Рабочая программа кружка «Выжигание по дереву»
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе авторской программы Симоненко В.Д., Неменского Б. М.
Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vyzhiganie_po_derevu.doc | 87 КБ |
rp_vyzhiganie_po_derevu.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе авторской программы Симоненко В.Д., Неменского Б. М.
Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание».
Цель курса – создание условий для развития творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- углубить знания о возникновении и развитии искусства выжигания по дереву;
- познакомить с различными видами выжигания по дереву;
- научить переводить рисунки, орнаменты для выжигания, научить изменять размер орнамента или рисунка;
- научить применять полученные знания, умения, навыки на практике.
Воспитательные:
- развитие у обучающихся патриотического воспитания, любви к Родине через изучение народного творчества;
- воспитание трудолюбия, бережности и аккуратности при работе с материалом и инструментом;
- развитие у обучающихся навыков экологической культуры;
- формирование у обучающихся осознанной потребности в здоровом образе
жизни.
Развивающие:
- Развитие образного мышления, экологического вкуса и чувства прекрасного;
- развитие мелкой моторики у детей, имеющих проблемы с речью или умственной отсталостью.
Преимущество программы в том, что в течение года реализации ребенок сначала выжигает по шаблону, изучает различные виды выжигания и реализует свои знания и умения в своих работах. Все практические работы учащихся строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа выполняется по готовому рисунку, небольшому и простому. При ее выполнении ребята учатся чувствовать материал, пользоваться электровыжигателем. При выполнении творческой работы, учащиеся просматривают методическую литературу, журналы, книги или выполняют собственный эскиз будущего рисунка. Задача педагога на данном этапе - оценить возможности ребенка, и помочь ему выбрать рисунок по силам.
Сроки реализации программы: 1 год.
Оптимальный возраст для освоения программы: 9-11 лет
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в двух учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах: 12 человек. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает получение основных знаний, необходимых для более осознанной работы при практических занятиях по разработке и изготовлению изделий. Практическая часть предполагает непосредственное выполнение работ и включает в себя этапы проектирования, изготовления и окончательной отделки изделия.
Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Форма занятий: групповые занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы, разработка проектов.
Методы обучения
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.
- Эвристический: продумывание будущей работы.
После завершения срока освоения программного материала по данной направленности учащиеся могут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».
Характеристика ожидаемых результатов
В результате прохождения данной программы дети должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами;
- владеть знаниями по истории обработки дерева, истории выжигания;
- -использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы;
- способы отделки древесины: шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для отделки изделий;
- пользоваться электровыжигателем;
- подготавливать поверхность изделия;
- работать инструментом и приборами и содержать их в порядке;
- выполнять изделия по трафаретам и шаблонам;
- составлять эскизы будущего изделия;
- переносить на изделия рисунки и узоры;
- выполнять смешанную технику выжигания и росписи;
- уметь декорировать изделия;
- применять ЗУН в быту;
- переносить на изделие рисунки и узоры;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Ожидаемые результаты:
Личностные
воспитание трудолюбия, добросовестности в работе
развитие интереса к творчеству
совершенствование мировоззрения
духовно-нравственное становление
Метапредметные
осознание жизненных ценностей и смыслов
соблюдение нравственных норм, правил
умение оценивать, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, себя и своего будущего
формулирование познавательной цели
умение найти и выделить информацию
умение анализировать и синтезировать поставленные задачи
умение установить причинно-следственные связи
построение логической цепи рассуждений и выполнения работы
выдвижение гипотез и их обоснование
формулирование проблем
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
умение слышать, слушать и понимать партнера
планирование и совместное выполнение деятельности
сотрудничество в поиске и сборе информации
умение выражать свои мысли
прогнозирование результата
умение соотнести результат с эталоном, внести необходимую коррекцию в план и способ действия
умение оценивать результат деятельности
Предметные
освоение знаний и умений по программе
умение преобразовывать полученные знания и умения в свете требований времени
умение применять полученные знания и умения.
Содержание курса «Выжигание по дереву»
Тема 1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с электровыжигателем.
Требования безопасности. Рабочее место.
Тема 2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Измерительные инструменты.
Правила работы с инструментом. Инструменты, материалы и оборудование.
Практическая работа: Организация рабочего места.
Контроль: Правильное расположение инструментов и приспособлений на рабочем столе мастера.
Тема 3. Свойства материалов.
Виды и свойства древесины. Виды поверхности различных пород деревьев пригодных для выжигания.
Практическая работа: Просмотр иллюстраций.
Тема 4. Техника перенесения рисунка на заготовку.
Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения.
Практическая работа: Работа по простому шаблону «Геометрические фигуры».
Работа с копировальной бумагой. Простой, сложный рисунок.
Контроль: Правильное расположение рисунка на заготовке.
Тема 5. Основные приемы выжигания.
Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Освоение приемов выжигания
способом плоского решения. Освоение приемов выжигания способом глубокого решения.
Практическая работа: Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения. Достижение выразительности рисунка узкой каймой, облегающей границу рисунка.
Контроль: Просмотр образцов. Выбор правильного рисунка для выжигания.
Тема 6. Техника выжигания. Точечное выжигание.
Приемы точечного выжигания.
Практическая работа: точечное выжигание по шаблону «Ветка рябины».
Тема 7. Основные узоры выжигания: сетка, рогожка, елочка, легкие волны.
Использование узоров при выжигании поделок. Коллективно-творческая работа учащихся.
Практическая работа: Использование узоров при выжигании коллективной работы на свободную тему.
Контроль: презентация творческой работы.
Тема 8: Наложение тонов.
Создание тонов с помощью штриховки. Элементы штриховки.
Практическая работа: Наложение тонов. Лесные звери, птицы, насекомые.
Тема 9: Выжигание по контурам.
Знакомство с техникой «выжигание по контурам. Контурное выжигание в искусстве советских мастеров.
Практическая работа: Выжигание по контурам «Зимний сад».
Тема 10. Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок.
Роль красок в искусстве выжигания.
Практическая работа: изготовление разделочной доски. Выжигание рисунка. Раскрашивание рисунка.
Контроль: презентация готового изделия.
Тема 11. Выполнение итоговой работы.
Подготовка к конкурсу творческих проектов.
Практическая работа: Выполнение работ с использованием различной техники выжигания на свободную тему.
Контроль: презентация своего изделия на ежегодном конкурсе творческих проектов.
Содержание раздела программы направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия; укрепление психического и физического здоровья; интеллектуальное и духовное развитие личности; взаимодействие педагога с семьями обучающихся.
Список литературы:
- Норма Грегори. Выжигание по дереву. Практическое руководство/ Пер. с англ.- М:Ниола –Пресс, 2007г., 116 с.
- Пул Стефан. Энциклопедия. Выжигание по дереву: Техника. Приемы. Изделия.- АСТ Пресс, 2007г.
- Рощупкина С.Ю. Выжигание по дереву. – Рипол Классик, 2011г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Кол-во часов | Разделы программы и темы занятий | Теория | Практика | Примечание |
1 | 1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с выжигателем. | 1 |
| |
2 | 2 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Измерительные инструменты. | 1 | 1 | |
3 | 2 | Свойства материалов. | 1 | 1 | |
4 | 2 | Техника перенесения рисунка на заготовку. | 1 | 1 | |
5 | 3 | Основные приемы выжигания. | 1 | 2 | |
6 | 3 | Техника выжигания. | 1 | 2 | |
7 | 3 | Точечное выжигание. | 3 | ||
8 | 3 | Основные узоры выжигания. | 1 | 2 | |
9 | 3 | Наложение тонов. | 3 | ||
10 | 5 | Выжигание по контурам. | 2 | 3 | |
11 | 3 | Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок. | 3 | ||
12 | 1 | Выполнение итоговой работы. | 1 | ||
13 | 1 | Выбор темы и рисунка изделия. | 1 | ||
14 | 2 | Нанесение орнамента на заготовку. | 2 | ||
15 | 1 | Окончательная обработка готового изделия. | 1 | ||
16 | 1 | Презентация изделия. | 1 | ||
| 36 | Общее количество часов | 11 | 25 |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе авторской программы Симоненко В.Д., Неменского Б. М.
Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание».
Цель курса – создание условий для развития творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
- углубить знания о возникновении и развитии искусства выжигания по дереву;
- познакомить с различными видами выжигания по дереву;
- научить переводить рисунки, орнаменты для выжигания, научить изменять размер орнамента или рисунка;
- научить применять полученные знания, умения, навыки на практике.
Воспитательные:
- развитие у обучающихся патриотического воспитания, любви к Родине через изучение народного творчества;
- воспитание трудолюбия, бережности и аккуратности при работе с материалом и инструментом;
- развитие у обучающихся навыков экологической культуры;
- формирование у обучающихся осознанной потребности в здоровом образе
жизни.
Развивающие:
- Развитие образного мышления, экологического вкуса и чувства прекрасного;
- развитие мелкой моторики у детей, имеющих проблемы с речью или умственной отсталостью.
Преимущество программы в том, что в течение года реализации ребенок сначала выжигает по шаблону, изучает различные виды выжигания и реализует свои знания и умения в своих работах. Все практические работы учащихся строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа выполняется по готовому рисунку, небольшому и простому. При ее выполнении ребята учатся чувствовать материал, пользоваться электровыжигателем. При выполнении творческой работы, учащиеся просматривают методическую литературу, журналы, книги или выполняют собственный эскиз будущего рисунка. Задача педагога на данном этапе - оценить возможности ребенка, и помочь ему выбрать рисунок по силам.
Сроки реализации программы: 1 год.
Оптимальный возраст для освоения программы: 9-11 лет
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в двух учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах: 12 человек. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает получение основных знаний, необходимых для более осознанной работы при практических занятиях по разработке и изготовлению изделий. Практическая часть предполагает непосредственное выполнение работ и включает в себя этапы проектирования, изготовления и окончательной отделки изделия.
Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Форма занятий: групповые занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы, разработка проектов.
Методы обучения
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.
- Эвристический: продумывание будущей работы.
После завершения срока освоения программного материала по данной направленности учащиеся могут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».
Характеристика ожидаемых результатов
В результате прохождения данной программы дети должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами;
- владеть знаниями по истории обработки дерева, истории выжигания;
- -использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы;
- способы отделки древесины: шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
- технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.
Должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
- выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для отделки изделий;
- пользоваться электровыжигателем;
- подготавливать поверхность изделия;
- работать инструментом и приборами и содержать их в порядке;
- выполнять изделия по трафаретам и шаблонам;
- составлять эскизы будущего изделия;
- переносить на изделия рисунки и узоры;
- выполнять смешанную технику выжигания и росписи;
- уметь декорировать изделия;
- применять ЗУН в быту;
- переносить на изделие рисунки и узоры;
- самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию.
Ожидаемые результаты:
Личностные
воспитание трудолюбия, добросовестности в работе
развитие интереса к творчеству
совершенствование мировоззрения
духовно-нравственное становление
Метапредметные
осознание жизненных ценностей и смыслов
соблюдение нравственных норм, правил
умение оценивать, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, себя и своего будущего
формулирование познавательной цели
умение найти и выделить информацию
умение анализировать и синтезировать поставленные задачи
умение установить причинно-следственные связи
построение логической цепи рассуждений и выполнения работы
выдвижение гипотез и их обоснование
формулирование проблем
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
умение слышать, слушать и понимать партнера
планирование и совместное выполнение деятельности
сотрудничество в поиске и сборе информации
умение выражать свои мысли
прогнозирование результата
умение соотнести результат с эталоном, внести необходимую коррекцию в план и способ действия
умение оценивать результат деятельности
Предметные
освоение знаний и умений по программе
умение преобразовывать полученные знания и умения в свете требований времени
умение применять полученные знания и умения.
Содержание курса «Выжигание по дереву»
Тема 1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с электровыжигателем.
Требования безопасности. Рабочее место.
Тема 2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Измерительные инструменты.
Правила работы с инструментом. Инструменты, материалы и оборудование.
Практическая работа: Организация рабочего места.
Контроль: Правильное расположение инструментов и приспособлений на рабочем столе мастера.
Тема 3. Свойства материалов.
Виды и свойства древесины. Виды поверхности различных пород деревьев пригодных для выжигания.
