Формирование УУД средствами предметов УМК "Перспектива"
статья на тему

Зотова Марина Анатольевна

Формулировка задач УМК «Перспектива» предполагает, что теоретические знания, получаемые ребенком, должны стать одним из средств формирования личности. Данный подход реализуется во всех учебниках УМК «Перспектива», но каждый предмет обладает своей спецификой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД

средствами предметов

УМК «Перспектива»

(творческая группа)

Учитель МКОУ «Киреевский центр образования №2» Зотова М.А.

Ноябрь 2016г.

Результатом обучения детей в начальной школе должно стать формирование универсальных учебных действий.

УУД выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что УУД как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и опперациональных характеристик.

Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырех видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных.

Формулировка задач УМК «Перспектива» предполагает, что теоретические знания, получаемые ребенком, должны стать одним из средств формирования личности. Данный подход реализуется во всех учебниках УМК «Перспектива», но каждый предмет обладает своей спецификой.

Например, включение в содержание предмета «Окружающий мир» таких понятий, как «культура» и «человек», а также работа учителя с данными понятиями позволяет формировать систему ценностей ребенка.

Учебники «Обучение грамоте» и «Русский язык» построены на коммуникативной основе, такой подход позволяет изучать родной язык как средство общения, наблюдать за изменениями значения слов, учиться правилам коммуникации и в то же время осваивать систему правил языка. Чтение и дальнейшее изучение литературных произведений позволяет осмыслить нравственно-этические понятия и общепринятые нормы, а также знакомит с культурно-историческими ценностями, что относится непосредственно к формированию личностных универсальных учебных действий.

Одной из идей, положенных в основу построения курса «Математики» является осмысление значения математики в жизни человека: «Обучаем ребенка не математике, а математикой». Ведь для ребенка важно понять, в какой ситуации ему пригодятся знания, полученные на уроке. Также математика является полигоном для освоения логических универсальных учебных действий, которые являются частью познавательных универсальных учебных действий.

В курсе «Технология» для ученика создаются условия для осмысления и освоения проектной деятельности, что дает возможность научить ребенка самостоятельно планировать деятельность и работать с информацией – здесь речь идет уже о развитии регулятивных УУД.

Хотя при изучении каждого предмета по комплексу «Перспектива» один или два вида УУД формируются в большей степени, остальные виды УУД также не забыты. В одних учебниках сделан больший акцент на формирование одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Однако в целом УМК «Перспектива» выстроен таким образом, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Формирование личностных УУД в УМК «Перспектива»

Одними из самых сложных для формирования в учебном процессе являются личностные универсальные учебные действия. Учителя часто пытаются оценить личность ребенка, сказать, как надо делать, или запретить что-то. Но всегда ли это понятно ученику? Приведем пример: «Скажите, драться, это хорошо или плохо?» Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? Конечно, все зависит от ситуации. Вспомним стихотворение В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», в котором на конкретных примерах ребенку демонстрируется, что одно и то же действие в разных ситуациях оценивается по-разному. В процессе обучения учитель редко говорит с детьми на уроке о чувствах и эмоциях, которые испытывают дети (да и сам учитель) в разных ситуациях и о способах их проявления, принятых в обществе. Это очень важно, т.к. ребенок не всегда понимает, почему его поведение ругают или одобряют. Этот прием позволяет учителю говорить о поступках, в которых проявляются личностные качества ученика.

Примеры формирования личностных УУД при обучении по УМК «Перспектива».

В учебнике «Окружающий мир. 1 класс» делается акцент на формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру. Например, при изучении темы «Мир города и села» значительное внимание уделяется формированию личного позитивного эмоционального отношения к месту, в котором родился и живет ученик, к малой родине.

Учебник «Окружающий мир. 1 класс», часть 2, стр. 4-5, «Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь №2», стр. 26. В учебнике вводится понятие «земляки», а далее при изучении темы учебника «Мы помним наших земляков» ребенок выполняет соответствующее задание в рабочей тетради.

Учебник «Окружающий мир. 1 класс», часть 2, стр. 4-5, «Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь №2», стр. 26. В учебнике и рабочей тетради введены задания и материалы для города и сельской местности.

В Учебнике по обучению грамоте и чтению «Азбука» часть 2, стр. 56-57 и в учебниках «Русский язык» 1 и 2 классы в плане формирования личностных УУД ставится задача осознания мира звуков для человека, используются литературные произведения, позволяющие формировать нравственно-этические нормы, осмыслить значимость отношений между людьми, их правила и нормы. Для осмысления правил общения важно задавать вопрос: «Как можно поступить в этой ситуации? Почему?» Данные вопросы помогут осмыслить причины побудившие героя произведения к поступку (мотивы), и дать оценку его действиям.

В учебнике «Литературное чтение. 1 класс» ставится задача развивать фантазию и воображение; давать нравственную оценку поступкам и речам героев; учиться чувствовать настроение, выраженное в стихотворении. Помимо учебника используется творческая тетрадь, которая также позволяет развивать фантазию и воображение.

Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя, позволяет целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания.

Очень важно подчеркнуть значение коммуникативной деятельности учителя, который вне зависимости от изучаемого предмета может сказать ученику: «Молодец!» или: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот момент и происходит формирование личностных УУД, т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему.

Предполагается, что к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы следующие личностные УУД:

— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

— формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние внутренние мотивы;

— ориентация на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

— интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

— формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, общества; осознание своей этнической принадлежности;

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей,

— развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация внутренних моральных и общественных (конвенциональных) норм;

— установка на здоровый образ жизни;

— чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

— эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей;

Таким образом, при формировании личностных УУД всегда учитывается эмоциональное отношение ученика к изучаемым темам, его самоопределение и нахождение личного смысла в каждой из изучаемых тем.

Формирование регулятивных УУД в УМК «Перспектива»

Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно. Для взрослого человека часто сложно ответить на вопрос, как пересказать текст или как составить план, как отличить вопрос задачи от условия и т.д., поэтому учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становиться не непонимание материала, а неумение с ним работать.

В учебниках УМК «Перспектива» много внимания уделяется осмыслению и формированию различных способов учебной деятельности (различным способам вычисления, способам пересказа текста, способам охраны здоровья).

При изучении темы «Согласные звуки и буквы» ставится задача освоения способов выделения согласного звука и его фонетического анализа. Используется «Азбука», стр.78-96, часть 1, а также прописи № 2,3. Как уже было сказано ранее, учитель формулирует цель выполнения задания, объясняет способ выполнения задания, последовательность действий; затем учащимся предлагается выполнить аналогичное задание самостоятельно и обязательно оценить полученный результат – таким образом, формируются регулятивные УУД.

Примеры использования учебника математики при формировании регулятивных УУД:

При изучении темы «Множества» к формированию регулятивных УУД относится освоение способов объединения предметов и выделение их из группы по определенным признакам.

Учебник «Математика. 1 класс» часть 1, стр. 9, стр. 30, 32, 26. Сначала дети знакомятся критериями, по которым можно объединять предметы в множества. Затем детям предлагается самостоятельно определить признаки объединения в множества и объяснить их значимость с различных точек зрения (по бытовым признакам — игрушки для мальчиков и девочек, посуда, по математическим признакам — имеют определенную формы, размер).

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1 стр. 15 № 1 — определяем последовательность расположения объектов на рисунке:

какие животные идут по правой дорожке;

кто идет между черепахой и ежиком (впереди, позади и т.д.);

кто придет в школу позже всех и почему?

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1, стр. 33 — составь картинку. Ориентирование на листе, например: в верхнем левом углу, поставили точку, в правом нижнем углу нарисуйте домик, перед ним растёт ель, в середине листа – солнышко, под ним цветочек.

Учебник «Математика: 1 класс» часть 1, с.106, № 2 , 3 — нахождение закономерности.

Как можно прибавить число 3? Обратите внимание — предлагаются 3 способа.

Как можно вычесть число 3? Обратите внимание — предлагаются 3 способа.

Использование числового луча как помощника.

Какие же регулятивные умения формируются в процессе обучения в начальной школе? Ученик научится:

— понимать, принимать и сохранять учебную задачу,

— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

— ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— учитывать правила планирования и находить контроль способа решения;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

— выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме.

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

— уметь самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

— осуществлять контроль по результату и по способу действия; осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации.

— использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Формирование познавательных УУД В УМК «Перспектива»

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Как уже было сказано, осмысление текстов, заданий, умение сравнивать, различать и обобщать, относятся к формированию познавательных УУД.

Математика

Познавательные и знаково-символические действия:

Умение использовать модель (символы, знаки) для решения задачи:

Формирование умения классифицировать:

Формирование познавательных УУД происходит и при изучении других учебников УМК «Перспектива»:

Русский язык

Учебник: Русский язык: 1 класс Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. стр. 47, зад. 5; стр. 57, зад. 3 — определить модели слов.

Дидактический материал по чтению: Читалочка: 1 класс. Климанова Л.Ф. с. 49 — сколько слов в каждой группе — групповая дискуссия.

Окружающий мир

Тема: Наш дом и семья» (уроки 22-36). Позволяет осмыслить понятия, связанные с темой «Семья» и «Дом». Осознать свою роль в семье, осмыслить понятие «семейные ценности».

Литературное чтение

Тема: «Здравствуй, сказка!» Позволяет познакомить детей с особенностями сказки и научить отличать сказку от других литературных произведений; учит отбирать нужную информацию.

Учебник «Литературное чтение: 1 класс» часть 1, стр. 90-91 — в конце изучения темы дети, отвечая на вопросы, осмысляют отличие сказки от других литературных произведений.

При формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебных материал.

Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука: 1 класс: 1 ч. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. стр.24 - 41 — тема «Слово. Знак» позволяет ввести понятия «слово» и «предмет», уточнить роль предмета и слова в общении, раскрыть значение знаков в общении, учить детей пользоваться знаками-символами, учить школьников распознавать условные знаки, составлять предложения и рассказ с заданным количеством слов, осмыслить связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Итогом (результатом) изучения этой темы станет такое познавательное универсальное учебное действие, как умение детей заменять слова знаками и умение читать знаки.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

— произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

— ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

— учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

— уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

— уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

— уметь осуществлять сравнение, сериаризацию и классификацию по заданным критериям;

— уметь устанавливать причинно-следственные связи;

— уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— уметь устанавливать аналогии;

— владеть общим приемом решения учебных задач;

— осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

— создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

— уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование коммуникативных УУД в УМК «Перспектива»

Курс обучения грамоте и русского языка начинается с разделов, посвященных общению. Данные разделы в 1 классе знакомят ребенка с понятием «общение», а в следующих классах рассказывают об особенностях и правилах общения. При этом в каждом следующем классе материал усложняется. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика навык отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо.

В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике. Для примера можно взять любой учебник УМК «Перспектива», например учебник математики 3-го класса, в котором большинство заданий можно выполнять в парах и малых группах.

В учебниках используются игровые ситуации, изучая которые дети учатся правилам общения. Например, в учебнике «Литературное чтение», 2 класс, стр. 30-33, часть 2-я, учитель предлагает детям разделиться на 2 команды, наблюдает и регулирует их взаимодействие в процессе выполнения задания.

Герои учебников Аня, Ваня и профессор Самоваров, ведущие на страницах учебников диалоги, служат не только образцом для подражания, но и позволяют ученикам включаться в диалоги.

В рабочей тетради «Окружающий мир», 2 класс, стр.23, часть 1 – сформулировано многоуровневое коммуникативное задание: поговорить с членами семьи, записать рецепт и рассказать о нем одноклассникам.

Приведем примеры из пособий комплекта «Перспектива», которые также позволят учителю формировать коммуникативные УУД в образовательном процессе.

Дидактический материал по чтению. Читалочка: 1 класс. Климанова Л.Ф. с. 109 - совместное чтение диалога, что позволяет формировать ориентацию на партнера и учит эмоциональному отношению к героям произведения.

Тетрадь по развитию речи. Волшебная сила слов: - это издание УМК «Перспектива» содержит хороший дидактический материал по формированию правил поведения детей в различных коммуникативных ситуациях. Так, например, на стр. 4 предлагается определить, как строить приветствие в зависимости от ситуации и статуса того, к кому обращаешься.

Дидактический материал по чтению. Читалочка: 1 класс. Климанова Л.Ф. с. 60 — формирование культуры речи (правильность ударения и построения фразы).

Азбука: 1 класс. 1 ч. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. — тема «Мир общения» (10 часов) позволяет сформировать у ребенка представления о процессе общения, формах и способах общения.

Учебник «Окружающий мир»: 1 класс. 1 ч. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. - тема «Мы и наш мир» (10 часов) подводит детей к формированию представлений об окружающем мире, как мире человека, природы, культуры.

Учебник: «Окружающий мир»: 1 класс. 1 ч. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. с. 18, 19, 20 — ребенок осмысляет, какими способами он может познавать мир.

Задача освоения темы в контексте формирования коммуникативных УУД: формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю). Учитель, являясь ролевой моделью для ученика, показывает ему, как конструктивно разговаривать с окружающими. Одновременно формирование коммуникативных УУД происходит, когда учитель задает вопросы типа: «Что ты видишь?», «Что ты услышал в…», «Что хотел сказать…» и т.п.

Предполагается, что результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться следующие умения:

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

УМК «Перспектива» создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД средствами учебного предмета"Литература"

Формирование  УУД  средствами учебного предмета «Литература » УУД         Типы заданийЛичностные    Оценивать и объяснять простые ситуации и...

Формирование УУД средствами учебного предмета

В статье раскрывается значенине формирования универсальных учебных действий у младших школьников. На примерах  уроков русского языка и окружающего мира в 4 классе дается характеристика УУД....

Выступление на научно-практическом семинаре «Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» (по УМК «Школа 2100») Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»

УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована систе...

«Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета «Математика»

Учебная деятельность и её формирование у детей младшего школьного возраста средствами предмета "Математика"...

Какова специфика формирования и развития УУД средствами предмета «Литературное чтение»

Доклад по теме: Какова специфика формирования и развития УУД средствами предмета "Литературное чтение"...

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета “Окружающий мир”.

Статья по теме:«Формирование универсальных учебных действий средствами предмета “Окружающий мир”».                      ...

Формирование универсальных учебных действий средствами предмета иностранный язык.

Индивидуальная программа педагогического поиска направлена на  формирование коммуникативной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться иностранным языком   в целях ...