Формирование УУД средствами учебного предмета
учебно-методический материал (4 класс) по теме
В статье раскрывается значенине формирования универсальных учебных действий у младших школьников. На примерах уроков русского языка и окружающего мира в 4 классе дается характеристика УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_sredstvami_uchebnykh_predmetov.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся. Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов (мера соответствия полученного результата желаемому результату) организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Формирование универсальных учебных действий создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. УУД имеют огромное значение для успешности обучения на ступени начального образования. Таблица представляет результаты развития УУД и их значение для обучения.
УУД | Результаты развития УУД | Значение для обучения |
Личностные | Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Рефлексивная адекватная самооценка | Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением. |
Регулятивные | Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. | Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию. |
Коммуникативные | Внутренний план действия | Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения. |
Овладев ими ученики в среднем звене будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами.
При выборе своей методической темы, я изучила Программу развития универсальных учебных действий для школьного общего образования, заложенную в новых стандартах, выделила для себя главные направления, которыми пользуюсь при составлении рабочих программ, при тренировочных упражнения по формированию УУД.
1. Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами.
2. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса
3. Требования к методам и организации оценки сформированности универсальных учебных действий
4. Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий
Рассмотрим Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык».
Название темы | Элементы | Характеристика |
Текст. Признаки текста | Смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Воспитание чувства любви к своей большой и алой родине. Развитие чувства ответственности за порученное дело. Словарные слова: каникулы | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план теста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенны в предложении, распространенные и нераспространенные . предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложения. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложений по членам» Разбирать предложения по членам. |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределенной форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. |
Система работы по развитию речи чётко выстроена в учебнике по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в группах при изучении каждой темы.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир »
Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся (УУД) |
Планеты Солнечной системы | Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенные движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времен года. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Устанавливать при чинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля или телескопа. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знаний в соответствии с выбранным ответом. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
Леса России | Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов. Зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять Находить и показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон. Определять с помощью атласа определителя растения лесов. Моделировать характерные цепи питания. книги Сравнивать природу тундры и лесных зон. . Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию о растениях лесных зон, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
Михаил Васильевич Ломоносов | Биография М.В.Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета. | Принимать учебную задачу урока и стремится ее выполнять. Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове. Прослеживать по карте путь Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечать на ленте времени дату основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ имени Ломоносова. Высказывать свое отношение к личности Ломоносова. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения на уроке |
Заключение
Области практического применения Программы развития УУД в государственном стандарте расписаны очень широко, включая преддошкольную подготовку, работу различных психолого-педагогических центров.
Я выделила для себя следующие области практического применения:
- повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса в школах на ступени начального и общего образования;
- обеспечение преемственности системы начального и среднего образования, оптимизация процесса адаптации первоклассников и пятиклассников в школе, снижение удельного веса случаев дезадаптации и низкой адаптации детей в этих классах;
- при разработке Рабочих программ для отбора и структурирования учебного содержания и разработки учебных и контрольных задач;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"
В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....
Формирование УУД средствами учебного предмета"Литература"
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература » УУД Типы заданийЛичностные Оценивать и объяснять простые ситуации и...
Выступление на научно-практическом семинаре «Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» (по УМК «Школа 2100») Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»
УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована систе...
«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»
Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...
Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)
Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её ...
Специфика формирования и развития УУД средствами учебного предмета «Литературное чтение».
Требования ФГОС НОО к формированию УУД нашли отражение в планируемых результатах освоения программы учебного предмета «Литературное чтение». Особое значение для данной дисциплины имеет раз...
Мастер-класс по теме «Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов»
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране....