнаментальной композиции цветочной росписи «гирлянда».
Учащиеся должны знать:
- основные варианты «оживок» и окантовок изделий.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно составлять композиции на деревянной основе с использованием изученных мотивов Городца.
5. Подведение итогов работы (1 час)
Выставка работ.
Тематическое планирование I год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Теор. занятия | Практ. занятия | Общее кол-во часов |
1 2 | Вводное занятие. Организация рабочего места. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение и композиция. Выполнение упражнений | 1 | 1 | 2 |
3 | Работа над росписью по хохломским мотивам Из истории хохломской росписи. Изучение техники Хохломы (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций | 1 | - | 12 |
4 | Простейшие элементы травного орнамента. Узор «травка» (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик) | - | 1 | |
5 | «Подарок для Мишутки» - самостоятельное украшение ложки элементами травного орнамента (импровизация) | - | 1 | |
6 | Травный орнамент (сложной формы с использованием ранее изученных элементов) |
- | 1 | |
7 | Самостоятельное украшение чашки травным узором (импровизация). Узор «листочки» | - | 1 | |
8 | Роспись салфетницы с использованием изученных элементов (импровизация) | - | 1 | |
9 | Упражнение в рисовании узора «ягодки» кистью и печаткой-тычком | - |
1 | |
10 | Роспись солонки (импровизация). Знакомство с приемом «разживка» | - | 1 | |
11 | Орнамент с «ягодками» и «листочками». Дорисовывание орнаментальной полосы по образцу | - | 1 | |
12 | Роспись вазочки для цветов непрерывной полосой орнамента | - | 1 | |
13 | Составление композиции «Золотые травы России» | - | 1 | |
14 | Коллективная творческая работа «Хохломской букет» (аппликация ) | - | 1 | |
15 | Работа над росписью по городецким мотивам Из истории городецкой росписи. Изучение техники Городца (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций | 1 | - | 19 |
16 | Простейшие элементы росписи Городца (дуги, капельки, спиральки, штрихи, точки, скобочки) | - |
1 | |
17 | Освоение традиционных городецких орнаментов. Украешки и рамки | - | 1 | |
18 | Традиционные элементы городецкой росписи - «розан» и «ромашка». Прием «оживки» |
- |
1 | |
19 | Рисование вазы с цветами (с розаном и ромашкой). Дорисовывание начатых элементов | - | 1 | |
20 | Знакомство с художественными элементами городецкой росписи – «листьями» и «кустиками» | - | 1 | |
21 | Составление узора из листьев «Расписное панно» | - | 1 | |
22 | Знакомство с традиционными элементами городецкой росписи – «купавкой» и «бутоном» |
- | 1 | |
23 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционных элементов Городца | - | 1 | |
24 | Традиционный городецкий мотив – «гроздь винограда» | - | 1 | |
25 | Выполнение панно с использованием мотива «гроздь винограда» | - | 1 | |
26 | Декоративное изображение розы в городецкой росписи | - | 1 | |
27 | Декоративное оформление деревянного изделия с использованием традиционного мотива «городецкая роза» | - |
1 | |
28 | Основы композиции (варианты размещения узора на разделочной доске). Самостоятельная работа | 0,5 | 0,5 | |
29 | Исполнение росписи разделочной доски. Общая композиция | - | 1 | |
30 | Традиционный мотив городецкой росписи - «птица» (городецкий фазан) | - | 1 | |
31 | Изображение различных видов городецких птиц - петух, голубь, павлин, кукушка, лебедь | - | 1 | |
32 | «Конь вороной» - знакомство с традиционным мотивом городецкой росписи – конем |
- |
1 | |
33 | Последовательность росписи Городецкого коня | - | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Организация и проведение выставки ученических работ | - | - | 1 |
Тематическое планирование (II год обучения)
№ п/п | Раздел, тема | Теор. занятия | Практ. занятия | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Произведения декоративно-прикладного искусства и значение расписных изделий. Сохранение культурных традиций русского народа (беседа) | 1 | - | 1 |
2 | Работа над выполнением Глубоковской росписи. Знакомство с росписью Вологодской земли – глубоковской росписью. История. Изучение техники (цветовое решение, орнаменты). Анализ композиций | 1 | - | 12 |
3 | Знакомство с элементами глубоковской росписи. Рисование элементов «точка», «капля». Составление цветов («ромашки») | - | 1 | |
4 | Рисование элементов «скобочка» и «листок» | - | 1 | |
5 | Выполнение элемента глубоковской росписи - «завиток». Сочетание его с изученными элементами | - | 1 | |
6 | Виды каймы, рамочек в глубоковской росписи | - | 1 | |
7 8 | Последовательность рисования «бутонов» в глубоковской росписи | 0,5 | 1,5 | |
9 | Подготовка деревянной основы для росписи. Составление композиции с использованием глубоковских мотивов | 0,5 | 0,5 | |
10 13 | Исполнение росписи разделочной доски | - | 4 | |
14 | Работа над росписью по хохломским мотивам Повторение (история росписи, цветовое решение, виды росписи, основные элементы и мотивы) | 1 | - | 10 |
15 | Выполнение упражнений «узор травка», «травный орнамент» (ягодки, листочки, завитки и т.д.) | - | 1 | |
16 | Творческая работа. Разработка орнаментальной композиции на маленьком блюдце. | 0,5 | 0,5 | |
17 18 | Практическая работа. Исполнение росписи блюдца | - | 2 | |
19 20 | Знакомство с цветочными мотивами Хохломы | 0,5 | 1,5 | |
21 | Выполнение мотива «стебель». Украшение в технике «под листок» и «под ягодку» | - | 1 | |
22 23 | Знакомство с техникой росписи «кудрина». Мотивы птиц и рыб | 1 | 1 | |
24 | Работа над росписью по Городецким мотивам Повторение (история росписи, цветовое решение, виды росписи, основные элементы, сюжеты) | 1 | 10 | |
25 | Упражнение в выполнении основных элементов | - | 1 | |
26 | Поэтапное выполнение мотива «лист» и варианты оживок |
- | 1 | |
27 | Поэтапное выполнение цветочных мотивов «бутон», «купавка», «розан» | - | 1 | |
28 | Варианты окантовок декоративных блюд | - |
1 | |
29 | Поэтапное выполнение мотива «птица» | - | 1 | |
30 31 | Составление орнаментальной композиции цветочной росписи «гирлянда» |
- | 2 | |
32 33 | Творческая работа. Составление композиции на деревянной основе с использованием изученных мотивов |
- | 2 | |
34 | Итоговое занятие. Организация и проведение выставки ученических работ | - | - | 1 |
Список литературы
1. Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства.- М.:Мозаика-Синтез, 2003.
2. Махмутова Х. И. роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.
3. Народный умелец/ Учебно-методическое издание.- Вологда: ООО «Индау», 2001.
4. Народные промыслы. Жостово: Альбом аппликаций.: М.: ООО «Хатбер-пресс», 2003.
5. Народные промыслы. Хохлома: Альбом аппликаций.: М.: ООО «Хатбер-пресс», 2003.
6. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы"Дерево дружбы"
Пояснительная записка. В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, всё большее значение приобретает экологическое вос...
Программа природоведческого кружка "Деревья моего края"
Программа природоведческого кружка предполагает исследование живой природы и изучение взаимосвязей растений с окружающей средой.Обобщает знания детей о деревьях родного края и расширяет понятия в обла...
Экологический проект «Моё дерево». Бережное отношение и уход за окружающими нас деревьями.
Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях...
Работа с деревом. Резьба по дереву. Ваза для цветов. Павлов Михаил 3 класс
Работа выполнена учеником 3 класса Павлова Михаила...
Чтение. 3 класс. Рассказ "Кто живет на дереве, кто - под деревом". Г. Юрмин
Целью данного урока является знакомство обучающихся с творчеством Г.Юрмина. Учить осознанному, плавному чтению....
Программа внеурочной деятельности "Дерево жизни"
Данная программа разработана для реализации духовно-нравственного направления во внеурочной деятельности для учащихся 4 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным ...
Презентация "Вторая жизнь дерева. Поющие деревья. На фабрике музыкальных инструментов".
Материал может быть использован в качестве дополнительного для учащихся 3-4 классов на факультативных занятиях по окружающему миру. Здесь Вы найдете исторические сведения о возникновении некоторых муз...