Выступление на научно-практическом семинаре «Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» (по УМК «Школа 2100») Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»
статья по окружающему миру по теме
УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована системно, так что любой урок обеспечивает достижение этих результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_po_umk_shkola_2100.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на научно-практическом семинаре
«Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» (по УМК «Школа 2100»)
Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»
Панина А.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 179
УМК по окружающему миру гармонично сочетает предметные и личностные, метапредметные результаты. Предметные умения перечислены в программе, таблице требований дневника школьника Образовательной системы «Школа 2100», в начале каждого раздела учебника и рядом с каждым заданием в тетради для самостоятельных и итоговых работ. Метапредметные результаты (общеучебные умения) перечислены в дневнике школьника, а кроме того, являются составной частью методического аппарата учебника (об этом – чуть ниже).
УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована системно, так что любой урок обеспечивает достижение этих результатов.
Личностные результаты.
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять свое отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребенка, его нравственные установки и ценности. Этим целям служит целая линия развития в учебнике окружающего мира. Такие задания способствуют выращиванию у школьников своей личностной позиции, т.е. способствуют их личностному развитию.
Правила работы с такими заданиями подробно описаны в методических рекомендациях к учебникам «Окружающий мир
Приведем примеры заданий из учебника 1-го класса, направленных на формирование оценочной позиции.
Часть 1:
– Как ты думаешь, в какой семье вырастут добрые и заботливые утята? (С. 67)
– Подумай, чему бы ты хотел научиться у каждой семьи, а что сделал бы иначе. (С. 69)
Часть 2:
– На каких рисунках человек ведет себя как разумное существо? Где он ведет себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (С. 72)
– Оцени, правильно ли поступает девочка. Что она должна сейчас сделать как можно быстрее? (С. 73)
Познавательные УУД.
Первой целью предмета является знакомство с целостной картиной окружающего мира, то есть овладение умением его объяснять. При этом главную роль в учебниках Образовательной системы «Школа 2100» играют продуктивные задания. Правильный результат выполнения таких заданий нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Для того чтобы правильно решить задачу или ответить на творческий вопрос, ученикам приходится найти в учебнике нужную информацию, преобразовать ее и изложить собственными словами в виде размышления. Такие задания позволяют научить школьников применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.
Правила работы с продуктивными заданиями подробно описаны в методических рекомендациях к учебнику «Окружающий мир» для 1-го класса.
Ещё одна особенность, наиболее характерная для учебников окружающего мира, – принцип минимакса, согласно которому учебники включают не только обязательный для изучения учебный материал (минимум, который и проверяется в контрольных работах), но и дополнительный материал (максимум). На уроке школьники ищут ответ на сформулированный ими вопрос и учатся находить и выбирать нужную информацию, проверяя правильность своей работы с помощью вывода в рамке.
Приведем примеры продуктивных заданий из учебника 1-го класса.
Часть 1:
– Как ты думаешь, о чём говорят эти пословицы? Будет дождь — будут и грибки. Зима спросит, что припасено в осень. (С. 52)
Часть 2:
– Какие свойства живых организмов мы можем обнаружить у неживых предметов? А какими свойствами живых организмов они не обладают? Найди общие черты и различия в каждой паре рисунков. (С. 46)
– Лягушонок прыгал и кричал: «Я зелёный – значит, я растение!» Что ему ответил умный утёнок Кряк? (С. 53)
Регулятивные УУД.
В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью специальной статьи «Как работать по учебнику» для учеников, в которой подробно описано, как учиться по учебнику, а также с помощью специального методического аппарата. В частности, в учебнике имеются значки , которые предлагают ученикам проблемные вопросы для обсуждения и выводы в рамке, позволяющие проверить правильность и эффективность своих действий. Таким образом, школьники учатся сверять свои действия с целью, что является главной задачей этого этапа на предмете «Окружающий мир».
Правила работы в технологии проблемного диалога подробно описаны в методических рекомендациях к учебнику «Окружающий мир» для 1-го класса.
Коммуникативные УУД.
Формированию коммуникативных универсальных учебных действий посвящена система заданий, нацеленная на организацию общения в классе целиком, в паре или группе учеников. Эти задания снабжены значком .
Учебник способствует использованию разнообразных форм организации учебной деятельности. В нем предусмотрены совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Так, например, работая с учебниками окружающего мира в заданной методическими рекомендациями проблемно-диалогической технологии, учитель может использовать задания учебника для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебнике задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, поиске решения проблемы, закреплении знаний.
В методических рекомендациях к учебнику «Окружающий мир» для 1-го класса приведены три варианта уроков, один из которых использует работу в малых группах.
Например, уже с первых страниц учебника 1-го класса в нем приведены как сравнительно простые задания для фронтальной работы (Что это за сказка? Расскажите, кто здесь нарисован. Как волк помог Ивану-царевичу?), так и более сложные проблемные задания для совместного обсуждения (Как легче что-нибудь сделать: одному или вместе с друзьями?); наконец, задания для работы в паре, в которых четко прописана роль каждого ученика (Составь рассказ вместе с товарищем. Пусть один начнёт, а другой – продолжит). Позже, начиная со второй половины 1-го класса, появляются задания для работы в малых группах (Поиграй с друзьями в такую игру. Первый игрок: «Я не могу обойтись без книги, которую печатает для меня...» Второй игрок: «...работник типографии, который не может обойтись без...» – и так далее. Выбывает из игры тот, кто не смог продолжить цепочку.)
Подведём краткий итог всему вышесказанному.
Личностные результаты – все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Познавательные УУД – все продуктивные задания, то есть задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Регулятивные УУД – все задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат с выводом в рамке.
Коммуникативные УУД – все задания для работы в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД средствами учебного предмета"Литература"
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература » УУД Типы заданийЛичностные Оценивать и объяснять простые ситуации и...
Формирование УУД средствами учебного предмета
В статье раскрывается значенине формирования универсальных учебных действий у младших школьников. На примерах уроков русского языка и окружающего мира в 4 классе дается характеристика УУД....
Выступление на научно-практических конференциях, семинарах, МО
Выступление на научно-практических конференциях, семинарах, МО...
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО
3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО...
3. 1.Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта. Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО.
3.1. Выступления на научно- практических конференциях, семинарах, МО....
3.1. Выступление на научно-практических конференциях, семинарах, МО
для аттестации...
Выступления на научно-практических конференциях, семинарах.
Современному учителю необходимо не только повышать свой профессиональный уровень, но и транслировать опыт методической работы. Я делюсь накопленным педагогическим опытом с коллегами школы, города чере...