Программа кружка «Юный корреспондент»
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Юный корреспондент»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе негосударственной примерной программы: Европейская школа корреспондентского обучения. Программа рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
Цели:
- Введение полиязычия в начальном звене через развитие движения юных корреспондентов.
- развивать коммуникативные качества личности ребенка;
- предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
- выйти на создание школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте.
- отправление статей в СМИ («Кэскил», «Юность Севера» и.т.д)
Задачи:
- предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
- отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
- систематизировать знания о жанрах публицистического стиля;
- способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
- предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
- стилистические особенности газетных жанров;
- специфику профессии журналиста;
- основы редактирования;
- структуру газеты.
Уметь:
- создавать творческие работы публицистического стиля;
- моделировать газету;
- редактировать текст.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа внеурочной деятельности «Журналистика»
№ | Название темы | Теорети-ческое занятие | Практи-ческое занятие | Форма контроля |
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ (3 часа) | ||||
1 | Микромир редакции | 1 | ||
2 | Защита данных и изображения | 1 | ||
3 | Официальные лица. Права и обязанности журналиста | 1 | Круглый стол «Журналист и законодательство» | |
ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа) | ||||
4 | Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. | 1 | ||
5 | Как находить нужную информацию. | 1 | ||
ИФОРМАЦИЯ (2 часа) | ||||
6 | Чем является информация. Типы информации. | 1 | ||
7 | Что такое лид? Способы написания лидов. | 1 | Написать лид к своей статье. | |
ИНТЕРВЬЮ (1 час) | ||||
8 | Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов. | 1 | Написать интервью в школьную газету. | |
РЕПОРТАЖ (3 часа) | ||||
9 | Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. | 1 | Написать репортаж в школьную газету. | |
10 | Техника работы. | 1 | ||
11 | Техника письма. | 1 | ||
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа) | ||||
12 | Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. | 1 | ||
13 | Заглавие в тексте. | 1 | ||
14 | Графическое оформление текста. | 1 | Сдать статью с графическим оформлением. | |
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа) | ||||
15 | Комментарий: презентация единого факта. | 1 | ||
16 | Структура рецензии. Критика и рецензия. | 1 | ||
17 | Фельетон. | 1 | ||
18 | Эссе. | 1 | Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор). | |
НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час) | ||||
19 | Кем является Читатель? | 1 | ||
ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа) | ||||
20 | Фотоинвентарь и его использование. | 1 | ||
21 | Снимок – символ. | 1 | ||
22 | Фоторепортаж. | 1 | Сделать фоторепортаж. | |
23 | Авторские и смежные права. | 1 | ||
КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час) | ||||
24 | Редакция. | 1 | ||
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа) | ||||
25 | Как планировать номер. | 1 | ||
26, 27 | Правка и редактирование текстов. | 1 | 1 | Работа с текстом. |
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час) | ||||
28 | Типы газет. | 1 | ||
РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов) | ||||
29 | Рекламный текст в печати. | 1 | ||
30 | Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. | 1 | Составить рекламный текст. | |
31 | Спонсоринг, бартерная договорённость. | 1 | ||
32 | Язык рекламных текстов. | 1 | ||
33 | Профессиональная этика. | 1 | ||
РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час) | ||||
34 | Как основать свою газету. | 1 | Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета» |
Программа внеурочной деятельности «Журналистика»
4 класс
№ | Название темы | Теорети-ческое занятие | Практи-ческое занятие | Форма контроля |
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ (3 часа) | ||||
1 | Микромир редакции | 1 | ||
2 | Защита данных и изображения | 1 | ||
3 | Официальные лица. Права и обязанности журналиста | 1 | Круглый стол «Журналист и законодательство» | |
ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа) | ||||
4 | Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. | 1 | ||
5 | Как находить нужную информацию. | 1 | ||
ИФОРМАЦИЯ (2 часа) | ||||
6 | Чем является информация. Типы информации. | 1 | ||
7 | Что такое лид? Способы написания лидов. | 1 | Написать лид к своей статье. | |
ИНТЕРВЬЮ (1 час) | ||||
8 | Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов. | 1 | Написать интервью в школьную газету. | |
РЕПОРТАЖ (3 часа) | ||||
9 | Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. | 1 | Написать репортаж в школьную газету. | |
10 | Техника работы. | 1 | ||
11 | Техника письма. | 1 | ||
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа) | ||||
12 | Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. | 1 | ||
13 | Заглавие в тексте. | 1 | ||
14 | Графическое оформление текста. | 1 | Сдать статью с графическим оформлением. | |
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа) | ||||
15 | Комментарий: презентация единого факта. | 1 | ||
16 | Структура рецензии. Критика и рецензия. | 1 | ||
17 | Фельетон. | 1 | ||
18 | Эссе. | 1 | Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор). | |
НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час) | ||||
19 | Кем является Читатель? | 1 | ||
ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа) | ||||
20 | Фотоинвентарь и его использование. | 1 | ||
21 | Снимок – символ. | 1 | ||
22 | Фоторепортаж. | 1 | Сделать фоторепортаж. | |
23 | Авторские и смежные права. | 1 | ||
КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час) | ||||
24 | Редакция. | 1 | ||
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа) | ||||
25 | Как планировать номер. | 1 | ||
26, 27 | Правка и редактирование текстов. | 1 | 1 | Работа с текстом. |
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час) | ||||
28 | Типы газет. | 1 | ||
РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов) | ||||
29 | Рекламный текст в печати. | 1 | ||
30 | Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. | 1 | Составить рекламный текст. | |
31 | Спонсоринг, бартерная договорённость. | 1 | ||
32 | Язык рекламных текстов. | 1 | ||
33 | Профессиональная этика. | 1 | ||
РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час) | ||||
34 | Как основать свою газету. | 1 | Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета» |
Литература для учителя
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
- Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989.
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.
Литература для учащихся
- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
- Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.
- Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
- Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
- Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юные писатели", учитель-логопед Бакулина В.Л.
Цель кружка «Юные писатели» для четвёртых классов – научить детей писать изложения и сочинения разных типов и стилей речи. Занятия кружка проводятся два раза в неделю. На занятиях кружка школьники усв...
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...
Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...
Рабочая программа кружка "Юный цветовод".
Тематическое планирование....
Программа кружка "Юный корреспондент" для учащихся 3-4 класса
По целям обучения данная программа - социально-педагогическая. Цели программы: - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития; - при...
ПРОГРАММА РАБОТЫ ЮНЫХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ «ВОТ ЭТО ДА!»
Программа кружка рассчитана на 34 часа. Планируется проводить 1 занятие в неделю, по два часа каждое. Данная программа поможет детям реализовать свои литературные способности, научит грамотно излагать...
Методическая разработка программы ОДОД "Юный корреспондент"
Направленность программы - социально-педагогическая - направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуг...