Формирование универсальных учебных действий средствами предмета “Окружающий мир”.
статья по окружающему миру
Статья по теме:
«Формирование универсальных учебных действий средствами предмета “Окружающий мир”».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_teme.docx | 76.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по теме:
«Формирование универсальных учебных действий средствами предмета “Окружающий мир”».
Результат учебной деятельности, в которой происходит усвоение научных понятий, - прежде всего изменение самого ученика, его развитие. В общем виде можно сказать, что это изменение есть приобретение ребёнком новых способностей, т.е. новых способов действий с научными понятиями.
Д.Б.Эльконин. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования как нормативный документ ориентирован на достижение основной цели общего среднего образования. Это цель – становления ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
Начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека.
В основных образовательных программах по новому Стандарту акцент делается не на содержание образования, а на его результатах. Результаты обучения носят интегративно-деятельностный характер и к окончанию начальной ступени могут быть представлены через:
- предметные грамотности (предметные результаты) в виде уровня освоения культурных (т.е. исторически сформировавшихся в человеческой культуре) средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжать обучение на последующих ступенях общего образования;
- универсальные учебные действия, лежащие в основании ключевых компетентностей (метапредметные результаты), которые в начальной школе проявляются в умении учиться (учебная грамотность), в учебном сотрудничестве (коммуникативная грамотность), в информационной грамотности;
- социальный опыт (личностные результаты), который обучающийся приобретает как в учебной деятельности, так и в общественно-полезной внеучебной практической деятельности.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет интегративный характер: объединяет природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания и формирует универсальные способы действий с объектами природы и основные способы взаимодействия с окружающим социальным миром. Вторая особенность, отличающая «Окружающий мир» от других предметных курсов начальной школы, состоит в том, что «Окружающий мир» решает задачи формирования мышления и сознания в условиях взаимодействия ребенка с «сопротивляющимся» объектом – природными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природных и социальных явлений, что и определяет успешность становления у него основ научного мышления.
В соответствии с целями, определенными ФГОС, в курсе предмета «Окружающий мир» обращается особое внимание на проведение практических работ, экскурсий, проектов, с одной стороны, и формирование умения работать с текстами и информацией – с другой.
Предмет «Окружающий мир» представляет собой полноценный образовательный концентр, в рамках которого учащиеся делают первый осмысленный шаг в освоении форм научного сознания. Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума, формирование целостной картины мира и осознание места человека в мире, получение опыта продуктивного содержательного общения с людьми, как представителями общества, и опыта взаимодействия с Природой.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах, а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов.
Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»
определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе тремя содержательными блоками (предметными линиями) «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», «Человек во времени».
К первой области относятся такие общие способы действия, как описание совокупности наблюдаемых признаков природного объекта, расположение группы объектов в порядке выраженности признака или состояния (порядковые шкалы), условное измерение – оценка выраженности признака или состояния, группировка объектов, выявление отношения между выраженностью свойств у разных объектов. Предметом действия являются такие признаки объектов как форма, цвет, длина, ширина, высота, объем, площадь, материал, скорость движения, численность группы объектов и пр.
Ко второй области относятся способы описания объекта, как имеющего пространственную структуру – это запись маршрута (последовательных точек пространства), картосхема, профиль и рельеф как плоские отображения трехмерной местности, разрезы (срезы) как изображения внутренней пространственной структуры объекта.
К третьей области относятся способы описания временных характеристик объектов – последовательности состояний, событий, измерения длительности промежутков между событиями, способы выявления и описания обусловленности изменений (наблюдение, эксперимент).
Освоение перечисленных способов действия делает возможным понимание учебных текстов основной школы по другим предметам и разворачивание активных форм освоения содержания естественно-научных предметов.
Информационная грамотность.
Одной из основных задач является:
- обеспечение грамотности чтения информационных текстов – способности различать факты, описанные в тексте, и мысли автора текста, т.е. реконструировать логику его размышлений, вставать на его точку зрения, а также использовать информацию из текста для решения собственных задач;
- получение, поиск и фиксация информации – учащиеся должны уметь пользоваться справочниками;
- понимание и преобразование информации;
- применение и представление информации – новые для учеников способы представления информации, осваиваемые на уроках «Окружающего мира»
- это разные формы схематической записи;
- оценка достоверности получаемой информации.
Исследовательское поведение.
В курсе предмета «Окружающий мир» разработаны практические работы познавательного характера. Они провоцируют и организуют исследовательское поведение: рассматривание и сравнение объектов как непосредственное (с привлечением разных органов чувств), так и опосредованное (с помощью инструментов – лупы, линейки и т.д.), описание объектов, решение задач и загадок.
Провокация исследования осуществляется с помощью противопоставления разных мнений учеников об одном и том же предмете; путем презентации загадочных в каком-то отношении изображений (грибы с отсутствием трубочек и пластинок под шляпкой); путем проблематизации (например, в задаче соотнесения домашних животных и их диких родственников; взрослых животных и их детенышей).
Духовно-нравственное воспитание.
Работа в данном направлении происходит через усвоение норм общения в классном и школьном коллективе. Кроме того может осуществляться в контексте изучения следующих тем:
- Органы чувств человека и животных. Слабовидящие и слабослышащие люди, их трудности, помощь им других людей. Ученики пытаются встать на точку зрения другого – посмотреть на мир глазами слабовидящих и слабослышащих людей.
- Окружающие люди – работники разных профессий. Значение труда в жизни человека и общества.
- Процесс как смена состояний объекта. Жизнь улицы. Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным).
Планируемые результаты освоения учебной программы
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желание участвовать в общих делах и событиях;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, семья, школа, учреждения культуры и пр.);
- установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
- способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.);
- способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
- способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курсах основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;
- опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;
- освоение средств и способов научно-познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств, репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей процессов).
Задачи и предмет курса «Окружающий мир» в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
Методологической основой для создания комплекта послужила теория развития деятельности, сознания, личности человека, разработанная в отечественной философии образования и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Э.В.Ильенков, В.В. Давыдов и др.). В организации начального обучения естествознанию и обществознанию учебники реализуют подход, отвечающий современным образовательным технологиям, прежде всего технологии развивающего обучения, разработанной в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина (теория учебной деятельности), Г.А.Цукерман (теория организации содержательного общения и оценивания).
В соответствии с требованиями ФГОС содержание входящих в учебно-методический комплект учебников, учебных и методических пособий направлено на развитие познавательных и созидательных способностей младшего школьника, воспитание у него интереса к учению, формирование желания и умения учиться, становление его как личности. Вместе с этим комплекты по курсу "Окружающий мир" призваны обеспечить решение задач воспитания у учащихся позитивного отношения к научному знанию, выращивания способности самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, быть компетентным в решении задач, предъявляемых жизнью в современном быстро меняющемся мире.
Основной задачей компонента "Окружающий мир" в системе Эльконина-Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой решаются также следующие задачи:
- первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
- ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении);
- формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
- воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения знаний, умений и навыков. В процессе изучения "Окружающего мира" развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации, и прочие, а также специальные умения - устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т.д.
В предлагаемом курсе «Окружающий мир» учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова является постановка и решение учениками системы учебных задач. Постановка учебных задач возможна на практически любом материале. Поэтому тематическое содержание подбиралось так, чтобы:
а) материал соответствовал требованиям ФГОС НОО 2011 года,
б) ученики имели бы дело с чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений,
в) у детей сложилась картина мира, максимально близкая к современной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается).
Какое содержание должен освоить ребенок за все годы обучения в соответствии с программой предлагаемого курса?
В курсе первого класса ученики осваивают наблюдение, учатся описывать наблюдаемые объекты и процессы, применяя для поиска ответов на вопросы об окружающем мире уже известные им с дошкольного детства способы: спрашивание, чтение, практические пробы.
Основной способ действий, осваиваемый ребенком в ходе обучения в течение четырех лет начальной школы, - экспериментирование. В начале второго года обучения дети открывают этот способ в наиболее общем простом виде. Работая всем классом или в группе, к концу второго класса ученики становятся способными формулировать предположения об условиях того или иного процесса и воссоздавать эти условия для проверки на опыте (на материале несложных задач учебника и рабочей тетради). Проведение наблюдений и опытов требует от учащихся освоения способов описания и измерения природных объектов и процессов (2 класс), а затем представления результатов измерений в виде простых таблиц, схем, диаграмм, карт, разрезов и других знаковых форм (начиная с 3 класса). Освоение способов представления данных возможно как на естественнонаучном материале, так и на материале обществознания, поскольку в социальных науках также активно используются эти знаковые формы (для характеристики общественного мнения, демографических явлений, исторических явлений – например, исторические карты, и т.п.).
В четвертом классе ученики учатся проводить мысленный эксперимент, выдвигая и обосновывая гипотезы, которые не могут быть проверены экспериментально (гипотезы о смене дня и ночи, смене фаз Луны, форме Земли и пр.). Они проверяют свои предположения с помощью разнообразных моделей (часть 1 учебника).
На основе полученных знаний о строении Солнечной системы ученики делают выводы о смене сезонов, распределении природных зон (часть 1 учебника) осваивают календарь (часть 2 учебника). Это позволяет перейти к анализу исторического прошлого.
Исследуя следы прошлых тысячелетий и столетий, ученики овладевают способами работы со шкалами времени, знакомятся со способами реконструкции исторических событий (пропедевтика истории), различают позиции естествоиспытателя и историка (подготовка к разделению курса «Окружающий мир» на курсы «Природоведение» и «История» в 5 классе) – часть 2.
В ходе усвоения содержания курса способности детей к анализу и научному решению вопросов об окружающем мире развиваются. Систематическая умственная работа по превращению собственных ощущений и наблюдений в знаковые формы, доступные для понимания других людей, и обратная работа – по «чтению» знаковых форм, в которых запечатлен опыт, мысли и чувства других людей, - развивает способности воображения, понимания, вводит детей в пространство высокого общественного сознания.
Материал и форма заданий учебников и рабочих тетрадей определяются возрастными особенностями младших школьников. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр. Особенно много таких заданий в первом классе, так как в возрасте 6-7 лет происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Обращается особое внимание на проведение практических работ и экскурсий, с одной стороны, и формирование умения работать с информационными текстами, с другой.
Курс предполагает широкое использование дискуссий, работы детей в группах, парной работы.
Специфика учебников, связана с основным принципом системы Эльконина-Давыдова: невозможность сообщения ученикам в готовом виде того, что должно стать предметом их собственных открытий. Поэтому в каждой главе учебника есть вводная часть, предназначенная для постановки задачи, материал, необходимый для ее решения, и основные выводы. Само открытие, которое происходит в классе, словами учебника не транслируется. Описание этого процесса и необходимых результатов работы класса приводится в методическом пособии для учителя.
Обучение курсу «Окружающий мир» в начальной школе по представленным учебным комплектам обеспечивает готовность учащихся к дальнейшему образованию, достижение необходимого уровня читательской грамотности и предметного опыта, знаний и умений, формируя:
- достаточный уровень знаний об объектах и явлениях природы и общественной жизни, умения использовать эти знания в стандартных и нестандартных учебных и внеучебных ситуациях; умение осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках (объяснение учителя, учебник, дополнительная литература, словари, сеть Интернет), анализировать эту информацию и обобщать ее;
- умение участвовать в диалоге в ситуации учебного и повседневного общения, высказывать и аргументировать собственную точку зрения; создавать несложные монологические высказывания на доступные темы, составлять несложные письменные тексты в форме инструкции, описания результатов собственного исследования и рассуждения по изученным темам;
- умение извлекать и толковать информацию, представленную в различных знаковых формах (информационный текст, включающий ряды, классификации, картосхемы, разрезы, профили, простейшие диаграммы и графики), что обеспечивает готовность к восприятию учебных материалов для средней школы; пользоваться словарями и другими справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;
- сформированность общеучебных умений и универсальных учебных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы учащихся, таких как участие в постановке и решении классом учебной или учебно-практической задачи, моделирование, нахождение адекватного способа решения задачи, действия контроля, самооценки и самоанализа.
