2 класс ОС Школа России» Литературное чтение Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень». Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

2 класс ОС Школа России»

Литературное чтение

Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».

Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 класс ОС Школа России»

Литературное чтение

Тема раздела: «Люблю природу русскую. Осень».

Тема урока: Валентин Берестов «Хитрые грибы»

Цель:

- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

- учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- расширить знания о грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование:  портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

В процессе работы ученики смогут наблюдать за «жизнью слов» в художественном тексте, различать стихотворный и прозаический текст.

Получат возможность научиться: наблюдать за «жизнью» слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, создавать с помощью слова собственные картины

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

-Вы готовы к чтению новых стихотворений? Чего вы ждёте от встреч с этими произведениями?

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

II. Развитие умений.

В. Берестов «Хитрые грибы»

1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте имя и фамилию автора. Знакомы ли вы с творчеством Валентина Берестова? Что читали? Какие именно? Какое впечатление от этих произведений у вас осталось?

– Прочитайте название произведения.

– Что  можно узнать из заголовка? (О героях произведения.)

– Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?

– Что ещё можно предположить до чтения?

2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения:

Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой.

Я не малое лукошко,

А корзинку взял с собой.

Лукошко- небольшая ручная корзина  прутьев, предназначенная для сбора ягод и грибов.

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни.

Кочка -бугорок на сырой или  заболоченной земле. 

Ох и хитрые грибочки!

Где же спрятались они?

Зря искал их под осиной

И под елью зря искал.

Видно, я большой корзиной

Все грибы перепугал.

3. Выявление первичного восприятия:

– Какие чувства остались у вас после чтения?

Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

4. Беседа по тексту.

-Кто нам рассказал эту историю?

Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.

( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? 

Название

Берестов«Хитрые грибы»  

Жанр

Стихотворение  (есть рифма)

Какой это текст?

Художественное произведение

Кто написал?

Поэт

Что передает?

Чувства, настроение

 

5. Выразительное чтение в паре.

«Грибы» (Из энциклопедии)

  1. Работа с текстом до чтения.

– Прочитайте название произведения.

– Что  можно узнать из заголовка? (О героях произведения.)

– Что  изображено на иллюстрации? Где будут происходить события?

– Что ещё можно предположить до чтения?

-Что заметили?  (Нет автора)

2. Первичное чтение по частям с комментированием. Читает учитель и хорошо читающие ученики.

По ходу чтения идёт словарная работа. Объясняем слова и выражения.

3. Выявление первичного восприятия:

– Какие чувства остались у вас после чтения?

4. Беседа по тексту.

-Кто нам рассказал о грибах ?

-Передает ли ученый свое отношение к грибам?

Название

«Грибы»

Жанр

Проза

Какой это текст?

Научный текст

Кто написал?

Учёный

Что передает?

Факты, события

Сравнение художественного текста и научного.

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

– А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

 Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые   грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Работа в паре

– Читать вслух, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Личностные

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

ΙΙΙ. Итог.

Подведение итогов

Я узнал……..

Я вспомнил………

          Я научился………

Регулятивные УУД:

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

ΙV. Домашнее задание.

По  выбору учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень»

Открытый урок по литературному чтению по теме: «Люблю природу русскую.Осень»...

Тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую. Зима" 2 класс

Этот тест предназначен для проверки знаний по разделу "Люблю природу русскую. Зима" 2 класс...

тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую.Осень" 2 класс "Школа России"

Материал содержит тест по разделу "Люблю природу русскую.Осень"...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую Зима" (2 класс) Школа России

Проверочная работа по разделу "Люблю природу русскую. Зима" (2 класс) Школа России...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую. Зима" 2 класс УМК "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую. Зима" 2 класс УМК "Школа России"...

Тест по литературному чтению по разделу "Люблю природу русскую. Осень"

Тест по разделу "Люблю природу русскую. Осень"...