Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС клуб"Почемучки"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Программа клуба «Почемучки» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochka_1_klass.docx | 44.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лобановская средняя школа №11»
Принята на педагогическом совете протокол № 1от «30» августа 2017г. | Согласована заместитель директора по УВР __________ Т.М.Гераськина «01» сентября 2017 г. | Утверждаю директор школы ______ О.М.Краюшкина Приказ № от «01» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для 1 класса
Направление внеурочной деятельности: клуб «Почемучки»
Форма проведения занятий (кружок, клуб, проектная деятельность, экскурсии и т.д.)
Количество часов в год - 66 ч
Количество часов в неделю 2 ч
Составитель программы: Шершнева Е.Е.
Квалификационная категория: высшая
Ефремов
2017
I. Пояснительная записка
Программа клуба «Почемучки» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1-4 класса, предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, программа обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.
В результате расширения реализуются следующие учебные цели:
- Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи
- Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической культуры, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.
К числу основных задач данного курса относятся обогащение экологических предоставлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающимися примерами. Программа клуба, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять представления об окружающем мире;
- формировать опыт участия в природоохранной деятельности;
- формировать ответственность за свои поступки;
Развивающие:
- развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
- приобщить учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развивать навыки самостоятельной работы с ней.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;
В целом работа клуба «Почемучки» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении.
Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами работы в клубе «Почемучки» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
- доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка.
- предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
III. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
общее | на экскурсии | на практические работы | ||
1. | Я – школьник. | 4 | 1 | |
2. | Что такое природа? | 4 | 1 | |
3. | Почему происходит смена времен года? Чем отличается одно время года от другого? | 7 | 1 | |
4. | Какая бывает природа? | 34 | 1. | 4 |
5. | Как влияет человек на природу? Что такое круговорот веществ в природе? | 6 | ||
6. | А человек – это природа? | 3 | ||
7. | Человек – это хозяин или гость природы? Что такое глобус? | 4 | 1 | |
8. | Обобщение. О чем ты узнал на занятиях? Игры, конкурсы | 4 | 1 | |
Итого | 66 | 4 | 6 |
IV. Содержание программы
№ | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Я – школьник. Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Как сохранить свое здоровье? Знаешь ли ты свой организм? Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. | 4ч. | Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях. | Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
|
2. | Что такое природа? Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твердые тела, жидкости, газы. Примеры явлений природы. | 4 ч. | Наблюдать объекты и явления природы Характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
|
3. | Почему происходит смена времен года? Чем отличается одно время года от другого? Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме. Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой. Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц, весенние растения). Погода весной. Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных). | 7 ч. | Понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Вести дневник наблюдений. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года». Работать в группе. Выбирать вид деятельности | Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
4. | Какая бывает природа? Неживая и живая природа. Экология – наука о взаимосвязи. История возникновения науки. Среда обитания. Границы сред обитания. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Грибы и лишайники. Многообразие форм. Видовое разнообразие. Роль грибов и лишайников в природе. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. | 34 ч | Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Называть и узнавать виды изученных лишайников. Знать роль лишайников в природе. Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных и обсуждать полученные сведения. Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения. Уметь составлять экологическую сказку, не нарушая основных экологических правил. | Познавательные УУД
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
5. | Как влияет человек на природу? Что такое круговорот веществ в природе? Единство живой и неживой природы. Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края. | 6 ч. | Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества. Характеризовать влияние человека на природные сообщества. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения. Обсуждать в группах полученные сведения | Познавательные УУД
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
6. | А Человек – это природа? Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. | 3 ч. | Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу. Выполнять групповые задания | Познавательные УУД
У П логические Д
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
7. | Человек – это хозяин или гость природы? Что такое глобус? Правила поведения в природе. Географическая карта и план. | 4 ч. | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Составлять и читать план (карту) местности (пришкольный участок) | Регулятивные УУД
Личностные УУД
Познавательные УУД
У П логические Д
|
8. | О чем ты узнал на занятиях? Брейн-ринг «Что, где, когда?» | 4 ч. | Подводить итог своей деятельности (личной и коллективной) | Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
Календарно – тематическое планирование
№/п | Тема заседаний | Число часов | Форма проведения |
Я - школьник | 4 часа | ||
1 | Школьник и его жизнь в школе | 1 | Беседа учителя |
2. | Школьник и его жизнь в школе | 1 | Анкетирование |
3,4. | Как помочь самому себе (первая помощь при легких травмах) | 2. | Практическая работа№1 «Первая помощь при порезах, ожогах» |
Что такое природа? | 4 часа | ||
5,6 | Природа. Природные объекты. | 2 | Рассказ, презентация |
7. | Разнообразие веществ в окружающем мире | 1 | Беседа с учащимися |
8. | Разнообразие веществ в окружающем мире | Экскурсия в природу | |
Почему происходит смена времен года? Чем отличается одно время года от другого? | 7 часов | ||
9. | Смена времен года. | 1 | Рассказ учителя |
10. | Осень. Осенние месяцы. | 1. | Беседа, разгадывание загадок, поговорки |
11. | Зима. Зимние месяцы | 1 | Беседа, разгадывание загадок, поговорки |
12. | Природа осенью и зимой | 1 | Экскурсия в осенний лес |
13. | Весна. Весенние месяцы | 1 | Беседа, разгадывание загадок, поговорки |
14. | Лето. Летние месяцы | 1 | Беседа, разгадывание загадок, поговорки |
15. | Природа весной и летом | 1 | Раскрашивание раскрасок «Времена года» |
Какая бывает природа? | 34 часов | ||
16.17 | Неживая и неживая природа | 2 | Рассказ учителя |
18,19 | Наука экология | 2. | Рассказ учителя |
20. | Вода в природе, водоемы, их разнообразие | 1. | Беседа, сообщения учащихся |
21. | Свойства воды | 1 | Практическая работа№2 «Свойства воды» |
22. | Экология водных ресурсов | 1 | Показ презентации, беседа с учащимися |
23. | Воздух, свойства воздуха | 1 | Беседа, сообщения учащихся |
24. | Свойства воздуха | 1 | Практическая работа№3 «Свойства воздуха» |
25 | Экологические проблемы загрязнения воздуха | 1 | Показ презентации, беседа с учащимися |
26. | Полезные ископаемые, их значение | 1 | Рассказ учителя, рассматривание коллекции «Горные породы и минералы» |
27. | Виды полезных ископаемых | 1 | Практическая работа№4 «Свойства полезных ископаемых» |
28. | Почва, её состав | 1. | Рассказ учителя |
29. | Экологические проблемы почвы | 1 | Показ презентации, беседа |
30. | Растения, их разнообразие | 1. | Рассказ учителя, сообщения учащихся, пословицы, загадки |
31,32. | Деревья, кустарники, травы | 2 | Беседа, сообщения учащихся |
33,34. | Дикорастущие и культурные растения | 2. | Беседа, сообщения учащихся |
35,36. | Растения Тульской области | 2. | Беседа, сообщения учащихся, показ презентации |
37. | Части растения | 1 | Показ презентации |
38. | Части растения | 1 | Практическая работа №5 «Работа с гербариями» |
39. | Грибы и лишайники | 1. | Рассказ учителя |
40. | Съедобные и несъедобные грибы | 1 | Рассказ учителя, чтение справочника грибника |
41,42 | Животные, их разнообразие | 2 | Рассказ учителя, презентация |
43, 44 | Питание животных | 2 | Рассказ учителя |
45,46 | Дикие и домашние животные | 2 | Сообщения учащихся, презентация |
47. | Животные Тульского края | 1 | Презентация |
48,49 | Животные Тульской области, занесенные в Красную книгу | 2 | Сообщения учащихся |
Как влияет человек на природу? Что такое круговорот веществ в природе? | 6 часов | ||
50,51. | Единство живой и неживой природы | 2. | Рассказ учителя |
52,53. | Влияние человека на природу | 2. | Сообщения учащихся |
54,55 | Круговорот веществ в природе | 2 | Показ презентации |
А человек – это природа? | 3 часа | ||
56. | Человек – часть природы | 1 | Беседа |
57. | Зависимость жизни человека от природы | 1 | Беседа |
58. | Охрана природных богатств | 1 | Показ презентации |
Человек – это хозяин или гость природы? | 4 часа | ||
59,60 | Правила поведения в природе | 2. | Рассказ учителя |
61. | Географическая карта и глобус | 1 | Рассказ учителя |
62. | Географическая карта и глобус | 1. | Практическая работа №6 «Работа с географической картой и глобусом» |
О чем узнал на занятиях? | 4 часа | ||
63-66 | Игры, конкурсы | 4. | Экскурсия в природу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочие программы по внеурочной деятельности 3 класс ФГОС
Рабочие пргограммы по внеурочной деятельности 3 класс ФГОС: - общекультурное направление "Страна Этикета",- художественно - эстетическое "Волшебный карандаш"- общеинтеллектуальное направление "Ко...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Планета Почемучек для 1-4 классов
Программа курса « Планета Почемучек » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас», предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окруж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Планета Почемучек для 1-4 классов
Программа курса « Планета Почемучек » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас», предусмотренным федеральным компонентом государственного стандарта в области окруж...
рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Клуб юных математиков"
Программа разработана на основе программы по математики к учебникам М.И. Моро....
Рабочие программы и внеурочная деятельность. 1 класс. ФГОС.
Программы для 1 класса.ФГОС...