Опираясь на достигнутые к концу начальной школы образовательные результаты курса «Окружающий мир», ученики будут готовы к продолжению обучения в средней школе: изучению курсов природоведения, истории, биологии, географии, физики, химии, астрономии, как в рамках системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, так и любой другой образовательной системы.
Организация работы детей в группах.
Задания, которые предлагаются детям, часто удобнее решать не индивидуально, а в группах. Это действительно необходимо на тех этапах движения, когда основное открытие классом уже сделано, но первые шаги по его освоению каждому отдельному ребенку еще трудны. Или тогда, когда для выполнения задания требуется проделать несколько действий, и можно сделать это быстрее и эффективнее, разделив работу между участниками группы. Или тогда, когда выполнение задания требует одновременного удерживания нескольких позиций (ролей), например, исполнителя и контролера.
Работа детей в группах необходима как промежуточный этап между открытием нового способа действий, происходящим в рамках общей дискуссии, и индивидуальной работой детей по освоению нового способа. Работая в группе, дети окончательно уясняют новый способ действий, активно участвуют в выполнении задания, контролируют работу друг друга. Вместе с тем, ответственность за правильность выполнения задания не лежит на ком-то одном, а распределяется между всеми участниками групповой работы. Это позволяет детям в комфортных для себя условиях освоить новое и перейти к индивидуальной работе с пониманием и некоторым накопленным опытом действий.
Организация моделирования.
Работа по поиску способов действий всегда сопровождается моделированием, то есть фиксацией открытого способа действий в некоторой схеме (модели). Схема способа действий позволяет детям строить свою работу при столкновении с новым материалом, выделять единое общее отношение в разных условиях, служит планом действий.
В данном курсе существуют два плана моделирования, которые должен различать учитель: первый - это более или менее детализированные схемы способов действий. Цель схематизации открываемых детьми способов действий - фиксация этих способов и последующее закрепление их сразу как общих для решения большого класса задач.
Второй план моделирования - это закрепление выделенных существенных отношений объекта в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов. Каждый "цикл" совместных исследований, проводимых детьми и учителем на физическом, ботаническом, геологическом и т.д. материале, может завершаться (как любое научное исследование) созданием модели изучаемого объекта.
Работа со схемой наблюдения (и схемами других способов действий) начинается уже на первых уроках, в тот момент, когда дети ищут способы ответов на вопросы о природе. Уже тогда на доске появляется схема, состоящая из знаков вопроса, ответа (восклицательный знак) и символа, означающего способ получения ответа. По мере освоения способа наблюдения эта схема детализируется. Потом появляется символ ряда (шкалы) там, где требуется сравнить объекты по выделенному свойству, и символ классификации. Обозначение смены состояний объекта с помощью стрелки (от прошлого к будущему) завершает схему наблюдения.
На втором году обучения это схема экспериментирования и схема измерения.
Задания, связанные с моделированием:
- рассказать, что показывает схема или тот или иной знак
- составить схему нужного способа ("Что ты собираешься делать?") из нарисованных на карточках символов;
- предложить свои обозначения для чего-либо;
- найти ошибку в нарисованной учителем или другим ребенком схеме;
- дополнить или изменить схему в соответствии с задачей;
- объединить схемы, нарисованные по-разному, но означающие одно и то же;
- выполнить действия в порядке, показанном на схеме;
- высказать свои предположения о том, что мы сможем наблюдать, если, действительно объект устроен так.
Среди этих задач есть достаточно простые, доступные любому нормальному ребенку младшего школьного возраста, а есть сложные, выполнение которых может вызывать трудности и у взрослых. Тем не менее, сама попытка совершить такие действия иногда важнее полученного или не полученного результата.
Организация контроля и оценки.
Курс предполагает безотметочное обучение. Вместе с тем ведется работа с самооценкой детей. Для этого в рабочих тетрадях предусмотрены шкалы для самооценки (линеечки, лесенки). Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям (иногда целесообразно попросить самих детей сформулировать, что именно они будут оценивать: красоту выполнения, правильность – соответствие инструкции, умение – владение способом действий, «Насколько я понял задание» и «Насколько мне было интересно») Далее дети переходят на бальную оценку (в разных бальных шкалах),
Также в курсе организован контроль со стороны детей за происходящим в классе. Этому помогает введение знаков согласия-несогласия (+, -, ?).
Организация работы с текстами.
Начиная практически с первых дней обучения, дети сталкиваются на уроках с текстами. При встрече с текстом организуется специальная работа детей с ним, начиная с первых, наиболее простых, заданий и постепенно включая весь арсенал:
1) коротко сказать, о чем этот текст;
2) ответить на 1-2 содержательных вопроса по тексту;
3) придумать и записать название;
4) выделить маркером главные слова;
5) разбить текст на смысловые части;
6) для каждой смысловой части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить смысл этой части;
7) вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованному значкам, картинкам или ключевым словам;
8) составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);
9) составить свой текст, предварительно написав подсказки;
10) разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста.
11) выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту;
12) составлять простые тексты-инструкции;
13) составлять простые тексты-описания;
14) составлять простые тексты-рассуждения;
15) составлять простой план текста из отдельных предложений;
16) искать на картах страны и мира те географические названия, которые встретились в тексте;
17) задавать вопросы к тексту;
18) достраивать текст самостоятельно.
Специфика содержания предмета «Ознакомление с окружающим миром» требует организации занятий не только в классе, но и на пришкольной территории, в природном парке, библиотеке, в лесу. Экскурсии носят сезонный характер, проводятся на пришкольном участке, объекты наблюдений находятся на одном маршруте, хотя маршруты могут меняться в зависимости от задач экскурсии.
В первом и во втором классах организуются экскурсии на пришкольной территории, в 3-4 классах с выходом за пределы школьной территории.
Цели и задачи проведения экскурсий:
- различать и осмысливать, какими способами можно получать ответы на вопросы о природе
- организация процесса наблюдения в природе и его описание;
- практика в наблюдениях и описании ощущений; наблюдать за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.
- наблюдать переход природных объектов из одного состояния в другое;
- учить детей выделять и фиксировать прошлое и настоящее состояние объекта наблюдения – процесса;
- фиксировать процесс перехода от прошлого к настоящему в символической записи процесса
- учить изображать особенности изменения природы художественными средствами;
- экспериментировать, используя различные условия экскурсий в разные времена года
- осваивать простейшие способы измерений
- организовать посильную практическую деятельности детей в природе
- организовать сбор природного материала для проведения уроков
В данной программе учитель не дает готовых знаний, ученики под руководством учителя на экскурсиях наблюдают природу, формулируют и задают вопросы, выдвигают гипотезы о происходящих в природе процессах. Наблюдения, сделанные во время экскурсий, на уроках являются основой для размышлений и рассмотрений способов изучения живой природы.
Анализ учебных материалов по предмету «Окружающий мир» (с характеристикой формирования УУД).
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе
К концу первого года обучения планируется достижение некоторых личностных результатов, включающих готовность обучающихся к саморазвитию, обучению и познанию, а также некоторые социальные компетенции; некоторых метапредметных результатов, обеспечивающих основу умения учиться, и предметных результатов, включающих освоенный опыт действий, а также систему основополагающих элементов научного знания.
Основные личностные результаты:
- осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома;
- уважительное отношение к другим ученикам, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе;
- установка на безопасное поведение (следование инструкции по проведению практической работы, понимание необходимости культурного и безопасного поведения на улице);
- осознание несовершенства человека, проявляющееся, например, в особенностях работы его органов чувств (в сравнении с разными животными);
- понимание необходимости уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и необходимости помогать им (на примере слабовидящих и слабослышащих людей).
Основные метапредметные результаты:
На уровне индивидуальной работы:
регулятивные:
- умение совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии;
- умение работать по предложенному плану, использовать учебник;
- умение оценивать результат своей работы с помощью линеечек или лесенок – по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы;
познавательные:
- умение находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного;
- различение способов получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, поиск в информационных источниках);
- умение прослушать короткий информационный текст, получив представление о его содержании (коротко сказать, о чем этот текст, соотнести текст и иллюстрации к нему);
коммуникативные:
- умение выслушать говорящего ученика или учителя;
- умение обращаться к классу (группе), высказывая свое мнение;
На уровне совместных действий (работы в группе, паре, в общеклассной работе):
- умение договориться о том, кто будет выступать от группы;
- умение взаимодействовать в целях решения поставленной задачи;
- умение показать готовность группы к следующему этапу работы.
Основные предметные результаты:
На уровне индивидуальной работы:
- умение делить объекты на искусственные и естественные, естественные – на живые и неживые; понимание условности этого деления;
- знание классификации растений на культурные и дикорастущие; на деревья, кустарники и травы; умение привести примеры подобных растений;
- знание классификации животных на диких и одомашненных; умение привести примеры подобных животных;
- умение различать органы чувств человека, называть их работу (функцию) и приводить примеры ощущений, получаемых разными органами чувств;
- умение характеризовать наблюдаемый объект по признакам формы, размера, цвета, запаха, вкуса и т.п.;
- умение строить ряд (порядковую шкалу) из естественных или искусственных объектов по заданному критерию, находить ошибки в построении ряда по известному критерию;
- умение делить объекты на группы по заданному критерию, описывать объект на основе его принадлежности к группе;
- умение описывать объект по предложенному плану;
- знание (различение и называние) явлений природы, связанных с сезонными изменениями;
- умение читать (толковать) схематические записи процессов.
На уровне совместных действий (работы в группе, паре, в общеклассной работе):
- умение составлять план наблюдения/описания;
- умение составлять схемы процессов (знаково-символическая запись).
Основные педагогические задачи первого года обучения:
1) введение детей в способы совместной работы;
2) организация осмысления детьми собственного опыта действия с предметами, взаимодействия с людьми, животными и растениями; а также способов получения ими ответов на вопросы об окружающем мире (спрашивание, получение информации из книг, наблюдение);
3) игровая подготовка к творческим поисковым действиям в проблемной ситуации;
4) расширение чувственного опыта детей, развитие умений делать схематические рисунки, составлять простые схемы;
5) привлечение внимания детей к изменениям, происходящим вокруг (процессы, явления).
Таким образом, учебный процесс в первый год обучения строится не в полном соответствии с принципами организации учебной деятельности, хотя некоторые подобные сходные моменты в нем можно увидеть. Собственно учебная деятельность начинается со второго года обучения, и первая учебная задача этого курса – задача начала второго года обучения по открытию экспериментирования как нового способа действий. И тем не менее особое внимание учителя уже в первом классе должно быть обращено на способы действий детей, а не на материал, который предложен для уяснения и отработки этих способов.
Для достижения планируемых личностных результатов важно, чтобы материалы учебника стали значимыми для ребенка, наполненными его личностными смыслами. Именно поэтому каждая глава учебника – это не изложение готового знания, а ресурс для получения этого знания. В начале главы представлен вводный текст, который ставит проблему, озадачивает или готовит к постановке проблемы в классе, осуществляя предварительное знакомство с предметом будущего совместного исследования. На следующих страницах представлен материал, с помощью которого можно обнаружить новый способ действия, либо применить, освоить уже известный, выполняя практическую работу. Следуя указаниям методического пособия, учитель организует общую дискуссию (выдвижение предположений или обсуждение мнений), совместную работу учеников в группах или в парах, практические пробы. Заканчивая урок, ученики подводят итог сделанной работе, формулируют, что нового узнали, чему учились и чему научились. Небольшой итоговый текст каждой главы «Что нужно знать» помогает выделить существенное – то, что нужно запомнить. Благодаря тому, что новые знания и умения приобретаются учеником в ходе собственной разнообразной активной работы – поиска, обсуждения, практических проб, отстаивания собственного мнения, - они становятся личностно значимыми, окрашенными эмоциями и вызывают у учащихся неподдельный интерес к дальнейшему изучению природы и истории родной страны.
Парная, а немного позднее групповая работа способствуют активизации и результативности обучения учащихся. И материалом для такой совместной работы сначала являются простые, близкие и интуитивно понятные ученикам предметы: окружающие растения, животные, вещи, собственное тело. Постепенно круг рассматриваемых предметов и явлений расширяется.
Для достижения метапредметных образовательных результатов в учебники включены задания на самостоятельное получение необходимой информации для решения учебных и познавательных задач. В учебнике для 1 класса они появляются, начиная со стр. 16-17. Выполняя задания на этой странице в классе, под руководством учителя, ученики сталкиваются с тем, что какую-то часть задания они могут сделать, а какую-то нет (не уверены, правильно ли это). Учитель помогает им сформулировать вопросы, на которые нужно попробовать найти ответы. Предполагается, что ученики обратятся с вопросами к взрослым, заглянут в книги, которые есть в классе и дома. Учитель не задает это в качестве домашнего задания, но выражает позитивное отношение к активным действиям учеников по поиску информации.
Формирование читательской грамотности обеспечивается, прежде всего, системой заданий по работе с информационным текстом, сложность которых постепенно нарастает от класса к классу. К концу 1 класса это задания:
- коротко сказать, о чем этот текст;
- соотнести текст и иллюстрации к нему;
- найти непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту;
- найти ключевые слова в тексте.
Уже в 1 классе от детей требуется умение не только анализировать тексты различных функциональных типов, стилей и жанров, воспринимать, осмысливать их содержание, но и создавать собственные высказывания, формулировать мнение.
Важнейшей особенностью данной предметной линии учебников является то, что разнообразные знаковые формы представления информации, принятые в современных информационных текстах, «изобретают», решая учебные задачи, сами ученики. Поэтому такие способы представления информации, как классификация и ряд, схема наблюдения(1 класс), план эксперимента и измерительная шкала (2 класс), таблица, диаграмма, разрез, картосхема и др. (3 класс), - не являются для них инородными, навязанными, а органично вписываются в последующие информационные тексты учебника.
Существенным основанием для формирования читательской грамотности является широта представления в учебниках разнородных текстов, которые ученики анализируют, получая нужную информацию. Это художественные тексты, - например, тексты загадок; стихотворения и художественные описания; научно-популярные тексты; справочные тексты. В учебниках огромное количество авторских текстов – все они разных стилей, избыточные или с недостатком данных, с выраженным мнением автора. Работа с такими текстами приучает ученика к активному вычитыванию информации, толкованию текста, формирует позитивно-критическое отношение к печатному слову.
Содержание учебника обеспечивает также формирование других универсальных учебных действий, таких как поиск способов решения задач и выбор наиболее эффективного, умение осуществлять контроль и оценивать свои учебные достижения. Это можно проиллюстрировать отдельными заданиями учебника. Однако в первую очередь эти метапредметные результаты достигаются благодаря использованию целостного комплекта учебных и методических материалов в единой системе организации учебного процесса.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» во 2 классе
Основные личностные результаты:
- осознание себя учеником школы, выражающееся в интересе к ее устройству, правилам и нормам поведения, другим ученикам и работникам школы и желании участвовать в общих делах и событиях;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность придти на помощь; знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе; умение работать в паре с более старшим учеником и сверстником; умение дружно работать в группе, договариваться, выбирать представителя от группы для доклада; умение слушать другого ученика в ходе общеклассной дискуссии;
- установка на безопасный образ жизни (следование правилам техники безопасности при проведении опытов, измерений; следование правилам дорожного движения; знание правил действий при пожаре);
- опыт планирования режима дня, составления других планов действий (в рамках заботы о членах семьи, трудовых дел).
Основные метапредметные результаты:
регулятивные:
- умение вместе с другими учениками составить план эксперимента и под руководством учителя провести несложный опыт;
- умение вместе с другими учениками предложить способы проведения измерений для решения разнообразных задач и провести эти измерения с помощью простых средств и измерительных приборов;
познавательные:
- способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (спрашивая, планируя наблюдение, проводя эксперименты, читая справочную литературу); работать с информацией, представленной в виде шкал и классификаций, простых схем;
- умение составлять рисуночный (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос);
- способность представить результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая несложные информационные тексты по готовому плану;
коммуникативные:
- умение высказывать свои мысли, вступать в беседу;
- умение слушать и понимать других;
- умение договариваться о правилах общения;
Основные предметные результаты:
- представление о познаваемости окружающего мира научными методами (наблюдение, эксперимент, измерение);
- освоение средств и способов прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов (пространственных характеристик, массы, времени, твёрдости минерала, направления и силы ветра, количества и интенсивности осадков, облачности, температуры воздуха и тела и пр.).
- опыт применения экспериментирования для получения ответов на вопросы об окружающем мире;
- опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач (определение момента события и длительности процесса, определение параметров объекта, выбор объекта с заданными характеристиками и пр.)
- различение и описание свойств материалов и определение применимости материалов для решения разных задач;
- осознание родственных и дружеских отношений, своего места в жизни и истории семьи, роли своей семьи в жизни и истории города (села);
Учебные задачи 2 года обучения
Первый год обучения естествознанию по системе четырехлетнего начального образования предполагал только подготовку учащихся к учебной деятельности.
Учебный процесс на первом году обучения строился не в полном соответствии с принципами организации учебной деятельности, хотя в нем можно было увидеть и моменты совместного поиска, и активную практическую и познавательную деятельность детей, и игру. Собственно учебная деятельность начинается со второго года обучения.
Первая учебная задача этого курса ставится в начале второго года обучения. Ее решение приводит к открытию экспериментирования как нового способа действий. Кроме этой, центральной, или главной, учебной задачи курса (потому что все остальные открытия будут только конкретизацией, развитием этого первого открытия), на протяжении второго года обучения предполагается поставить и решать еще одну учебную задачу — на открытие способа измерения.
В курсе математики 1 класса ученики различают величины (длину, ширину, площадь, объём) — и другие свойства и признаки предметов — те, которые нельзя измерить, но можно назвать словом, — например, цвет, форму, материал. Однако существует ещё одна группа свойств предметов и явлений, которые нельзя измерить, но, в отличие от формы и материала, можно сравнить по величине. Таковы, например, освещённость, сила ветра, нагретость предметов (температура). Измерить их можно только условно, применив особую процедуру построения измерительной шкалы, шкалы измерительного прибора. В курсе окружающего мира ставится и решается задача поиска этой процедуры
Таким образом, на втором году обучения ставятся и постепенно решаются две учебные задачи — на открытие и освоение простейшего экспериментирования и на открытие и освоение способа измерения.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе
К концу третьего года обучения планируется достижение личностных результатов, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, обучению и познанию, а также социальные компетенции; метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и предметных результатов, включающих освоенный опыт деятельности, а также систему основополагающих элементов научного знания.
Основные личностные результаты
- осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой Родине (городу, селу, региону), выражающееся в интересе к ее природе, культуре, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- осознание различий между людьми в их потребностях, образе жизни и интересах, внешнем виде и пр. и необходимости взаимопонимания и конструктивного сотрудничества для достижения общих целей (толерантность, взаимопомощь);
- установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни; знание своего адреса, умение обратиться за помощью.
Основные метапредметные результаты:
регулятивные:
- умение совместно с учителем определять учебную проблему, составлять план;
- способность различать способ и результат своих действий;
- умение оценить результаты своей работы по разным критериям и содержательно сравнить разные способы работы;
познавательные:
- способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (в том числе, в готовых электронных информационных ресурсах);
- способность критически относится к источникам информации и их надёжности;
- умение работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.);
- умение составлять текст-инструкцию;
- умение различать в информационном тексте факты (описания) и гипотезы, мнения, теории (объяснения);
коммуникативные:
- умение выражать свои мысли устно и письменно;
- умение принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
- умение выполнять различные роли в группе.
Основные предметные результаты
- представление о планете Земля: о странах и континентах, Мировом океане; городах и природных ландшафтах России; формах рельефа местности; масштабных природных явлениях;
- освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных: умение строить и читать маршруты, картосхемы, планы, простейшие графики и диаграммы (столбчатые, площадные и круговые), профили и разрезы, таблицы;
- опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (ориентирования на местности - выбор направления движения, определение длины предстоящего пути, определение местонахождения; планирования маршрута; предъявления результатов своих наблюдений и опытов другим ученикам и взрослым; определения внутренней структуры объекта и пр.);
- знание названий 3-4 рек России, 3-4 горных массивов, 3-4 крупных озёр, 3-4 морей, омывающих берега России; умение показать на карте эти объекты и границу России на политической и физической карте;
- знание названий форм рельефа местности, умение показать их на физической карте и других картосхемах;
- представление о процессах роста и развития человека, условиях правильного роста и развития, знания о мерах гигиены и профилактики заболеваний.
Для достижения планируемых личностных результатов важно, чтобы материалы учебника стали значимыми для ребенка, наполненными его личностными смыслами. Именно поэтому каждая глава учебника - это не изложение готового знания, а ресурс для получения этого знания. В начале главы представлен вводный текст, который ставит проблему, озадачивает или готовит к постановке проблемы в классе, осуществляя предварительное знакомство с предметом будущего совместного исследования. На следующих страницах представлен материал, с помощью которого можно открыть новый способ действия, либо применить, освоить уже известный.
Материалом для парной и групповой работы сначала являются простые, близкие и интуитивно понятные ученикам предметы: окружающие растения, животные, вещи, собственное тело. Постепенно круг рассматриваемых предметов и явлений расширяется, а в третьем классе ученики размышляют о взаимосвязях в природе, начиная понимать ценность существования жизни на Земле. Обсуждая такой серьезный предмет, как взаимосвязи в обществе, ученики формируют свои первые представления об истории России, ощущая гордость за ее народ, понимание ценности человеческой жизни.
Уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, культура поведения и взаимоотношений в сообществах разного типа начинает формироваться в тот момент, когда ученики класса предстают друг перед другом как представители разных народов, имеющих свою богатую культуру, ценные традиции, которые можно перенять друг у друга. Важно также, что ученики, получая информацию из разнообразных авторских текстов, осознают, что эти знания получены учеными разных стран, как российскими (большая часть текстов), так и зарубежными.
Для достижения метапредметных образовательных результатов в учебник включены задания на самостоятельное получение необходимой информации для решения учебных и познавательных задач. Формы поиска становятся разнообразнее (по картам, в библиотеке, в сети интернет).
Существенным основанием для формирования читательской грамотности является широта представления в учебниках разнородных текстов, которые ученики анализируют, получая нужную информацию. Это художественные тексты, научно-популярные тексты, тексты справочные.
Содержание УМК обеспечивает также планомерное формирование других универсальных учебных действий, таких, как поиск способов решения учебной задачи и выбор наиболее эффективного, его представление в виде определенного алгоритма действий, умение осуществлять контроль и оценивать свои учебные достижения. Это можно проиллюстрировать отдельными заданиями учебника.
На материале, связанном с ростом и развитием человека, гигиеной и профилактикой, ученики применяют свои умения строить и читать графики и разрезы, таблицы и схемы. Они отрабатывают умения извлекать нужную информацию, представленную в этих компактных формах, получая представления о здоровом образе жизни и правильном питании.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе
К концу четвертого года обучения планируется достижение личностных результатов, включающих готовность обучающихся к саморазвитию, обучению и познанию, а также социальные компетенции; метапредметных результатов, обеспечивающих основу умения учиться, и предметных результатов, включающих освоенный опыт деятельности, а также систему основополагающих элементов научного знания.
Основные личностные результаты:
- осознание себя членом общества со своими правами и обязанностями и гражданином Российского государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре и истории, её героям, учёным, общественным деятелям; знание государственных символов России, следование принятым нормам поведения в отношении государственных символов;
- осознание себя во времени, как человека, являющего участником или очевидцем разных природных и социальных событий, потомка других людей, участника истории страны;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений и истоков их возникновения, культура поведения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- установка на безопасный здоровый образ жизни (безопасное поведение в природе, на улицах города и в других общественных местах; знание правил оказания первой помощи при заболевании или лёгкой травме; умение различать свои ощущения и сообщить о них врачу; знание правил охраны Природы и экологически грамотного отношения к Природе).
Основные метапредметные результаты
на уровне идивидуальной работы:
регулятивные:
- умение совместно с учителем определять учебную проблему, составлять план;
- умение, работая по плану, сверять свои действия с целью;
- способность отличить неизвестное от известного; умение выбрать себе задание для тренировки; способность прогнозировать ход изучения объектов и процессов (в рамках выстроенной модели);
познавательные:
- умение осуществлять информационный поиск в разнородных информационных источниках и разными способами;
- опыт использования знаково-символических средств и создания моделей изучаемых объектов и процессов (на материале объяснения астрономических явлений), опыт работы с моделями изучаемых объектов (глобус, модель Солнечной системы);
- умение измерять время разными мерами, работать с разными временными шкалами, соотносить год с веком и тысячелетием; умение пользоваться календарём;
- опыт решения общеклассных и межвозрастных проектных задач; умение представлять продукт своей индивидуальной и групповой деятельности;
- основы читательской грамотности: умение читать информационные тексты, вычитывая необходимую для решения задачи информацию, понимая смысл прочитанного, умея выделить разные точки зрения по тексту, продолжить логику автора текста;
- умение описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая тексты-описания (в разных жанрах) и тексты-рассуждения.
на уровне совместных действий (работы в группе, паре, в общеклассной работе):
- умение преобразовывать модели изучаемых объектов и явлений с целью получения нового знания (для решения новых задач);
- способность искать способ действия в ситуации новой задачи;
коммуникативные:
- умение выражать свои мысли устно и письменно (кратко);
- умение принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
- умение выполнять различные роли в группе;
Основные предметные результаты
на уровне идивидуальной работы:
- представление общекультурной картины природного мира: мир как развивающаяся Вселенная, в которой есть наша Галактика с Солнечной системой и планетой жизни – Землей; знание названий других планет Солнечной системы, умение характеризовать существенные условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло и свет Солнца, почва);
- опыт объяснения астрономических явлений; использование глобуса и теллурия для прогнозирования природной зональности;
- представление общекультурной картины социального мира (исторически развивающееся общество с его нормами и законами, человек – как член общества с его правами и обязанностями); начальные представления об истории страны, умение назвать и кратко описать 3-4 события истории России; назвать основной закон нашей страны, перечислить государственные праздники, различать государственную символику России;
- опыт анализа археологических находок – выдвижения собственных гипотез о событиях прошлого и их проверки по текстам летописей и современных учёных-исследователей;
- опыт анализа причинных связей процессов, взаимосвязей в неживой и неживой природе, между живой и неживой природой (в частности, опыт анализа и описания взаимосвязей в природном сообществе), анализа общественных и исторических явлений;
- начальные представления о человеческом теле, его строении и работе.
Если рассмотреть обучение в 4 классе более подробно, то логика разворачивания содержания такова:
1.На астрономическом материале дети учатся строить развернутые гипотезы о небесных явлениях (смена дня и ночи, фазы Луны, солнечные и лунные затмения) и проверять их в модельном эксперименте.
2.В ходе объяснения небесных явлений они приходят к современным представлениям о Солнечной системе. Глобус и теллурий рассматриваются как модели, демонстрирующие современные представления о форме, положении и движении Земли в Солнечной системе.
3.Изучая эти модели, ученики прогнозируют
а) смену сезонов на Земле;
б) распределение природных сообществ на Земле, и, соответственно изучают подробно явления смены времен года на территории нашей страны (преимущественно в режиме повторения) и природную зональность территории России.
4. Из рассмотрения характера движения Земли и Луны в Солнечной системе вытекает понимание способов измерения времени людьми (солнечные и лунные календари). Сравнивая эры календаря у разных народов, ученики впервые сталкиваются с историческими событиями.
5.Систематическое рассмотрение некоторых исторических событий через призму взглядов «историков» и «естественников» позволяет
а) познакомить детей с общей канвой исторического развития России от Древней Руси до современности;
б) различить учебные предметы «История» и «Природоведение», которые будут систематически изучаться далее в 5 классе. В ходе этой работы дети сталкиваются впервые с экологической проблематикой.
6. Рассмотрение в историческом аспекте роста численности населения Земли, развития техники и технологии, характера использования энергетических ресурсов, позволяет ученикам понять происхождение основных экологических проблем современности и определить собственную позицию по отношению к ним.
В таблице показана динамика универсальных учебных действий.
