ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы.
статья на тему


Данная статья отражает опыт деятельности учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_in-ta.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы.

Цифровые образовательные технологии.

Автор Фельдман Н.В., учитель высшей

квалификационной

категории МБОУ «ЦО №40»  Тулы

       Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты. Стандарт для начальной школы был зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22 декабря 2009 года и вступил в силу 1 сентября 2011 года по всей стране. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Сейчас все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений связанных с освоением  учебного предмета не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае ребенок становится активным участников обучения или, как говорят психологи, ее субъектом. Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности  обращается  особое внимание: «На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

       Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась до недавнего времени действующая система образования. Информатизация пронизывает  все сферы жизни современного ребенка. Информатизация как социальное явление  имеет свою историю и традицию. Электронные средства активно входят в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Возможности использования электронных и цифровых средств позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Цифровые и электронные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, обеспечивают личностно-ориентированный подход. Компьютерные программы приучают к  самостоятельности, развивают навык самоконтроля. В этой статье пойдет речь о применении цифровых образовательных технологий в практике работы учителей прогимназии №1 г. Тулы.

       Сначала определимся, что же такое цифровые и электронные образовательные ресурсы. Цифровые и электронные образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для учебного процесса.

       В нашем учреждении создана высокотехнологичная среда. Она включает:

  1. компьютерную технику (компьютерный класс, электронные средства обучения);
  2. единое информационно образовательное пространство, как образовательного учреждения , так и в целом мировое;
  3. современные технические средства (мобильный мультимедийный комплекс для сопровождения учебно-методических мероприятий, цифровая фото и видео техника, интерактивная учебная доска, электронные средства обучения);
  4. использование систем дистанционного обучения;
  5. использование презентационных средств. Таких как проекторы, интерактивные доски, интерактивные приставки, цифровые лаборатории, цифровые микроскопы).

       Использование цифровых и электронных ресурсов позволяет сформировать активную позицию у учащихся, перевести процесс познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно, использовать интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, словари, энциклопедии) и образовательными сообществами (учителя, образовательными учреждениями).

       Применение в образовательном процессе ЦОРов и ЭСОв снимает технические и содержательные ограничения: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделирования  умело сочетается с  возможностью распространения своего педагогического опыта в глобальных компьютерных сетях.  Для творчески работающих, целеустремленных педагогов прогимназии №1 ЦОРы и ЭСО предоставили отличные возможности для обновления  авторских учебных курсов (Фельдман Н.В. разработала и усовершенствовала авторскую программу «Словесное творчество», которая успешно реализуется в течении десятка лет), а также для создания индивидуальное образовательной траектории учащегося (Фельдман Н.В. разработала  диагностику уровней сформированности универсальных учебных действий и использует результаты проведенных диагностических обследований для коррекции текущей работы).

       Возможности представляемые комплектом ЦОРов:

  • помощь учителю при подготовке к уроку:
  1. компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов (моделирование процессов и явлений, которые не могут быть продемонстрированы в учебных условиях;
  2. эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов (сбор, обработка и передача  информации о реально протекающем процессе);
  3. автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе учебной деятельности учащихся (подготовка контрольных и самостоятельных работ (Фельдман Н.В. разработала и результативно применяет 3 вида разноуровневых контрольно-измерительных материалов по математике для 2, 3, 4 классов);
  4. подготовка творческих заданий (Фельдман Н.В. разработала и активно внедряет авторскую программу «Словесное творчество»,  занятия по которой предполагают сочинения прозаического и лирического характера);
  5. подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
  6. обмен результатами деятельности с другими учителями визуализация в виде графиков, диаграмм изучаемых закономерностей через Интернет и переносимую внешнюю память (Фельдман Н.В. является активным накопителем «Копилки достижений», «Творческой мастерской» на сайте МБОУ «ЦО № 40» г. Тулы.
  •  помощь учителю при проведении урока:
  1. демонстрация подготовленных цифровых объектов (визуализация в виде графиков, диаграмм изучаемых объектов) через мультимедийный проектор);
  2. использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
  3. компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
  4. индивидуальная исследовательская и творческая деятельность учащихся с ЦОРами на уроке.

       С появлением компьютера педагогические методики изменяются, то есть процесс обучения перестает быть «перекачкой» знаний (линейное построение взаимодействия учитель-ученик). Он перерастает в процесс управления деятельностью ученика. Компьютерное обучение позволяет, используя цифровые информационные ресурсы образования, возможности телекоммуникаций создавать принципиально новую образовательную среду, в которой ученику предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления или процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой,  способствует реализации индивидуального подхода в обучении.

Возможности предоставляемые для развития личности:

  • развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и др.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;
  • развитие мотивационной сферы: формирование потребностей – в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности, воспитание  мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и др.)Э мотивов достижения;
  • развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
  • развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умения владеть собой, обучение знаниям  как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;
  • формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся – разъяснение им смысла предстоящей деятельности – актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний – стимулирование целеполагания – создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских  действий – помощь и коррекция деятельности – оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.

       Я считаю одним из наиболее существенных достижений компьютерного обучения возможность, предоставляемую учителю в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время или максимального объема знаний за заданное время. Данный подход позволяет организовать процесс обучения как управляемую деятельность учащегося по комплексному изучению явлений, процессов окружающей действительности в рамках содержания образования.  Из трех вариантов компьютерного обучения, которые выделяет Селевко Г.К., в подавляющем большинстве на уроках, внеклассных занятиях и мероприятиях классного и школьного уровня мы используем «проникающую» технологию (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач). Как «монотехнологию» мы используем при планировании, диагностики, мониторингах образовательной деятельности, а также все управление образовательным процессом в учреждении построено с компьютерным обеспечением. При планировании образовательного процесса можно опираться на разные режимы управления познавательной деятельностью при компьютерном обучении. Мы применяем:

  • Непосредственное управление: компьютер предъявляет обучаемому учебную задачу, обучаемые могут задавать вопросы, только относящиеся к данной учебной задаче, характер помощи обучаемому определяет компьютер.
  • Опосредованное управление: компьютер не предъявляет учебную задачу, а ставит перед обучаемым проблему, которую те должны оформить в виде учебной задачи; в общении с компьютером допускаются игровые ситуации; в качестве учебных предъявляются задачи на моделирование различных учебных и социальных ситуаций, допускающие множество решений.
  • Динамическое управление: предъявленная компьютером учебная задача решается обучаемым совместно с компьютером; характер и меру помощи определяют как обучаемый, так и компьютер;
  • Управление, при котором компьютер играет роль средства учебной деятельности обучаемых: учебную задачу ставит обучаемый, характер и вид помощи также определяет он. В случае затруднений обучаемый может передать управление компьютеру (последний в процессе диалога уточняет затруднения, которые испытывает обучаемый, и выдает требуемую помощь).

Блок получения информации: научно-популярные статьи, тексты первоисточников, фрагменты учебника, иллюстрации, анимации и другие мультимедиа-компоненты, мультимедийные уроки-презентации. Сюда можно отнести уроки особой организации. Это урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает ее по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять  правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Составленные школьниками задачи в дальнейшем используются в классной работе или могут быть предложены для самостоятельной работы в виде домашнего задания Урок-исследование, в ходе которого учитель предлагает самостоятельно провести небольшое исследование и в результате выработать модель решения практических учебных задач данного вида. Фельдман Н.В. разработала и провела серию уроков-исследований по русскому языку, математике, литературному чтению. Также Фельдман Н.В. разработала презентации к урокам русского языка, литературного чтения, к внеклассным занятия по окружающему миру, О нашем городе-герое Туле, о Тульском кремле.

Виртуальная галерея: видеофрагменты, анимации, реалистические и синтезированные изображения, звуковые объекты. Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго. Компьютерные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовывать Фельдман Н.В. разработала презентации со звуковым сопровождением для Выпускных вечером; для расширения кругозора учащихся в своей работе я широко использую музейную педагогику. В этом направлении создан  «портфолио», как теперь принято говорить, на классических русских и зарубежных художников, поэтов, писателей;  созданы видеофильмы о проведении русских традиционных праздников «Рождество», «Святки», «Масленица», «троица».

Справочные материалы: графики и диаграммы, биографии ученых, Интернет-ссылки с аннотациями. У учителей МБОУ  «ЦО №40»  (в том числе и у Фельдман Н.В. , которая является разработчиком большинства диагностического материала) весь контрольно - измерительный материал представлен в виде графиков и диаграмм.

Аттестация: наборы вопросов и задач, задания для исследовательской деятельности. Все объекты организованы в соответствии с поурочным планированием к УМК, утвержденным ФГОСами.

Формы и методы организации учебного процесса с использованием ЦОРов

       Цифровой образовательный ресурс, имеющийся в МБОУ прогимназии №1 дает каждому учителю возможность использовать этот ресурс различными способами в зависимости от поставленных учебных целей.

 

Один компьютер + проектор на класс:

- демонстрация учителем отдельных мультимедиа-объектов по теме;

- демонстрация учителем мультимедийных презентаций по теме урока;

- «живая» демонстрация учителем различных способов решения задач;

- использование компьютера учеников (группой) при защите проекта для демонстрации результатов своей работы – презентации.

Два ученика – один компьютер:

- фронтальные лабораторные работы;

 - групповое исследовательское задание;

- групповое творческое задание;

- интерактивное обучение способам решения задач.

Один ученик – один компьютер:

- индивидуальное исследовательское задание;

- индивидуальное творческое задание;

- интерактивное обучение способам решения задач;

- компьютерное тестирование.

       В заключении хочется предложить вашем вниманию несколько выводов. Вот  они:

Дидактические функции средств компьютерных телекоммуникаций

Этот вид электронных и цифровых средств обучения позволяет нам учителям-практикам:

  1. организовывать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной и практической, творческой деятельности;
  2. организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых;
  3. организовать сеть дистанционного обучения;
  4. оперативно обмениваться информацией, идеями, планами, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
  5. формировать навыки подлинной исследовательской деятельности;
  6. формировать у учащихся при организации групповой работы коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию;
  7. формировать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать   ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на сколько угодно большие расстояния;
  8. создавать подлинную языковую среду, способствующую созданию естественной потребности в общении на иностранном языке – отсюда потребность в изучении иностранных языков;
  9. способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на  основе приобщения к самой широкой информации культурного, гуманистического плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и перспективы внедрения ФГОС в работу учителя окружающего мира

В статье приведены  проблемы, возникающие при внедрении ФГОС второго поколения и перспективы его использования. Но все же многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиона...

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы".

Выступление на районной августовской конференции педагогических работников по теме: "Опыт работы по ФГОС НОО: первые итоги, проблемы и перспективы"....

доклад на МО "ФГОС глазами учителя"

доклад для методического объединения учителей начальных классов...

ФГОС: первый опыт, проблемы и перспективы

Презентация по стандартам 2 поколения.Начальная школа...

Реализация ФГОС НОО: проблемы и перспективы

     Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Что п...

ФГОС глазами учителя: проблемы и перспективы

Проблемы и перспективы введения в ФГОС при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Эссе «ФГОС глазами учителя или взгляд изнутри»

За годы работы я пришла  к выводу, что у учителя есть удивительная возможность помочь вырасти каждому ребёнку. Помочь  вырасти  тем  цветком, от которого  будет веять добром...