Рабочая программа кружка «Выжигание по дереву»
рабочая программа (3, 4 класс)

Башкатова Галина Ивановна

Рабочая программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе авторской программы Симоненко В.Д., Неменского Б. М.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.

 

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_vyzhiganie_po_derevu.doc87 КБ
Microsoft Office document icon rp_vyzhiganie_po_derevu.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе авторской программы Симоненко В.Д., Неменского Б. М.

Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание». 

Цель курса – создание условий для развития творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

- углубить знания о возникновении и развитии искусства выжигания по дереву;

- познакомить с различными видами выжигания по дереву;

- научить переводить рисунки, орнаменты для выжигания, научить изменять размер орнамента или рисунка;

- научить применять полученные знания, умения, навыки на практике.

Воспитательные:

- развитие у обучающихся патриотического воспитания, любви к Родине через изучение народного творчества;

- воспитание трудолюбия, бережности и аккуратности при работе с материалом и инструментом;

- развитие у обучающихся навыков экологической культуры;

- формирование у обучающихся осознанной потребности в здоровом образе

жизни.

Развивающие:

- Развитие образного мышления, экологического вкуса и чувства прекрасного;

- развитие мелкой моторики у детей, имеющих проблемы с речью или умственной отсталостью.

Преимущество программы в том, что в течение года реализации  ребенок сначала  выжигает по шаблону, изучает  различные виды выжигания и реализует свои знания и умения  в своих работах. Все практические работы учащихся строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа выполняется по готовому рисунку, небольшому и простому. При ее выполнении ребята учатся чувствовать материал, пользоваться электровыжигателем. При выполнении творческой работы, учащиеся просматривают методическую литературу, журналы, книги или выполняют собственный эскиз будущего рисунка. Задача педагога на данном этапе - оценить возможности ребенка, и помочь ему выбрать рисунок по силам.

Сроки реализации программы: 1 год. 

Оптимальный возраст для освоения программы: 9-11 лет

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в двух учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах: 12 человек. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части.  Теоретическая часть включает получение основных знаний, необходимых для более осознанной работы  при практических занятиях по разработке и изготовлению изделий. Практическая часть предполагает непосредственное выполнение работ и включает в себя этапы проектирования, изготовления и окончательной отделки изделия.

Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Форма занятий: групповые занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы, разработка проектов.

Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

После завершения срока освоения программного материала по данной направленности учащиеся могут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».

Характеристика ожидаемых результатов

В результате прохождения данной программы дети  должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами;
  • владеть знаниями по истории обработки дерева, истории выжигания;
  • -использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы;
  • способы отделки древесины: шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.

Должны уметь: 

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для отделки изделий;
  •  пользоваться электровыжигателем;
  •  подготавливать поверхность изделия;
  • работать инструментом и приборами и содержать их в порядке;
  •  выполнять изделия по трафаретам и шаблонам;
  •  составлять эскизы будущего изделия;
  • переносить на изделия рисунки и узоры;
  •  выполнять смешанную технику выжигания и росписи;
  •  уметь декорировать изделия;
  •  применять ЗУН в быту;
  •  переносить на изделие рисунки и узоры;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
  •  экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Ожидаемые результаты:

Личностные

воспитание трудолюбия, добросовестности в работе

развитие интереса к творчеству

совершенствование мировоззрения

духовно-нравственное становление

Метапредметные

осознание жизненных ценностей и смыслов

соблюдение нравственных норм, правил

умение оценивать, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, себя и своего будущего

формулирование познавательной цели

умение найти и выделить информацию

умение анализировать и синтезировать поставленные задачи

умение установить причинно-следственные связи

построение логической цепи рассуждений и выполнения работы

выдвижение гипотез и их обоснование

формулирование проблем

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

умение слышать, слушать и понимать партнера

планирование и совместное выполнение деятельности

сотрудничество в поиске и сборе информации

умение выражать свои мысли

прогнозирование результата

умение соотнести результат с эталоном, внести необходимую коррекцию в план и способ действия

умение оценивать результат деятельности

Предметные

освоение знаний и умений по программе

умение преобразовывать полученные знания и умения в свете требований времени

умение применять полученные знания и умения.

Содержание курса «Выжигание по дереву»

Тема 1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с электровыжигателем.

Требования безопасности. Рабочее место.

Тема 2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Измерительные инструменты.

Правила работы с инструментом. Инструменты, материалы и оборудование.

Практическая работа: Организация рабочего места.

Контроль: Правильное расположение инструментов и приспособлений на рабочем столе мастера.

Тема 3. Свойства материалов.

Виды и свойства древесины. Виды поверхности различных пород деревьев пригодных для выжигания.

Практическая работа: Просмотр иллюстраций.

Тема 4. Техника перенесения рисунка на заготовку.

Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения.

Практическая работа: Работа по простому шаблону «Геометрические фигуры».

 Работа с копировальной бумагой. Простой, сложный рисунок.

Контроль: Правильное расположение рисунка на заготовке.

Тема 5. Основные приемы выжигания.

Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Освоение приемов выжигания

способом плоского решения. Освоение приемов выжигания способом глубокого решения.

Практическая работа: Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения. Достижение выразительности рисунка узкой каймой, облегающей границу рисунка.

Контроль: Просмотр образцов. Выбор правильного рисунка для выжигания.

Тема 6. Техника выжигания. Точечное выжигание.

Приемы точечного выжигания.

Практическая работа: точечное выжигание по шаблону «Ветка рябины».

Тема 7. Основные узоры выжигания: сетка, рогожка, елочка, легкие волны.

Использование узоров при выжигании поделок. Коллективно-творческая работа учащихся.

Практическая работа: Использование узоров при выжигании коллективной работы на свободную тему.

Контроль: презентация творческой работы.

Тема 8: Наложение тонов.

Создание тонов с помощью штриховки. Элементы штриховки.

Практическая работа: Наложение тонов. Лесные звери, птицы, насекомые.

Тема 9: Выжигание по контурам.

Знакомство с техникой «выжигание по контурам. Контурное выжигание в искусстве советских мастеров.

Практическая работа: Выжигание по контурам «Зимний сад».

Тема 10. Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок.

Роль красок в искусстве выжигания.

Практическая работа: изготовление разделочной доски. Выжигание рисунка. Раскрашивание рисунка.

Контроль: презентация готового изделия.

Тема 11. Выполнение итоговой работы.

Подготовка к конкурсу творческих проектов.

Практическая работа: Выполнение работ с использованием различной техники выжигания на свободную тему.

Контроль: презентация своего изделия на ежегодном конкурсе творческих проектов.

Содержание раздела программы направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия; укрепление психического и физического здоровья; интеллектуальное и духовное развитие личности; взаимодействие педагога с семьями обучающихся.

Список литературы:

  1. Норма Грегори. Выжигание по дереву. Практическое руководство/ Пер. с англ.- М:Ниола –Пресс, 2007г., 116 с.
  2. Пул Стефан. Энциклопедия. Выжигание по дереву: Техника. Приемы. Изделия.- АСТ Пресс, 2007г.
  3. Рощупкина С.Ю. Выжигание по дереву. – Рипол Классик, 2011г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Кол-во

часов

Разделы программы и темы занятий

Теория

Практика

Примечание

1

1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность

при работе с выжигателем.

1

 

 

 

2

2

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Измерительные инструменты.

1

1

3

2

Свойства материалов.

1

1

4

2

Техника перенесения рисунка на заготовку.

1

1

5

3

Основные приемы выжигания.

1

2

6

3

Техника выжигания.

1

2

7

3

Точечное выжигание.

3

8

3

Основные узоры выжигания.

1

2

9

3

Наложение тонов.

3

10

5

Выжигание по контурам.

2

3

11

3

Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок.

3

12

1

Выполнение итоговой работы.

1

13

1

Выбор темы и рисунка изделия.

1

14

2

Нанесение орнамента на заготовку.

2

15

1

Окончательная обработка готового изделия.

1

16

1

Презентация изделия.

1

 

36

Общее количество часов

11

25



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Выжигание по дереву» имеет художественную направленность и разработана на основе авторской программы Симоненко В.Д., Неменского Б. М.

Актуальность программы обусловлена тем, что приобщение учащихся к обучению народным ремеслом, - в частности, выжиганию по дереву - предполагает решение проблемы культурной преемственности, способствует формированию духовного мира учащихся, самостоятельности мышления эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная, адаптирована к условиям воспитательно-образовательного процесса творческого объединения «Выжигание». 

Цель курса – создание условий для развития творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

- углубить знания о возникновении и развитии искусства выжигания по дереву;

- познакомить с различными видами выжигания по дереву;

- научить переводить рисунки, орнаменты для выжигания, научить изменять размер орнамента или рисунка;

- научить применять полученные знания, умения, навыки на практике.

Воспитательные:

- развитие у обучающихся патриотического воспитания, любви к Родине через изучение народного творчества;

- воспитание трудолюбия, бережности и аккуратности при работе с материалом и инструментом;

- развитие у обучающихся навыков экологической культуры;

- формирование у обучающихся осознанной потребности в здоровом образе

жизни.

Развивающие:

- Развитие образного мышления, экологического вкуса и чувства прекрасного;

- развитие мелкой моторики у детей, имеющих проблемы с речью или умственной отсталостью.

Преимущество программы в том, что в течение года реализации  ребенок сначала  выжигает по шаблону, изучает  различные виды выжигания и реализует свои знания и умения  в своих работах. Все практические работы учащихся строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа выполняется по готовому рисунку, небольшому и простому. При ее выполнении ребята учатся чувствовать материал, пользоваться электровыжигателем. При выполнении творческой работы, учащиеся просматривают методическую литературу, журналы, книги или выполняют собственный эскиз будущего рисунка. Задача педагога на данном этапе - оценить возможности ребенка, и помочь ему выбрать рисунок по силам.

Сроки реализации программы: 1 год. 

Оптимальный возраст для освоения программы: 9-11 лет

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в двух учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах: 12 человек. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части.  Теоретическая часть включает получение основных знаний, необходимых для более осознанной работы  при практических занятиях по разработке и изготовлению изделий. Практическая часть предполагает непосредственное выполнение работ и включает в себя этапы проектирования, изготовления и окончательной отделки изделия.

Непосредственно само занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий максимально компактна, включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Форма занятий: групповые занятия, совместная творческая деятельность – коллективные работы, разработка проектов.

Методы обучения

  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
  3. Практические: практические занятия;
  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование.
  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

После завершения срока освоения программного материала по данной направленности учащиеся могут использовать свои знания и умения в общеобразовательной школе при изучении предметов «Технология» и «Изобразительное искусство».

Характеристика ожидаемых результатов

В результате прохождения данной программы дети  должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • владеть навыками безопасности при работе с инструментами, материалами;
  • владеть знаниями по истории обработки дерева, истории выжигания;
  • -использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы;
  • способы отделки древесины: шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием.

Должны уметь: 

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для отделки изделий;
  •  пользоваться электровыжигателем;
  •  подготавливать поверхность изделия;
  • работать инструментом и приборами и содержать их в порядке;
  •  выполнять изделия по трафаретам и шаблонам;
  •  составлять эскизы будущего изделия;
  • переносить на изделия рисунки и узоры;
  •  выполнять смешанную технику выжигания и росписи;
  •  уметь декорировать изделия;
  •  применять ЗУН в быту;
  •  переносить на изделие рисунки и узоры;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания и выполнять их;
  •  экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Ожидаемые результаты:

Личностные

воспитание трудолюбия, добросовестности в работе

развитие интереса к творчеству

совершенствование мировоззрения

духовно-нравственное становление

Метапредметные

осознание жизненных ценностей и смыслов

соблюдение нравственных норм, правил

умение оценивать, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, себя и своего будущего

формулирование познавательной цели

умение найти и выделить информацию

умение анализировать и синтезировать поставленные задачи

умение установить причинно-следственные связи

построение логической цепи рассуждений и выполнения работы

выдвижение гипотез и их обоснование

формулирование проблем

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

умение слышать, слушать и понимать партнера

планирование и совместное выполнение деятельности

сотрудничество в поиске и сборе информации

умение выражать свои мысли

прогнозирование результата

умение соотнести результат с эталоном, внести необходимую коррекцию в план и способ действия

умение оценивать результат деятельности

Предметные

освоение знаний и умений по программе

умение преобразовывать полученные знания и умения в свете требований времени

умение применять полученные знания и умения.

Содержание курса «Выжигание по дереву»

Тема 1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при работе с электровыжигателем.

Требования безопасности. Рабочее место.

Тема 2. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Измерительные инструменты.

Правила работы с инструментом. Инструменты, материалы и оборудование.

Практическая работа: Организация рабочего места.

Контроль: Правильное расположение инструментов и приспособлений на рабочем столе мастера.

Тема 3. Свойства материалов.

Виды и свойства древесины. Виды поверхности различных пород деревьев пригодных для выжигания.

Практическая работа: Просмотр иллюстраций.

Тема 4. Техника перенесения рисунка на заготовку.

Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения.

Практическая работа: Работа по простому шаблону «Геометрические фигуры».

 Работа с копировальной бумагой. Простой, сложный рисунок.

Контроль: Правильное расположение рисунка на заготовке.

Тема 5. Основные приемы выжигания.

Плоское выжигание. Глубокое выжигание. Освоение приемов выжигания

способом плоского решения. Освоение приемов выжигания способом глубокого решения.

Практическая работа: Перерисовывание изображения с передачей особенностей его декоративного решения. Достижение выразительности рисунка узкой каймой, облегающей границу рисунка.

Контроль: Просмотр образцов. Выбор правильного рисунка для выжигания.

Тема 6. Техника выжигания. Точечное выжигание.

Приемы точечного выжигания.

Практическая работа: точечное выжигание по шаблону «Ветка рябины».

Тема 7. Основные узоры выжигания: сетка, рогожка, елочка, легкие волны.

Использование узоров при выжигании поделок. Коллективно-творческая работа учащихся.

Практическая работа: Использование узоров при выжигании коллективной работы на свободную тему.

Контроль: презентация творческой работы.

Тема 8: Наложение тонов.

Создание тонов с помощью штриховки. Элементы штриховки.

Практическая работа: Наложение тонов. Лесные звери, птицы, насекомые.

Тема 9: Выжигание по контурам.

Знакомство с техникой «выжигание по контурам. Контурное выжигание в искусстве советских мастеров.

Практическая работа: Выжигание по контурам «Зимний сад».

Тема 10. Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок.

Роль красок в искусстве выжигания.

Практическая работа: изготовление разделочной доски. Выжигание рисунка. Раскрашивание рисунка.

Контроль: презентация готового изделия.

Тема 11. Выполнение итоговой работы.

Подготовка к конкурсу творческих проектов.

Практическая работа: Выполнение работ с использованием различной техники выжигания на свободную тему.

Контроль: презентация своего изделия на ежегодном конкурсе творческих проектов.

Содержание раздела программы направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия; укрепление психического и физического здоровья; интеллектуальное и духовное развитие личности; взаимодействие педагога с семьями обучающихся.

Список литературы:

  1. Норма Грегори. Выжигание по дереву. Практическое руководство/ Пер. с англ.- М:Ниола –Пресс, 2007г., 116 с.
  2. Пул Стефан. Энциклопедия. Выжигание по дереву: Техника. Приемы. Изделия.- АСТ Пресс, 2007г.
  3. Рощупкина С.Ю. Выжигание по дереву. – Рипол Классик, 2011г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Кол-во

часов

Разделы программы и темы занятий

Теория

Практика

Примечание

1

1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность

при работе с выжигателем.

1

 

 

 

2

2

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Измерительные инструменты.

1

1

3

2

Свойства материалов.

1

1

4

2

Техника перенесения рисунка на заготовку.

1

1

5

3

Основные приемы выжигания.

1

2

6

3

Техника выжигания.

1

2

7

3

Точечное выжигание.

3

8

3

Основные узоры выжигания.

1

2

9

3

Наложение тонов.

3

10

5

Выжигание по контурам.

2

3

11

3

Смешанная техника выжигания и росписи панно и разделочных досок.

3

12

1

Выполнение итоговой работы.

1

13

1

Выбор темы и рисунка изделия.

1

14

2

Нанесение орнамента на заготовку.

2

15

1

Окончательная обработка готового изделия.

1

16

1

Презентация изделия.

1

 

36

Общее количество часов

11

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по чтению "В гостях у книги".

Это рабочая программа кружковой работы по чтению для 1 класса....

Программа кружка "Роспись по дереву"

Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву. Тематическое планирование занятий кружка "Роспись по дереву". Р...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Рабочая программа кружка «Поделки из дерева»

Рабочая программа кружка «Поделки из дерева»...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.

Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год. Цел...