1 – 2 классы | 3 – 4 классы |
Регулятивные | |
- умение совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии; - умение работать по предложенному плану, использовать учебник; - умение оценивать результат своей работы с помощью линеечек или лесенок – по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы. | - умение совместно с учителем определять учебную проблему, составлять план; - умение, работая по плану, сверять свои действия с целью; - способность отличить неизвестное от известного; умение выбрать себе задание для тренировки; способность прогнозировать ход изучения объектов и процессов (в рамках выстроенной модели); - умение совместно с учителем оценивать свою работу. |
Познавательные | |
- умение находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного; - различение способов получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, поиск в информационных источниках); - умение прослушать короткий информационный текст, получив представление о его содержании (коротко сказать, о чем этот текст, соотнести текст и иллюстрации к нему); - умение составлять рисуночный (знаково-символический) план предложенного информационного текста, озаглавливать текст, находить незнакомые слова и определять их значение по словарю, находить в тексте нужную информацию (ответ на вопрос); | - умение осуществлять информационный поиск в разнородных информационных источниках и разными способами; - опыт использования знаково-символических средств и создания моделей изучаемых объектов и процессов (на материале объяснения астрономических явлений), опыт работы с моделями изучаемых объектов (глобус, модель Солнечной системы); - умение измерять время разными мерами, работать с разными временными шкалами, соотносить год с веком и тысячелетием; умение пользоваться календарём; - опыт решения общеклассных и межвозрастных проектных задач; умение представлять продукт своей индивидуальной и групповой деятельности; - основы читательской грамотности: умение читать информационные тексты, вычитывая необходимую для решения задачи информацию, понимая смысл прочитанного, умея выделить разные точки зрения по тексту, продолжить логику автора текста; - умение описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая тексты-описания (в разных жанрах) и тексты-рассуждения. на уровне совместных действий (работы в группе, паре, в общеклассной работе): - умение преобразовывать модели изучаемых объектов и явлений с целью получения нового знания (для решения новых задач); - способность искать способ действия в ситуации новой задачи; |
Коммуникативные | |
- умение выслушать говорящего ученика или учителя; - умение обращаться к классу (группе), высказывая свое мнение; На уровне совместных действий (работы в группе, паре, в общеклассной работе): - умение договориться о том, кто будет выступать от группы; - умение взаимодействовать в целях решения поставленной задачи; - умение показать готовность группы к следующему этапу работы. | - умение участвовать в диалоге в ситуации учебного и повседневного общения, высказывать и аргументировать собственную точку зрения; создавать несложные монологические высказывания на доступные темы; - умение составлять несложные письменные тексты в форме инструкции, описания результатов собственного исследования и рассуждения по изученным темам; - умение выполнять различные роли в группе; - разрабатывать общеклассные и межвозрастные проекты; представлять продукт своей деятельности и деятельности группы; |
Достижение личностных, предметных, метапредметных результатов не определяется лишь выполнением отдельных заданий учебника.
Такие результаты можно получить лишь в условиях постепенного складывания настоящего учебного сообщества, предполагающего совместно-разделенную учебную деятельность, возможность проявления инициативы и ответственности в учебной работе и практической деятельности, кооперацию, формы безотметочного оценивания. Такая организация педагогической и учебной работы возможна на основе комплексного использования всех учебных и методических материалов УМК.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Предмет «Окружающий мир» способствует формированию универсальных учебных действий, так как направлен на то, чтобы научить ребенка думать, уметь строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации, уметь решать учебные и практические задачи средствами предмета, что и составляет умение учиться, то есть учить самого себя.
Факторами, определяющими эффективность предлагаемого подхода к обучению, являются:
- особенности содержания предмета и логика построения курса, позволяющие формировать учебную деятельность;
- использование исследовательского метода в обучении;
- организация коллективно-распределенных форм деятельности;
- система отношений детей между собой и со взрослыми.
Очень важно чтобы главной функцией учителя являлось не поучать, а побудить к обучению, не оценивать, а анализировать. Учитель по отношению к ученику должен быть не источником информации, а организатором получения информации.
Предмет курса «Окружающий мир» в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.
Список используемой литературы.
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 31с. - (Стандарты второго поколения).
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
3.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
4.Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации// Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.
5. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе. Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. -72 с.
6. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. // под ред. А.Б.Воронцова. Пособие для учителя.- М., ОИРО, 2011.- 168 с.
7. Восторгова Е.В., Горбов С.Ф., Новлянская З.Н., Табачникова Н.Л., Чудинова Е.В. - Инновационный учебно-методический комплекс "Новая начальная школа" Сайт единой цифровой образовfтельной коллекции http://school-collection.edu.ru
8. Дусавицкий А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя/ А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2010.-288с.
9. Цукерман Г.А., Венгер А.П. – М., ОИРО, 2010. – 432 с.
10.Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Примерная программа по курсу «Окружающий мир» (1–4), (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010).
11. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир: Учебники для 1-4 классов/ - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015-2017.
12.Чудинова Е.В. Окружающий мир: Рабочие тетради для 1-3 классов. Тетрадь для тренировки и самопроверки, Тетрадь для практических работ (4 класс), Тетради для проверочных работ (1-4 класс) - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017.
13. Чудинова Е.В. Методика преподавания курса «Окружающий мир». 1 класс: пособие для учителя. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2013 - электрон. текст. дан.
14.Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир, 2-4 класс. Методические рекомендации для учителя. (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова), - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации по проблеме «Особенности обучения детей младшего и среднего школьного возраста по системе общего развития Л.В. Занкова»...
Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельности.
В основных требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом, выделяются универс...
Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова.
Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обу...
Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Планета Знаний» на уроках в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК «Планета знаний». Реализация требований ФГОС в УМК «Пла...
Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Начальная школа XXI века»
В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учит...
Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100»
Формирование универсальных учебных действий средствами системы «Школа 2100»https://yadi.sk/i/1CM-PYb6sbyqN...
Формирование универсальных учебных действий средствами предмета иностранный язык.
Индивидуальная программа педагогического поиска направлена на формирование коммуникативной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться иностранным языком в целях ...