Практическая работа: Просмотр иллюстраций.
Тема 4. Техника перенесения рисунка на заготовку.
Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения.
Практическая работа: Работа по простому шаблону «Геометрические фигуры».
Работа с копировальной бумагой. Простой, сложный рисунок.
Контроль: Правильное расположение рисунка на заготовке.
Тема 5. Основные приемы выжигания.
Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Освоение приемов выжигания
способом плоского решения. Освоение приемов выжигания способом глубокого решения.
Практическая работа: Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения. Достижение выразительности рисунка узкой каймой, облегающей границу рисунка.
Контроль: Просмотр образцов. Выбор правильного рисунка для выжигания.
Тема 6. Техника выжигания. Точечное выжигание.
Приемы точечного выжигания.
Практическая работа: точечное выжигание по шаблону «Ветка рябины».
Тема 7. Основные узоры выжигания: сетка, рогожка, елочка, легкие волны.
Использование узоров при выжигании поделок. Коллективно-творческая работа учащихся.
Практическая работа: Использование узоров при выжигании коллективной работы на свободную тему.
Контроль: презентация творческой работы.
Тема 8: Наложение тонов.
Создание тонов с помощью штриховки. Элементы штриховки.
Практическая работа: Наложение тонов. Лесные звери, птицы, насекомые.
Тема 9: Выжигание по контурам.
Знакомство с техникой «выжигание по контурам. Контурное выжигание в искусстве советских мастеров.
Практическая работа: Выжигание по контурам «Зимний сад».
Тема 10. Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок.
Роль красок в искусстве выжигания.
Практическая работа: изготовление разделочной доски. Выжигание рисунка. Раскрашивание рисунка.
Контроль: презентация готового изделия.
Тема 11. Выполнение итоговой работы.
Подготовка к конкурсу творческих проектов.
Практическая работа: Выполнение работ с использованием различной техники выжигания на свободную тему.
Контроль: презентация своего изделия на ежегодном конкурсе творческих проектов.
Содержание раздела программы направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия; укрепление психического и физического здоровья; интеллектуальное и духовное развитие личности; взаимодействие педагога с семьями обучающихся.
Список литературы:
- Норма Грегори. Выжигание по дереву. Практическое руководство/ Пер. с англ.- М:Ниола –Пресс, 2007г., 116 с.
- Пул Стефан. Энциклопедия. Выжигание по дереву: Техника. Приемы. Изделия.- АСТ Пресс, 2007г.
- Рощупкина С.Ю. Выжигание по дереву. – Рипол Классик, 2011г.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Кол-во часов | Разделы программы и темы занятий | Теория | Практика | Примечание |
1 | 1 | Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с выжигателем. | 1 |
| |
2 | 2 | Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Измерительные инструменты. | 1 | 1 | |
3 | 2 | Свойства материалов. | 1 | 1 | |
4 | 2 | Техника перенесения рисунка на заготовку. | 1 | 1 | |
5 | 3 | Основные приемы выжигания. | 1 | 2 | |
6 | 3 | Техника выжигания. | 1 | 2 | |
7 | 3 | Точечное выжигание. | 3 | ||
8 | 3 | Основные узоры выжигания. | 1 | 2 | |
9 | 3 | Наложение тонов. | 3 | ||
10 | 5 | Выжигание по контурам. | 2 | 3 | |
11 | 3 | Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок. | 3 | ||
12 | 1 | Выполнение итоговой работы. | 1 | ||
13 | 1 | Выбор темы и рисунка изделия. | 1 | ||
14 | 2 | Нанесение орнамента на заготовку. | 2 | ||
15 | 1 | Окончательная обработка готового изделия. | 1 | ||
16 | 1 | Презентация изделия. | 1 | ||
| 36 | Общее количество часов | 11 | 25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по чтению "В гостях у книги".
Это рабочая программа кружковой работы по чтению для 1 класса....
Программа кружка "Роспись по дереву"
Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву. Тематическое планирование занятий кружка "Роспись по дереву". Р...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Рабочая программа кружка «Поделки из дерева»
Рабочая программа кружка «Поделки из дерева»...
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.
Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год. Цел...